(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 56
  • № 57
  • № 55
  • № 95
  • № 94
  • № 93
  • № 91
  • № 90
  • № 89
  • № 88
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
12/18
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Ноябрь , 2014/№ 92

«М. П.»: место есть, а печати нет?

http://tinyurl.com/y2zgqhcm
Печать предприятия всегда была окружена ореолом сакральности… В то время как окружающий информационный мир двигался ко всеобщей деловой порядочности (под- крепленной абсолютной открытостью информации), наша чиновная азиатчина продолжала уповать на бланки строгого учета на бумаге «с разводами», голографические наклейки и печати… И вот пришло время, когда в силу закона печать предприятия лишена статуса обязательного атрибута (об этом вы уже знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16). На днях (не станем писать конкретнее по причинам, изложенным там же, да это и не важно — об этом ниже) таки вступил в силу соответствующий Закон № 1206. Что дальше?..

Поставленный вопрос настолько безразмерен, что давайте ограничимся здесь рассмотрением альтернатив для действующих предприятий в таком контексте: продолжать ли им использовать печать или отказаться, а если отказаться — то как срочно?

Печать как картинка

Прежде всего обращаем ваше внимание на «мелкую» правку ч. 4 ст. 62 ХКУ, благодаря которой оттуда не просто пропало императивное требование о собственно необходимости наличия у предприятия печати (т. е. теперь предприятие «может иметь» ее, а может и не иметь)*, но наряду с этим исчезло и упоминание об информации, содержащейся в тексте такой печати, — наименовании субъекта и его коде ЕГРПОУ! Другими словами, теперь печать предприятия в принципе может выглядеть как веселая картинка… ☺ Но не любая… Нельзя забывать об ограничениях, установленных Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII (подробнее читайте об этом в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 86).

* Заметим, что эта новация не касается казенных предприятий (ч. 4 ст. 75 ХКУ), банков и прочих «специфических» субъектов.

То есть в допотопной терминологии уважаемая прежде печать превращается в пустопорожний штамп… ☺

Непечатное выражение

Сразу же возникает вопрос: а где предприятие выражает свою добрую волю по поводу наличия (прежде безальтернативного) либо наоборот — отсутствия (теперь альтернативного) у него печати?

Если и не прямой ответ, то хотя бы «ход мысли» законодателя позволяет прояснить свежее письмо № 6820. Нельзя не согласиться с его автором — Мин­юстом, что «основным документом, регулирующим деятельность юридического лица», является его устав. Вспомните: ведь в уставе вашего предприятия наверняка красуется стандартная фраза из ХКУ, мол, «имеет печать со своим наименованием и идентификационным кодом»? То-то же… Кстати, в модельном уставе общества с ограниченной ответственностью, утвержденном постановлением КМУ от 16.11.2011 г. № 1182, эта фраза тоже имеется!

Таким образом, если вы решите отказаться от печати, то первым делом вам придется внести соответствующие изменения в устав, после чего привести в соответствие с новой его редакцией все взаимосвязанные распорядительные документы предприятия. Морока еще та: созыв общего собрания участников, оформление его решения об изменениях устава и собственно изменений (например, в виде приложения), других документов для подачи госрегистратору, уплата регистрационного сбора и т. д… ☹ Кто считает, что эта овчинка стоит выделки, может пройти эту процедуру один раз и избавиться от печати навсегда.

«А печать?! Еще придется отвечать!»*…

* Из басни «Лев и ярлык» С. Михалкова.

В хоздеятельности предприятия печать чаще всего бывает в ходу для заверения подписи (подписей) должностных лиц на договорах, заключаемых в письменной форме.

Вы, конечно же, в курсе, что Законом № 1206 внесены изменения в ст. 207 ГКУ, устанавливающую конкретные требования к письменной форме сделки. Давайте отсюда поподробнее…

Итак, если раньше в ч. 2 ст. 207 ГКУ содержалось прямое требование удостоверять подпись уполномоченного лица (лиц) предприятия на договоре печатью, то теперь императивная норма сменилась на альтернативную (цитируем):

Обязательность удостоверения договора печатью может быть определена по письменному соглашению сторон

Кстати, аналогичным образом откорректирована и ч. 1 ст. 181 ХКУ (в этой статье устанавливается общий порядок заключения хозяйственных договоров): оттуда тоже исключено прежнее требование скреп­лять подписи на договоре печатью предприятия.

Разумеется, указанная оговорка может быть включена непосредственно в сам договор, например в таком виде: «настоящий договор считается заключенным, если подписи уполномоченных лиц скреплены печатью»

Как мы понимаем, на основании тех же ч. 1 ст. 207 ГКУ и ч. 1 ст. 181 ХКУ соответствующая письменная договоренность может быть оформлена отдельным документом (например, между постоянными партнерами) или путем обмена письмами и т. д. Но! Сегодня — внимание! — по общему правилу скрепляющая печать на договоре уже не является обязательным атрибутом! Судя по всему, так же это понимает и Минюст (письмо № 6820).

А значит, приобретает особую остроту практический вопрос: как именно одна сторона договора будет убеждаться в правомочности лица другой стороны и действительности его подписи? Смотрите: раньше как-никак, но некую подтверждающую функцию печать предприятия таки выполняла (может быть — с оглядкой на широкие возможности фальсификации, предоставляемые спецами компьютерной графики — главным образом психологическую ☺)…

Что же остается делать теперь — требовать от контрагента образцы подписей должностных лиц, требовать нотариального заверения их подписей, запасаться документами, подтверждающими намерение контрагента заключить сделку (на случай, если тот потом «пойдет в отказ»)?.. Не получится ли, что взамен маленькой печати предприятие получит большую головную боль? Да, видимо правила и обычаи делового оборота одним махом не изменить…

И все же. Если письменная договоренность относительно обязательности скрепления печатью подписей в договоре отсутствует, но печати на договоре стоят, то само наличие таких оттисков можно рассматривать как достаточное подтверждение соответствующей воли сторон. То есть нет проблем. Если письменной договоренности обязательно скреплять подписи в конкретном договоре нет и печатей на нем тоже нет — это в силу закона не дает права на этом основании признавать такой договор недействительным/ничтожным. Наконец, если письменная договоренность обязательно скреплять договор печатью имеется, а печать фактически не проставлена, то относительно такой ситуации есть два мнения: Минюст считает, что такой договор при желании можно оспорить как не заключенный (письмо № 6820), и мы с этим согласны (см. наше мнение в упомянутом номере). При этом Госпредпринимательство в своем письме от 04.08.2014 г. № 6255 успокаивает, мол, не стоит опасаться ни признания подобного договора недействительным, ни его расторжения в одностороннем порядке

В общем, думается, что большинство предприятий не станет поспешно отказываться от скрепления печатью договоров — во всяком случае составляемых в «бумажной» письменной форме. Тем более они не станут избавляться от самой печати: а вдруг подвернется очень выгодный, но консервативный контрагент, который будет настаивать на обязательности скрепления желанного договора печатью?.. ☺

Скреплять или «припечатывать»*?

* Из рекламы пива «Zibert».

Понятно, что если сегодня в силу закона (ч. 4 ст. 62 ХКУ) предприятие не имеет печати, то его никто не вправе дискриминировать на таком основании. Как говорится, на нет и суда нет… Но это, если дойдет до суда. ☹ И это сегодня. А вчера?..

Заметим, что обязательность скрепления подписи должностного лица на первичном документе печатью предприятия и вчера (и даже позавчера) отсутствовала как в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, так и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Тем не менее, до сегодняшнего дня был практически общепринятым подход, согласно которому предприятие обязано было проставлять свою печать на тех первичных документах, утвержденная форма которых это предусматривает (имеется в виду, что в форме есть пресловутое «М. П.»)… ☹

Боже упаси нас перечислять здесь все такие формы!.. ☺

Ограничимся утверждением:

если предприятие не отказалось (документально) от использования печати, т. е. печать де-юре имеет, то во избежание известных неприятностей ему не следует легкомысленно отказываться от дальнейшего использования ее в установленных законодательством случаях

Для примера возьмем приходный кассовый ордер (ПКО) типовой формы № КО-1 (приложение 2 к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637). Так вот, мы видим не только «М. П.» в самой форме ПКО, но и прямое требование ставить печать предприятия на квитанцию ПКО (абзац второй п. 3.3)**! Мало того: этой печатью должна быть скреплена кассовая книга (абзац пятый п. 4.2), а на отсутствие указанных оттисков прежде всего обращают внимание при проверке (п. 7.9). ☹ Не хотелось бы «накаркать», но последствия понятны. И действительно: из права не иметь печати, строго говоря, не следует право не использовать ее, если она у предприятии есть.

** Чтобы оттиск «зацепил» отрывную и неотрывную части ПКО.

Аналогично сказанному выше, воздержимся от копания во всевозможных формах налоговой отчетности, но если взять просто для примера форму декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденную приказом Миндоходов от 30.12.2013 г. № 872, то там злосчастное «М. П.» есть! Вопрос «на засыпку» (риторический, разумеется): примут ли у вас ее без оттиска печати?.. И это при том, что в п. 48.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI слова «(при наличии)» относительно необязательности такого реквизита налоговой декларации, как заверяющая подписи печать, красовались еще в первородной его редакции!.. Тем не менее все эти годы утверждались налоговые отчетные формы и соответствующие порядки их заполнения, в которых для юрлиц скрепление подписей печатью прямо называлось обязательным (возможно, чиновники полагали, что та оговорка в скобках распространяется лишь на физлиц?)… ☹

Заметим, что и сегодня все сказанное касается самых «горячих» документов — декларации по НДС (в форме, которая заработает с 01.12.2014 г., утвержденной приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966, привычное «М. П.» имеется) и налоговой накладной* (да, в п. 18 нового Порядка заполнения, утвержденного приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957, который заработает тоже с 01.12.2014 г., уже есть «при наличии», но мы спрашиваем: как быстро вы успеете внести «отказные» изменения в устав, и главное — как убедить пугливого покупателя, что «так теперь можно»?). Впрочем, с 01.01.2015 г. все налоговые накладные и НДС-декларации будут только в электронной форме и там вообще свой разговор (см. ниже).

* О ней читайте на с. 5 сегодняшнего номера.

И последние примеры «для смеха». ☹ Никто и нигде не найдет требования скреплять печатью предприятия подписи должностных лиц ни на финансовых отчетных формах, ни на статистических. Более того, и Минфин в письме от 22.02.2010 г. № 31-34000-10-16/3801, и Госкомстат в письме от 15.07.2010 г. № 14/2-18/72 в один голос твердят, что этого делать не нужно, но… Вы там печать ставите? То-то же… ☺

И что, «надежда умирает…»? — Нет и нет! Несмотря на отсутствие в Законе № 1206 привычного поручения всем и вся привести свои документы «в соответствие…», Минюст в письме № 6820 утверждает, что такое поручение дано! Жаль только, что конкретные сроки его исполнения не известны… Вот такие «традиции законодательного оборота»… Как в песне: «подождем…»!

Зато не дожидаясь финала статьи и вопреки традиции сформулируем главный вывод уже здесь: по-видимому, рассматривать вариант отказа от своей печати имеет смысл разве что тем предприятиям, которые полностью перешли на электронный документооборот!

«Вкалывают роботы — счастлив человек»**

** Из кинофильма «Приключения Электроника».

Как обычно, мы с вами «опередили время» и подробно обсудили особенности как организации электронного документооборота на предприятии вообще («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 54, с. 26), так и суперактуальной электронной формы налоговой накладной в частности («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 42, с. 38). В общем: «Будь готов! — Всегда готов!»… ☺

Поэтому здесь мы не станем «грузить» вас излишними техническими подробностями, а только заметим, что в электронных процедурах и документах вместо «живых» подписей должностных лиц предприятия и — внимание! — вместо «мокрой» печати предприятия на электронный документ накладываются их электронные аналоги — так называемые усиленные сертификаты ключей. Их еще называют ЭЦП (электронная цифровая подпись), хотя говоря формально, электронный аналог печати, наверное, корректнее расшифровывать как «электронная цифровая печать»…

В этом контексте обращаем ваше драгоценное внимание лишь на два документа, в которых (по состоянию на сегодняшний день):

1) при регистрации в ЕРНН налоговой накладной от предприятия, как правило, требуется накладывать такие ЭЦП: главного бухгалтера или руководителя и — внимание! — «аналога оттиска печати продавца», а в отсутствие главбуха — ЭЦП руководителя и аналога печати (п. 5 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246);

2) для выполнения такого требования (а при подаче налоговой декларации в общем случае прикрепляют ЭЦП главбуха, ЭЦП директора и ЭЦП-печать) плательщику налогов вменяется в обязанность получить усиленные сертификаты ключей соответствующих должностных лиц предприятия с правом подписи, а также — внимание! — «печать юридического лица», хотя, видимо, таки имеется в виду аналог печати ☺ (п.п. 5.1 п. 5 разд. III Инструкции по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233).

Внимание: несмотря на очевидную абсурдность наложения ЭЦП-печати вместе с ЭЦП-подписями — ведь это наверняка делается одним и тем же лицом — формат создания электронных документов, предполагающий обязательное наложение ЭЦП-печати, на сегодня законодательно не изменен. Поэтому, надеемся, всем понятно, что если ЭЦП-печать сегодня (даже отказавшись от печати предприятия как таковой) на электронный документ не наложить, то такой документ принят не будет?.. ☹

Другими словами, пока упомянутое Минюстом поручение выполнено не будет и соответствующий формат создания электронных документов не изменят, в данном контексте «избавление» предприятий от печати остается пустым звуком. Пусть и «про- европейским»…

В заключение еще одна цитата*: «Необходимость обостряет разум».☺

* Из кинофильма «Приключения Электроника».

P.S. Такой предмет, как печать (и физический носитель ЭЦП тоже), предприятия обычно классифицируют как объект МНМА, об учете которых вы знаете больше всех на этом свете (потому что уже прочитали «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 20; № 84, с. 15; № 86, с. 19 и № 90, с. 14).

выводы

  • Отказаться от своей печати предприятию теперь вполне реально, но торопиться с этим вряд ли стоит. Ведь до сих пор в ряде нормативных актов остались прямые требования использовать печать в установленных случаях. Да и вряд ли многие ваши деловые партнеры готовы к подобному отказу.

  • Пока нынешний формат создания электронных документов не будет изменен законодательно, накладывать ЭЦП-печать на них строго обязательно.

Документы статьи

  1. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

  2. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  3. Закон № 1206 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.

  4. Письмо № 6820 — письмо Министерства юстиции Украины от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
печать добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье