Темы статей
Выбрать темы

«Остров Крым» = «свободная» + «экономическая» + зона

Голенко Александр, шеф-редактор
Конечно, вам известно, что с 27 апреля 2014 года на Крым распространяется действие особого правового режима** — временно оккупированной территории. Тогда вы наверняка знаете и о том, что вопросы осуществления экономической деятельности в Крыму должен был урегулировать специальный закон. И вот этот долгожданный Закон (условимся называть его — Закон о зоне) принят. Он вступил в силу с 27 сентября текущего года***. Отметим его самые важные бизнес-моменты — налоговые, валютно-платежные и прочие.

* Название известного романа В. Аксенова.

** О его особенностях, установленных Законом об оккупации, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 11.

*** На следующий день после публикации в газете «Голос України» от 26.09.2014 г. № 184.

Начнем с того, что Закон о зоне — специальный и в период действия его нормы имеют приоритет перед нормами других законов.

Свободная экономическая зона «Крым» (далее — зона), ограниченная территорией крымской суши и г. Севастополя (ст. 1 Закона о зоне), основана на 10 лет (хотя этот срок и может быть потом изменен другим законом). Но это не означает признания факта, что оккупация продлится так долго: установленный Законом о зоне режим сможет действовать и после окончания оккупации Крыма (ст. 2 Закона о зоне).

Структура Закона о зоне довольно своеобразна. Раздел І содержит общие нормы и правила функционирования зоны на всем протяжении срока ее существования, тогда как раздел ІІ устанавливает определенные особенности функционирования зоны именно на период временной оккупации. Несмотря на то что дата начала оккупации в Законе о зоне прямо не указана, очевидно, что это — 27.03.2014 г. (п. 12.1 ст. 12 Закона о зоне).

Налоговые новости для контрагентов зоны

Отметим самые важные моменты разд. І Закона о зоне (действуют в течение всего срока существования зоны).

С целью налогообложения лица с крымскими налоговыми адресами приравниваются к нерезидентам, а с некрымскими (но, разумеется, украинскими) — к резидентам (п. 5.3 ст. 5 Закона о зоне)

Понятно, что к доходам таких «нерезидентов» в принципе неприменимы договоры об избежании двойного налогообложения (впрочем, авторы не поленились прописать этот запрет черным по белому в п. 5.4 ст. 5 Закона о зоне). Важно, что хозяйственные операции между такими «резидентами» и «нерезидентами» (мы закавычили эти термины потому, что они применяются в таком смысле только в рамках Закона о зоне) отнесены к контролируемым согласно ст. 39 НКУ. Причем, судя по всему, независимо от достижения 50-миллионного «суммового» критерия. Последствия вам понятны, а кто сомневается, что все правильно понял, — читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69.

Обратите внимание: к крымским (имеется в виду — полученным на территории зоны) доходам «резидентов»-юрлиц (поскольку в «запрещающем» п. 5.5 ст. 5 Закона о зоне речь идет именно о налоге на прибыль предприятий) теперь не применяются нормы:

— ни ст. 154 НКУ (значит, они не смогут воспользоваться соответствующими освобождениями, и в частности — им нельзя оставаться «нулевиками» по п. 154.6 НКУ);

— ни ст. 155 НКУ (т. е. и особый порядок налогообложения производителей сельхозпродукции уже не для них);

— ни ст. 157 НКУ неприбыльные» льготы);

— ни ст. 158 НКУэнергоэффективные» льготы).

И при этом такие (полученные в зоне) доходы «резидентов» (как юр-, так и физ-) будут облагаться как иностранные (п. 5.7 ст. 5 Закона о зоне). Заметим наперед — и в период оккупации, конечно, тоже (п.п. 7 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне).

В этом контексте важно отметить, что ко всем покупкам такого «резидента» у такого «нерезидента» на основании п. 5.11 ст. 5 Закона о зоне будет применяться «оффшорное правило 85 %» (согласно п. 161.2 НКУ), однако — спешим вас успокоить хотя бы этим — не в период временной оккупации (см. п.п. 8 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне). Акцентируем еще раз: эти новации касаются именно «резидентов» (кстати говоря, фактически они таки резиденты и без кавычек)!☺

«Оккупационное» налогообложение

Из особенностей налогообложения, прописанных в разд. ІІ Закона о зоне, которые действуют именно в период оккупации, т. е. сейчас, выделим самые важные.

И прежде всего (см. п.п. 1 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне):

в период оккупации никакие общегосударственные налоги (сборы), установленные ст. 9 НКУ и ст. 271 ТКУ (таможенная пошлина), а также и ЕСВ, с любых крымских доходов и объектов налогообложения на территории зоны ни с юр-, ни с физлиц не взимаются

Кстати, местные налоги и сборы по ст. 10 НКУ в зоне взимать разрешено (п. 5.9 ст. 5 Закона о зоне). Видимо, законодатель заботится именно о налоге на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — см. причину в конце нашей статьи…

Если же вас в зоне как-то таки обложили (налогами ☺) — это деньги на ветер (крымский). Разумеется, они вам вне зоны никак не зачтутся (п.п. 6 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне).

Поскольку вы уже знаете, что крымские доходы «резидентов» облагаются как иностранные, вам понятно, что при противоположной выплате — «резидентом» «нерезиденту» — соответствующий доход с 27.09.2014 г. подлежит обложению «налогом на репатриацию» (п.п. 9 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне). И кстати, о консолидированной уплате налога на прибыль, если головное предприятие — по одну сторону «забора», а его обособленное подразделение — по другую, понятно, им придется забыть (п.п. 10 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне).

«Порадуем» тех крымских субъектов, которые состояли на учете на момент начала оккупации (т. е. на 27.03.2014 г.): они освобождены от обязательной уплаты как ЕСВ (но вправе будут платить его добровольно), так, видимо, и других налогов, а также от подачи любой налоговой отчетности. Внимание!  Последнее — не только на период оккупации, но и после (п.п. 1 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне)…

Заметим, между прочим, что на обязанность подавать ТД это освобождение не распространяется. Зато — внимание! — все крымские (на дату начала оккупации) плательщики начиная с 01.03.2014 г. и на все время оккупации освобождены от применения к ним финансовых санкций и штрафов за любые налоговоотчетные нарушения (п.п. 11 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне).

Кроме того — обратите особое внимание! — плательщикам с крымским местонахождением налоговики теперь не смогут направить налоговое требование при наличии у тех налогового долга (ст. 59, 60 НКУ приостановлены). И вообще, им можно забыть о своем налоговом долге, поскольку его нельзя взыскивать через механизм налогового залога, им не грозят ни штрафы за неуплату налогов, ни пеня (ст. 87 — 101, 124, 126, 129 НКУ приостановлены тоже)… Вопрос тут за малым: остались ли в природе такие плательщики?.. ☹

Очень важно вот еще что: для всех крымских плательщиков, которые на 31.05.2014 г. состояли на учете в крымской/севастопольской налоговой, такая регистрация аннулируется задним числом — с 01.06.2014 г. (с правом ее возобновления после эвакуации или завершения оккупации)! Обращаем особое внимание на эти норму и дату (п.п. 1 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне) НДС-покупателей таких плательщиков с неоккупированной территории Украины. Если не последует новых разумных лояльных разъяснений по этому вопросу, то налоговый кредит, который такие покупатели увеличивали на основании жалоб по форме Д8 на соответствующих крымских поставщиков (см. в отношении мартовского налогового кредита «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 45), может быть «выкошен» фискалами! Тоже задним числом… Мы делаем акцент на «новых» разъяснениях, поскольку применимость «старого» — имеется в виду «хорошее» письмо Миндоходов от 28.05.2014 г. № 10155/5/99-99-19-03-02-16 — теперь оказывается под большим вопросом…

Валютно-расчетные новости

Определенные ограничения установлены в отношении денежных расчетов.

Но начнем мы не с них.

Понимая, какая валюта сейчас приоритетно ходит в зоне, констатируем общеизвестный факт: согласно действующей на сегодня редакции Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34, рубль РФ отнесен (пока еще) к свободно конвертируемым валютам (далее — СКВ), а именно — 2 группы (код валюты — 643).

Так вот, согласно п. 9.1 ст. 9 Закона о зоне:

— во-первых, в зоне может устанавливаться мультивалютный режим, который дает возможность принимать оплату как в гривне, так и в любой СКВ;

— во-вторых, безналичные платежи и переводы в/из зоны разрешены тоже исключительно в гривне или в СКВ (устанавливать особенности таких платежей — прерогатива НБУ);

и

— в третьих, для проведения таких платежей не нужно получать индивидуальную лицензию НБУ (соответствующие изменения внесены в п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93).

При этом в контексте режима расчетов именно в период оккупации п. 12.8 ст. 12 Закона о зоне, в частности, устанавливает запрет на :

1) использование системы электронных платежей НБУ и внутригосударственных платежных систем на временно оккупированной территории Украины;

2) провоз наличной валюты через границу зоны (исключение сделано — внимание! — только для физлиц, да и то по суммам, не превышающим эквивалент 10 тыс. грн. при условии их устного декларирования).

Есть хорошая новость для «резидентов» (абзац второй п. 9.4 ст. 9 Закона о зоне): на расчеты с субъектами, расположенными в зоне, не распространяются нормы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР. Вот так подарок! Значит, теперь можно смело не обращать внимания на 90-дневный лимит по ВЭД-расчетам с «нерезидентами». ☺

При этом освобождение от обязательной продажи валютной выручки, дарованное расположенным в зоне юрлицам абзацем вторым п. 9.4 ст. 9 Закона о зоне, по понятным причинам пока что выглядит декларативно. Равно как и — забегая вперед — подтверждение действия на территории зоны выданных ранее лицензий, сертификатов и разрешений (п. 10.3 ст. 10; п.п. «а» п.п. 1 п. 12.9 ст. 12 Закона о зоне)…

Что касается платежных карт, то п. 9.3 ст. 9 Закона о зоне запрещает (!) использовать вне зоны карты, эмитированные на территории зоны, тогда как «внутриукраинские» и, разумеется, международные в зоне использовать разрешено. Ну, с международными пока что понятно, а насчет «внутренних» есть опасения…☹

Прочие подробности (лицензии, акцизные марки и ввоз/вывоз)

Кроме сказанного выше в отношении того, что дано «добро» на действие в зоне старых лицензий, разрешений и сертификатов (выданных ранее, в частности, крымским субъектам), очень важно отметить и другие особенности, установленные для таких документов п.п. 1 п. 12.9 ст. 12 Закона о зоне конкретно на период оккупации:

— они могут использоваться вне зоны (т. е. на другой территории Украины) до истечения срока их действия (п.п. «б»);

— жаль, но только в отношении сертификатов сделано исключение в виде разрешения их продлевать согласно законодательству, тогда как лицензии и разрешения по истечении срока, на который они были выданы, продлить не получится, а значит, их придется получать (оформлять) заново (п.п. «в»);

— они могут быть приостановлены, аннулированы, отозваны, отменены, но только по закону, причем, если для этого законом предусмотрена обязательность решения именно судебной инстанции, такой суд должен быть расположен на другой территории Украины. При этом уже с 27.09.2014 г. аннулируются выданные ранее крымским субъектам лицензии на экспорт (согласно ст. 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-ХІІ), а также лицензии и разрешения на виды деятельности согласно ст. 404 ТКУ. Зато — внимание! — алкогольные и табачные лицензии при условии уплаты очередного платежа могут использоваться до полного истечения их срока (п.п. «в»).

Кстати, что касается не использованных до 27.09.2014 г. марок акцизного сбора, то в п.п. 2 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне определен порядок, согласно которому они могут быть:

а) использованы на территории континентальной Украины при условии уплаты акциза;

б) переданы другим производителям (порядок устанавливается КМУ);

в) возвращены.

И еще: при ввозе «сюда» алкогольных и табачных изделий, произведенных «там» до 27.09.2014 г., обязательно предоставление расчета с отметкой производителя об уплате акциза в бюджет (п.п. 4 п. 12.3 ст. 12 Закона о зоне).

Важно: товары, произведенные или растаможенные в Крыму до 27.04.2014 г., считаются товарами украинского происхождения и могут ввозиться в континентальную Украину без налогообложения, но только до 01.01.2015 г. (п. 6.4 ст. 6 Закона о зоне).

Внимание! Уже начиная с 27.09.2014 г. ввоз/вывоз товаров в зону/из зоны осуществляется только через таможенные пункты пропуска в режиме импорта (НДС 20%)/экспорта (НДС 0%), разумеется, с оформлением ТД (п.п. 5 п. 12.4 ст. 12 Закона о зоне).Подробности оформления таких ТД ищите в письме ГФСУ от 26.09.2014 г. № 5626/7/99-99-24-01-06-17 (см. на с. 3).

Возвращаясь к упомянутому выше п. 12.8 ст. 12 Закона о зоне, отметим такие шаги в отношении обращения рублей РФ в Украине:

— запрещено привлечение вкладов (депозитов), а также выдача рублевых займов (кредитов);

— НБУ может установить особый порядок — вплоть до полного запрета — их обмена на гривню (как мы понимаем, останется путь, например: рубль РФ — доллар США — гривня);

— эту СКВ исключат из госвалют­резерва.

Не станем «загружать» вас анализом норм, касающихся исключительно граждан (въезд/выезд), а также тех, которые кажутся нам излишне декларативными (эвакуация и т. п.)… Заметим только, что в п. 5.10 ст. 5 Закона о зоне гражданам — не крымчанам (внимание!  Это требование касается только физлиц) предписано задекларировать свою крымскую жилую недвижимость, чтобы фискалы могли правильно рассчитать и взыскать с них соответствующий налог.

Жизнь-то продолжается…

выводы

  • С целью налогообложения лица с крымскими налоговыми адресами приравниваются к нерезидентам, а с некрымскими (но, разумеется, украинскими) — к резидентам.

  • Безналичные платежи и переводы в/из зоны разрешены исключительно в гривне или СКВ без 90-дневного лимита.

  • Запрещено использование в зоне системы электронных платежей НБУ и внутригосударственных платежных систем, платежными организациями которых являются резиденты Украины.

  • Начиная с 27.09.2014 г. ввоз/вывоз товаров в зону/из зоны осуществляется только через таможенные пункты пропуска в режиме импорта/экспорта, разумеется, с оформлением ТД.

  • Регистрация крымских плательщиков, которые по состоянию на 31.05.2014 г. состояли на учете в крымской/севастопольской налоговой, аннулируется с 01.06.2014 г. (с правом ее возобновления после эвакуации или завершения оккупации).

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

  3. Закон об оккупации — Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 г. № 1207-VII.

  4. Закон о зоне — Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше