Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что еще поменял Закон № 1621*: прибыль и прочее

Смердов Виталий, Хмелевский Игорь
Налоги & бухучет Август, 2014/№ 64
Печать
Изменения, внесенные Законом № 1621, связаны не только с НДС и появлением военного сбора (об этом читайте на с. 9 и с. 17), но и с другими налогами и даже с неналоговыми сферами, в частности алкогольной. Разобраться с этими новшествами вам поможет данная статья.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

Как мы уже сказали в преамбуле, здесь вас ожидают новшества как в налоговой, так и в неналоговой сферах. Начнем с первой — ее же венчает налог на прибыль.

Налог на прибыль

Изменения в части налога на прибыль далеко не столь существенны, как в НДС. Но малозначимыми их все равно не назвать. При этом учтите: в отличие от НДС, данные изменения вступили в силу уже с 3 августа.

Ставка налога по операциям с ценными бумагами. К сожалению, нардепы отменили 10 % ставку на операции с ценными бумагами, причем на все. Как мы уже говорили, данное изменение «заработало» с 3 августа, т. е. в середине отчетного периода. Причем, к сожалению, законодатель не предусмотрел на этот счет никаких переходных норм. Как же быть?

На наш взгляд, до 3 августа операции с ценными бумагами логично облагать по ставке 10 %, а после — по общей ставке 18 %

Обусловлено это как минимум тем, что законы, по общему правилу, не обладают обратной силой во времени. Но, увы, нельзя исключать того, что налоговики займут фискальную позицию и будут настаивать на применении ставки 18 % ко всему объему операций за соответствующий отчетный период. Так что ждем.

Об учете операций с ценными бумагами читайте газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 13, с. 4, а об отражении их в декларации — «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 9, с. 31.

Льготы для предприятий ТЭК, водо-, теплоснабжения и водоотведения. Отдельные операции таких плательщиков освобождаются от налога на прибыль (пп. 154.8 — 154.9 НКУ**). Но, кроме этого, для них до последнего времени действовало послабление, которое позволяло не учитывать общие для всех льготников правила: в частности, об отдельном учете освобожденных доходов/прибыли. Теперь же такое послабление для них исключили. Это, в частности, означает, что они не вправе включить в состав общих расходов, понесенных при осуществлении нельготируемой деятельности:

1) расходы, связанные с получением льготируемого дохода (прибыли);

2) амортизацию по ОС, задействованным в льготируемой деятельности.

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Сокращен перечень переходных льгот. Законодатель убрал льготу в виде освобождения от налогообложения прибыли:

1) полученной от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды» (п.п. «а» п. 17 подразд. 4 разд. ХХ НКУ);

2) полученной от основной деятельности предприятий отрасли электроэнергетики, производящих электроэнергию исключительно из возобновляемых источников энергии (п.п. «в» п. 17 подразд. 4 разд. ХХ
НКУ
).

Эх, обещали льготу на целых 10 лет, а предоставили менее чем на 4. А ведь многие, начиная бизнес, в том числе создавая гостиницы, могли рассчитывать на данное послабление. Но, увы, в который раз сбылась поговорка «обещать — не значит жениться» ☹. В любом случае мы считаем, что в части деятельности, которая осуществлялась до 3 августа, указанные субъекты имеют полное право на применение данной льготы. А вот прибыль, полученная после, действительно выпадает из-под нее.

Средства институтов совместного инвестирования (ИСИ). Напомним, п.п. 136.1.9 НКУ предусматривает, что в доходы не включаются, в частности:

1) средства, привлеченные от инвесторов ИСИ, доходы, полученные от операций с активами таких ИСИ, и доходы, начисленные по их активам;

2) средства, привлеченные от собственников сертификатов ФОН, доходы от осуществления операций с активами ФОН и доходы, начисленные по активам ФОН.

Так вот, Закон № 1621 предусматривает, что теперь это правило не распространяется на доходы в виде процентов, начисленных по таким активам. Судя по всему, данное исключение касается и первого, и второго случая, но, увы, НКУ не позволяет сказать об этом точно.

«Алкогольные» новшества

Только-только вы, уважаемые читатели, познакомились с основными нюансами торговли алкоголем (этому был посвящен один из недавних тематических номеров «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 57), как снова нам придется подкорректировать кое-что из сказанного тогда. И в первую очередь само определение алкогольных напитков.

Закон № 1621 внес синхронные изменения сразу в две законодательных нормы, где сформулировано это определение — в п.п. 14.1.5 НКУ и в ст. 1 Закона № 481. Теперь, кроме хорошо известных вам представителей товарных позиций 2204, 2205, 2206 и 2208 УКТ ВЭД, к таким напиткам отнесены также продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового 8,5 % объемных единиц и более, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2106 90 УКТ ВЭД.

Обратите внимание: указанные изменения вступают в силу с первого числа третьего месяца со дня вступления в силу собственно Закона № 1621. А он в большинстве своих норм начал действовать с 3 августа. Сказанное позволяет сделать вывод, что новые «алкогольные» нормы заработают только с 1 ноября текущего года. Таким образом, именно с указанной даты алкогольными напитками будут считаться (см. таблицу — «новички» приведены в ней в двух первых строках):

 

Код УКТ ВЭД

Алкогольные напитки

2103 90 30 00

Настойки горькие ароматические с содержанием 44,2 — 49,2 об. % спирта и 
1,5 — 6 мас. % тирлича* (генциана), пряностей и разных ингредиентов с содержанием 4 — 10 % сахара, в посудинах емкостью не более 0,5 л

2106 90

Составные спиртовые продукты, кроме продуктов, изготовленных на основе ароматических веществ, которые используются в производстве напитков**

2204

Вина виноградные, включая вина крепленые; сусло виноградное, кроме включенного в товарную позицию 2009

2205

Вермут и другое вино виноградное, с добавлением растительных или ароматических экстрактов

2206

Прочие сброженные напитки (например, сидр, перри (грушевый напиток), напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками, в другом месте не указанные

2208

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об. %; спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки, ликеры и другие напитки, содержащие спирт

* Говорят, будто крем Азазелло, которым Маргарита смазала свое тело, чтобы слетать на шабаш ведьм на Лысую гору, был именно из тирлич-травы. ☺

** Как поясняется в самой УКТ ВЭД, этот термин означает составные продукты с концентрацией спирта свыше 0,5 об. %, но к алкогольным напиткам согласно Закону № 1621 отнесены только те из них, в которых содержится спирта этилового 8,5 % объемных единиц и более.

 

Что это даст, спросите вы? Стоило ли вообще огород городить? Ответить с ходу, насколько существенно такие нововведения повлияют на доходную часть бюджета, мы, конечно, не возьмемся. Наша задача проще — пока есть время, напомнить вам, дорогие друзья, что даже маленькие ваши просчеты в «алкогольной» сфере могут для вас очень дорого стоить. В первую очередь имеем в виду лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками.

Понятно, что до 1 ноября 2014 года торговлю товарами из «вновь обращенных» на алкогольную орбиту вы на законных основаниях можете осуществлять и без лицензии. Но вот продолжая такую торговлю после 1 ноября, чтобы не нарушать закон и не попасть на крупные штрафы, вам придется побеспокоиться о ее наличии. Какие документы для этого необходимы и каков порядок действий субъекта хозяйствования, который хочет получить такую лицензию, читайте в упомянутом выше тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 57, с. 4. А заодно там же, на с. 13 познакомьтесь с особыми требованиями к помещению торговли алкоголем и местам его хранения. Ну и насчет ответственности за нарушение правил торговли алкогольными напитками, в том числе за торговлю ими без лицензии, поинтересоваться тоже будет не лишним…

Кстати, пока не установлены минимальные розничные цены на алкогольных «новичков», продавать их можно без оглядки на какие-либо ценовые ограничения. Однако, полагаем, Кабмин вскоре исправит эту ситуацию — Закон № 1621 отводит ему на это не более трех месяцев. И вот тогда, на дату установления таких минимальных цен (но не ранее 01.11.2014 г., если правительство вдруг успеет сделать это до указанной даты), не забудьте провести переоценку своего алкоголя (как это сделать, читайте в том же тематическом номере нашего издания на с. 17). И помните об ответственности за их несоблюдение — такое нарушение может вылиться вам в копеечку (см. там же).

Еще один важный момент, который вам следует иметь в виду, — необходимость уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (по-народному — хмелесбора). Отныне вам следует запомнить, что его плательщиками являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, реализующие, в частности, алкогольные напитки в оптово-розничной торговой сети или в сети общественного питания (п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. XX НКУ). Объектом для расчета сбора является среди прочего выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации алкогольных напитков, в том числе по операциям, не предусматривающим оплату в денежной форме (п.п. 1.3 п. 16 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Если вы и далее собираетесь торговать теми продуктами товарных позиций 2103 90 30 00, 2106 90 УКТ ВЭД, которым Закон № 1621 с 01.11.2014 г. придаст статус алкогольных напитков, будьте готовы за два последних месяца 2014 года уплатить хмелесбор

Еще раз повторим, что именно с 1 ноября вступают в силу соответствующие «алкогольные» нормы указанного Закона. Информацию о том, как исчислить сумму сбора и отчитаться по нему, ищите в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36, с. 25.

Акцизный налог

До сих пор, говоря об алкогольных нововведениях, мы рассматривали только те из них, которые затрагивают продавцов. Но в Законе № 1621 есть еще и те, которые вскоре коснутся производителей и импортеров алкоголя. Ведь, как известно, алкогольные напитки относятся к подакцизным товарам (если на них установлены ставки акцизного налога), а операции по их реализации и ввозу на таможенную территорию Украины — к объекту обложения этим налогом.

Так вот, с 1 ноября 2014 года на алкогольные напитки, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2106 90 УКТ ВЭД, устанавливаются ставки акциза в размере 70,53 грн. за 1 л 100 % спирта. Другими словами, на том же уровне, который сейчас установлен для водки.

Кроме того, такие напитки придется маркировать акцизными марками, как того требует п. 226.6 НКУ в отношении всех алкогольных напитков с содержанием спирта этилового свыше 8,5 % объемных единиц. Такое маркирование обязаны осуществлять плательщики акцизного налога в случае производства на таможенной территории Украины алкогольных напитков либо их ввоза на таможенную территорию Украины.

Возникает резонный вопрос: что делать с той немаркированной продукцией, которая на сегодня есть у розничных и/или оптовых торговцев и по ныне действующему законодательству до 1 ноября еще не может считаться алкогольными напитками? Понятно, что до указанной даты ее продажа без акцизных марок не должна вызывать никаких проблем. А вот как быть дальше?

Ответ находим в абз. шестом ч. 4 ст. 11 Закона № 481 — алкогольные напитки, произведенные в Украине или импортированные в Украину до вступления в силу внесенных соответствующим законом изменений относительно маркирования, могут находиться в обращении до их полной реализации в пределах срока годности к употреблению.

Кстати, по Закону № 481 маркированием алкоголя считается не только наклеивание акцизных марок, но и приведение определенной информации на этикетке напитка. С 1 ноября производителям алкогольных «новичков» придется учесть соответствующие требования ч. 1 ст. 11 этого Закона. Сейчас такие требования распространяются на водку и ликеро-водочные изделия, а после этой даты будут касаться алкогольных напитков в целом, кроме винодельческой продукции, в том числе сидра и перри (без добавления спирта). Для них в ч. 2 ст. 11 Закона № 481 установлены собственные требования по маркированию.

На этом обзор «алкогольных» нововведений Закона № 1621 мы исчерпали. А вот в отношении акцизных скажем еще пару слов.

Так, с 1 сентября 2014 года повышаются на 5 % ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака (п.п. 215.3.2 НКУ)

Вдобавок на те же 5 % увеличивается минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога на табачные изделия (п.п. 215.3.3 НКУ).

Кроме того, временно, до 01.01.2015 г. вводится обложение акцизом альтернативного топлива на уровне 99 евро за 1000 кг, или 50 % от ставки на бензины моторные. Как сказано в пояснительной записке к базовому законопроекту, это сделано с целью упразднения схем уклонения от налогообложения топлива.

Плата за недра

Каких-либо глобальных изменений, которые затронули бы значительное число плательщиков этого общегосударственного налога, к счастью, не произошло. Нововведения ограничились тем, что:

— изменилась база налогообложения для природного газа, который реализуется не для нужд населения. Вместо средней таможенной стоимости импортного природного газа, которая принималась за базу до сих пор, ею стал предельный (максимальный) уровень цены на природный газ, реализуемый промышленным потребителям, который устанавливается НКРЭ;

до 01.01.2015 г. установлены временные ставки платы за пользование недрами для добычи нефти, конденсата, газа природного, железной руды.

В отношении вододобытчиков все, к сожалению, осталось по-старому — ставка (5 % от стоимости добытых подземных вод) и механизм расчета платы за недра для них не изменились. Это заставляет их считать налоговые обязательства по тому же алгоритму, которым пользуются крупные недропользователи (о том, как это делается, читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 56, с. 33). И ожидать скорейшего введения единого ресурсного налога вместо существующих ныне целого ряда ресурсных сборов и платежей с непрозрачным механизмом их уплаты и администрирования.

выводы

  • С 3 августа отменена 10 % ставка налога на прибыль на операции с ценными бумагами.

  • С той же даты отельеры, а также предприятия, производящие электроэнергию исключительно из возобновляемых источников, лишились льготы по налогу на прибыль.

  • С 1 ноября заработает новое определение алкогольных напитков. Как следствие, торговцы «новичками» из числа таких напитков обязаны будут получить «алкогольную» лицензию и уплачивать хмелесбор.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц