Благотворительная помощь для нужд АТО: хотели как лучше, а получилось как всегда

В избранном В избранное
Печать
налоговые эксперты Скрипкина Екатерина, Хмелевский Игорь
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2014/№ 80
Затянувшаяся сложная ситуация в нашей стране, связанная с оккупацией части территории и проведением антитеррористической операции (АТО) на Донбассе, породила ряд новых проблем и поставила непростые задачи. Ослабленному государству не под силу справиться с ними без поддержки народа. Наши люди помогают и военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях, и переселенцам из зоны АТО. До сих пор средства, которые получают защитники Родины или члены их семей, а также средства и имущество, которые на нужды армии собирают волонтеры либо предоставляют субъекты хозяйствования, формально подпадали под налогообложение. Понимая такую несправедливость, законодатели приняли «освобождающий» Закон. Чем помогут его положения и как они будут действовать, сейчас выясним.

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи» от 02.09.2014 г. № 1668-VII (далее — Закон № 1668) вступил в силу 26 сентября 2014 года.

Одна из основных целей этого Закона — освободить от обложения НДФЛ благотворительную помощь, которую получают участники боевых действий, пострадавшие участники массовых акций гражданского протеста, а также в определенных случаях члены их семей, переселенцы (см. новые пп. 165.1.54 и 170.7.8 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. 2755-VI, далее — НКУ). От налогообложения освободят, в том числе, помощь, выплачиваемую благотворителями-физлицами, если они внесены в Реестр волонтеров АТО. Все подробности представим в таблице (см. на с. 7).

Табл. НДФЛ-новшества Закона № 1668

№ п/п

Получатели благотворительной помощи

Цели, на которые предоставляется помощь

Необлагаемая сумма помощи

1

2

3

4

1

Участники боевых действий* и члены семей участников боевых действий, которые получили ранение, контузию или другое повреждение здоровья, погибли или признаны без вести пропавшими во время участия в АТО, участия в обеспечении ее проведения, умерли вследствие ранения, контузии или увечья

Для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров (работ, услуг) по перечню, определенному КМУ, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

Любая сумма, полученная с 21.11.2013 г. до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО

2

Участники массовых акций гражданского протеста в Украине, получившие ранение, контузию или другое повреждение здоровья во время участия в таких акциях в период с 21.11.2013 г. по 28.02.2014 г., а также 02.05.2014 г. в городе Одессе, члены семей таких участников, которые погибли или умерли в результате полученных в этот период ранений, контузии или иного повреждения здоровья, или признанных без вести пропавшими

Для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

3

Физические лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) АТО, и/или вынужденно покинувшие место жительства в связи с проведением АТО

 

 

4

Физические лица, которые проживали на территории АР Крым и были вынуждены покинуть место жительства, в связи с временной оккупацией

5

Благотворители — физлица, которые внесены в Реестр волонтеров АТО**

Для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц и на цели, определенные в пп. 1-4***

Сумма (стоимость) полученной с 21.11.2013 г. благотворительной помощи, которая была фактически использована до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО****:  — для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в пп. 1-4;  — на возмещение документально подтвержденных расходов таких благотворителей-волонтеров, связанных с предоставлением такой помощи

6

Физические лица, указанные в пп. 1-5

На восстановление утраченного имущества и на другие возникшие нужды по перечню, определяемому КМУ

Сумма, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает одну тысячу размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января этого года (в 2014 году — 1218000,00 грн.)*****

* Военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, СБУ, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники МВД Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО; работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством. Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищавшим независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшим непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержден постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413 (далее — Порядок № 413). Статус участника боевых действий будет подтверждать удостоверение. К членам семей участников боевых действий и/или участников массовых акций гражданского протеста в Украине относятся: жена, муж, которые не вступили в брак во второй раз, родители, дед и бабка (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети — инвалиды.
** Реестр волонтеров АТО формирует ГФС. Он будет обнародован на официальном сайте ведомства. Для включения в Реестр физическое лицо подает: — заявление; — копию документа о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов или копию паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте); — справку из банка (справки из банков) с указанием реквизитов счетов, открытых на имя такого волонтера, предназначенных для осуществления благотворительной деятельности. Включать в Реестр будут в течение одного рабочего дня. Соответствующие изменения внесены в Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.
Отметим, что пока такого реестра нет. До даты внедрения Реестра требования относительно внесения благотворителей — физлиц в такой Реестр не применяются. Важно! Льгота будет распространяться и на помощь, полученную в отчетном налоговом году, предшествующем году внесения в Реестр.
*** Предоставляется непосредственно таким лицам или через Минобороны Украины, Главное управление Национальной гвардии Украины, СБУ, Службу внешней разведки Украины, Администрацию Государственной пограничной службы Украины, МВД Украины, Управление государственной охраны Украины, Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, через органы управления других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета).
**** Средства, полученные благотворителями — физическими лицами на их банковские счета на цели, определенные в этом подпункте, и не использованные такими благотворителями в срок, указанный в этом подпункте, должны быть перечислены ими в Государственный бюджет Украины в порядке, установленном КМУ. ***** Сумма превышения облагается по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ. При этом налогоплательщик обязан задекларировать сумму благотворительной помощи.

 

Внимание! В случае если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, отвечающей всем условиям, перечисленным в вышеприведенной таблице, был удержан (уплачен) НДФЛ (налоговым агентом или самим налогоплательщиком), то суммы налога подлежат возврату такому налогоплательщику из бюджета.

«АТО-льготы» для физлиц — удастся ли применить на практике?

Цель Закона № 1668, безусловно, благая… И замечательно, что он распространяется на правоотношения, возникшие с 21.11.2013 г., т. е. фактически введен в действие «задним» числом. Однако с реализацией его положений на практике возникнут проблемы. Основная их причина — необходимость документально подтвердить статус физлиц — получателей благотворительной помощи. Согласно Порядку № 413 шанс получить статус участника боевых действий (подтверждается удостоверением) у тех, кто воюет в зоне АТО, появится только после завершения выполнения ими заданий этой операции. А как будут официально определять статус участников массовых акций общественного протеста и переселенцев, пока вообще неясно. Если в проекте комментируемого Закона было сказано, что порядок определения таких лиц для целей налогообложения определит КМУ, то в окончательном тексте Закона № 1668 эта фраза исчезла.

Чем чревато отсутствие подтверждающих документов? Да тем, что благотворители без них не имеют права предоставлять необлагаемую благотворительную помощь на основании новых пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ. Вряд ли фискалы «погладят по голове» тех, кто выплатил (предоставил) такую помощь бойцам и не обложил ее НДФЛ, не имея нужной «бумажки».

И как, позвольте узнать, действовать «в рамках закона» волонтерам? Какие документы им собирать с тех, кому они сейчас помогают? Может у тех, кому привозят бронежилеты, теплую одежду, еду и т. п., переписывать данные паспорта и брать номера телефонов, чтобы потом они (кто сможет) подтвердили статус? Только сложно представить, как это реализовать на практике. А ведь если волонтеры попадут в Реестр волонтеров, то все не подтвержденные документально средства придется перечислить в бюджет, и неважно, что фактически они будут потрачены на помощь армии.

Получается, что «официальным» волонтерам во избежание проблем с налоговиками лучше предоставлять благотворительную помощь через государственные ведомства, например, воинские части (см. примечания к таблице)

В таком случае понесенные расходы можно подтвердить платежным поручением о перечислении средств на счет ведомства (если помощь предоставляется в денежной форме) или актом приема-передачи товаров и платежными (расчетными) документами на приобретение товаров (если помощь предоставляется в натуральной форме).

Субъекты хозяйствования, которые закупают (закупали) необходимые товары для бойцов АТО без документов, подтверждающих соответствующий статус получателей таких товаров, тоже попали в интересное положение. Оказывается, нормы пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ в редакции Закона № 1668 сформулированы так, что если работодатель решит помочь непосредственно своему сотруднику или его родственнику, призванному по мобилизации в зону АТО (к примеру, обеспечит его бронежилетом — отдельную статью об этом читайте на с. 34), то удержания НДФЛ по такой помощи в общем случае не избежать.

Пока выход из ситуации мы видим такой же, как и для волонтеров — перечислять (передавать) помощь непосредственно ведомствам, перечисленным в п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ.

И еще один момент. Законодатели уточнили, что от налогообложения освобождаются средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются как помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога, в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов за счет средств благотворительной организации или его работодателя. Соответствующие изменения внесены в п.п. 165.1.19 НКУ. Учтите: согласно разъяснениям ГФСУ (см. консультацию в подкатегории 103.06.04 БЗ) для необложения такой помощи ее получатель должен предоставить документальное подтверждение понесенных расходов (договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя), платежные и расчетные документы и т. п.).

Жертвуем на армию: что с налоговыми расходами и НДС?

Безусловно, помощь армии — благое дело! И оказать такую помощь стремятся не только патриотически настроенные граждане (об НДФЛьных перипетиях, связанных с этим, читайте выше), но и многие субъекты хозяйствования. Вместе с тем на патриотический порыв бизнесменов в определенной мере влияет отсутствие эффективных налоговых льгот. Надеемся, с принятием Закона № 1668, который предоставил такие льготы предприятиям — плательщикам налога на прибыль, этот сдерживающий фактор уйдет в прошлое.

Нельзя сказать, что «прибыльных» льгот, которыми до этого могли бы воспользоваться юрлица, желающие помочь армии, не было совсем. Они были и раньше, и о них мы говорили, обсуждая в свое время налогово-учетные нюансы передачи благотворительной помощи военным (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 8). Однако их объем был явно недостаточен, ведь он ограничивался 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год (см п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ). Указанное ограничение применялось при передаче на нужды армии как денежных средств, так и другого имущества.

Изъян такого режима льготирования очевиден: нет прибыли — нет и льготы. Причем возможности внести свою лепту в повышение обороноспособности страны лишались не только убыточные, но и вновь созданные предприятия, не имеющие по понятным причинам данных о прошлогодней деятельности.

Как подошел к решению этих проблем Закон № 1668? На наш взгляд, достаточно радикально (см. новый п. 33 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ). Отныне и на весь период проведения антитеррористической операции «благотворительный» 4 % лимит из п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ не действует при перечислении (передаче):

— денежных средств;

— специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов);

— технических средств наблюдения;

— лекарственных средств и медицинских изделий;

— средств личной гигиены;

— продуктов питания;

— предметов вещевого обеспечения,

а также других товаров (работ, услуг) по перечню, который поручено утвердить Кабинету Министров.

А это значит, что расходы, понесенные при перечислении средств/передаче такого имущества, уменьшают объект налогообложения в полной сумме. Но только при выполнении двух дополнительных условий, предусмотренных Законом № 1668. Что это за условия?

Во-первых, для применения этой льготы важно целевое назначение оказываемой помощи — «для нужд обеспечения АТО»

Во-вторых, получателями таких средств/имущества должны быть Вооруженные Силы Украины, Нацгвардия, СБУ, МВД, другие образованные в соответствии с законодательством Украины воинские формирования, воинские части, а также учреждения, организации, которые обеспечиваются за счет средств госбюджета.

Эта норма Закона означает, что если предприятие решило помочь непосредственно своему сотруднику или его родственнику, призванному по мобилизации в зону АТО (к примеру, обеспечить его бронежилетом — отдельную статью об этом читайте на с. 34), то «налоговых» расходов по такой помощи, к сожалению, не будет…

Законом № 1668 прямо установлено, что в налоговом учете «АТО-расходы» относятся к прочим расходам обычной деятельности и, судя по всему, должны отражаться не в специальной «благотворительной» строке 06.4.1 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль предприятия, а в «прочей» строке 06.4.43 этого приложения.

Важно! Закон № 1668 распространяется на правоотношения, которые возникли с 21 ноября 2013 года

Как нам кажется, придание обратной силы этому Закону имело смысл лишь в части НДФЛ, поскольку именно от упомянутой печальной даты начался отсчет пострадавших участников массовых акций гражданского протеста в Украине, благотворительная помощь которым теперь освобождена от обложения этим налогом (см. подробности в первой части статьи).

О массовой благотворительности в пользу армии в прошлом году речи, разумеется, еще не было. Однако, даже если такая помощь и была оказана после 21.11.2013 г., то для ее непопадания под 4 % «благотворительный» лимит, повторим, важно, чтобы она предназначалась для нужд проведения АТО. Понятно, что в 2013 году соблюсти такое условие было невозможно. Следовательно, для тех, кто оказывал благотворительную помощь военным в том году, 4 % ограничение из п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ по сей день остается в силе. А это значит, что с принятием Закона № 1668 уточнять налоговоприбыльную отчетность им не придется.

Иначе складывается ситуация в текущем году. Прежде всего, необходимо понять, начиная с какой даты помощь армии трансформируется в налоговые «АТО-расходы» без учета упомянутого 4 % лимита. Между тем, конкретную дату начала этой операции Закон № 1668 не оговаривает. На наш взгляд, здесь следует ориентироваться на дату вступления в силу Указа Президента Украины от 14.04.2014 г. № 405/2014*.

* По крайней мере, законопроектом от 17.07.2014 г. рег. № 4296а именно 14 апреля 2014 года принято за точку отсчета для освобождения от уплаты ЕСВ плательщиков, расположенных на территории населенных пунктов, где проводится АТО.

Таким образом, у квартальных плательщиков налога на прибыль, которые пожертвовали средства и/или имущество на армию после 14 апреля 2014 года и вышли за указанный 4 % лимит, сейчас есть все основания уточнить показатели своей полугодовой декларации (любым из двух способов, предусмотренных п. 50.1 НКУ). Шпаргалкой для них послужит тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 47. У годовиков, понятное дело, все еще впереди…

А мы в завершение отвлечемся от «прибыльных» вопросов и скажем пару слов насчет НДС по благотворительной помощи армии. Это необходимо для полноты всей картины налогообложения такой помощи, хотя сам Закон № 1668 этого налога не касается вообще.

Итак, если вы помогаете нашим военным путем перечисления денежных средств, то в НДС-учете эта операция никак не отражается, поскольку она не является поставкой товаров или услуг.

Если же помощь для нужд АТО вы оказываете путем передачи имущества, то после прочтения упомянутой выше публикации из «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 8 вам стоит заглянуть еще и на с. 34 сегодняшнего номера. Там, помимо прочего, говорится о том, что с 23.07.2014 г. операции по ввозу и поставке специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), а также лекарственных средств и медицинских изделий освобождены от НДС**. Причем такое освобождение, по нашему убеждению, действует по всей цепочке от импортера (производителя) до «конечного потребителя» независимо от того, кто им является — конкретный защитник Родины, которому вы решили помочь, или армия в целом.

** По большому счету, до 01.01.2015 г., когда база налогообложения начнет определяться на уровне не ниже цены приобретения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9), эта льгота не так уж и важна — налоговые обязательства при бесплатной передаче чего-либо (в т.ч. и на нужды АТО) все равно нулевые.

выводы

  • Без подтверждающих документов благотворители не имеют права предоставлять необлагаемую благотворительную помощь на основании новых пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ.

  • Все не подтвержденные документально средства «официальным» волонтерам придется перечислить в бюджет, даже если фактически они будут потрачены на помощь армии.

  • Во избежание проблем с неудержанием НДФЛ рекомендуем и «официальным» волонтерам, и субъектам хозяйствования предоставлять благотворительную помощь через государственные ведомства, например, воинские части.

  • При соблюдении определенных условий, установленных Законом № 1668, благотворительная помощь на нужды АТО идет в «налоговые» расходы без всяких ограничений.

  • Несмотря на появившуюся с 23.07.2014 г. НДС-льготу по операциям ввоза и поставки спецсредств индивидуальной защиты, лекарственных средств и медизделий, в НДС-учете предприятий-благотворителей все остается по-прежнему: ни НК при покупке, ни НО при передаче.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить