Темы статей
Выбрать темы

Ошибочно отразили налоговый кредит по жалобе Д8: можно ли исправить?

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Эта статья написана по мотивам вопроса, заданного нам читательницей на «горячей линии». Итак, ситуация следующая. Предприятие отразило налоговый кредит по жалобе (приложение Д8), но не подало в налоговую копии документов, удостоверяющих уплату НДС. Можно ли теперь отразить этот налоговый кредит в другом отчетном периоде, опять же на основании заявления, но уже с приложенными к нему копиями расчетных документов?
НДС

Для начала вспомним, что такое вообще жалоба на поставщика, для чего и как она используется.

Приложение Д8: прощальный салют

Заявление с жалобой на поставщика (приложение Д8) подается покупателем вместе с НДС-декларацией в том случае, если поставщик отказался предоставить налоговую накладную или же предоставил налоговую накладную, составленную с нарушениями. В этом году такое заявление пока является основанием, чтобы отразить налоговый кредит (п. 201.10 НКУ)*.

* С нового года заявление с жалобой будет иметь для покупателя исключительно информативную функцию — отражать на его основании налоговый кредит больше не выйдет. Вместе с тем продавец, на которого пожаловались, как и ранее, может «нарваться» на внеплановую проверку (читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9).

Но! Для того, чтобы налоговики не сомневались, что вы заслужили этот налоговый кредит — вы должны это доказать! А именно: приложить к заявлению копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Кстати, если вы подаете НДС-отчетность в электронном виде, вас ожидает приятный сюрприз. Чтобы подать заявление с жалобой вместе с декларацией за декабрь, вам не обязательно будет нести в налоговую эти копии на бумаге. Их можно будет отсканировать и направить в электронном виде (п. 21 разд. ІІІ Порядка № 966).

Таким образом, копии расчетных документов можно будет подавать как привычным бумажным, так и отсканированным электронным способом

Однако они обязательно должны быть! Более того, только их наличие наделяет жалобу «налоговокредитным» смыслом. Но в нашем случае жалоба была подана без таких документов. Как действовать в этом случае — читайте далее!

Д8 без расчетных документов: что делать?

Понятно, что без расчетных документов заявление с жалобой не даст вам права на налоговый кредит. Следовательно, если вы его уже поставили — это, безусловно, ошибка.

Можно ли исправить такую ошибку в следующих НДС-периодах? По нашему мнению, здесь следует считаться со сроком, в течение которого за плательщиком сохраняется право на налоговый кредит по заявлению с жалобой. Этот срок определен в НКУ — 60 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налоговой декларации за период, в котором покупатель должен был бы получить спорную налоговую накладную. Подробно о том, как считать этот 60-дневный срок, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 4, с. 13.

Если этот срок уже прошел — налогового кредита по этой поставке на основании заявления вам уже не видать. Грустно, но здесь действительно уже ничего не сделаешь… Если же вы успеваете подать заявление с жалобой в течение указанного срока — по нашему мнению, исправить ситуацию еще можно.

Для этого вам нужно сделать шесть простых шагов.

Шаг 1. Снять ошибочно отраженный налоговый кредит. Для этого необходимо заполнить Уточняющий расчет. В нем проставьте отметку о том, подаете вы его как самостоятельный документ или как приложение к декларации. От этого будет зависеть, какую сумму самого штрафа вы уплатите: за «самостоятельный» уточняющий расчет это будет 3 %, а за приложение к декларации — 5 % от суммы завышенного налогового кредита (п. 50.1 НКУ).

А как лучше подавать Уточняющий расчет в этом конкретном случае — самостоятельно или вместе с декларацией?

По нашему мнению, преимущество следует отдать варианту с приложением к декларации

Объясним: если вы поторопитесь подать Уточняющий расчет раньше, чем декларацию (подадите его как самостоятельный документ) — вы можете получить неприятность. А именно: налоговики зафиксируют завышение налогового кредита (а соответственно — и занижение налоговых обязательств) и будут требовать немедленно погасить недоимку живыми деньгами! Понятно, что это в значительной мере сведет «на нет» все ваши усилия по исправлению ошибки.

Поэтому лучше дождаться, когда придет время подавать декларацию. И уже к ней приложить Уточняющий расчет, в котором аннулировать ошибочную жалобу. Но здесь нужно следить за 60-дневным сроком. Другими словами, если у вас 60-дневный срок истекает ранее, чем предельный срок подачи отчетной декларации — поторопитесь подать декларацию! Сделайте это ради жалобы ☺.

В Уточняющем расчете вам нужно исправить строку 10.1 декларации того периода, в котором вы отразили налоговый кредит по жалобе без расчетных документов. При этом в графе 4 строки 10.1 уточняющего расчета продублируйте ошибочное значение налогового кредита (вместе с суммой, указанной в заявлении, к которому вы не приложили документы). В графе 5 строки 10.1 расчета укажите правильную сумму налогового кредита (за вычетом суммы, указанной в заявлении, поданном без расчетных документов). А в графе 6 вы отразите собственно сумму ошибки (ту сумму, которая была у вас в заявлении, к которому вы не приложили расчетные документы).

Также не забывайте, что налоговики требуют в Уточняющем расчете отражать не только исправляемые строки, но и все остальные заполненные строки уточняемой декларации (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.28). Поэтому вам нужно продублировать в Уточняющем расчете показатели всех правильно заполненных строк уточняемой декларации. Что касается их, то в Уточняющем расчете значение граф 4 и 5 для них будет одинаковым, а в графе 6 (сумма ошибки) будет прочерк.

Шаг 2. Исправить ошибку в Реестре. Здесь все проще. Ошибка исправляется методом «сторно» и корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формировать новые (уточняющие) реестры (п. 1 разд. I Порядка № 708; п. 1 разд. I Порядка № 958)*. Проще говоря, Реестр того периода, в котором вы отразили ошибочную жалобу, вам трогать не нужно. Вы отразите аннулирование этой жалобы в Реестре периода, в котором исправляете ошибки, — продублируете в разделе II этого Реестра сведения об ошибочной жалобе, а объем поставки и сумму НДС покажете с минусом (п. 2 разд. V Порядка № 708; п. 2 разд. V Порядка № 958).

* Здесь и далее в статье приводим ссылку одновременно на «ноябрьский» и «декабрьский» порядки ведения Реестра и подачи НДС-отчетности.

При этом к коду документа (заявления с жалобой на поставщика) добавляется буква У (п. 2 разд. IV Порядка № 708; п. 2 разд. IV Порядка № 958). То есть в графе 5 раздела II Реестра вид аннулированной жалобы будет отражаться как «ЗПУ». Консультация в БЗ, подкатегория 101.28 свидетельствует, что налоговики допускают помечать заявление с жалобой на поставщика как уточняющее**. Также напомним, что в Реестре, в который вы включили ошибочное заявление, вам следует отдельно подвести итоги по нему и другим документам, по которым исправлялись ошибки, повлиявшие на показатели декларации (п. 1 разд. V Порядка № 708; п. 1 разд. V Порядка № 958). Такие итоги отражаются в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» раздела II Реестра.

** Правда, это касается иной ситуации, когда плательщик подал жалобу с документами, но не отразил налоговый кредит в декларации. Однако собственно факт того, что жалоба может помечаться в Реестре как «уточняющая», является для нас весомым аргументом, что ее можно исправить в течение 60 дней.

Шаг 3. Откорректировать приложение Д5 к уточняемой декларации. Порядок составления НДС-отчетности гласит: если вы исправили строку декларации, к которой подается приложение, — должны исправить и само это приложение (п. 3 разд. IV Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. № 678; п. 3 разд. IV Порядка № 966). Мы, как уже известно, исправляем строку 10.1. А к ней подается приложение Д5 (расшифровка налоговых обязательств по контрагентам). Следовательно, должны исправить приложение Д5 к уточняемой декларации.

Заметьте: это приложение к уточняющему расчету! Таким образом, если вы подаете Уточняющий расчет вместе с декларацией за тот период, в котором исправляете ошибку, у вас будет одновременно подаваться два приложения Д5: одно к декларации, а одно — к Уточняющему расчету. Не перепутайте их! Если же Уточняющий расчет подается как отдельный документ — здесь легче: подача этого расчета и подача декларации происходят отдельно, поэтому легче отделить «мух от котлет».

Исправлять приложение Д5 будем так. Прежде всего в шапке поставьте отметку о том, что это уточняющее приложение. Далее заметьте, что

когда исправляется приложение, то в нем (в отличие от декларации) заполняются только те строки, которые уточняются

Налоговики отмечают, что в уточняющем приложении содержатся стоимостные показатели, которые отражаются на сумму уточнения (увеличения или уменьшения) с соответствующим знаком и соответствуют данным из колонки 6 уточняющего расчета (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.28).

В нашем случае это означает, что в уточняющем приложении Д5 заполняется только разд. ІІ «Налоговый кредит» в части операций по приобретению с НДС, которые предоставляют право формирования налогового кредита. То есть в уточняющем приложении Д5 будет заполнена только одна строка, в которой будет указан ИНН поставщика, на которого вы подали жалобу без расчетных документов (графа 2), дата этой жалобы (графа 3) и с минусом отраженные объем поставки (графа 4) и сумма НДС (графа 5), на которую вы подали жалобу, не подтвердив ее расчетными документами. Эта же сумма отразится и в итоговой строке «Усього за звітний період…».

Шаг 4. Составить правильное заявление с жалобой. Такоезаявление будет отличаться от только что аннулированного ошибочного, во-первых, датой, а во-вторых, тем, что к нему будут приложены расчетные документы, как это предусмотрено п. 201.10 НКУ. На основании этой новой жалобы налоговый кредит будет отражаться в строке 10.1 отчетной декларации.

Шаг 5. Внести данные об операции в Реестр. Понятно, что суммы налогового кредита по ошибочному (аннулированному) и правильному заявлению в нашем случае будут одинаковыми. Но ни в коем случае не сворачивайте их! Показывайте ошибочную и правильную жалобу отдельно в разделе II Реестра за тот период, в котором исправляется ошибка. Делайте это хотя бы потому, что правильное заявление с жалобой в отличие от ошибочного не будет включаться в отдельные итоги в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період».

Соответственно, когда вы будете отражать в Реестре правильное заявление, в графе 5 раздела II вид документа будет отмечен как «ЗП» (а не «ЗПУ», как для ошибочного заявления). В графах 3 и 4 раздела II Реестра вы укажете дату составления и номер расчетных документов, прилагаемых к заявлению, в графе 2 — дату, когда вы получили такие расчетные документы. Остальные графы Реестра будут заполняться без особенностей. Такой порядок отражения в разделе II Реестра заявления с жалобой на поставщика поддерживают налоговики в своей консультации из БЗ, подкатегория 101.21.

Шаг 6. Внести данные об операции в приложение Д5. Заметьте: здесь идет речь о приложении Д5 к отчетной декларации. Не перепутайте его с приложением Д5 к уточняющему расчету — там аннулируется ошибочная жалоба, а правильная жалоба отражается в разделе II приложения, прилагаемого к отчетной декларации.

Для большей наглядности проиллюстрируем порядок действий покупателя в виде схемы (см. рисунок на с. 36).

 

img 1

Противодействие налоговиков и борьба с ним

Выше мы описали, так сказать, идеальный алгоритм. Впрочем, здесь есть одно «но», связанное с фискальной позицией налоговиков, а именно: в одной из своих консультаций в БЗ, подкатегория 101.23 налоговики утверждают, что

заявление с жалобой (приложение Д8) нельзя подавать к Уточняющему расчету

С этим, в принципе, никто не спорит.

Но в другой своей консультации налоговики делают из этого рассуждения не совсем логичный вывод, а именно: поскольку приложение Д8 нельзя подавать к Уточняющему расчету, исправить ошибки в нем плательщик может исключительно до окончания предельного срока подачи налоговой декларации за такой же отчетный период. Исправляются ошибки путем подачи отчетной новой декларации, к которой, в частности, прилагается отчетное новое заявление с жалобой (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.23).

Мы с таким подходом не согласны по нескольким причинам.

Во-первых, заявление с жалобой прилагается не к Уточняющему расчету, а к отчетной декларации за тот период, в котором исправляются ошибки. В Уточняющем расчете только аннулируется ранее отраженный по ошибочной жалобе налоговый кредит. А налоговый кредит, отраженный по правильной жалобе, отражается в декларации за отчетный период. И именно к этой декларации заявление с жалобой подается как приложение.

Во-вторых, таким подходом налоговики практически полностью игнорируют правило «60 дней» (п. 201.10 НКУ). Действительно, если присоединиться к мнению налоговиков, выходит, что показать налоговый кредит по жалобе на поставщика плательщик может, только пока не истечет срок подавать декларацию за тот период, в котором он не получил налоговую накладную (или получил налоговую накладную, составленную с нарушениями). В этом случае 60 дней после этого предельного срока просто «исчезают»! Право на налоговый кредит в течение них за плательщиком уже не сохраняется, потому что он, видите ли, ошибся, составляя жалобу на поставщика. Выходит, что ошибка в приложении Д8 ограничивает срок, в течение которого плательщик имеет право на налоговый кредит. Это, на наш взгляд, не является правильным.

Если плательщик имеет право на налоговый кредит по жалобе в течение 60 дней, то он имеет право в течение этих 60 дней исправить ошибку в заявлении с жалобой

В-третьих, по указанному вопросу мы имеем положительную судебную практику. Еще раньше, когда в НКУ не было прописано правило «60 дней», налоговики пытались утверждать, что заявление с жалобой можно подавать только в том периоде, когда плательщик должен был отражать налоговый кредит по накладной, на которую он жалуется.

Ранее мы уже публиковали положительное для плательщиков решение по этому вопросу. В нем суд отклонил вышеприведенные аргументы налоговиков. А вместо этого отметил, что налоговый кредит по заявлению с жалобой можно отражать в течение того периода, который в НКУ определен как такой, в течение которого за плательщиком сохраняется право на налоговый кредит (см. постановление ВАСУ от 05.03.2014 г. по делу № К/800/66350/13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 34).

Тогда это было 365 дней, сейчас — 60 дней. Но в любом случае этот срок не может быть уменьшен только потому, что плательщик допустил ошибку, которую успел самостоятельно исправить до проверки. Следовательно, позиция налоговиков опять не находит поддержки.

На этом, по-видимому, будем прощаться. Не только в этой статье, но и вообще с темой налогового кредита по жалобе Д8. С нового года эту спасительную для покупателя функцию она уже утратит. Поэтому если вам есть на кого пожаловаться — поторопитесь!

выводы

  • Заявление с жалобой дает право на налоговый кредит только при наличии расчетных документов, подтверждающих факт уплаты НДС. С нового года такого права заявление не будет давать.

  • Исправить ошибку в приложении Д8, по нашему мнению, можно только в течение определенных НКУ 60 дней, то есть в течение периода, на протяжении которого за покупателем сохраняется право на налоговый кредит по жалобе на поставщика.

  • Налоговики настаивают на том, что исправить ошибку в приложении Д8 можно только до того, как пройдет предельный срок подачи декларации за тот период, в котором возникла необходимость подавать жалобу.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 708 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Миндоходов от 25.11.2013 г. № 708 (утратил силу с 01.12.2014 г.).

  3. Порядок № 958 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 958.

  4. Порядок № 966 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше