Правовой аспект
Прежде всего давайте выясним, в какую форму гражданско-правовых отношений с «Новой почтой» вступают отправитель и получатель товаров, которые «Новая почта» доставляет. В этом нам поможет образец договора, размещенный на официальном сайте «Новой почты» (далее — Договор)*.
* См. по ссылке http://novaposhta.ua/uploads/misc/doc/public_offer.pdf
В форме договора содержится ссылка на ст. 633 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV и указывается, что этот договор является публичным. В соответствии с п. 3.1 Договора его предметом являются услуги по перевозке. А в п. 6.1 Договора указывается, что заказчик платит «Новой почте» именно за услуги по перевозке, а не за приобретение товаров. Следовательно, речь идет фактически о договоре транспортного экспедирования, и слово «почта» не должно вводить вас в заблуждение.
То есть ваши правоотношения с «Новой почтой» никоим образом не являются операциями по собственно приобретению тех товаров, которые доставляет «Новая почта». Такие товары вы приобретаете не у «Новой почты», а у отправителя (поставщика). Поэтому и документы, предоставляемые вам «Новой почтой», могут подтверждать только операцию по перевозке и никоим образом не операцию по приобретению.
Это означает вот что. Если вы приобретаете товары у поставщика и доставка осуществляется через «Новую почту», обязательно требуйте, чтобы отправитель товаров составил и запаковал вместе с ними накладную на них. Иначе никаких документов собственно на товар у вас не будет! Кроме того, если вы хотите отразить налоговый кредит по НДС — советуем требовать у отправителя товаров также и налоговую накладную.
Почему так? По весьма простой причине. Мы уже неоднократно говорили о позиции ВАСУ, которая четко разграничивает операции по приобретению товаров и операции по перевозке приобретенных товаров (читайте об этом, например, в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36 — 37, с. 30; № 12, с. 41). Впоследствии с этой позицией согласились также и налоговики (см. письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 94, с. 16).
Однако в соответствии с этой позицией каждая из операций требует своих документов.
То есть по операции по перевозке вам нужно требовать документы у перевозчика (в нашем случае — у «Новой почты»), а по операции по приобретению — у поставщика
Следовательно, если вы отражаете расходы по приобретению, накладная «Новой почты» вам не поможет. Здесь нужны документы от продавца (того, кто отправляет вам эти товары).
Теперь о собственно накладной, которую выдает «Новая почта» (в соответствии со сленгом «Новой почты» она называется «экспресс-накладной»)**. В соответствии с п. 3.3 Договора она подтверждает операцию по перевозке и содержит практически такую же информацию, что и стандартная ТТН. Также из п.п. 4.3.2 Договора нам известно, что экспресс-накладную должен составлять заказчик, т. е. грузоотправитель. Казалось бы, все аналогично ситуации по составлению стандартной ТТН. Поэтому возникает вопрос: можно ли на основании «экспресс-накладной» отразить расходы на доставку?
** С ее формой можно ознакомиться по ссылке https://novaposhta.ua/nomer_en. Такую накладную можно легко сформировать, если зарегистрироваться на сайте «Новой почты». После этого вы зайдете в свой личный кабинет и перейдете во вкладку «Создать ЭН» (https://my.novaposhta.ua/newOrder/index#). Заполнив сведения об отправителе, получателе и грузе, вы будете иметь возможность просмотреть, как она выглядит.
Расходы
По нашему мнению, «экспресс-накладную» «Новой почты» можно использовать в качестве документа, на основании которого отражаются расходы на доставку. Ведь форма «экспресс-накладной» хотя и отличается от формы ТТН, приведенной в приложении к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363*, но фактически выполняет те же информативные функции.
* Об этой форме ТТН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 10, с. 18.
В связи с этим следует заметить: обязательное использование ТТН в перевозках грузов требуется упомянутыми выше Правилами. А суды рассматривают этот нормативный документ как не устанавливающий правила налогового учета (см., например, постановление ВАСУ от 06.03.2014 г. по делу № К/800/61508/13, а также определения ВАСУ от 07.07.2014 г. по делу № К/9991/15656/11, от 01.09.2014 г. по делу № К/9991/40179/11, от 21.10.2014 г. по делу № К/800/49091/13).
Более того, раньше мы приводили судебные решения, которые прямо свидетельствуют, что существуют другие, кроме ТТН, документы, которые могут подтвердить операцию по перевозке (см., например, определение ВАСУ от 15.05.2008 г. по делу № К-30854/06). Подробнее нашу аргументацию по этому вопросу читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43, с. 45.
Исходя из этого, можно настаивать на том, что
транспортной документацией, подтверждающей расходы на перевозку, может быть не только ТТН, но и другие документы
Например, акты предоставленных услуг перевозки или — как в нашем случае — «экспресс-накладные».
В то же время осторожных плательщиков предупреждаем: налоговикам «экспресс-накладной» может быть недостаточно. Ведь они утверждают, что расходы на операцию по перевозке подтверждает ТТН утвержденной формы (см. письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 94, с. 16). Аналогичное мнение можно встретить и в некоторых решениях ВАСУ (см., например, определения ВАСУ от 17.02.2014 г. по делу № К/9991/45673/12, от 07.04.2014 г. по делу № К/800/19981/13, от 13.10.2014 г. по делу № К/800/39959/13).
Дополнительным аргументом в пользу того, что «экспресс-накладная» для многих субъектов хозяйствования не служит надежной заменой ТТН, является наличие образца и указаний по заполнению стандартной ТТН на сайте «Новой почты»**. Очевидно, «Новая почта» предлагает своим клиентам помощь в заполнении стандартной ТТН именно потому, что многие клиенты столкнулись с требованием относительно ее наличия. Для этого на ее сайте содержится инструкция по заполнению ТТН именно для перевозок «Новой почтой» с указанием, кто должен заполнять конкретную строку и графу.
** См. по ссылке http://novaposhta.ua/documents_in_process
Если вы решили «перестраховаться» и требуете стандартной ТТН (форма № 1-ТН), действуйте следующим образом. ТТН должен выписывать грузоотправитель в четырех экземплярах. Один останется у него, два отдадут «Новой почте», а еще один следует отдать грузополучателю. Причем, если у вас тип услуги «Отделение-Отделение» или «Адрес-Отделение», рекомендуем быть особенно внимательными в таких вопросах, как момент, когда к покупателю переходит право собственности на товар и статус товара, находящегося в отделении, до того, как его получит покупатель.
Налоговый кредит
Поскольку операция по перевозке грузов «Новой почтой» — это фактически транспортно-экспедиторские услуги с местом их поставки на территории Украины, то нет сомнений, что они облагаются НДС.
Удастся ли использовать «экспресс-накладную» «Новой почты» для отражения налогового кредита по операциям по приобретению услуг перевозки? Понятно, что нет. Ведь такая накладная не отвечает признакам кассового чека или другого документа, дающего право на налоговый кредит без налоговой накладной. А поскольку указанный в п. 201.11 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI перечень документов является исчерпывающим, даже не думайте, что «экспресс-накладная» «Новой почты» может быть заменителем налоговой накладной. Сразу требуйте у «Новой почты» налоговую накладную за услуги перевозки.
выводы
-
Соглашение о доставке товаров «Новой почтой» фактически является договором транспортного экспедирования.
-
Расходы и налоговый кредит по товарам, доставленным «Новой почтой», подтверждают документы отправителя, а не «Новой почты».
- «Экспресс-накладная», выдаваемая «Новой почтой», при некоторых обстоятельствах может заменить ТТН, но никогда не заменит налоговую накладную.