Проект землеустройства (севообороты): поторопитесь выполнить!

В избранном В избранное
Печать
Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2014/№ 102
Без преувеличения, земли Украины — национальное богатство! К сожалению, проблема их сохранения со временем становится острее и острее. Специалисты-почвоведы в течение последних лет все с большей тревогой говорят об ухудшении качественного состояния сельхозугодий. Среди его причин отмечают и нарушения севооборота. Ведь из 18481 сельхозпредприятий, имеющихся на 01.03.2014 г., которые использовали земельные участки площадью свыше 100 га, лишь у 374 (т. е. только у 2 %) были проекты землеустройства с обоснованием севооборота.
Как понимать порядок соблюдения севооборотов: как обязанность или как рекомендацию? Кем они устанавливаются? Вправе ли хозяйство применять самостоятельно разработанные севообороты? Какая ответственность предусмотрена за нарушение севооборота? Отвечаем на эти и другие вопросы, поступившие в нашу редакцию от сельхозпредприятий.
сельское хозяйство

Севооборот: хозяйственная роль

Кратко, не прибегая к классификации типов и видов, определимся с понятием севооборота и его значением в хозяйственной деятельности.

Севооборот — чередование сельхозкультур (и паров) во времени и на территории согласно научно обоснованным для определенных культур нормам периодичности, базирующимся на особенностях биологического взаимодействия культур и влиянии их на плодородие почвы

Севообороты предусматривают правильный подбор благоприятных для выращивания сельхозкультур предшественников и оптимальное насыщение одновидовыми культурами, учитывающее допустимую периодичность выращивания их в полях. Они являются основой стабильности земледелия и положительно влияют на все важные грунтовые режимы (питательный, водный, воздушный, тепловой) и способствуют активной детоксикации вредных веществ.

Следствием несоблюдения севооборота является почвоутомление — нарушение биоэнергетического режима почв и резкое снижение урожайности сельхозкультур в результате их бессменного выращивания или частого возвращения на предыдущее поле севооборота, что приводит к ухудшению качественного состояния почв, накоплению в почвах специфических болезнетворных микроорганизмов и семян сорняков (абзац девятый ч. 2 ст. 1 Закона Украины «Об охране земель» от 19.06.2003 г. № 962-IV).

«Севооборотные» требования ЗКУ

Земельные участки сельхозназначения для ведения товарного сельхозпроизводства используются в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами землеустройства. Эти проекты обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий и предусматривают мероприятия по охране земель (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III; далее — ЗКУ).

Согласно ст. 91 и 96 ЗКУ как землевладельцы, так и землепользователи обязаны повышать плодородие почв и сохранять прочие полезные свойства земли.

Следовательно, в свете норм ЗКУ сами по себе отпадают любые сомнения в том, как понимать порядок соблюдения севооборотов — как требование или как рекомендацию. Безусловно, на сегодняшний день речь идет об обязательности разработки указанных проектов*.

* Хотя и имеем несколько поданных в Верховную Раду законопроектов (от 13.08.2014 г. № 4493а, от 28.12.2012 г. № 1186, от 12.09.2013 г. № 3238 и другие), в которых предлагается установить, что разработка проектов землеустройства не является обязательной.

Актуально для всех

Активность сельхозпредприятий по «севооборотным» вопросам в конце текущего года понятна. Она обусловлена двумя моментами. С наступлением следующего года закончится действие:

(1) ограничения, предусмотренного п. 18 разд. X «Переходные положения» ЗКУ. На период до 01.01.2015 г. требования ч. 4 ст. 22 этого Кодекса распространяются только на тех владельцев и пользователей, которые используют земельные участки сельхозназначения для ведения товарного сельхозпроизводства общей площадью более 100 гектаров;

(2) права на разработку проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий (далее — проект землеустройства) самим субъектом хозяйствования (абзац четвертый п. 4 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 02.11.2011 г. № 1134; далее — Порядок № 1134). Такое право действует только до 01.01.2015 г.

Таким образом, с окончанием 2014 года канет в прошлое выборочность требований ч. 4 ст. 22 ЗКУ в отношении только части аграриев.

С 01.01.2015 г. требования соблюдения севооборотов будут касаться всех без исключения сельхозпредприятий, причем  независимо от площади сельхозугодий

В то же время сельхозпредприятия будут лишены права на разработку проекта землеустройства собственными силами. Правда, таким правом реально могли воспользоваться далеко не все аграрии, но об этом подробнее расскажем позже.

Проекты землеустройства (севооборота)

Разработка проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий, осуществляется в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV (ср. 025069200). Ею установлено, в частности, следующее.

Проекты землеустройства определяют:

— организацию землевладений и землепользований с выделением севооборота, исходя из экологических и экономических условий;

— определение типов и видов севооборота с учетом специализации сельхозпроизводства;

— составление схем чередования сельхозкультур в севообороте;

— проектирование полей севооборота;

— разработку плана перехода к приемлемому севообороту;

— перенесение в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота.

Механизм разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, определен Порядком № 1134

В частности, им регламентированы вопросы согласования, экспертизы и утверждения проектов землеустройства. Проект разрабатывается в соответствии с утвержденным заказчиком заданием на его разработку, составленным с учетом Нормативов оптимального соотношения культур в севооборотах в различных природно-сельскохозяйственных регионах, утвержденных постановлением КМУ от 11.02.2010 г. № 164, и оптимального соотношения угодий (п. 7 Порядка № 1134). Важно! Допускается следующая периодичность выращивания культуры на одном и том же поле:

— озимых ржи и ячменя, ячменя ярового, овса, гречихи — не менее чем через 1 год;

— пшеницы озимой, картофеля, проса — не менее чем через 2 года;

— кукурузы в севообороте либо на временно выведенном из севооборота поле — в течение 2 — 3 лет подряд;

— многолетних бобовых трав, зернобобовых культур (кроме люпина), свеклы сахарной и кормовой, рапса озимого и ярового — не менее чем через 3 года;

— льна — не менее чем через 5 лет;

— люпина, капусты — не менее чем через 6 лет;

— подсолнечника — не менее чем через 7 лет;

— лекарственных растений (в зависимости от биологических свойств) — 1 — 10 лет.

Разработчики и заказчики

Согласно п. 4 Порядка № 1134 разработчиком проекта землеустройства (далее — исполнитель) может быть:

— юридическое лицо, в составе которого работают не менее двух сертифицированных инженеров-землеустроителей;

— физическое лицо — предприниматель, являющееся сертифицированным инженером-земле­устроителем.

Кроме того, такие лица должны владеть необходимым техническим и технологическим обеспечением.

Разработчиком проекта пока еще может быть и сам субъект хозяйствования (подробнее об этом — далее).

Заказчиком проекта землеустройства в контексте нашего разговора является сельхозпредприятие.

Для разработки проекта землеустройства заказчик заключает с разработчиком (исполнителем) соответствующий договор. Существенными условиями договора являются стоимость и сроки (не более трех месяцев) проведения работ по землеустройству (п. 6 Порядка № 1134).

«Доморощенный» проект

В п. 4 Порядка № 1134 содержится прямой ответ на вопрос сельхозпредприятий о возможности самостоятельной разработки севооборотов. До 01.01.2015 г. исполнителем проекта землеустройства может быть и сам субъект хозяйствования, правда, при выполнении ряда ограничительных условий, а именно при:

— наличии у него лицензии на проведение работ по землеустройству;

получении лицензии до 04.12.2012 г. (с этой даты вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дерегулированию хозяйственной деятельности по проведению работ по землеустройству и землеоценочных работ» от 02.10.2012 г. № 5394-VI);

— наличии своего штатного инженера-землеустроителя, к тому же включенного в Госреестр сертифицированных инженеров-землеустроителей.

Итак, до конца текущего года существовала возможность разработки аграриями проектов землеустройства (севооборотов) собственными силами, но по большей части теоретически

Как мы понимаем, из числа сельхозпредприятий разве только единицы могли соответствовать всем указанным выше ограничительным условиям.

Ответственность

Ответственность граждан и юридических лиц установлена как за отклонение от проектов земле­устройства, так и за использование без них земельных участков для ведения товарного сельхозпроизводства. Причем ответственность разноплановая: гражданская, административная, уголовная (п. «і» ч. 1 ст. 211 ЗКУ).

Административная ответственность установлена ст. 55 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Указанной статьей этого Кодекса с 01.01.2013 г. предусмотрено применение следующих размеров штрафных санкций:

1) за отклонение от утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства:

— на граждан — от пяти до двадцати ннмдг — не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (на сегодняшний день — от 85 до 340 грн.);

— на должностных лиц — от пятнадцати до тридцати ннмдг (от 255 до 510 грн.);

2) за использование земельных участков без утвержденных в случаях, определенных законом, проектов землеустройства по обоснованию сево­оборота:

— на граждан — от пятидесяти до ста ннмдг (от 850 до 1700 грн.);

— на должностных лиц — от трехсот до пятисот ннмдг (от 5100 до 8500 грн.).

Как видим, «админштрафная» опасность уже почти два года дамокловым мечом висит над головами должностных лиц сельхозпредприятий с площадью больше 100 гектаров.

С наступлением 2015 года под угрозу штрафов подпадут все владельцы и пользователи земельных участков, осуществляющие товарное сельхозпроизводство.

В отношении уголовной ответственности следует вспомнить ст. 254 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III. Бесхозяйственное использование земель, если это повлекло длительное снижение или утрату их плодородия, вывод земель из сельскохозяйственного оборота, смыв гумусного слоя, нарушения структуры почвы наказываются штрафом до двухсот пятидесяти ннмдг (до 4250 грн.) или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

выводы

  • С 01.01.2015 г. требования о разработке проекта землеустройства и соблюдении севооборотов касаются всех без исключения сельхозпредприятий, независимо от площади сельхозугодий.

  • С этой же даты сельхозпредприятия утрачивают право на разработку проекта землеустройства собственными силами.

  • На сегодняшний день «севооборотные» требования являются актуальными и штрафоопасными, поэтому поторопитесь их выполнить, пока еще осталось немного времени.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить