Темы статей
Выбрать темы

Спецсчета, повальная регистрация налоговых накладных и не только

Смердов Виталий, Бобро Анатолий
Закон № 1621* сейчас на слуху. И если вы его уже видели, то понимаете почему ☺. В немалой степени это обусловлено изменениями, которые он внес в НДС-учет. Причем, как сказал знакомый аудитор: чтобы разобраться с военным сбором, без рюмки не обойтись… но чтобы понять изменения в НДС, потребуется вся бутылка ☺. Шутки шутками, но цель, которую преследуют эти изменения, очень серьезная — борьба с «налоговыми ямами». Ваша задача не менее серьезна — разобраться во всем этом. Уверены, вы с ней справитесь, а поможет вам в этом данная статья. Удачи!

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

Закон № 1621 вступил в силу 3 августа — на следующий день после его официального опубликования в газете «Голос України», 2014, № 146. Но внимание! Это касается не всех его положений. Для НДС самые значимые изменения произойдут лишь с 1 января 2015 года (правда, изначально нардепы планировали ввести их раньше — с 1 ноября, но потом передумали).

База налогообложения — не ниже цены покупки!

Сбылась мечта налоговика… Законодатель установил минимальную планку для базы обложения НДС. С 1 января 2015 года ее придется применять и юрлицам, и предпринимателям, причем, увы, в большинстве операций. Как ее определить? В общем случае несложно. Так, для поставки:

1) товаров/услуг — это цена покупки таких товаров/услуг;

2) необоротных активов — это балансовая (остаточная) стоимость по данным бухучета на начало отчетного периода, в течение которого осуществлялась такая операция. Если же учет необоротных активов отсутствует — то исходя из обычной цены. Заметьте: поскольку все юрлица должны вести бухучет, включая и учет необоротных активов, данное уточнение ввели для физлиц-предпринимателей. Только вот как определить такую обычную цену, как и прежде, неизвестно**.

** Об этой проблеме читайте в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69.

Исключений из этого правила всего два: поставка товаров/услуг по госрегулируемым ценам (к примеру, изделий медицинского назначения, лекарственных средств и т. п.) и поставка газа для нужд населения. М-да, не густо… ☹

Больше законодатель ничего не сказал, поэтому додумывать придется самим. Что ж, не впервой ☺. Предлагаем вам уделить внимание следующим нюансам:

1) минимальная планка касается лишь базы обложения НДС. Цену же вы можете установить, по общему правилу, какую угодно, в том числе ниже такой планки. То есть, главное, чтобы бюджет не пострадал ☺;

2) в торговле проблем с минимальной планкой возникнуть не должно, в отличие от сферы производства. Дело в том, что для производства готовой продукции вы покупаете сырье, услуги и т. п. На что же тогда ориентироваться при ее поставке? Как вариант, можно настаивать на том, что минимальную планку в этом случае вообще применять не нужно. Но не исключено, что налоговики займут другую точку зрения и будут настаивать на применении минимальной планки исходя из сумм стоимостей товаров/услуг, попавших в себестоимость готовой продукции. Что ж, время покажет.

И еще одно. Само собой, вас интересует переходный аспект. Здесь все будет стандартно.

Применять минимальную планку придется только к тем операциям, первое событие по которым наступит 1 января 2015 года и позже

Исключение составляет кассовый метод по НДС. В этом случае ориентироваться нужно будет на дату поступления оплаты.

НДС-отчетность — лишь в электронной форме

С 1 января НДС-отчетность можно будет подавать только в электронной форме (п. 49.4 НКУ*). Это новшество можно было бы назвать существенным… но подавляющее большинство плательщиков уже давно поступает так J. Единственный вопрос: как быть неплательщикам, получающим услуги от нерезидентов? Надеемся, налоговики на них данное правило распространять не будут. Формальное обоснование для этого подхода можно найти в п. 49.4 НКУ, который привязывается к плательщикам.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Увеличен порог для обязательной НДС-регистрации

С 1 января он повысится с 300 тыс. грн. до 1 млн грн. Это хорошо, но, в основном, для тех, кто хочет работать на общей системе, сохраняя за собой «безНДСный» статус. В остальном нардепы ничего не меняли.

Тем, кто захочет добровольно «соскочить» с НДС-регистрации, теперь тоже надо ориентироваться на порог в 1 млн грн. за последние 12 месяцев работы в статусе НДС-плательщика.

Спецсчета по НДС

Система электронного администрирования НДС (далее — СЭА) — одно из новшеств, с которыми вы столкнетесь в следующем году. Пока что об этой системе вам важно знать вот что.

Во-первых, в ней будут собираться сведения о суммах НДС, которые проходят через вас, а также о том, на какую сумму НДС вы вправе выдавать налоговые накладные. Да-да, именно так: с января данная сумма будет ограничена L. Подробнее об этом вы прочтете дальше.

Во-вторых, уплачивать НДС вы будете не напрямую с текущего счета, а через специальный счет в СЭА

Что это за счет? По сути, это тот же банковский счет, но с особым режимом использования. Вам его откроют налоговики, причем сделать они это должны самостоятельно, без вашего участия. Это касается как действующих плательщиков НДС (в том числе тех, кто будет зарегистрирован до 1 января), так и ставших на НДС-учет после 1 января.

Как будет работать этот счет? Сумму, требуемую для погашения НДС-обязательств, вы будете перечислять со своего текущего счета на него. А в бюджет эта сумма будет попадать уже без вашего участия. Если точнее, то налоговики будут передавать в банк, в котором открыты счета в СЭА, специальный реестр, и уже на основании его этот банк перебросит соответствующие суммы в бюджет (п. 200.2 НКУ). Остается надеяться, что данный механизм не создаст проблем, в том числе задержек при перечислении НДС в бюджет (особенно если учесть, что нормы об ответственности за несвоевременную уплату налогов никто не пересматривал). Но в любом случае, учитывая появление дополнительной ступеньки на пути следования НДС в бюджет и, как следствие, увеличение временного лага, перечислять его придется загодя, не оттягивая до последнего дня.

В-третьих, средства, которые попадут на ваш счет в СЭА (о том, в каких случаях это потребуется, вы сможете прочитать дальше), можно будет использовать только для уплаты НДС. На уплату обязательств по другим налогам направить их, к сожалению, не получится. При этом источником уплаты НДС, как и сегодня, смогут выступить также любые собственные средства, а также суммы переплаты денежных обязательств, в том числе по другим налогам и сборам.

В-четвертых, п. 2001.4 НКУ предусматривает, что на счет в СЭА зачисляются, в частности, средства:

1) с собственного текущего счета в сумме НДС, полученного от продажи товаров/услуг в наличной форме или при осуществлении бартера;

2) с собственного текущего счета в сумме НДС, начисленного согласно п. 198.5 НКУ.

Получается, что сам факт осуществления этих операций создает для вас обязанность перебросить сумму НДС на счет в СЭА. Видимо, нардепы нацелились на то, чтобы весь НДС, который проходит через плательщиков НДС, так или иначе попадал на счета в СЭА, не оседая, по возможности, у самих плательщиков. Сложно сказать, будут ли на этом настаивать налоговики (ведь зачисление указанных сумм на счета в СЭА нельзя считать погашением согласованного налогового обязательства). Но даже если и будут, учтите: ответственность за невыполнение этой обязанности не предусмотрена. Правда, если вы ее все же выполните, то это даже пойдет вам на пользу: данная сумма увеличит объем НДС, на который вы вправе выдать налоговые накладные (об этом вопросе вы сможете прочитать в отдельном разделе данной статьи).

В-пятых, как мы уже говорили, у счета в СЭА особый режим. Средства, попавшие на него, могут быть перечислены лишь в одном из двух направлений:

1) для уплаты НДС в бюджет;

2) для перечисления НДС на спецсчет плательщика-сельхозспецрежимщика согласно ст. 209 НКУ.

Для других нужд использовать их нельзя. Очень жаль, но, судя по всему, данное правило коснется и возврата этих сумм на текущий счет. Надеяться остается лишь на то, что вы сможете вернуть их после НДС-разрегистрации. Но и здесь перспективы пока что туманны. Если вы посмотрите в п. 2001.8 НКУ, то увидите: при НДС-разрегистрации остаток средств с такого счета перечисляется в бюджет. Если такой остаток отвечает сумме НДС, которую вам нужно уплатить в бюджет, то без вопросов. Но что, если он ее превышает? Об этом законодатель умолчал ☹.

Все НН и РК подлежат регистрации в ЕРНН

Столь значимые перемены не могли не затронуть «царицу» НДС — налоговую накладную. Ирония… хоть и грустная ☹. Что произойдет с этим документом?

С 1 января налоговую накладную вы сможете составить только в электронной форме. Ее бумажная форма упраздняется. Хорошо это или плохо? У этого новшества найдутся и сторонники, и противники.

А вот, что хуже, — все налоговые накладные с указанной даты придется регистрировать в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Причем запомните: именно ВСЕ — независимо от суммы НДС в них и подакцизного/импортного статуса поставляемого товара

Само собой, это важно не только для поставщиков, но и для покупателей — ведь регистрация налоговой накладной станет одним из обязательных условий для отражения по ней налогового кредита (п. 198.6 НКУ).

Но учтите: обязательность такой регистрации коснется и тех налоговых накладных, которые покупателям не выдаются, то есть составленных:

1) по основаниям, названным в п. 198.5 НКУ (в том числе нехозиспользование, перевод в льготируемую, необлагаемую деятельность);

2) при получении от нерезидента облагаемых НДС услуг с местом поставки на таможенной территории Украины (по данным операциям законодатель изменил дату возникновения права на налоговый кредит, — об этом читайте дальше);

3) при аннулировании регистрации плательщика НДС;

4) по итогам работы за день, в частности с конечными потребителями за наличку.

Основания для такого вывода по позициям 3 — 4 — формулировка нового абзаца п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

Вы уже, вероятно, догадались, что поголовная регистрация распространяется и на расчет корректировки к налоговой накладной. К слову, об этом будет прямо сказано в п. 192.1 НКУ. Так что с 1 января регистрация расчета корректировки — одно из обязательных условий для корректировки НДС-последствий. Причем, судя по всему, даже для тех случаев, когда расчет корректировки покупателю не выдается. Что касается «переходных» расчетов корректировки (т. е. тех, которые будут составлены 1 января и позже, но к налоговым накладным, составленным раньше), то формально их придется регистрировать.

Каков срок для регистрации? Не беспокойтесь, его оставили прежним, — это 15 календарных дней, следующих за днем составления налоговой накладной/расчета корректировки.

Выдать/зарегистрировать НН будет не так-то просто…

Это одно из главных новшеств за последние несколько лет (не считая появления НКУ). С 1 января выдать и зарегистрировать налоговую накладную вы сможете лишь на ограниченную сумму*. Какую? Она определяется по формуле:

 

∑Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах - ∑НаклВид - ∑Відшкод - ∑Перевищ,

 

где ∑Накл — это максимальная сумма НДС, на которую вы сможете выдавать налоговые накладные. Ее будут увеличивать три показателя:

∑НаклОтр — общая сумма «входного» НДС по полученным налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН. Но при этом учтите: чтобы «входной» НДС увеличил данный показатель, он совсем не обязательно должен попасть в налоговый кредит. Другими словами, в ∑НаклОтр должны попадать, в том числе, и суммы «входного» НДС по товарам/услугам, которые вы купите для осуществления льготируемых/необъектных и/или нехозяйственных операций;

∑Митн — общая сумма НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;

∑ПопРах — сумма пополнения счета в СЭА с собственного текущего счета плательщика. То есть, если у вас будет недостаточно ЕНакл для выдачи налоговой накладной, вы сможете исправить положение дел, пополнив счет в СЭА.

* Заметьте: данное ограничение касается лишь ее выдачи и регистрации. Составить же НН вам ничто не мешает.

Теперь посмотрим, какие же суммы будут уменьшать показатель ∑Накл или, другими словами, объем НДС, на который вы сможете выдавать налоговые накладные. К ним относятся:

∑НаклВид — общая сумма НДС по выданным налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН. Здесь все понятно: выдавая налоговую накладную на определенную сумму НДС, вы тем самым будете уменьшать на эту же сумму ваш показатель ∑Накл. Вас также может заинтересовать:

1) как быть с облагаемыми НДС операциями, по которым налоговая накладная не составлялась или не регистрировалась, в том числе по ошибке? Запомните: такие объемы тоже учитываются или, другими словами, уменьшают ваши возможности по выдаче налоговых накладных. Правда, в качестве ∑Перевищ (см. дальше);

2) попадают ли сюда объемы НДС по операциям, на которые налоговая накладная составлялась и регистрировалась, но покупателю не выдавалась. В частности, при начислении НДС вследствие: аннулирования НДС-регистрации (п. 184.7 НКУ), возникновения обстоятельств из п. 198.5 НКУ, получения облагаемых НДС услуг от нерезидента (п. 180.2 НКУ). Формально нет, так как показатель ∑НаклВид привязывается к выданным налоговым накладным;

∑Відшкод — общая сумма, заявленная к бюджетному возмещению. То есть если вы «чистый» экспортер, то данная сумма обнулит НН с «входящим» НДС по товарам, которые пошли на экспорт, и не даст вам дополнительную возможность использовать эти суммы для выдачи НН на объектные операции по ставке 20 %;

∑Перевищ — общая сумма превышения НДС-обязательств, указанных в НДС-декларациях, над суммой НДС, которая содержится в составленных плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.

Мудрено? Не то слово. Но, чтобы понять формулу, лучше всего представить себе упрощенный вариант. Предположим, вы только стали плательщиком, у вас все по нулям. В идеальном варианте: вы (1) купили товар за 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн., имеете в наличии НН, зарегистрированную в ЕРНН), (2) продаете его за 150 грн. (в том числе НДС — 25 грн.), (3) должны выдать покупателю НН на сумму 25 грн. А по формуле у вас право только на 20 грн. (20 + 0 + 0 - 0 - 0 - 0).

Следовательно, для получения права выдачи НН на 25 грн. надо (4) докинуть на спецсчет 5 грн. Тогда показатели формулы имеют такой вид:

25 = 20 + 0 + 5 - 0 - 0 - 0.

Если предположить, что за период у вас больше нет операций, то по итогам месяца у вас обязательства перед бюджетом 5 грн. (25 - 20), и на спецсчете уже лежат эти 5 грн. Так что все справедливо, доплачивать больше ничего не надо, эти 5 грн. автоматом уйдут на погашение ваших обязательств по итогам периода.

Чтобы понять эту формулу лучше, для себя ее можно представить, например, в виде весов (см. на с. 13).

 

img 1

 

Как видите, на левом грузике находится НДС, который вы заплатили поставщикам/в бюджет, а также суммы пополнения счета в СЭА, на правом — НДС, полученный от покупателей и из бюджета в качестве возмещения. При этом налоговые накладные вы сможете выдавать до тех пор, пока левый грузик будет перевешивать правый, т. е., условно говоря, пока уплаченная вами сумма НДС будет перевешивать полученную.

Кроме того, у вас мог возникнуть и ряд других вопросов:

1) за какой период определять этот показатель? Заметьте: мы убеждены, что показатель ∑Накл будет рассчитываться не за какой-то период, а в оперативном режиме — на каждый момент времени. Формироваться он, скорее всего, начнет нарастающим итогом с 1 января, а для вновь зарегистрированных — с даты НДС-регистрации;

2) кто должен рассчитывать данный показатель? НКУ на данный вопрос не отвечает, но налоговики этим будут заниматься точно в автоматизированном режиме*. Им это нужно для формирования СЭА. Как мы уже говорили, в него заносятся, в том числе, сведения о сумме вашего ∑Накл;

3) как вам узнать об этой сумме? Полагаем, налоговики обеспечат вам доступ к этим сведениям через СЭА. Правда, сказать об этом точно можно будет не раньше, чем появятся порядок его ведения (его в течение 3-х месяцев после вступления в силу Закона № 1621 должен утвердить Кабмин) или же разъяснения чиновников;

4) как быть, если ∑Накл недостаточно для выдачи налоговой накладной? Как мы уже говорили, вам нужно пополнить ваш счет в СЭА на нужную сумму. Но что, если средств для этого нету? Заметьте: если вы осуществите такую операцию, вам придется составить налоговую накладную (п. 201.4 НКУ) и начислить НДС-обязательства. То есть на осуществление самой операции запрета нет, как и на составление налоговой накладной. Запрещена лишь ее выдача. Так что основной удар в таком случае приходится на вашего покупателя, который лишается права на налоговый кредит;

5) к слову, о покупателях. Предположим, вы покупаете что-то у плательщика НДС, и он выдает вам налоговую накладную. Как вам узнать, что у него было право на это? Очень просто: для этого вам будет достаточно убедиться в том, что поставщик зарегистрировал ее в ЕРНН. Дело в том, что если показатель ∑Накл поставщика недостаточен для выдачи данной налоговой накладной, зарегистрировать ее он не сможет (п. 201.10 НКУ). Такой себе защитный механизм… При этом, как мы уже говорили, покупателям такая регистрация важна не только для отражения налогового кредита, но и для увеличения их собственного показателя ∑Накл, т. е. права на выдачу налоговых накладных.

* Собирать эти данные они, судя по всему, будут, в частности, на основании зарегистрированных налоговых накладных.

Налоговый кредит и бюджетное возмещение

Перемены пожалуют и сюда. Начнем с налогового кредита. Если вы уже смотрели текст Закона № 1621, то, вероятно, заметили: нардепы исключили из п. 198.2 НКУ (дата возникновения налогового кредита) упоминание о налоговой накладной для ситуации, когда первым событием является получение товаров/услуг. Повлияет ли это на что-то? Мы убеждены, что нет. Как и сегодня, отразить налоговый кредит вы, в общем случае, сможете лишь при условии, что первому событию сопутствует налоговая накладная. Причем обязательно — зарегистрированная в ЕРНН. Это следует, в частности, из п. 198.6 НКУ.

Но что, если у вас образовалось отрицательное значение по НДС (сумма налогового кредита превышает сумму НДС-обязательств)

Сегодня такая сумма направляется в уменьшение налогового долга по НДС за предыдущие периоды, а при его отсутствии — в состав налогового кредита следующего отчетного периода. Если и в следующем отчетном периоде образуется отрицательное значение, то формально вы обязаны заявить бюджетное возмещение (в оплаченной части отрицательного значения). С 1 января это правило изменится.

Так, в периоде возникновения отрицательного значения данная сумма:

1) направляется в уменьшение налогового долга по НДС за предыдущие периоды, но лишь в сумме, не превышающей ваш ∑Накл на момент подачи НДС-декларации (об определении этого показателя вы могли узнать выше). При этом учтите: погашение такого долга за счет отрицательного значения по НДС не приводит к уменьшению ∑Накл. Если же налогового долга нет, то вы вправе на свой выбор:

2.1) или направить сумму такого отрицательного значения в состав налогового кредита следующего отчетного периода;

2.2) или заявить ее к бюджетному возмещению, но в сумме, не превышающей ваш показатель ∑Накл на дату подачи НДС-декларации. При этом, как мы уже говорили, такое заявление приведет к уменьшению упомянутого показателя и, как результат, ваших возможностей по выдаче налоговых накладных.

Несложно предугадать, как будет поступать большинство плательщиков — самостоятельно или по «дружескому совету» налоговиков ☺. В этой ситуации радует лишь одно: если не захотите «заморачиваться» с бюджетным возмещением и привлекать к себе внимание проверяющих, то сможете просто-напросто направлять отрицательное значение в состав налогового кредита будущих периодов. Формальная обязанность декларирования бюджетного возмещения исчезнет.

При этом учтите: если сначала вы решите направить отрицательное значение в состав налогового кредита, но спустя несколько периодов передумаете и захотите заявить его в качестве бюджетного возмещения, вы будете иметь полное право сделать это. По крайней мере, механизм, заложенный Законом № 1621, подобных запретов не содержит. Посмотрим, согласятся ли с этим налоговики.

Но не расслабляйтесь: это еще не все изменения, которые затронут бюджетное возмещение. Стоит выделить еще как минимум три.

Во-первых, нардепы исключили из НКУ ряд норм об условиях и порядке получения бюджетного возмещения, в том числе автоматического. Это коснулось норм о камеральных/документальных проверках по вопросам бюджетного возмещения, а также о том, что орган казначейства перечисляет такое возмещение только на основании положительного заключения налоговиков. В теории это может привести к упрощению получения бюджетного возмещения. Посмотрим, что получится на практике.

Во-вторых, нардепы изменили условия и порядок предоставления автоматического бюджетного возмещения. В этот вопрос особо вдаваться не будем. Скажем лишь то, что с одной стороны число критериев уменьшилось, с другой — ряд условий стал жестче.

В-третьих, вы, наверное, уже заждались ☺: законодатель предусмотрел и переходные нормы для тех, кто заявил бюджетное возмещение до 1 января. Такие суммы подлежат возмещению по общим правилам НКУ, действующим до 1 января (п. 1 разд. II «Переходные положения» Закона № 1621).

Переходные правила будут установлены и для отрицательного значения, которое так и не станет бюджетным возмещением до 1 января. В том числе это касается и остатка отрицательного значения предыдущих периодов после бюджетного возмещения (т. е. суммы, которая «вертится» в стр. 24 декларации по НДС). Правда, сам законодатель этих правил в Законе № 1621 не установил, а переложил эту задачу на налоговиков.

Сельхоз-НДС

Законом № 1621 корректируется также спецрежим НДС, установленный ст. 209 НКУ.

В первую очередь поспешим успокоить: по сравнению с предлагаемыми изменениями в базовом законопроекте № 4309а, новации Закона № 1621 для аграриев намного лояльнее. Главное, что они безболезненны с точки зрения сохранения средств сельхоз-НДС. Приятно отметить, что в конечном счете не установлено распределение суммы спецрежимного НДС и направление ее части в размере 20 % в бюджет, не внесены ограничительные условия по применению спецрежима крупными сельхозтоваропроизводителями; не исключен п. 209.18 и т. п.

Ну а теперь рассмотрим сельхоз-НДСные новации собственно Закона № 1621.

Дополнение абзаца второго п. 209.2 НКУ новым предложением по идейному направлению связано с новой ст. 2001 НКУ. И в первую очередь с ее пп. 2001.7 и 2001.5. В первом, соответственно, говорится, что средства, зачисленные на счет плательщика в системе электронного администрирования НДС, используются исключительно в целях, определенных п. 2001.5 НКУ. А последним, как видим, установлено, в частности, что перечисление суммы НДС на спецсчет сельхозпредприятия должно производиться со счета плательщика в системе электронного администрирования НДС.

Таким образом, новации в порядке аккумулирования сельхоз-НДС заключаются в том, что сегодня такая операция проводится непосредственно с текущего счета сельхозпредприятия, а с 1 января 2015 года должна проводиться по сути транзитом средств через счет в системе электронного администрирования.

И хотя п. 2001.4 НКУ не регламентировано пополнение этого, так сказать, электронного админсчета НДС средствами с текущего счета в случае недостаточности их для аккумулирования, считаем, что именно так и должно быть. По крайней мере, такое мнение продиктовано системным восприятием изменений.

Из формулировок по сути одноплановых новаций пп. 200.2 и 209.2 НКУ напрашивается мысль об отстранении плательщика от непосредственного перечисления суммы НДС в бюджет или на спецсчет. Распорядительные функции берут в свои руки налоговики. На основании их информации банк должен осуществлять перечисление средств. Выходит, что средствами в этом случае распоряжается не их собственник, а контролеры.

Кстати, по поводу контроля за спецрежимными суммами сельхоз-НДС. Считаем, что и сегодня, до наступления этих новаций, он является довольно действенным. Достаточно вспомнить абзац третий п. 3 Порядка аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и/или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 11, о ежемесячном представлении копий платежных поручений о фактически зачисленных на спецсчет суммах НДС, определенных по спецдекларации. Конечно, «кодексные» новации относительно аккумулирования сельхоз-НДС на спецсчетах должны отразиться и на нормах кабминовского Порядка № 11.

Изменения, вносимые в п.п. 209.17.10 НКУ, фактически означают сужение спецрежима в сфере лесного хозяйства. Со вступлением в силу Закона № 1621, а именно с 03.08.2014 г., спецрежим обложения НДС не распространяется на:

— лесозаготовку, рубку леса и производство деловой древесины (бревен, столбов, жердей), получение топливной древесины;

— вырубку (деревьев) леса с целью приведения земель в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства.

Прочие изменения в НДС

Советуем уделить этому разделу пристальное внимание. Здесь вас также ожидает немало интересного.

Жалоба на поставщика (Д8) больше не спасет ваш НК. Любому из вас известно, как сильно иногда помогала данная жалоба. Возможность ее подачи нардепы оставили, вот только налоговый кредит на основании нее отразить не получится ☹. Это плохо… особенно если учесть возросшую роль налоговой накладной и ее регистрации в ЕРНН при отражении налогового кредита.

Получение услуг от нерезидента. Не секрет, что сегодня при получении облагаемых услуг от нерезидента с местом их поставки на территории Украины вы обязаны отразить НДС-обязательства. В следующем же периоде вы вправе включить эту сумму в состав налогового кредита (при соблюдении общих условий для его отражения). Законодатель изменил это правило: с 1 января такой налоговый кредит вы сможете отразить в том же периоде, в котором отразили и НДС-обязательства. Отлично! Правда, для этого придется соблюдать дополнительное условие: налоговая накладная, составленная на операцию по получению услуг от нерезидента, должна быть зарегистрирована. Об этом вы уже могли прочитать выше.

Зерновая НДС-льгота (освобождение от налогообложения). Напомним, что сейчас эта льгота установлена п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Вместе с тем с 1 октября сего года ее должна была заменить похожая, но не аналогичная по своему содержанию (в частности, в вопросах экспорта) НДС-льгота п. 197.21 НКУ. Законодатель отодвинул эту дату до 31 декабря 2014 года включительно. Причем данное новшество уже вступило в силу.

Но это не все. Нардепы затронули применение этой льготы при экспорте. Они установили, что из нее выпадает экспорт зерновых/технических культур, названных в п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, сельхозпредприятиями — их производителями, выращенных на землях сельхозназначения, которые находятся не только в их собственности и/или постоянном пользовании, но и на арендованных землях, зарегистрированных надлежащим образом. Правда, это новшество заработает лишь с 1 октября.

НДС-льгота для древесины. Не секрет, что п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ освобождал от НДС, в частности, поставку/импорт древесины — товарных позиций 4401, 4403, 4404 по УКТ ВЭД (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории 4401 30 90 00 по УКТ ВЭД). Со вступлением в силу Закона № 1621, а именно с 3 августа, данные операции выпали из-под освобождения от НДС.

Услуги поезда Интерсити+. Нардепы отменили нулевую ставку на услуги по перевозке пассажиров данными поездами. Как результат, их и без того немалая цена повысится. Причем данное изменение уже вступило в силу с 3 августа.

выводы

  • С 1 января все НН придется составлять в электронной форме и обязательно (!) регистрировать в ЕРНН.

  • Выдать НН можно будет лишь при условии, что у вас будет достаточная сумма НДСных покупок/ввоза или средств на счете в системе электронного администрирования НДС.

  • Базу обложения НДС при поставке товаров/услуг придется устанавливать в сумме не меньше, чем цена их покупки.

  • Порог для обязательной НДС-регистрации будет увеличен с 300 тыс. грн. до 1 млн грн. Его же придется учитывать и при снятии с НДС-учета.

  • Жалоба на поставщика (Д8) больше не будет давать права на налоговый кредит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше