(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 104
  • № 103
  • № 102
  • № 101
  • № 99
  • № 98
  • № 97
  • № 96
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
14/24
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Декабрь , 2014/№ 100

Налоговая нагрузка: это пока не лечится…

Матрица повсюду. Она окружает нас.
Даже сейчас она с нами рядом.
(Из кинофильма «Матрица»)
О термине «налоговая нагрузка» («налоговая отдача»), к сожалению, наслышаны многие бухгалтеры... Хотя, к счастью, не всех реально коснулся соответствующий «механизм» вымогательства «доплаты» налогов до «требуемого» уровня со стороны фискалов.
Вы наверняка прочли подробную статью в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 81, с. 13, из которой узнали, как противодействовать незаконным требованиям контролеров. Эти рекомендации сохранили свою значимость и злободневность! А потому конспективно напомним их сегодня.
Но главное — давайте вначале посмотрим, изменилось ли что-нибудь (или изменится ли) по части легальных оснований для применения в практике налогообложения такой расчетной величины, как налоговая отдача. Тем более что как раз получили такой вопрос от нашего постоянного читателя.
налоговый контроль

Стоит вам только заикнуться о налоговой отдаче, перелицованные из налоговиков в фискалы работники службы сразу же докажут вам, что соответствующий показатель они рассчитывают исключительно в аналитических целях! Но никак не для непосредственного применения при взимании налогов… И тут с ними надо согласиться! ☺ Кстати, топ-менеджеры ГФСУ советуют жаловаться на неправомерные действия их подчиненных в сервис «Пульс» по номеру телефона (044) 284 00 07…

Напомним вкратце, о каких «аналитических» целях может идти речь.

Периодичность документальных налоговых проверок

Сегодня продолжают применять Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНСУ от 27.06.2012 г. № 553 (далее — Методрекомендации № 553).

Напоминаем, что согласно абзацам седьмому и восьмому разд. 1 этих Методрекомендаций периодичность проведения документальных плановых проверок плательщиков налогов определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких плательщиков налогов, которая делится на высокую, среднюю и незначительную.

Плательщики налогов с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем раз в три календарных года, средней — не чаще чем раз в два календарных года, высокой — не чаще одного раза в календарный год.

В документе есть критерии отбора в зависимости от степени риска для разных категорий плательщиков налогов — начиная с банков и заканчивая ФЛП. Что касается юрлиц, то согласно п.п. 1 п.п. 3.2.1 п. 3.2 разд. 3 Методрекомендаций № 553 попасть в число плательщиков с высокой степенью риска грозит тем из них, у кого «уровень уплаты налога на прибыль не отвечает уровню уплаты налога по соответствующей отрасли». А также — согласно п.п. 2 п.п. 3.2.1 п. 3.2 разд. 3 Методрекомендаций № 553 — и тем, у кого «уровень уплаты НДС не отвечает уровню уплаты налога по соответствующей отрасли». Другими словами: если эти ваши величины налоговой отдачи меньше средних по отрасли, то у вас — высокая степень риска и проверять вас следует ежегодно. ☹

Эти «сорта» налоговой отдачи рассчитываются по двум специальным формулам — отдельно для налога на прибыль предприятий и отдельно для НДС.

Не станем морочить вам голову самими формулами (тем более что они привязаны к устаревшим формам деклараций), но поясним идею, которая, видимо, реализована и в сегодняшних алгоритмах:

— для налога на прибыль предприятий налоговая отдача вычисляется как процентное отношение начисленной суммы налога от патентуемой и от непатентуемой деятельности (согласно нынешней форме прибыльной декларации, утвержденной приказом Миндоходов от 30.12.2013 г. № 872, это сумма показателей стр. 11 и стр. 12) к сумме дохода, учитываемого при определении объекта налого­обложения (показатель стр. 01 этой же декларации). Кстати говоря, в Методрекомендациях № 553 предполагается, что налоговая отдача должна рассчитываться ежеквартально.

Но поскольку сегодня большинство плательщиков отчитывается по прибыли раз в год, то фискалам, видимо, придется рассчитывать налоговую отдачу с такой же периодичностью

— для НДС налоговая отдача (плательщиков, не претендующих на бюджетное возмещение) вычисляется как процентное отношение суммы подлежащего начислению налога (показатель стр. 25 НДС-декларации, утвержденной приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966), к сумме объемов (без НДС) соответствующих поставок по стр. 1.1 и стр. 1.2 (колонка А) этой же декларации.

Наряду с данными критериями, в том же п.п. 3.2.1 п. 3.2 разд. 3 Методрекомендаций № 553 перечислены еще двенадцать (!) других критериев, из-за которых плательщик может загреметь в компанию «высокорисковых».

Категории внимания фискалов к плательщикам

С подобной целью, но на основании другого документа — Методических рекомендаций о порядке распределения плательщиков по категориям внимания, утвержденных приказом ГНАУ от 30.06.2006 г. № 373, — величину налоговой отдачи используют, чтобы отнести плательщика к одной из трех категорий внимания (п.п. 2.1.2):

1 — добросовестные;

2 — умеренного риска;

3 — высокого риска.

Заметим, что, несмотря на допотопную дату утверждения, документ жив и сегодня. Поэтому не удивляйтесь: если у вас вышеупомянутый «уровень уплаты» (читай — налоговая отдача) значительно меньше среднего по отрасли, то вы вполне можете автоматически угодить в категорию 3 — плательщиков высокого риска. Хотя этот критерий — тоже не единственный (есть еще два), из-за которых можно попасть в ту же категорию.

Автоматическое бюджетное возмещение НДС

Благодаря новшествам Закона № 1621* и последовавшего за ним Закона № 1690**, начиная с 01.01.2015 г. показатель налоговой отдачи, возможно, уже не будет в ходу:

— ни в качестве одного из нынешних критериев, собственно дающих плательщику право на бюджетное возмещение (потому что п.п. 200.19.6 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ),возможно, будет исключен из НКУ с указанной даты);

— ни в качестве одного из нынешних критериев (конкретно — величина налоговой отдачи по налогу на прибыль), дающих сегодня фискалам право на документальную проверку в процессе бюджетного возмещения согласно п.п. 3 п. 5 Перечня достаточных оснований, дающих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1238 (потому что п. 200.11 тоже, возможно, будет исключен из НКУ с указанной даты, а значит, и соответствующий Перечень, возможно, будет отменен).

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогообложения инвестиционной деятельности» от 07.10.2014 г. № 1690-VII.

Заметим, что согласно будущей редакции п. 200.19 НКУ после 01.01.2015 г. претендент на бюджетное возмещение НДС тоже должен будет соответствовать определенным критериям. А значит, с указанной даты, возможно, будет применяться Порядок определения соответствия плательщика налога на добавленную стоимость критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1128, взамен действующего ныне Порядка определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 10.12.2013 г. № 781. Однако собственно тема бюджетного возмещения НДС (в будущем году) выходит за рамки данной статьи и, возможно, будет рассмотрена отдельно.

Обратите внимание! Неспроста вы встретили слово «возможно» в этой части статьи целых шесть раз.☹Дело в том, что 01.12.2014 г. в ВРУ был зарегистрирован законопроект № 1141, в случае принятия которого (что предусмотрено так называемым Коалиционным соглашением), в частности, описанные здесь новации Закона № 1621 и Закона № 1690 будут сведены на нет… А значит, сохранится нынешний порядок бюджетного возмещения, подразумевающий применение критерия налоговой отдачи по налогу на прибыль.

Методы противодействия незаконным действиям налоговиков остались прежними.

Отказываются принимать декларацию, в которой налог ниже «требуемого», — подайте ее по почте или в электронной форме

Присылают уведомление о «непризнании» поданной декларации — обжалуйте их действия в административном и/или судебном порядке. Но на возможный (разумеется, правильно составленный) письменный запрос налоговиков о причинах «пониженной» (по их мнению) величины налоговой отдачи все же советуем вам ответить. Причем — не позднее 10 рабочих дней с даты его получения. На возможные устные обращения по телефону отвечайте как обычно: «Героям слава!»… ☺

И еще одно. Сегодня фискалы обеспокоены, ведь им нужно существенно уменьшить количество проверок, особенно выездных. Стоит конкретная задача: перейти от работы «по площадям» к «прицельной». ☹ Надежды возлагаются на алгоритмы анализа информации о плательщиках, получаемой из ЕРНН, базы электронной РРО-отчетности, возможно — обслуживающих банков, ну и, конечно же, из налоговых деклараций. Поэтому не исключено, что вскоре нынешние критерии и формулы расчета налоговой отдачи покажутся плательщикам детским лепетом…

В завершение повторим главное: если фактическая величина налоговой отдачи (нагрузки) плательщика меньше среднеотраслевой (иногда фискалы берут для такого анализа не отрасль, а группу похожих, по их мнению, предприятий ☹), то это не дает никаких непосредственных оснований рассматривать такого плательщика как «уклониста»!.. Но пристальное внимание фискалов к нему гарантировано…

выводы

  • Величина налоговой отдачи плательщика в сравнении со среднеотраслевым показателем анализируется фискалами и определяет степень внимания последних к нему, и в конечном счете — возможную периодичность документальных проверок.

  • Если электронное администрирование НДС таки заработает, то начиная с 01.01.2015 г. величина налоговой отдачи уже не будет ни критерием для получения права на бюджетное возмещение НДС, ни критерием, дающим право на документальную проверку в процедуре такого возмещения.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
налоговая нагрузка добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье