Для начала вспомним, что такое вообще жалоба на поставщика, для чего и как она используется.
Приложение Д8: прощальный салют
Заявление с жалобой на поставщика (приложение Д8) подается покупателем вместе с НДС-декларацией в том случае, если поставщик отказался предоставить налоговую накладную или же предоставил налоговую накладную, составленную с нарушениями. В этом году такое заявление пока является основанием, чтобы отразить налоговый кредит (п. 201.10 НКУ)*.
* С нового года заявление с жалобой будет иметь для покупателя исключительно информативную функцию — отражать на его основании налоговый кредит больше не выйдет. Вместе с тем продавец, на которого пожаловались, как и ранее, может «нарваться» на внеплановую проверку (читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9).
Но! Для того, чтобы налоговики не сомневались, что вы заслужили этот налоговый кредит — вы должны это доказать! А именно: приложить к заявлению копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.
Кстати, если вы подаете НДС-отчетность в электронном виде, вас ожидает приятный сюрприз. Чтобы подать заявление с жалобой вместе с декларацией за декабрь, вам не обязательно будет нести в налоговую эти копии на бумаге. Их можно будет отсканировать и направить в электронном виде (п. 21 разд. ІІІ Порядка № 966).
Таким образом, копии расчетных документов можно будет подавать как привычным бумажным, так и отсканированным электронным способом
Однако они обязательно должны быть! Более того, только их наличие наделяет жалобу «налоговокредитным» смыслом. Но в нашем случае жалоба была подана без таких документов. Как действовать в этом случае — читайте далее!
Д8 без расчетных документов: что делать?
Понятно, что без расчетных документов заявление с жалобой не даст вам права на налоговый кредит. Следовательно, если вы его уже поставили — это, безусловно, ошибка.
Можно ли исправить такую ошибку в следующих НДС-периодах? По нашему мнению, здесь следует считаться со сроком, в течение которого за плательщиком сохраняется право на налоговый кредит по заявлению с жалобой. Этот срок определен в НКУ — 60 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налоговой декларации за период, в котором покупатель должен был бы получить спорную налоговую накладную. Подробно о том, как считать этот 60-дневный срок, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 4, с. 13.
Если этот срок уже прошел — налогового кредита по этой поставке на основании заявления вам уже не видать. Грустно, но здесь действительно уже ничего не сделаешь… Если же вы успеваете подать заявление с жалобой в течение указанного срока — по нашему мнению, исправить ситуацию еще можно.
Для этого вам нужно сделать шесть простых шагов.
Шаг 1. Снять ошибочно отраженный налоговый кредит. Для этого необходимо заполнить Уточняющий расчет. В нем проставьте отметку о том, подаете вы его как самостоятельный документ или как приложение к декларации. От этого будет зависеть, какую сумму самого штрафа вы уплатите: за «самостоятельный» уточняющий расчет это будет 3 %, а за приложение к декларации — 5 % от суммы завышенного налогового кредита (п. 50.1 НКУ).
А как лучше подавать Уточняющий расчет в этом конкретном случае — самостоятельно или вместе с декларацией?
По нашему мнению, преимущество следует отдать варианту с приложением к декларации
Объясним: если вы поторопитесь подать Уточняющий расчет раньше, чем декларацию (подадите его как самостоятельный документ) — вы можете получить неприятность. А именно: налоговики зафиксируют завышение налогового кредита (а соответственно — и занижение налоговых обязательств) и будут требовать немедленно погасить недоимку живыми деньгами! Понятно, что это в значительной мере сведет «на нет» все ваши усилия по исправлению ошибки.
Поэтому лучше дождаться, когда придет время подавать декларацию. И уже к ней приложить Уточняющий расчет, в котором аннулировать ошибочную жалобу. Но здесь нужно следить за 60-дневным сроком. Другими словами, если у вас 60-дневный срок истекает ранее, чем предельный срок подачи отчетной декларации — поторопитесь подать декларацию! Сделайте это ради жалобы ☺.
В Уточняющем расчете вам нужно исправить строку 10.1 декларации того периода, в котором вы отразили налоговый кредит по жалобе без расчетных документов. При этом в графе 4 строки 10.1 уточняющего расчета продублируйте ошибочное значение налогового кредита (вместе с суммой, указанной в заявлении, к которому вы не приложили документы). В графе 5 строки 10.1 расчета укажите правильную сумму налогового кредита (за вычетом суммы, указанной в заявлении, поданном без расчетных документов). А в графе 6 вы отразите собственно сумму ошибки (ту сумму, которая была у вас в заявлении, к которому вы не приложили расчетные документы).
Также не забывайте, что налоговики требуют в Уточняющем расчете отражать не только исправляемые строки, но и все остальные заполненные строки уточняемой декларации (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.28). Поэтому вам нужно продублировать в Уточняющем расчете показатели всех правильно заполненных строк уточняемой декларации. Что касается их, то в Уточняющем расчете значение граф 4 и 5 для них будет одинаковым, а в графе 6 (сумма ошибки) будет прочерк.
Шаг 2. Исправить ошибку в Реестре. Здесь все проще. Ошибка исправляется методом «сторно» и корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формировать новые (уточняющие) реестры (п. 1 разд. I Порядка № 708; п. 1 разд. I Порядка № 958)*. Проще говоря, Реестр того периода, в котором вы отразили ошибочную жалобу, вам трогать не нужно. Вы отразите аннулирование этой жалобы в Реестре периода, в котором исправляете ошибки, — продублируете в разделе II этого Реестра сведения об ошибочной жалобе, а объем поставки и сумму НДС покажете с минусом (п. 2 разд. V Порядка № 708; п. 2 разд. V Порядка № 958).
* Здесь и далее в статье приводим ссылку одновременно на «ноябрьский» и «декабрьский» порядки ведения Реестра и подачи НДС-отчетности.
При этом к коду документа (заявления с жалобой на поставщика) добавляется буква У (п. 2 разд. IV Порядка № 708; п. 2 разд. IV Порядка № 958). То есть в графе 5 раздела II Реестра вид аннулированной жалобы будет отражаться как «ЗПУ». Консультация в БЗ, подкатегория 101.28 свидетельствует, что налоговики допускают помечать заявление с жалобой на поставщика как уточняющее**. Также напомним, что в Реестре, в который вы включили ошибочное заявление, вам следует отдельно подвести итоги по нему и другим документам, по которым исправлялись ошибки, повлиявшие на показатели декларации (п. 1 разд. V Порядка № 708; п. 1 разд. V Порядка № 958). Такие итоги отражаются в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» раздела II Реестра.
** Правда, это касается иной ситуации, когда плательщик подал жалобу с документами, но не отразил налоговый кредит в декларации. Однако собственно факт того, что жалоба может помечаться в Реестре как «уточняющая», является для нас весомым аргументом, что ее можно исправить в течение 60 дней.
Шаг 3. Откорректировать приложение Д5 к уточняемой декларации. Порядок составления НДС-отчетности гласит: если вы исправили строку декларации, к которой подается приложение, — должны исправить и само это приложение (п. 3 разд. IV Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. № 678; п. 3 разд. IV Порядка № 966). Мы, как уже известно, исправляем строку 10.1. А к ней подается приложение Д5 (расшифровка налоговых обязательств по контрагентам). Следовательно, должны исправить приложение Д5 к уточняемой декларации.
Заметьте: это приложение к уточняющему расчету! Таким образом, если вы подаете Уточняющий расчет вместе с декларацией за тот период, в котором исправляете ошибку, у вас будет одновременно подаваться два приложения Д5: одно к декларации, а одно — к Уточняющему расчету. Не перепутайте их! Если же Уточняющий расчет подается как отдельный документ — здесь легче: подача этого расчета и подача декларации происходят отдельно, поэтому легче отделить «мух от котлет».
Исправлять приложение Д5 будем так. Прежде всего в шапке поставьте отметку о том, что это уточняющее приложение. Далее заметьте, что
когда исправляется приложение, то в нем (в отличие от декларации) заполняются только те строки, которые уточняются
Налоговики отмечают, что в уточняющем приложении содержатся стоимостные показатели, которые отражаются на сумму уточнения (увеличения или уменьшения) с соответствующим знаком и соответствуют данным из колонки 6 уточняющего расчета (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.28).
В нашем случае это означает, что в уточняющем приложении Д5 заполняется только разд. ІІ «Налоговый кредит» в части операций по приобретению с НДС, которые предоставляют право формирования налогового кредита. То есть в уточняющем приложении Д5 будет заполнена только одна строка, в которой будет указан ИНН поставщика, на которого вы подали жалобу без расчетных документов (графа 2), дата этой жалобы (графа 3) и с минусом отраженные объем поставки (графа 4) и сумма НДС (графа 5), на которую вы подали жалобу, не подтвердив ее расчетными документами. Эта же сумма отразится и в итоговой строке «Усього за звітний період…».
Шаг 4. Составить правильное заявление с жалобой. Такоезаявление будет отличаться от только что аннулированного ошибочного, во-первых, датой, а во-вторых, тем, что к нему будут приложены расчетные документы, как это предусмотрено п. 201.10 НКУ. На основании этой новой жалобы налоговый кредит будет отражаться в строке 10.1 отчетной декларации.
Шаг 5. Внести данные об операции в Реестр. Понятно, что суммы налогового кредита по ошибочному (аннулированному) и правильному заявлению в нашем случае будут одинаковыми. Но ни в коем случае не сворачивайте их! Показывайте ошибочную и правильную жалобу отдельно в разделе II Реестра за тот период, в котором исправляется ошибка. Делайте это хотя бы потому, что правильное заявление с жалобой в отличие от ошибочного не будет включаться в отдельные итоги в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період».
Соответственно, когда вы будете отражать в Реестре правильное заявление, в графе 5 раздела II вид документа будет отмечен как «ЗП» (а не «ЗПУ», как для ошибочного заявления). В графах 3 и 4 раздела II Реестра вы укажете дату составления и номер расчетных документов, прилагаемых к заявлению, в графе 2 — дату, когда вы получили такие расчетные документы. Остальные графы Реестра будут заполняться без особенностей. Такой порядок отражения в разделе II Реестра заявления с жалобой на поставщика поддерживают налоговики в своей консультации из БЗ, подкатегория 101.21.
Шаг 6. Внести данные об операции в приложение Д5. Заметьте: здесь идет речь о приложении Д5 к отчетной декларации. Не перепутайте его с приложением Д5 к уточняющему расчету — там аннулируется ошибочная жалоба, а правильная жалоба отражается в разделе II приложения, прилагаемого к отчетной декларации.
Для большей наглядности проиллюстрируем порядок действий покупателя в виде схемы (см. рисунок на с. 36).
Противодействие налоговиков и борьба с ним
Выше мы описали, так сказать, идеальный алгоритм. Впрочем, здесь есть одно «но», связанное с фискальной позицией налоговиков, а именно: в одной из своих консультаций в БЗ, подкатегория 101.23 налоговики утверждают, что
заявление с жалобой (приложение Д8) нельзя подавать к Уточняющему расчету
С этим, в принципе, никто не спорит.
Но в другой своей консультации налоговики делают из этого рассуждения не совсем логичный вывод, а именно: поскольку приложение Д8 нельзя подавать к Уточняющему расчету, исправить ошибки в нем плательщик может исключительно до окончания предельного срока подачи налоговой декларации за такой же отчетный период. Исправляются ошибки путем подачи отчетной новой декларации, к которой, в частности, прилагается отчетное новое заявление с жалобой (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.23).
Мы с таким подходом не согласны по нескольким причинам.
Во-первых, заявление с жалобой прилагается не к Уточняющему расчету, а к отчетной декларации за тот период, в котором исправляются ошибки. В Уточняющем расчете только аннулируется ранее отраженный по ошибочной жалобе налоговый кредит. А налоговый кредит, отраженный по правильной жалобе, отражается в декларации за отчетный период. И именно к этой декларации заявление с жалобой подается как приложение.
Во-вторых, таким подходом налоговики практически полностью игнорируют правило «60 дней» (п. 201.10 НКУ). Действительно, если присоединиться к мнению налоговиков, выходит, что показать налоговый кредит по жалобе на поставщика плательщик может, только пока не истечет срок подавать декларацию за тот период, в котором он не получил налоговую накладную (или получил налоговую накладную, составленную с нарушениями). В этом случае 60 дней после этого предельного срока просто «исчезают»! Право на налоговый кредит в течение них за плательщиком уже не сохраняется, потому что он, видите ли, ошибся, составляя жалобу на поставщика. Выходит, что ошибка в приложении Д8 ограничивает срок, в течение которого плательщик имеет право на налоговый кредит. Это, на наш взгляд, не является правильным.
Если плательщик имеет право на налоговый кредит по жалобе в течение 60 дней, то он имеет право в течение этих 60 дней исправить ошибку в заявлении с жалобой
В-третьих, по указанному вопросу мы имеем положительную судебную практику. Еще раньше, когда в НКУ не было прописано правило «60 дней», налоговики пытались утверждать, что заявление с жалобой можно подавать только в том периоде, когда плательщик должен был отражать налоговый кредит по накладной, на которую он жалуется.
Ранее мы уже публиковали положительное для плательщиков решение по этому вопросу. В нем суд отклонил вышеприведенные аргументы налоговиков. А вместо этого отметил, что налоговый кредит по заявлению с жалобой можно отражать в течение того периода, который в НКУ определен как такой, в течение которого за плательщиком сохраняется право на налоговый кредит (см. постановление ВАСУ от 05.03.2014 г. по делу № К/800/66350/13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 34).
Тогда это было 365 дней, сейчас — 60 дней. Но в любом случае этот срок не может быть уменьшен только потому, что плательщик допустил ошибку, которую успел самостоятельно исправить до проверки. Следовательно, позиция налоговиков опять не находит поддержки.
На этом, по-видимому, будем прощаться. Не только в этой статье, но и вообще с темой налогового кредита по жалобе Д8. С нового года эту спасительную для покупателя функцию она уже утратит. Поэтому если вам есть на кого пожаловаться — поторопитесь!
выводы
-
Заявление с жалобой дает право на налоговый кредит только при наличии расчетных документов, подтверждающих факт уплаты НДС. С нового года такого права заявление не будет давать.
-
Исправить ошибку в приложении Д8, по нашему мнению, можно только в течение определенных НКУ 60 дней, то есть в течение периода, на протяжении которого за покупателем сохраняется право на налоговый кредит по жалобе на поставщика.
-
Налоговики настаивают на том, что исправить ошибку в приложении Д8 можно только до того, как пройдет предельный срок подачи декларации за тот период, в котором возникла необходимость подавать жалобу.
Документы статьи
-
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
-
Порядок № 708 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Миндоходов от 25.11.2013 г. № 708 (утратил силу с 01.12.2014 г.).
-
Порядок № 958 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 958.
- Порядок № 966 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966.