Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговая наценка на «значимые» продукты: не переборщить бы!

Дзюба Наталия, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2014/№ 82
В избранном В избранное
Печать
В связи с напряженной ситуацией в стране постоянно растут цены на продукты питания и не только. Это уже успели прочувствовать все без исключения. Поэтому хотим предупредить продавцов: не забывайте, что «за ними следят» — государственное регулирование цен никто не отменял. Наша цель сегодня — напомнить вам, дорогие продавцы, с какими товарами следует быть аккуратными при установлении на них наценки. Как отследить наценку на эти товары и правильно рассчитать ее предельную величину. А также как отразить ее учет и списание.

Что регулируется?

На все виды продукции (работ, услуг) устанавливаются свободные цены, т. е. определяемые субъектами хозяйствования по согласованию сторон (ст. 190 ХКУ, ст. 11 Закона № 5007).

Исключение составляют та продукция, товары и услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.

Меры по такому регулированию принимаются в отношении ресурсов, оказывающих решающее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, имеющие существенное социальное значение для населения. И нас сегодня интересует установление цены на значимые товары.

Полномочия по утверждению перечня значимых товаров и порядка регулирования цен на них предоставлены Кабмину (ст. 191 ХКУ, ст. 5 Закона № 5007). Что он в общем и сделал в постановлении № 1548. Но в то же время определенные полномочия по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции (работ, услуг) Кабмин передал областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям. И согласно п. 12 приложения к постановлению № 1548 среди переданных полномочий и установление торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на ряд «значимых» товаров. Какие же это товары? Представим их в табл. 1.

Таблица 1. «Значимые» товары и порядок регулирования их цен

Группа товаров, относительно которых применяется ценовое регулирование

Регулируемая предельная величина

Предельный уровень регулируемой величины

Регламентирующий нормативный документ

Мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар

Торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя (таможенной стоимости)

Не выше 15 %
(без учета расходов на транспортировку в междугороднем сообщении)

Постановление № 1548, акты органов местной власти

Говядина, свинина, мясо птицы, колбасные изделия вареные

Молоко, творог, сметана, масло сливочное

Масло подсолнечное

Яйца куриные

 

img 1

 

Конкретный ассортимент продовольственных товаров, цены на которые подлежат госрегулированию, определяется местными органами власти исходя из структуры потребления в регионе (см. письмо Минэкономики от 05.11.2008 г. № 3804-24/34 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 98, с. 17).

Предприятиям следует в первую очередь предварительно ознакомиться с регулирующими данный вопрос документами местных органов власти

Если местный орган не установил «свой» конкретный ассортимент значимых товаров и регулируемую предельную величину их торговой надбавки, то это не значит, что цены в области на такие товары не подлежат регулированию. Тогда в этом регионе действует «общий» перечень товаров и торговая надбавка (не выше 15 %), установленная постановлением № 1548.

Где найти распоряжение?

Частый вопрос, который мы слышим от субъектов хозяйствования — торговцев товарами, среди которых есть и так называемые «значимые продукты», это где можно ознакомиться с документом, устанавливающим ассортимент продовольственных товаров, цены на которые подлежат регулированию и предельные наценки для них?

Нужное распоряжение можно найти на сайте обл­госадминистрации города/области, на территории которого осуществляет свою деятельность субъект хозяйствования. Как это сделать, см. схему выше.

Например, Харьковской облгосадминистрацией приняты следующие распоряжения:

«О предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавках на говядину, свинину, мясо птицы» от 28.07.2008 г. № 443;

«О предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавках на отдельные виды продовольственных товаров» от 29.05.2008 г. № 320;

«О предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавках на основные продукты питания» от 29.05.2008 г. № 321.

В них установлены как перечни товаров, так и размеры предельных надбавок к оптовой цене производителя. При этом в распоряжении прописан ряд важных моментов, которые следует учесть:

— в предельной торговой наценке учтена надбавка производителя (поставщика) и НДС;

— утвержденный уровень наценки распределяется между оптовыми и розничными торговцами на договорной основе и не зависит от количества посредников.

Как отследить оптовую цену производителя?

Наценка на «значимые» товары применяется к оптовой цене производителя, поэтому продавцу очень важно знать ее величину, чтобы не переборщить с наценкой. Ведь товар, цена на который регулируется, мог пройти через несколько рук (посредников). Напомним, утвержденный уровень наценки распределяется между оптовыми и розничными торговцами на договорной основе и не зависит от количества посредников. В этой ситуации помочь торговцу определить свой кусочек из общей на всех торговой наценки может только оптовая цена производителя, а не честное слово поставщика.

Что собой представляет оптовая цена производителя? Это экономически обоснованная стоимость единицы продовольственного товара, рассчитанная на основании полной планированной себестоимости производства с учетом определенного уполномоченным органом по регулированию цен норматива рентабельности без НДС или других налогов и сборов, которые начисляются субъекту хозяйствования — покупателю товара (п. 2 Порядка № 373).

Каждый продавец в цепочке «производитель → продавец 1 → продавец 2 → … → конечный потребитель» может контролировать уровень торговых надбавок, которые предыдущие продавцы «накрутили» на оптовую цену производителя, дабы самому не превысить установленный предел, благодаря Декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование (далее — декларация). Ее форма утверждена приказом Министерства экономики Украины от 13.08.2008 г. № 341.

Эту декларацию составляет производитель отдельно на каждую партию товара.

При этом под партией товара следует понимать товары, которые перемещаются в адрес одного получателя (товарополучателя, грузополучателя) по одному перевозочному документу (ТТН, накладной на отпуск товара).

Учтите! Оптовая цена каждого отдельного наименования (сорта, марки) товара подтверждается отдельной декларацией

Декларация составляется в одном экземпляре и остается у производителя. А вот заверенная руководителем или лицом, его замещающим, копия декларации предоставляется производителем каждому покупателю товара вместе с первичными документами на поставку товара и применяется на всех этапах реализации товара.

При каждой последующей реализации «значимого» товара независимо от партии каждый продавец в копии декларации, полученной от производителя или предыдущего продавца, указывает свое наименование и реквизиты первичного документа об отпуске товара. Указанная копия заверяется продавцом и прилагается к первичным документам при дальнейшей отгрузке товара.

Поэтому, покупая «значимый» товар для дальнейшей его продажи, торговец вместе с первичкой на этот товар (ТТН, накладной) получит и копию декларации, а если наименований товара несколько, то и несколько копий декларации с оптовой ценой производителя. И уже сможет правильно определить допустимую наценку.

Обратите внимание! Хранить копию декларации с оптовой ценой производителя следует в течение 3 лет вместе с первичными документами на поставку товара. Ведь ее могут потребовать органы госконтроля по ценам при проверке или по письменному запросу.

Заветная формула непревышения

Как рассчитать предельную надбавку? Волноваться не стоит, все довольно просто. Главное — следовать формуле, которую мы и представим ниже.

Как мы уже сказали выше, оптовая цена поставщика в декларации приводится без НДС. Учитывая это, определить предельную цену «значимого» товара предлагаем по следующей формуле:

ПЦ = ОЦП х 1,2 х КТН,

где ПЦ — предельная цена единицы продовольственного товара;

ОЦП — оптовая цена производителя за единицу товара без НДС (берем из копии декларации об оптовой цене производителя);

1,2 — коэффициент для начисления НДС;

КТН — коэффициент предельной торговой наценки (1+ПТН %/100).

Далее, зная границу, выше которой нельзя продавать товар — предельную цену товара, обратным счетом определим предельную торговую наценку, на которую может рассчитывать продавец:

ПТН = ПЦ - ЦТП (ОЦП),

где ПТН — торговая наценка;

ЦТП  стоимость, по которой товар поступил торговому предприятию.

Рассмотрим пример.

Пример 1. Предприятие розничной торговли реализует мясо птицы. Оптовая цена производителя мяса курицы согласно копии декларации составляет 20,00 грн./кг (без НДС). Стоимость, по которой этот товар поступил магазину, — 25,20 грн./кг (в том числе НДС — 4,20 грн., стоимость без НДС — 21 грн./кг). Согласно распоряжению облгосадминистрации предельная торговая надбавка к оптовой цене производителя на мясо птицы по региону составляет 10 %, поэтому коэффициент торговой наценки равен 1,1.

Рассчитаем предельную цену мяса птицы, по которой ее может продать магазин: 20,00 грн./кг х 1,2 х 1,1 = 26,40 грн. /кг.

В данном случае товар поступил магазину не напрямую от производителя, а от посредника-поставщика, поэтому при определении торговой наценки ориентируемся не на оптовую цену производителя, а на стоимость, по которой товар поступил от поставщика.

Торговая наценка магазина за 1 кг мяса птицы составляет:

26,40 грн./кг - 21,00 грн./кг = 5,40 грн./кг.

Подытожим: утвержденный уровень наценки распределяется между оптовыми и розничными торговцами на договорной основе и не зависит от количества посредников. Поэтому при расчете предельной торговой наценки всегда следует помнить об этом.

Учет наценки и ее списание

При торговле товарами, цены которых попадают под госрегулирование, следует учесть, что наценка, даже между товарами одной группы, может быть разной:

— например, на товар распоряжением облгосадминистрации установлена определенная торговая наценка, но, учитывая, что ее сумма делится с посредниками-поставщиками, торговое предприятие будет иметь совершенно другой ее уровень — гораздо меньший;

— либо же товар поступает сразу от производителя и торговец вправе рассчитывать на всю сумму наценки.

Поэтому розничным торговцам более удобно вести учет товаров в продажных ценах (покупная цена + наценка), т. е. в ценах, по которым товар продается покупателям. Тем более что все основания, прописанные в п. 22 П(С)БУ 9 для применения этого метода учета запасов, имеются.

В нашем случае будет использоваться подход, когда изначально устанавливается продажная стоимость товара, а затем обратным счетом определяется сумма торговой наценки.

При оприходовании товар по покупной цене (без НДС) отражают по дебету субсчета 281 «Товары на складе», затем товары передают в розницу и их стоимость по цене реализации отражают по дебету субсчета 282 «Товары в торговле». Наценку, представляющую собой разницу между покупной и продажной стоимостью товаров (у нас она будет с НДС), учитывают по кредиту субсчета 285 «Торговая наценка». При этом в балансе предприятия отражается свернутое сальдо указанных субсчетов.

При продаже товара для отражения дохода от реализации предприятия розничной торговли применяют субсчет 702. По кредиту этого субсчета отражают начисление дохода на дату отгрузки товаров, по дебету — соответствующую сумму непрямых налогов (например, НДС), а также списание суммы дохода в порядке закрытия на субсчет 791.

Себестоимость реализованных товаров списывают в дебет субсчета 902. Как же определяется эта сумма, если учет товаров ведется по методу цены продажи?

Себестоимость реализации рассчитывается не по каждому факту продажи, а один раз в конце месяца

Расчет себестоимости проходит в несколько этапов. Его порядок проведения представим в таб­лице 2.

Таблица 2. Порядок расчета наценки и себестоимости реализованных товаров

Этапы расчета

Формула для расчета

Пояснение

1 этап — определяем средний процент торговой наценки (Ср. % ТН)

img 2

ТНн — остаток торговых наценок на начало отчетного месяца;
ТНп 
сумма торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров;
Тн 
продажная (розничная) стоимость остатка товаров на начало отчетного месяца;
Тп 
продажная (розничная) стоимость полученных в отчетном месяце товаров;
Тр 
продажная (розничная) стоимость реализованных товаров

2 этап — определяем сумму торговой наценки, приходящуюся на реализованные в течение месяца товары (ТНр)

img 3

3 этап — определяем себестоимость реализованных товаров (СТр)

СТр = Тр - ТНр

 

В соответствии с предписаниями Инструкции № 291 фактическая себестоимость реализованных товаров, которая определяется согласно П(С)БУ 9 (в данном случае определенная расчетным способом), списывается проводкой Дт 902 — Кт 282. При этом на сумму торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, делают проводку Дт 285 — Кт 282 или отражают обратную корреспонденцию счетов методом «красное сторно» Дт 282 — Кт 285.

Рассмотрим пример.

Пример 2. На начало месяца товаров у предприятия не числилось. В течение месяца поступило 1000 кг мяса птицы на сумму 25200 грн. (в том числе НДС — 4200 грн.). Предельная продажная стоимость 1000 кг мяса птицы — 26400 грн. (в том числе НДС — 4400 грн.), а сумма торговой наценки (с учетом НДС) — 5400 грн. В течение месяца предприятие продало 800 кг мяса курицы на сумму — 21120 грн. (в том числе НДС — 3520 грн.).

Таблица 3. Отражение в учете начисления и списания наценки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доход

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходован товар от поставщика

281

631

21000,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

4200,00

3

Перечислены деньги поставщику

631

311

25200,00

4

Передан товар в розницу

282

281

21000,00

5

Отражена сумма торговой наценки

282

285

5400,00

6

Отражена реализация товара за месяц

301

702

21120,00

17600,00 стр. 02

7

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

3520,00

8

Списана торговая наценка на реализованный товар («красным сторно»)

282

285

4320,00*

* Рассчитываем так:
1) исчисляем средний процент наценки: (0+5400)/(0+26400) х 100 % = 20,454545 %;
2) определяем сумму торговой наценки, приходящейся на реализованный товар: 21120,00 х 20,454545 % /100 % = 4320,00 грн.

9

Списана себестоимость реализованных товаров

902

282

16800,00*

16800,00 стр. 05.1

* Себестоимость реализованных товаров рассчитана так: 21120,00 грн. - 4320,00 грн. = 16800,00 грн.

10

Отнесены на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

17600,00

— списана себестоимость реализованного товара

791

902

16800,00

Остаток товаров на конец месяца

 

Продажная стоимость

282

5280,00

 

Торговая наценка

285

1080,00

 

Что грозит за завышение наценки?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона № 5007 несоблюдение установления регулируемых цен на товары грозит субъекту хозяйствования административно-хозяйственной санкцией в виде:

1) изъятия необоснованно полученной выручки

img 4

и

2) штрафа в размере 100 % такой необоснованно полученной выручки.

Налагают его по правилам, предусмотренным гл. 27 ХКУ (ч. 3 ст. 20 Закона № 5007). Это, в частности, означает, что для наложения такого штрафа предусмотрен максимальный срок: 6 месяцев с даты выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня его совершения.

Кроме того, должностных лиц, виновных в нарушениях порядка установления и применения цен, могут привлечь к административной ответственности с применением штрафа в размере (ст. 1652 КоАП):

— от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.);

— за повторное нарушение на протяжении года — от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн).

Решение о применении штрафов принимается органом, реализующим государственную политику по контролю за ценами, по результатам проверки субъекта хозяйствования (на основании акта проверки).

При этом учтите! Правительство ввело свое- образный мораторий до конца года на повсеместные проверки субъектов хозяйствования. Так, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме ГФСУ) осуществляются в течение августа — декабря 2014 только с разрешения КМУ или по заявке предприятия о его проверке. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 66, с. 35.

В числе контролирующих органов, которым для проверки следовало получать разрешение КМУ, до недавних пор была названа и Госценинспеция (см. приложение к постановлению КМУ от 13.08.2014 г. № 408).

Однако с 16.09.2014 г. Госценинспекция расформирована (см. постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442) и ее контрольно-надзорные функции по соблюдению государственных регулируемых цен переданы новой Госслужбе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей*. Вместе с тем не забывайте, что согласно ст. 16 Закона № 5007 взять на себя эти функции могут и другие органы, определенные законом.

* А вот функции мониторинга цен (тарифов) на потребительском рынке перебросили Госслужбе статистики.

выводы

  • Ассортимент продовольственных товаров, цены на которые подлежат госрегулированию, и предельные для них наценки ищите в распоряжениях местных органов власти.

  • Для определения наценки на «значимый» товар оптовую цену производителя за единицу товара берем из копии декларации об оптовой цене производителя, полученной от поставщика.

  • Утвержденный уровень наценки распределяется между оптовыми и розничными торговцами на договорной основе и не зависит от количества посредников.

Документы статьи

  1. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

  2. Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

  3. Постановление № 1548  постановление КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548.

  4. Порядок № 373 — Порядок формирования цен на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.2008 г. № 373.

  5. Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

  6. П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц