Чем запомнился 2014 год (ч. 4)

В избранном В избранное
Печать
налоговые эксперты Белова Наталья и Дзюба Наталия, эксперты по вопросам оплаты труда Скрипкина Екатерина и Ушакова Лилия
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2014/№ 103

Право

Уголовная ответственность юрлиц

С 01.10.2014 г. вступило в силу достаточно необычное новшество — к уголовной ответственности могут привлекать и юридических лиц.

Умысел юрлица проявляется через умысел его руководителя — уполномоченного лица

Заметим: уполномоченным лицом является должностное или другое лицо, которое согласно закону, учредительным документам или договору может действовать от имени юридического лица.

Напомним: оснований для уголовной ответственности юрлица всего два.

Первое: совершение уполномоченным лицом от имени и в интересах юрлица любого преступления, предусмотренного ст. 209, ст. 306, чч. 1 и 2 ст. 3683, чч. 1 и 2 ст. 3684, ст. 369, ст. 3692 УКУ. Учтите, такие преступления считаются совершенными в интересах юрлица, если они направлены:

— на получение юрлицом неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды;

— на уклонение от предусмотренной законом ответственности.

В эту категорию нарушений попадают:

— сделки со средствами или прочим имуществом, полученным вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов;

— предложение должностному лицу юрлица частного права предоставить ему или третьему лицу неправомерную выгоду и т. п.

Второе: совершение уполномоченным лицом от имени юрлица любого преступления, предусмотренного ст. 258 — 2585 УКУ. Это преступления, связанные с терроризмом.

Чем же грозит для юрлица такая уголовная ответственность? Наиболее неприятные последствия — это:

1) штраф. Его размер зависит от степени тяжести преступления, совершенного уполномоченным лицом:

Таблица 1. Уголовная ответственность юрлиц

Степень тяжести преступления*

Сумма штрафа

за преступление небольшой тяжести

от 5 тыс. до 10 тыс. ннмдг (85 тыс. грн. — 170 тыс. грн.)

за преступление средней тяжести

от 10 тыс. до 20 тыс. ннмдг (170 тыс. грн. — 340 тыс. грн.)

за тяжкое преступление

от 20 тыс. до 50 тыс. ннмдг (340 тыс. грн. — 850 тыс. грн.)

за особо тяжкое преступление

от 50 тыс. до 70 тыс. ннмдг (850 тыс. грн. — 1 млн 190 тыс. грн.)

*Разграничивать преступления по степени тяжести нужно на основании критериев, перечисленных в ст. 12 УКУ.

 

2) ликвидация. Она применяется только при совершении уполномоченным лицом юрлица любого преступления, перечисленного в ст. 258 — 2585 УКУ — преступления, связанного с терроризмом. В дополнение к этому суд в таком случае может применить и конфискацию имущества.

Обратите внимание! Ликвидация не применяется в том случае, если юрлицо относится к объектам, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

 

Защита персональных данных

В 2014 году отменена регистрация баз персональных данных. Вместо регистрации баз данных следует направлять уведомление Уполномоченному ВРУ по правам человека (далее — Уполномоченный). Но направлять уведомление требуется не всегда. Это делают только

при обработке персональных данных, представляющей особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных

Перечень персональных данных, обработка которых является рискованной, вы можете найти в п. 1.2 Порядка уведомления Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека об обработке персональных данных, которая составляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, утвержденного приказом Уполномоченного от 08.01.14 г. № 1/02-14.

В письме представителя Уполномоченного ВРУ по правам человека от 27.05.14 г. № 11.-974/1267-14-106 дано пояснение, что, например, поставщик товаров (услуг), принимая оплату от покупателя с помощью карточки через платежные терминалы, не обязан уведомлять Уполномоченного о «рискованной» обработке персональных данных.

А вот кто имеет дело с «рискованной» обработкой персональных данных, так это, например, собственники серверов платежной системы обслуживающих банков, на которые передается информация о расчетной операции с помощью платежной карточки. Именно они должны в течение 30 рабочих дней со дня сбора персональных данных подать Уполномоченному заявление об обработке персональных данных по форме приложения 1 к приказу № 1/02-14.

Осторожно, штраф! За неуведомление или несвоевременное уведомление Уполномоченного об обработке персональных данных или об изменении сведений, подлежащих уведомлению, предоставление неполных или недостоверных сведений на должностных лиц и предпринимателей налагается штраф от 200 до 400 ннмдг (3400 — 6800 грн.).

 

Изменения в порядке госрегистрации прав на недвижимость

Первое изменение — с 1 января 2014 года действуют новые сроки регистрации недвижимости — 5 рабочих дней с момента поступления органу соответствующих заявления и документов.

Исключение: госрегистрация права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс и в случае, если ей предшествует выдача свидетельства о праве собственности на недвижимость. Она проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

Второе изменение — появился новый Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, утвержденный постановлением КМУ от 17.10.2013 г. № 868. Он вступил в силу 12.02.2014 г. и заменил собой старый Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 22.06.2011 г. № 703 (ср. 025069200). Сразу же скажем: кардинально новый Порядок ничего не изменил. Однако одно дополнение все же вспомним. Можно подавать документы на госрегистрацию прав одним из двух путей: лично заявителем или по почте. При этом в последнем случае подпись заявителя придется нотариально удостоверить (п. 11 Порядка № 868). Подробнее о новом порядке регистрации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 5, с. 11.

Третье изменение — упрощение порядка регистрации прав собственности на недвижимость, которая находится в сельской местности и построена до 5 августа 1992 года. В частности, изменение заключалось в том, что отныне владельцы объектов недвижимости, которые соответствуют вышеприведенным критериям, могут получить свидетельство о праве собственности на такую недвижимость, не имея на руках технического паспорта.

 

Упрощение регистрации

С 01.11.2014 г. заработали новые нормы* Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV. С этой даты зарегистрироваться субъектом хозяйствования стало проще.

* Попавшие в него благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.

Во-первых, регистрирующимся субъектам, будь то юрлица или физлица-предприниматели, а также благотворительным организациям теперь не придется уплачивать регистрационный сбор.

Во-вторых, при подаче электронных документов не понадобится налагать ЭЦП на экземпляр электронного расчетного документа. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16.

 

Печати

С 01.11.2014 г. все юридические лица могут применять печать по собственному желанию. Заметим, ранее такая привилегия была только у физлиц-предпринимателей. В специальной ст. 581 ХКУ прямо прописали, что хозсубъект может (но не обязан!) иметь печати. Добавили оговорку о необязательности печати и в НКУ.

Однако, на наш взгляд, торопиться с отказом от печати вряд ли стоит. Ведь пока еще в ряде других немаловажных нормативных актов остались прямые требования использовать печать в установленных случаях. Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16 и № 92, с. 33.

Помните! В случае отказа от использования печати в своей деятельности юрлицо как минимум должно внести изменения в учредительные документы и предоставить банку новую карточку без образца оттиска печати, заверенную в установленном порядке (см. письмо НБУ от 11.12.2014 г. № 25-110/74213).

 

Свободный доступ к Госреестру прав на недвижимость

Информация из Госреестра с 25.11.2014 г. стала открытой и доступной. Получить ее могут физлица и юрлица в электронном виде через веб-сайт Госрегистрационной службы или по старинке — в бумажной форме. Для этого подают заявление в орган регистрации прав и нотариусу.

 

Обязанность заявить о конечном выгодополучателе

С 25.11.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.2014 г. № 1701-VII. С этой даты юридические лица обязаны раскрывать сведения — предоставлять госрегистратору информацию о своем конечном выгодополучателе.

Это касается всех частных компаний. Государственные и коммунальные предприятия от этой повинности освободили (ст. 641 ХКУ).

Информация о выгодополучателе заносится в регистрационную карточку предприятия и содержится в ЕГРПОУ

Таким же образом раскрываться должна и информация о структуре собственности учредителей-юрлиц, дающая возможность установить физлиц — собственников существенного участия.

Чтобы определить, кто такой конечный выгодополучатель, следует заглянуть в п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. № 249-IV (см. рисунок).

 

 

Запомните! Конечный выгодополучатель — это всегда физлицо. Юрлицо им быть не может. Если учредитель — юрлицо, то нужно предоставлять информацию о конечном выгодополучателе такого учредителя.

Выгодополучателями не могут быть:

— агенты;

— номинальные собственники (на них компанию оформляют формально, но реального влияния они не осуществляют);

— посредники.

Информацию о конечном выгодополучателе нужно подать при первичной регистрации юрлица или смене конечного выгодополучателя. Уже действующие предприятия (зарегистрированные до вступления в силу этого Закона) должны подать госрегистратору сведения о конечном выгодополучателе в течение 6 месяцев со дня вступления в силу этого Закона (подробнее см. на с. 44).

Осторожно, штрафы! Если не подать госрегистратору сведения о конечном выгодополучателе, то руководителю юрлица или лицу, уполномоченному действовать от имени юрлица (исполнительному органу), грозит штраф от 5100 до 8500 грн (ст. 16611 КоАП). Протокол о штрафе уполномочены составлять субъекты государственного финмониторинга (см. ст. 255 КоАП).

 

Регистрация и расторжение трудового договора

Законом № 1253 отменена обязательность нотариального удостоверения доверенностей, которыми ФЛП уполномочивало других лиц представлять его интересы в центре занятости при заключении/расторжении трудовых договоров с физлицами. Соответствующие изменения были также внесены в примерную форму Трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, утвержденную приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260.

Более того, теперь предприниматель может расторгнуть трудовой договор в любом центре занятости, независимо от места регистрации такого договора (см. п. 8 Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, утвержденного приказом Минсоцполитики от 08.06.2001 г. № 260).

 

Изменения в основаниях для увольнения

Стремясь к очищению власти, наши законотворцы дополнили ч. 1 ст. 36 КЗоТ новым основанием для увольнения — п. 72. По этому основанию скажут «до свиданья» работе «люстрированные» работники, которые занимали должности, перечисленные в ст. 2 Закона Украины «Об очищении власти» от 16.09.2014 г. № 1682-VII.

Также в 2014 году были подкорректированы положения п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. По этому основанию трудовой договор подлежит расторжению, если работник либо непосредственно сам работодатель — физическое лицо призывается или поступает на военную службу, направляется на альтернативную (невоенную) службу.

Исключение — призыв работника на военную службу по призыву по мобилизации на особый период*, но не более одного года

* Что такое «особый период»? Он начинается с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Разумеется, если срок призыва во время мобилизации конкретного работника превысит один год, в первый же день второго года службы его следует уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. Но надеемся, что до этого не дойдет.

Пополнилась новым основанием для увольнения ст. 40 КЗоТ, регулирующая вопросы увольнения по инициативе работодателя. Что это за основание? Пункт 10 ч. 1 ст. 40 КЗоТ — призыв или мобилизации собственника — физического лица во время особого периода.

Заметьте, увольнение по этому основанию проводится без предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) (ч. 1 ст. 431 КЗоТ). Более того, мобилизованному работодателю разрешено провести окончательный расчет с работниками и заполнить им трудовые книжки в течение месяца после демобилизации. Санкции и штрафы за нарушение ст. 47 КЗоТ к нему применяться не будут.

Не можем обойти стороной еще одну новинку уходящего года, которая заставила задуматься о качестве своей работы должностных лиц. Да-да! Речь идет о 

п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ, в соответствии с которым основанием для расторжения трудового договора является прекращение полномочий должностных лиц

Это основание для увольнения «заработало» совсем недавно, а именно с 1 июня 2014 года.

Так кто же относится к этим «счастливчикам», которых собственник может уволить «по своему хотению» (при наличии соответствующего решения общего собрания/уполномоченного органа)? Это очень интересный вопрос, но без ответа. Дело в том, что в законодательстве о труде определение понятия «должностное лицо» отсутствует. Нет в нем и исчерпывающего перечня должностных лиц, с которыми может быть прекращен трудовой договор на основании п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ, а также ограничений по применению увольнения работника на основании п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ в зависимости от вида трудового договора (срочный или бессрочный). Это подтверждает Государственная инспекция по вопросам труда в своем разъяснении от 24.07.2014 г.

Важно! Прекращая трудовой договор на основании п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ, не забудьте выплатить работнику выходное пособие. Его размер не должен быть меньше шестимесячного среднего заработка такого работника (ст. 44 КЗоТ).

 

Порядок высвобождения работников

С 1 апреля 2014 года не применяются положения ч. 1 — 3 ст. 492 КЗоТ к работникам, которых увольняют в связи с изменением в организации производства и труда, если такие изменения связаны с выполнением мероприятий во время мобилизации на особый период. То есть таких работников можно увольнять без предупреждения за два месяца, не учитывая преимущество в оставлении на работе, предусмотренное законодательством.

 

Гарантии для мобилизованных

В ст. 119 КЗоТ были внесены дополнения/изменения, касающиеся гарантий для работников, которые были призваны на военную службу по призыву во время мобилизации на особый период (начиная с 18.03.2014 г.). За такими работниками сохраняются, но не более чем в течение одного года, место работы, должность и средний заработок. Причем средний заработок должен компенсироваться из Государственного бюджета Украины в порядке, определенном КМУ. Пока такого порядка нет. Ждем его появления с нетерпением!

Материальная ответственность должностных лиц. С 1 июня 2014 года в рамках матответственности по КЗоТ можно взыскать с должностного лица сумму неполученной прибыли. Как определить ее сумму? Об этом законодатель, к сожалению, забыл подумать, что развязывает руки для злоупотреблений. Однако в любом случае нужно будет доказать, что неполучение прибыли прямо связано с нарушением трудовых обязанностей.

Но это далеко не все беды, ожидающие должностных лиц. Не секрет, что, по общему правилу, работники несут ограниченную матответственность и только в особо оговоренных случаях — полную. Для должностных лиц это правило изменилось. Причем с точностью до наоборот. То есть,

в общем случае, должностные лица теперь несут полную матответственность (ч. 1 ст. 132 КЗоТ), а в случаях, оговоренных в п. 2 ч. 1 ст. 133 КЗоТ, — ограниченную

К последним случаям относится причинение ущерба лишними денежными выплатами работникам, неправильной постановкой учета и хранения материальных, денежных или культурных ценностей, неосуществление мероприятий для предотвращения простоев.

 

Разрешение на трудоустройство

С 8 мая 2014 года центры занятости не должны взимать плату за выдачу разрешения на трудоустройство для лиц, по которым принято решение оформить документы на предоставление статуса беженца (ч. 3 ст. 42 Закона о занятости).

Кроме того, с 1 июля 2014 года не нужно получать разрешение на трудоустройство иностранцев, если они прибыли в Украину для проведения преподавательской и/или научной деятельности в высших учебных заведениях по их приглашению (см. п. 11 ч. 6 ст. 42 Закона о занятости). Ранее без разрешения можно было проводить только преподавательскую деятельность и только в государственных вузах.

 

Трудовое законодательство и прокуратура

В соответствии с Законом Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, который частично вступил в силу с 26.10.2014 г., среди прочего лишили права прокуроров:

— подавать заявления на взыскание в судебном порядке с руководителей предприятий и их заместителей материального ущерба (см. ч. 4 ст. 136 КЗоТ);

— подавать заявления в суды на рассмотрение трудовых споров, в случае, если они считают, что решение комиссии по трудовым спорам противоречит действующему законодательству (п. 2 ст. 231 КЗоТ);

— осуществлять высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде (ст. 259 КЗоТ).

Теги налоги
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить