Деньги и люди, или Об основных критериях пребывания на едином налоге

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2014/№ 69
Известный всем классик политической экономии говорил о том, что основными факторами производства являются капитал и труд. То есть, с одной стороны материальные ресурсы, с другой — человеческие. Так случилось, что именно эти два фактора, а точнее их количество, определяют возможность субъекта хозяйствования находиться на упрощенной системе налогообложения. Поэтому давайте сейчас внимательно присмотримся к основным критериям, по которым законодатель определил, можете ли вы выбрать единый налог.

Итак, вы пожелали стать единоналожником. Основные критерии, которые вам нужно будет соблюсти, — это: (1) максимальный объем дохода в течение календарного года и (2) количество наемных работников. Рассмотрим их.

Максимальный объем дохода

НКУ устанавливает для каждой группы максимально допустимый объем дохода, дающий право находиться именно в этой категории единоналожников.

В этой статье мы не будем напоминать о конкретных объемах для определенной группы, об этом поговорим немного позже. Сейчас же запомните: установленный НКУ объем дохода должен быть для вас ориентиром как тогда, когда вы собираетесь переходить на упрощенную систему, так и после того, как вы уже находитесь на ней. В первом случае этот критерий определяет, имеете ли вы право перейти на упрощенную систему, во втором случае — имеете ли вы право удержаться на ней в дальнейшем.

Как в первом, так и во втором случае доход нужно определять исходя из правил ст. 292 гл. 1 разд. ХIV НКУ. Во втором случае все более-менее понятно, ведь, находясь на едином налоге (ЕН), вы уже имеете если не окончательное, то по крайней мере предварительное представление о своих доходах. А вот как быть тогда, когда вы только собираетесь переходить на упрощенную систему, т. е. если находитесь на общей системе налогообложения и доходы определяете или по ст. 177 или по разд. ІІІ НКУ?

Общесистемщикам, которые хотят перейти на ЕН, придется пересчитать свои доходы в течение календарного года по правилам гл. 1 разд. XIV НКУ

Это следует, в частности, из требований абзаца третьего п.п. 298.1.4 НКУ. Согласно этому подпункту субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов в соответствии с нормами НКУ, переходя на ЕН, подает заявление в контролирующий орган. К этому заявлению он обязан приложить расчет дохода за предыдущий календарный год, который определяется с соблюдением требований, установленных гл. 1 разд. XIV НКУ. Подтверждается это требование также и консультациями налоговиков (см. БЗ, подкатегории 107.01, 107.12).

Форма Расчета дохода за предыдущий год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения, утверждена приказом Министерства финансов Украины от 20.12.2011 г. № 1675.

Однако не все так однозначно. Ведь заявление о переходе на ЕН плательщик подает не «впритык» к концу календарного года, за который определяется доход, а раньше. Поэтому, как разъясняют налоговики, доход за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения, определяется на момент подачи заявления с учетом запланированной суммы получения дохода, за период, оставшийся до конца года после подачи заявления (см. консультацию в БЗ, подкатегории 107.01, 108.01).

Что это означает? Предположим, вы решили перейти на ЕН с 01.01.2015 г. и заявление подали 10.11.2014 г. Это означает, что в расчете вам нужно доход, полученный с 01.01.2014 г. по 09.11.2014 г., пересчитать по правилам гл. 1 разд. XIV НКУ. А доход за период с 10.11.2014 г. по 31.12.2014 г. определить исходя из «запланированной суммы получения дохода», т. е. прогнозным путем. Сложив эти две суммы, вы получите ваш объем дохода за год, предшествующий году перехода на ЕН.

Спорной остается ситуация, когда субъект хозяйствования переходит на ЕН не с 1 января, а в середине года. Например, предприятие решило перейти на ЕН с 01.10.2014 г. За какой период нужно считать «прошлогодний» доход в этом случае — за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. или за период с 01.01.2014 г. по 30.09.2014 г.?

Налоговики в своих консультациях склоняются к тому, что в этом случае следует ориентироваться на доход 2013 года, пересчитанный по правилам гл. 1 разд. XIV НКУ (см. консультацию в БЗ, подкатегория 108.01). Действительно, требование учитывать в этом случае доход текущего года нигде прямо не прописано.

Однако мы считаем, что логичнее все же контролировать доход и текущего года. А точнее, предельный объем дохода лучше не превышать и в 2013 году, и в трех кварталах 2014 года, хотя в самом расчете фигурировать будут показатели 2013 года. Иначе получится, что после перехода на единый налог субъект хозяйствования должен будет возвратиться на общую систему, а это вряд ли можно назвать рациональным.

Количество работников

Вторым, не менее важным критерием для пребывания на ЕН является количество работников. Установленные НКУ ограничения относительно этого количества вы также должны соблюдать и тогда, когда только собираетесь перейти на упрощенную систему, и тогда, когда вы уже находитесь на ней.

Однако здесь есть одно существенное отличие от первого критерия, т. е. объема дохода. Если объем дохода определяется по единым правилам ст. 292 НКУ, то максимальное количество работников определяется по-разному для единоналожников-предприятий и единоналожников-предпринимателей. Это можно заметить непосредственно из формулировок, применяемых в НКУ.

Для предпринимателей используется понятие количества лиц, одновременно находящихся с ними в трудовых отношениях.

Иными словами, для физлиц-единоналожников установленное НКУ количество работников должно соблюдаться на любой момент

Об этом свидетельствует консультация налоговиков из БЗ, подкатегория 107.01. В ней налоговики разъясняют: если в какой-то момент количество работников у единоналожника превысило установленное ограничение, он должен отказаться от упрощенной системы налогообложения.

Поэтому и в дальнейшем, находясь на упрощенной системе налогообложения, нужно следить, чтобы количество работников никогда не превышало установленных ограничений. И помните, что количество работников нужно указывать в декларации предпринимателя-единоналожника, в поле «Фактическая численность работников в отчетном периоде».

Причем, если в течение отчетного периода количество ваших работников будет меняться, то в этом поле налоговики хотят видеть максимальное (а не среднее!) количество работников в течение этого периода (консультация из БЗ, подкатегория 107.08). Это еще раз доказывает: предприниматель-единоналожник должен постоянно соблюдать установленное ограничение по количеству работников.

А если речь идет о переходе на упрощенную систему налогообложения? На какой момент определять количество работников? По нашему мнению, в заявлении о выборе упрощенной системы налогообложения (п.п. 7 п. 298.3 НКУ) предприниматель должен указать количество лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях на момент подачи такого заявления.

А вот для юрлиц-единоналожников используется принципиально другое понятие — среднеучетное количество работников (СУКР). Понятие СУКР установлено п.п. 14.1.227 НКУ и обозначает количество работников у юридических лиц, определенное по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики.

В соответствии с разъяснениями налоговиков (в консультации из БЗ, подкатегория 108.01) здесь речь идет об Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г. № 286. В частности, п. 3.1 этой Инструкции предусматривает, что среднее количество работников предприятия за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма таких показателей:

— среднеучетного количества штатных работников;

— среднего количества внешних совместителей;

— среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам. Однако мы считаем, что понятие СУКР в п.п. 14.1.227 НКУ не соответствует методике, которую предусматривает п. 3.1 Инструкции № 286. Ведь СУКР согласно НКУ учитывает всех наемных работников; лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству более одного календарного месяца*; наемных работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений в эквиваленте полной занятости.

* Правда, налоговики настаивают, чтобы в расчет СУКР включали и тех совместителей, которые проработали меньше одного календарного месяца. Аргумент такой: таких совместителей учитывают при расчете среднеучетного количества внешних совместителей, а этот показатель является одной из составляющих СУКР (см. консультацию из БЗ, подкатегория 108.01). По нашему мнению, следует руководствоваться прямым указанием НКУ и таких совместителей не учитывать.

Исключение из этого правила составляют только наемные работники, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами и в отпуске для ухода за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.

Исходя из этого, считаем, что целесообразнее отождествлять СУКР для целей НКУ с показателем «среднеучетное количество работников в эквиваленте полной занятости (СКРЭПЗ)», который рассчитывается по правилам п. 4 уже упоминавшейся Инструкции № 286.

Методика определения СКРЭПЗ базируется на перерасчете оплаченного рабочего времени всех лиц (штатных работников, совместителей, лиц, работавших по гражданско-правовым договорам), которые привлекались к работе в отчетном периоде и получали соответствующую заработную плату. Это время пересчитывают в условное количество работников, которых бы хватало предприятию для выполнения фактического объема работы при условии работы всех работников в течение полного рабочего дня, исходя из установленной его продолжительности.

Пересчитывают оплаченное рабочее время по каждой категории штатных работников, для которых установлены рабочие недели разной продолжительности

, определяется общее количество человеко-часов рабочего времени (отработанного и неотработанного), за которое была начислена заработная плата. Определенное таким способом делится на табельный фонд времени, определенный с учетом продолжительности рабочей недели, установленной предприятии в соответствии законодательством или коллективным договором. >

Наконец, еще одна деталь. Раньше мы выяснили, что у физлиц-единоналожников ограничения по количеству работников должны выполняться на любой момент. А как быть юрлицам-единоналожникам?

По нашему мнению, собственно понятие СУКР предусматривает, что речь идет о среднем количестве работников в течение календарного года (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). А следовательно, даже если на определенный момент количество работников у единоналожника превысит установленное ограничение, это не будет считаться нарушением. Главное — не превысить среднее количество работников по итогам года*.

* Дополнительные аргументы в пользу этой позиции можно найти в ч. 3 ст. 55 ХКУ, которая относит к субъектам малого предпринимательства юрлиц со среднегодовым количеством работников не больше 50 человек.

Однако сразу предупреждаем: налоговики, вероятнее всего, будут настаивать на подходе, аналогичном тому, который существует для предпринимателей-единоналожников. Поэтому осторожным предприятиям рекомендуем соблюдать ограничения по количеству работников всегда.

Заполняя заявление о выборе упрощенной системы налогообложения, юрлицо, как и предприниматель, указывает в нем среднеучетное количество работников (п.п. 7 п. 298.3 НКУ). В этом заявлении юрлицо, пожелавшее стать единоналожником, укажет среднеучетное количество работников за календарный год, предшествовавший году, с которого предприятие желает находиться на упрощенной системе. Проще говоря, если вы хотите находиться на ЕН в 2015 году — в заявлении указывайте СУКР за 2014 год.

Если же вы переходите на уплату ЕН в середине календарного года, советуем действовать аналогично ситуации с доходом. То есть контролируйте СУКР и за прошлый год, и за часть года, в котором переходите на ЕН. И не превышайте предельное СУКР ни в первом, ни во втором периоде.

На этом завершаем наш обзор основных критериев, которые необходимо соблюдать, чтобы находиться на ЕН. В следующей статье подробнее рассмотрим ограничения относительно каждой из групп единоналожников. Поэтому наша «экскурсия» по единоналожным ограничениям продолжается!

выводы

  • Если субъект хозяйствования переходит на единый налог с общей системы, то для целей контроля доходного критерия доходы, отраженные согласно ст. 177 НКУ или разделу III НКУ, следует пересчитать исходя из единоналожных правил.

  • Физлица-единоналожники контролируют численность работников на каждый день исходя из количества лиц, одновременно находящихся с ними в трудовых отношениях. Юридические лица контролируют среднеучетную численность работников.

  • При переходе на упрощенную систему с середины года разумнее, если установленные критерии не будут нарушаться ни в предыдущем, ни в текущем году.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить