Темы статей
Выбрать темы

Как ФЛП прекратить деятельность? Теперь — в один шаг!

Смердов Виталий
Вас, скорее всего, не удивит то, что зарегистрироваться субъектом хозяйствования в Украине, как правило, проще, чем прекратить хозяйственную деятельность. Причин на то немало: жадность кредиторов, предликвидационные проверки налоговиков, сложность «нормативки» и т. п. И еще куда б ни шло, если бы это относилось только к юрлицам (об их ликвидации читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 51). Но, увы, предпринимателей это тоже касается. Хотя правильнее сказать «касалось». Дело в том, что с 7 июля избавиться от статуса ФЛП должно стать намного проще. Почему? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Наше внимание приковано к Закону № 1258. Он, кроме прочего, внес существенные изменения в процедуру прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей (далее — ФЛП). Изменения заработали с 7 июля 2014 года*. Но, чтобы понять их на 100 %, нужно, прежде всего, вспомнить, как данная процедура производилась раньше.

* Правда, заметим, что логичнее было бы считать этой датой 8 июля. Это обусловлено тем, что Закон № 1258 вступил в силу через месяц после его официального опубликования. Он был опубликован 7 июня, но месячный срок должен отсчитываться, в идеале, лишь со следующего дня (об этой проблеме также читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16).

Как было?

ФЛП, пожелавшему прекратить деятельность, для начала требовалось подать заявление госрегистратору. Тот, в свою очередь, должен был внести сведения об этом решении в ЕГР**, а также уведомить налоговиков, ПФУ и органы статистики.

** Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Информация об этом подлежала опубликованию. Таким образом с ней знакомились и кредиторы ФЛП. Затем они предъявляли ему свои требования. Сделать они это могли лишь в рамках установленного ФЛП срока. Он фиксировался в упомянутом заявлении и не мог быть меньше двух и больше трех месяцев. При этом такие требования удовлетворялись в строгой очередности (ч. 4 ст. 501 ГКУ). Кроме того, в данном периоде предпринимателя должны были проверить налоговики и, в идеале, выдать ему справки об отсутствии задолженности по налогам/сборам и ЕСВ.

После этого, но не ранее окончания срока для предъявления кредиторами своих требований, ФЛП должен был подать госрегистратору регистрационную карточку (по форме 12) и справки налоговиков об отсутствии задолженности по налогам и сборам и по ЕСВ. И только после этого госрегистратор фиксировал факт прекращения деятельности ФЛП в ЕГР.

Наглядно все это можно представить так, как показано на рис. 1 на с. 37.

 

img 1

Как стало?

С 7 июля ФЛП, который решил прекратить предпринимательскую деятельность, должен подать/направить госрегистратору регистрационную карточку***. Использовать, судя по всему, нужно ту же форму 12. Заметьте: никаких других документов подавать не нужно! Об этом также не нужно извещать кредиторов (что касается налоговиков, то их известит госрегистратор — см. дальше).

*** Сделать это может лично ФЛП или же уполномоченное им лицо.

Не позднее следующего рабочего дня после получения карточки Госрегистратор регистрирует в ЕГР факт прекращения предпринимательской деятельности ФЛП

В этот же день предпринимателю выдают или направляют по почте с описью вложения соответствующее уведомление*. В результате в ЕГР сразу же появится запись «припинено».

* При условии, что госрегистратор не выявит оснований для оставления карточки без рассмотрения. Таких оснований всего два (ч. 4 ст. 47 Закона № 755). Первое: карточка подана не по надлежащему месту регистрации. Второе: карточка не отвечает требованиям Закона № 755. Видимо, речь идет, главным образом, о требованиях ст. 8 данного Закона.

И… это все? Не удивляйтесь, но, в общем-то, да. С этой даты физлицо перестает считаться ФЛП. И ни налоговики, ни наличие обязательств перед кредиторами этому не помеха. Правда, подобный порядок не избавляет физлицо от общения с упомянутыми субъектами уже после потери им статуса ФЛП. В этом вы убедитесь дальше.

Разбираемся с требованиями кредиторов

До 7 июля требования кредиторов к ФЛП, не признанные им и не обжалованные в суде (обжалованные, но не поддержанные судом), а также не удовлетворенные из-за отсутствия имущества, считались погашенными**. Именно такое правило предусматривала ч. 4 ст. 501 ГКУ. Теперь эта норма исключена. Причем никакой замены ей законодатель не предусмотрел.

** Что касается требований, не заявленных вовремя, то об их судьбе ГКУ ничего не говорил (в отличие от ликвидации юрлиц, при которой он прямо указывает на удовлетворение таких требований из оставшегося имущества). В то же время, учитывая ч. 1 ст. 51 ГКУ, можно было настаивать на применении аналогичного с юрлицами правила.

Но значит ли это, что кредиторы лишаются возможности заявить такому физлицу свои требования? Нет. Потеря физлицом своего предпринимательского статуса не избавляет его от необходимости отвечать по обязательствам, возникшим ранее, в том числе в рамках его предпринимательской деятельности. По крайней мере, принимая Закон № 1258, нардепы были в этом уверены (об этом свидетельствует пояснительная записка к законопроекту). При этом, учитывая то, что специального порядка заявления и удовлетворения таких требований нет, ориентироваться нужно на общие сроки и правила. Что ж… должны сказать, логика в этом есть. Тем более, что:

1) в числе оснований для погашения обязательств прекращения предпринимательской деятельности ФЛП нет (гл. 50 ГКУ). Подобное основание преду­с­мотрено лишь при ликвидации юрлица — кредитора или должника (ч. 1 ст. 609 ГКУ). Конечно, в этом ключе кто-то может сказать, что согласно ч. 1 ст. 51 ГКУ данное правило нужно распространять и на прекращение деятельности ФЛП. Но считаем, что этого делать нельзя. Как минимум потому, что последствия ликвидации юрлица нельзя отождествлять с последствиями прекращения деятельности ФЛП. Кроме того, в противном случае у ФЛП появилась бы легальная основа для того, чтобы избегать выполнения своих обязательств;

2) после того, как физлицо теряет статус ФЛП, оно никуда не исчезает. В отличие от тех же юрлиц, которые после ликвидации «растворяются», — причем, по общему правилу, с прекращением прав и обязанностей (см. выше, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 51, с. 4). Так что у кредиторов бывшего ФЛП остается возможность «дотянуться» до него ☺ и затребовать выполнения обязательств;

3) ГКУ не выделяет отдельно такого участника гражданских отношений, как ФЛП (ст. 2 ГКУ). Условно говоря: обязательства, которые возникли у ФЛП Иванова в рамках предпринимательской деятельности, относятся лично к Иванову (даже несмотря на то, что в договоре он фигурировал как ФЛП). Другое дело, что раньше для их погашения в случае прекращения ФЛП предпринимательской деятельности существовал отдельный порядок (он был предусмотрен ныне исключенной ст. 501 ГКУ). Сейчас его нет (кроме случаев банкротства ФЛП), поэтому такие обязательства должны погашаться по общим правилам.

Снятие с налогового и ЕСВ-учета

Понятно, что, прекращая предпринимательскую деятельность, физлицо должно сняться с налогового и ЕСВ-учета. Изменится ли порядок осуществления данной процедуры после вступления в силу Закона № 1258? Само собой! Как минимум, потому, что теперь ФЛП может прекратить свою деятельность без предварительной проверки налоговиками и расчетов с ними. Вот только, увы, определенности в этом вопросе очень мало. Сказать точно, как будет выглядеть процедура снятия с учета, получится не ранее, чем в подзаконную «нормативку» внесут изменения, в частности, в:

1) Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 в редакции приказа от 22.04.2014 г. № 462 (далее — Порядок № 1588);

2) Порядок учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 458.

Очевидно, что на это нужно время. Как только эти изменения появятся, мы сразу же известим вас о них. А пока этого не произошло, предлагаем вкратце ознакомиться с тем, как в указанных условиях будут поступать налоговики (см. письмо Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16051/7/99-99-18-02-01-17 на с. 7, далее — письмо № 16051).

Снятие с налогового учета. После внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности ФЛП госрегистратор передаст эти сведения налоговикам, органам статистики и ПФУ (ч. 1 ст. 51 Закона № 755). По действующей редакции п.п. 1 п. 11.31 Порядка № 1588 их поступление является основанием для снятия ФЛП с налогового учета. Но налоговики данное положение применять не будут, что, впрочем, не удивило…

Они сообщили, что после получения от госрегистратора указанных сведений присвоят физлицу учетный статус «припинено, але не знято з обліку (КОР пусті або не закриті)» (см. письмо № 16051)

С учета же его снимут лишь после того, как установят, что у него нет задолженности по налогам и сборам (судя по всему, речь идет лишь о той задолженности, которая возникла в рамках предпринимательской деятельности).

Чтобы определить наличие/отсутствие такой задолженности, нужно, в том числе, знать и последний отчетный период такого ФЛП. Налоговики сообщили, что им считается базовый отчетный (налоговый) период, составляющий календарный год. При этом, скорее всего, данный вывод касается лишь общесистемщиков. Так что получается: несмотря на потерю статуса ФЛП, декларацию об имущественном состоянии и доходах физлицу, судя по всему, нужно подать по итогам года — в течение 40 календарных дней после его окончания. По результатам, отраженным в ней, ему придется или доплатить НДФЛ, или же оно получит право на возврат излишне уплаченных сумм.

img 2Что касается авансовых платежей, то, считаем, с утратой предпринимательского статуса физлицу их уплачивать не нужно. Для этого стоит дополнительно известить контролеров. Вместе с тем, советуем вам уточнить этот вопрос у своих местных налоговиков. Дело в том, что нормы, зафиксированные в НКУ, могут развязать им руки и для фискального подхода, т. е. требовать уплаты авансовых платежей по НДФЛ до конца года с дальнейшим пересчетом в годовой декларации. Правда, даже если они будут настаивать на нем, вы сможете уменьшить сумму авансовых платежей на основании п.п. 177.5.1 НКУ.

При этом учтите: если в этом периоде физлицу будут поступать средства, в том числе по операциям, которые оно начало осуществлять в качестве ФЛП, облагать их нужно как доходы «обычного» физлица, а не ФЛП. Так что, например, если доходы ему будет выплачивать субъект хозяйствования, то, по общему правилу, такой субъект должен удерживать с них НДФЛ (п.п. 168.1.1 НКУ). К слову, поэтому в подобном случае бывшему ФЛП стоит известить своих дебиторов о потере предпринимательского статуса — дабы предупредить их о необходимости удержания НДФЛ.

Снятие с ЕСВ-учета. Здесь законодатель был чуть более многословным и внес отдельные изменения в Закон № 2464. Он зафиксировал, что в случае госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП пользуется правами, выполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для плательщика ЕСВ, — в части деятельности, которая осуществлялась им в качестве ФЛП (ч. 4 ст. 6 Закона № 2464). Но на самом деле это и так логично — ведь внесенные в Закон № 2464 изменения позволяют сказать, что сам по себе факт такой госрегистрации не приводит к снятию физлица с ЕСВ-учета. Это лишь одно из условий, но есть и другие: проведение проверки* такого физлица и осуществление им окончательных расчетов (ч. 1 ст. 5 Закона № 2464).

* Из письма № 16051 можно сделать вывод, что такая проверка может проводиться, а может и нет. В то же время напомним: прекращение предпринимательской деятельности ФЛП является основанием для начала документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.7 НКУ ). Это правило касается и ЕСВ (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464). Так что данная часть письма не совсем понятна.

Так же, как и в налоговом учете, возникает вопрос с последним отчетным периодом. Для целей ЕСВ нардепы его подкорректировали. Так что при прекращении ФЛП предпринимательской деятельности такой период (ч. 8 ст. 9 Закона № 2464):

1) начинается с даты окончания предыдущего периода, а

2) завершается датой госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП.

Формулировка этого правила позволяет сказать, что оно распространяется как на уплату ЕСВ за наемных работников, так и на уплату ЕСВ «за себя». Разберемся подробнее.

Напоминаем: отчет за наемных работников ФЛП должны подавать в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода (п. 3.1 Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454). Так что, к примеру: если запись о прекращении ФЛП попала в ЕГР 5 августа, отчет за наемных работников нужно подать не позднее 26 августа. В то же время сроки уплаты ЕСВ в части наемных работников данные изменения затронуть не должны.

А вот при уплате ЕСВ «за себя» определенности пока что нет. С одной стороны, есть норма Закона № 2464, ограничивающая рамки последнего отчетного периода. С другой — для ФЛП на общей системе уплата ЕСВ «за себя» тесно связана с уплатой НДФЛ*, а там, как мы уже говорили, продолжает действовать годовой отчетный период. Так что в этом вопросе стоит дождаться появления конкретного мнения налоговиков.

* Такой ЕСВ уплачивается до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября в виде авансовых платежей в размере 25 % от годовой суммы ЕСВ, рассчитанной от суммы для уплаты авансовых платежей по НДФЛ.

С учетом всего сказанного выше, новый порядок прекращения ФЛП предпринимательской деятельности можно представить так, как показано на рис. 2 на с. 41.

«Переходное» прекращение деятельности

У вас, конечно же, мог возникнуть вопрос: как быть тем ФЛП, кто успел подать госрегистратору заявление о прекращении деятельности до вступления в силу Закона № 1258 (т. е. до 7 июля). К счастью, для таких случаев законодатель предусмотрел особые «переходные» правила (п. 2 разд. II Закона № 1258).

Так, если ФЛП подал такое заявление, но до регистрационной карточки дело еще не дошло, госрегистратор должен самостоятельно заполнить такую карточку, внести в ЕГР запись о прекращении деятельности ФЛП и выдать/направить ему соответствующее уведомление. Сделать он это должен не позднее месяца с даты вступления в силу Закона № 1258. То есть, с учетом подхода чиновников к исчислению сроков, — не позднее 7 августа.

«Особые» случаи прекращения деятельности

Выше мы уделили внимание лишь «стандартной» процедуре прекращения предпринимательской деятельности ФЛП. Но ведь есть и другие. Закон № 1258 коснулся и их. Давайте посмотрим, как:

1) Закон № 1258 исключил такую процедуру, как прекращение предпринимательской деятельности ФЛП по принципу «молчаливого согласия». Здесь вопросов нет — с учетом новшеств, с которыми вы ознакомились выше, он для ФЛП уже не нужен. Напомним: раньше этот принцип позволял зарегистрировать прекращение деятельности ФЛП и без получения соответствующих справок от налоговиков;

2) ФЛП может прекратить деятельность по решению суда. Теперь это происходит так: после того, как решение суда вступит в силу, суд направит его госрегистратору. Тот не позднее следующего рабочего дня после его получения должен самостоятельно заполнить регистрационную карточку, внести в ЕГР соответствующую запись и выдать/направить уже бывшему ФЛП уведомление об этом;

3) законодатель исключил из Закона № 755 упрощенную процедуру прекращения деятельности ФЛП. Напомним: госрегистратор мог начать ее только в двух случаях, причем оба основаны на судебных решениях (ч. 1 ст. 491 Закона № 755). По-видимому, теперь в таких случаях госрегистратор должен действовать по общим правилам (см. предыдущий пункт);

4) изменения коснулись и банкротства ФЛП. В частности, теперь в Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в редакции от 22.12.2011 г. № 4212-VI в качестве должника вместо физлица-предпринимателя фигурирует «обычное» физлицо. Правда, лишь по тем обязательствам, которые возникли в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, в этот Закон внесен и ряд других изменений. Так, из него убрали норму (ч. 9 ст. 91), которая предусматривала, что с даты признания судом физлица банкротом его госрегистрация как ФЛП прекращается, а выданные ему лицензии аннулируются. Вместе с тем, вряд ли это свидетельствует о том, что теперь такие лицензии не аннулируются. Тем более, что Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III, как и прежде, предусматривает, что запись в ЕГР о прекращении деятельности ФЛП — это основание для аннулирования лицензии.

 

img 3

Штрафы за нарушение процедуры прекращения

Напомним: раньше КУоАП за нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности ФЛП предусматривал немалые штрафы. Так, за это на ФЛП могли наложить штраф в размере от 60 до 80 ннмдг (т. е. от 1020 грн. до 1360 грн.). Наложить его могли, в частности, налоговики (ст. 2342 КУоАП).

К счастью, теперь этот штраф упразднен. Причем, учитывая ст. 58 Конституции Украины, данное послабление должно применяться и к нарушениям, допущенным до вступления в силу Закона № 1258 (то есть до 7 июля).

выводы

  • ФЛП, пожелавшему прекратить деятельность, достаточно подать госрегистратору регистрационную карточку.

  • Регистрация прекращения деятельности ФЛП производится без предварительных расчетов с кредиторами и проверок налоговиками.

  • По обязательствам, возникшим в рамках предпринимательской деятельности, физлицо несет ответственность и после ее прекращения. Кредиторы могут предъявить ему свои требования в общем порядке.

  • Налоговики не снимут ФЛП с налогового и ЕСВ-учета, пока тот не рассчитается с ними.

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

  4. Закон № 1258 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по заявительному принципу» от 13.05.2014 г. № 1258-VII.

  5. Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

  6. Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше