Сказ о том, как НБУ гривню спасал… (по мотивам постановления Правления НБУ от 22.09.2014 г. № 591)

В избранном В избранное
Печать
Смердов Виталий, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2014/№ 80
В этой статье вы ознакомитесь с комментарием к указанному в подзаголовке документу, который успел наделать немало шума. Очень надеемся, что этот нормативный акт достигнет свой цели (или хотя бы приблизит ее). Но пока он, по большому счету, принес бизнесу одни хлопоты.

Появление постановления Правления НБУ от 22.09.2014 г. № 591 (далее — постановление № 591) запомнится надолго. Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, уже знаете, почему.

Этот документ «заработал» с 23 сентября (22 сентября постановление № 591 опубликовали на сайте НБУ). Действовать его нормы будут временно: одна часть до 2 декабря включительно, а вторая — до 21 ноября. Что он изменил?

Табу на инвалютные операции (до 2 декабря)

НБУ установил ряд инвалютных запретов (п.п. 2 п. 2 постановления № 591). При этом чиновников ничуть не смутило то, что полномочий на это им никто не давал. Но факт остается фактом. Особый ажиотаж вызвали два запрета.

Запрещены инвалютные расчеты по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины. Напомним, что импортная операция без ввоза товара на территорию Украины — это операция по покупке товаров за пределами территории Украины для использования/продажи за пределами территории Украины. Например, купили товар в Польше, там же его и продали. К слову, для таких операций отдельным актом установлены 180-дневный срок ВЭД-расчетов и порядок их завершения (см. постановление Кабмина от 05.12.2007 г. № 1392).

В идеале, запрет должен был касаться только их. Но не тут-то было… по факту, банки прекратили проводить операции, в том числе и по оплате услуг нерезидентам. Якобы в данном случае тоже нет ввоза товара, а потому «срабатывает» упомянутый запрет. Ситуацию усугубило то, что перестали пропускать не только авансы, но и оплату за уже предоставленные услуги.

Ну что тут сказать… если сначала поведение банков можно было списать на излишнюю осторожность, то после появления письма НБУ от 23.09.2014 г. № 29-209/53878 сомнения отпали.

Чиновники действительно нацелились на услуги, причем любые: в частности, арендные, рекламные и т. п.

По их мнению, данный запрет не касается лишь:

1) оплаты туристических, транспортных и коммуникационных услуг резидентами при наличии соответствующих лицензий (разрешений);

2) оплаты транспортных услуг резидентами-экспедиторами.

Почему они отобрали именно эти услуги, загадка. Но ясно одно: в НБУ окончательно забыли, что нормы устанавливаются нормативно-правовыми актами, а не письмами*. В то же время у вас может возникнуть вопрос по составу таких услуг.

* К сожалению, данное правило ведомство нарушает уже не впервые. Достаточно вспомнить его мнение по поводу ограничения наличных расчетов.

Начнем с транспортных услуг: в рамках автомобильных грузоперевозок в их состав должны попасть, собственно, перевозка груза, а также комплекс вспомогательных операций, связанных с доставкой груза. Вместе с тем, вознаграждение экспедитора, судя по письму, в их состав включаться не должно**. К туристическим услугам нужно относить услуги размещения, перевозки и прочие туристические услуги, не связанные с перевозкой/размещением (ст. 1 Закона Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР). По идее, в их состав должны включаться и услуги туроператоров/турагентов. Что касается коммуникационных услуг, то речь, судя по всему, идет об услугах связи.

** Учитывая подобную неопределенность, стоимость услуг, сопутствующих перевозке (в том числе услуги нерезидента-экспедитора), лучше включать в стоимость перевозки.

Сомнения могут возникнуть и в части лицензии/разрешения. Дело в том, что не все виды деятельности, названные в письме, требуют их наличия. При этом, считаем, что если для конкретной туристической, транспортной или коммуникационной услуги лицензия или разрешение не требуется, указанное ограничение ее все равно не касается.

Но, увы, это лишь догадки и, вполне вероятно, банки будут руководствоваться другими соображениями. Тем более, что некоторые из них уже расходятся в практике применения постановления № 591. Например, отдельные банки не пропускают авансы по импортным товарным контрактам. Тут без комментариев…

И еще одно. Было бы справедливо, если бы данные ограничения применялись только к тем отношениям, которые возникли с 23 сентября. Но, к сожалению, практика идет другим путем L.

Указанный запрет уже успел принести бизнесу немало бед, особенно, тем, кто заключил контракт до 23 сентября. Можно ли помочь в данной ситуации? Тем, кто только готовится заключить контракт, можем посоветовать закладывать стоимость услуг, подпадающих под запрет, в стоимость товара или же услуг, на которые данный запрет не распространяется. Кроме того, если нерезидент согласится, можете договориться с ним об оплате контракта в гривне. Напомним: законодательство это допускает (ст. 7 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93).

Если вам уже нужно платить по контракту, то остается, в частности, или договариваться о переносе сроков оплаты, или же ссылаться на форс-мажорные обстоятельства

Ведь напомним: в практике к таким обстоятельствам причисляют, в том числе, и акты госорганов. Тем более, что появление постановления № 591 отвечает условиям чрезвычайности и непреодолимости.

Запрещены платежи по импортным договорам, ввоз по которым состоялся более 180 дней назад. Этот запрет касается только товаров и на работы/услуги не распространяется. Причем учтите, что он «срабатывает» только в том случае, когда:

1) товар ввезен и оформлен, но не оплачен, а потому ВЭД-пеня вам здесь не грозит;

2) ввоз товара оформлен таможенной декларацией. В связи с этим запрет не должен действовать, если ввоз товара оформлен письменным заявлением (используется при ввозе товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро);

3) таможенное оформление произошло более 180 дней назад. Учитывая это, 23 сентября уже нельзя было оплатить товар, оформленный 26 марта и раньше.

При этом, так же, как и в предыдущем случае, данный запрет было бы справедливо применять только к тем отношениям, которые возникли 23 сентября и позже. Но очевидно, что внимания на это никто обращать не будет L.

Как видите, если импортный контракт предусматривал отсрочку платежа более 180 дней, погасить обязательства перед нерезидентом в условиях действия постановления № 591 будет проблемно. Как быть? Вариантов немного и, в целом, вы с ними уже могли ознакомиться. В частности, можете попытаться договориться с нерезидентом или же ссылаться на возникновение форс-мажорного обстоятельства.

Прочие инвалютные запреты. В постановлении № 591 содержится и ряд других запретов:

1) на осуществление инвалютных операций на основании индивидуальной лицензии НБУ (кроме операций, осуществляемых на основании индивидуальных лицензий на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины, выданных НБУ юрлицам);

2) на возврат за границу инвалютных дивидендов иностранному инвестору (кроме дивидендов по ценным бумагам, обращающимся на фондовых биржах). Как видите, запрет установлен не на выплату дивидендов, а, судя по всему, на перечисление таких сумм на заграничные счета. Причем он не зависит от того, кем выступает такой инвестор — юрлицом или физлицом. Но учтите: данный запрет не затрагивает дивидендов по акциям публичных АО;

3) на возврат за границу инвалютных средств, полученных иностранными инвесторами от продажи корпоративных прав юрлиц, не оформленных акциями. В первую очередь это касается долей в уставном капитале ООО;

4) на возврат за границу инвалютных средств, полученных иностранными инвесторами от продажи вне фондовой биржи ценных бумаг украинских эмитентов (кроме государственных облигаций Украины). Как видите, на средства, полученные при продаже акций публичного АО на фондовой бирже, этот запрет не распространяется. По идее, он не должен затрагивать и средства от продажи неэмиссионных ценных бумаг (хотя этому может помешать неудачная формулировка в постановлении № 591). При этом также было бы неплохо узнать, кого НБУ относит к украинским эмитентам: например, попадают ли в их число предприятия с иностранными инвестициями?

Обязательная продажа валюты и прочие изменения

Удивительно, но постановлением № 591 преду­смотрено и послабление. Всего одно, зато важное:

НБУ уменьшил долю обязательной продажи инвалютных поступлений до 75 % (вместо действовавшей до этого момента нормы в 100 %)

При этом оставшиеся 25 % резиденты/нерезиденты могут использовать на свое усмотрение.

НБУ уменьшил предельный объем наличной инвалюты, которую банк может продать одному лицу в течение одного операционного (рабочего) дня. С 23 сентября такая сумма составляет эквивалент 3000 грн. (вместо 15000 грн. раньше). Но, вместе с тем, он предусмотрел из этого правила одно исключение. Данное ограничение «не срабатывает» для резидента-физлица, если соблюдаются одновременно два условия:

1) такое физлицо покупает наличную инвалюту и использует ее исключительно для выполнения собственных обязательств в инвалюте по кредитному договору, заключенному с уполномоченным банком-кредитором;

2) банк продает наличную инвалюту в сумме, не превышающую объем обязательств в инвалюте физлица-заемщика по кредитному договору. При этом банк обязан обеспечить контроль за соблюдением таким физлицом требования о целевом использовании купленной инвалюты.

В завершение еще раз выразим надежду на то, что постановление № 591 все-таки поможет нашей экономике и гривне, а также, что важно, не отобьет при этом желание иностранных инвесторов и контрагентов работать с нами. Ведь вряд ли в данном случае можно говорить, что цель оправдывает средства…

Теги гривня НБУ
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить