Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Презенты от ресторана: что отражать в учете

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Презенты от ресторана: что отражать в учете

 

Посетитель приобретает в ресторане блюдо и в качестве презентов бесплатно получает печенье и напитки. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете такую раздачу презентов?

(г. Первомайск)

 

По нашему мнению, данная операция с точки зрения учета не должна ничем отличаться от бесплатной рекламной раздачи образцов товаров, о чем мы писали ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60, с. 12). В этом случае не должно вводить в заблуждение то, что презенты выдаются посетителю не «просто так», а в придачу к блюду, за которое посетитель заплатил. Ибо совершенно очевидно, что выдача покупателю презента направлена прежде всего не на то, чтобы увеличить порцию оплаченного блюда, а на то, чтобы стимулировать посетителя купить блюдо в следующий раз. Итак, порядок учета в данном случае не будет ничем отличаться от бесплатной рекламной раздачи товаров. Обратите также внимание, что если в качестве презентов будут выступать алкогольные напитки, то при раздаче таких презентов налоговики хотят видеть у ресторана «алкогольную» лицензию, как и при продаже (ЕБНЗ, разд. 10.05).

Налоговый учет:

а) налог на прибыль. Ввиду действующего определения продажи товаров (п.п. 14.1.202 НКУ), бесплатная передача также подпадает под понятие продажи. До недавнего времени вопросы о том, надо ли при угощении посетителя отражать доход, оставались неоднозначными. Благодаря выходу в свет Обобщающей налоговой консультации по порядку определения дохода и расходов по операциям по бесплатной передаче товаров (работ, услуг), утвержденной приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 581 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 29), данный вопрос следует считать урегулированным. Согласно разъяснениям налоговиков, если плательщик налога на прибыль бесплатно предоставляет товары (работы, услуги) независимо от статуса получателя, доход от реализации товаров (работ, услуг) определяется по обычной цене.

Мы в основном выражали согласие с данной позицией налоговиков, за исключением того, что, по нашему мнению, доход не должен возникать в том случае, если получателем является плательщик налога на прибыль по той же ставке, что и даритель. Однако в нашей ситуации это маловероятно.

В отношении расходов отметим, чтобы снять все вопросы по поводу того, что расходы на изготовление таких презентов связаны с хоздеятельностью, ресторану целесообразно оформить порядок и условия бесплатной раздачи презентов специальным приказом руководителя. В этом случае бесплатная раздача презентов, вне сомнения, будет считаться рекламой* в понимании ст. 1 Закона о рекламе. В свою очередь, расходы на рекламу хотя и относятся к расходам двойного назначения (п.п. 140.1.5 НКУ), но никаких ограничений в их отношении НКУ не предусмотрено, а поэтому согласно п.п. 138.10.3 НКУ они в полном объеме включаются в состав расходов на сбыт и отражаются в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль.

* Такой подход к бесплатной раздаче разделяют и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 11; ЕБНЗ, разд. 110.07.20).

В то же время в указанной выше Обобщающей налоговой консультации говорится о том, что при бесплатной передаче плательщик имеет право включить в расходы себестоимость таких товаров (работ, услуг), причем это вовсе не связано с рекламными расходами. Если придерживаться этой позиции в отношении рекламных раздач, то в налоговом учете отражение расходов должно происходить дважды — как «рекламных» и как расходов по бесплатной передаче, поскольку рекламная раздача отличается от обычной бесплатной передачи, и должны быть в более привилегированном положении. Однако, строго говоря, такой вывод в отношении расходов из НКУ не следует, и расходы, возникающие по обычной бесплатной передаче, следовало бы считать нехозяйственными. К тому же непонятно, как отнесутся к подобному задвоению расходов контролирующие органы при проверке. Учитывая все это, рекомендуем получить по данному вопросу индивидуальное налоговое разъяснение;

б) НДС. Операция по бесплатному распространению товаров, с точки зрения п.п. 14.1.191 НКУ, считается поставкой товаров, а потому, если ее место находится на таможенной территории Украины (п. 186.1 НКУ), такая поставка, в общем случае, подпадает под объект обложения НДС (п.п. «а» п. 185.1 НКУ). Что касается базы налогообложения, то она, как правило, должна соответствовать обычной цене (в том числе при раздаче импортного товара, ввезенного другим лицом).

Момент возникновения налоговых обязательств подчиняется общим правилам (п. 187.1 НКУ), в связи с чем им, как правило, будет выступать дата отгрузки. На эту дату распространитель должен составить налоговую накладную. Поскольку товар раздается конечному потребителю (неплательщику НДС), то, на наш взгляд, составление налоговой накладной должно подчиняться общим правилам (как при поставке неплательщику НДС), с той лишь разницей, что его следует осуществлять не на каждую передачу, а по итогам таких передач за день (п. 8.4 Порядка № 1379).

Что касается налогового кредита, то в общем случае плательщик вправе сформировать налоговый кредит при покупке/изготовлении/ввозе товаров (работ, услуг), которые планируется использовать (1) в облагаемых НДС операциях, (2) в пределах хозяйственной деятельности, (3) при наличии корректно заполненной и при необходимости зарегистрированной налоговой накладной (кроме ввоза). При этом изложенная выше информация позволяет говорить о соответствии рекламной раздачи товаров условию о «хозяйственности» (поскольку в конечном счете реклама осуществляется с целью получения доходов).

Несмотря на представленные аргументы, налоговики выдвигали по этому вопросу фискальное мнение, основываясь на том, что рекламное распространение товаров якобы не связано с хозяйственной деятельностью (ЕБНЗ, разд. 130.18). Надеемся, в скором времени они изменят свой подход, особенно учитывая то, что в части налога на прибыль ГНСУ признает бесплатное распространение товаров (причем не только рекламное) хозяйственной деятельностью. Должно «подтолкнуть» к признанию в этом случае права на налоговый кредит также то, что ранее налоговики говорили о возможности формировать налоговый кредит при покупке товаров, использующихся при проведении приемов, презентаций и праздников (см. письмо ГНАУ от 20.10.2010 г. № 22314/7/16-1517-16). Суды в «докодексное» время также принимали в этом вопросе сторону плательщиков (см., например, определения ВАСУ от 17.10.2012 г. № К/9991/28963/12 и от 17.10.2012 г. № К/9991/26262/11). Учитывая это, до тех пор, пока позиция ГНАУ не изменится, убеждать налоговиков в правомерности увеличения налогового кредита придется с помощью судебных органов.

Бухгалтерский учет. Прежде всего, обратите внимание: несмотря на то что презенты, как правило, не включаются в меню, на них обязательно должна оформляться технологическая карта, как и на любое другое блюдо, изготовляемое заведением ресторанного хозяйства (п. 2.3 Правил № 219). Продукты, из которых изготовляют презенты, списываются на основании Акта о реализации и отпуске изделий кухни (по приложению 8 к Методрекомендациям № 157 ), а данные из него переносятся в Отчет о движении продуктов на кухне (приложение 13 к Методрекомендациям № 157). При угощении посетителей презентами стоимость этих презентов отражается в составе расходов на сбыт (счет 93), однако доход (в отличие от налогового учета) не отражается, поскольку не выполняются условия получения «бухучетного» дохода.

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше