(044) 581-10-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/7
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Октябрь , 2014/№ 85

Автомобиль на предприятии. 6. Водитель на предприятии

Водитель — профессия, очевидно, не самая престижная, но чрезвычайно ответственная, ведь от внимательности и ответственности водителей во многом зависит безопасность и даже жизнь окружающих людей. Поэтому выбор кандидатуры на эту должность и организация труда водителей требуют особой тщательности и внимательности со стороны работодателя. Кто может быть водителем? Как правильно организовать его работу? Какую ответственность он несет за нарушения на дороге? Об этом и о многом другом вы можете узнать в этом разделе спецвыпуска.

 

6.1. Кто может быть водителем

Чтобы занять должность водителя, соискателю недостаточно иметь одно только желание да приветливую улыбку. Законодательство выдвигает целый ряд характеристик, которым должен соответствовать потенциальный водитель предприятия. С ними предлагаем ознакомиться ниже.

 

Требования по возрасту

 

Какие же возрасты покорны управлению автомобилем? Ответ на этот вопрос находим в ч. 2 ст. 15 Закона № 3353. Вы с ним можете ознакомиться в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Возрастные требования к водителям

Транспортное средство*

Категория

Минимальный возраст водителя**

Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов), а количество мест для сидения, помимо сиденья водителя, — 8

B

18

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 кг (от 7700 до 16500 фунтов)

C1

18

Предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (16500 фунтов)

С

18

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16

D1

21

Предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, более 16

D

21

Составы ТС с тягачом категории B, C1, C, которым водитель имеет право управлять, но который не принадлежит к указанным категориям составов ТС

BE, C1E, CE

19

Составы ТС с тягачом категории D1 или D, которым водитель имеет право управлять, но который не принадлежит к указанным категориям составов ТС

D1E, DE

21

* Далее — ТС.
** Минимальный возраст — возраст, при достижении которого разрешено управлять ТС соответствующей категории.

 

Квалификационные требования

 

Ваш потенциальный водитель соответствует возрастным требованиям, приведенным в табл. 6.1? Тогда обратите внимание еще и на его квалификацию. Так, профессиональные водители должны соответствовать определенным квалификационным характеристикам, приведенным в Выпуске № 69 Справочника квалификационных характеристик. Их вы можете увидеть в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Квалификационные характеристики для водителей

Кого касаются

Характеристики

Общие характеристики

Водителей автомобилей всех категорий

— полное общее среднее образование;  
— профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей ТС);  
— специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей ТС соответствующей категории и пройденная квалификационная аттестация

Дополнительные характеристики

Водителей автомобилей категорий С1* и С

Для осуществления перевозок опасных грузов:
стаж работы не менее 3 лет на ТС соответствующей категории;  
— специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей к перевозке опасных грузов соответствующего класса

Водителей ТС категорий BE, C1E, CE, D1E, DE

Непрерывный годовой стаж** управления ТС категорий B, C1, C, D1, D

Водителей ТС категории D1

Непрерывный трехлетний стаж управления автомобилем категории В и/или С1

Водителей ТС категории D

Непрерывный трехлетний стаж управления ТС категории B, C1, C, D1 или нескольких из них

* Соответствие категорий управляемым автомобилям см. в табл. 6.1.
** Стаж подтверждается извлечением из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием даты приказа о назначении лица на должность, даты, с которой такое лицо работает водителем, марки закрепленного автотранспортного средства и его номерного знака, удостоверенными подписями должностных лиц и скрепленными печатью.

 

Естественно, допустить водителя к работе можно, только если у него есть водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории (п. 2 Положения № 511). Кроме того, профессиональный водитель обязательно должен знать правила, касающиеся управления и обращения с автомобилем, а также перевозок грузов и пассажиров (правила дорожного движения, правила перевозки грузов, порядок и условия перевозки пассажиров и багажа и т. п.).

Еще одним фактором, который учитывается при приеме на работу, поскольку влияет на способность водителей управлять ТС, является состояние их здоровья. С целью проверки состояния здоровья водителей проводятся медицинские осмотры. О них мы и поговорим дальше.

 

6.2. Обязательные медосмотры

Всем известно, что здоровье — это самый ценный ресурс, которым может обладать человек. А для водителя — это еще и залог качественного исполнения его трудовых функций, а значит, и сохранения места работы. Законодатель очень ответственно подходит к вопросу здоровья водителей, поэтому предусматривает для них целый ряд обязательных медосмотров: предварительные, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые, внеочередные, а также психиат­рические и наркологические осмотры. Особенности их проведения описаны в Положении № 65/80, Порядке № 1465 и Порядке № 1238. Вы же можете все это увидеть в табл. 6.3 на с. 99.

Таблица 6.3. Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Чем подтверждается прохождение медосмотра

Кто оплачивает

1

2

3

4

5

Предварительный

Перед получением права на управление ТС соответствующей категории

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством (далее — Медицинская справка)

Как правило, кандидат на должность водителя

Форма Медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинской комиссией указывается способность водителя управлять соответствующей категорией ТС и срок ее действия. При приеме на работу, связанную с управлением ТС, водитель обязан предъявить эту справку работодателю.

Периодический

Для водителей:  
— в возрасте до 55 лет (включительно) — 1 раз в 10 лет;
— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;  
— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;  
— которые перевозят пассажиров и грузы (независимо от возраста) — 1 раз в год

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Ежесменный предрейсовый

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного у перевозчика

В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальности «сестринское дело», «лечебное дело»

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:  
— в Журнал по форме, приведенной в приложении 3 к Положению № 65/80;
 — в путевой лист (при его наличии)

Работодатель

Ежесменный послерейсовый

В случае обнаружения водителем, трудоустроенным у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальности «сестринское дело», «лечебное дело»

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:  
— в Журнал по форме, приведенной в приложении 3 к Положению № 65/80;
 — в путевой лист (при его наличии)

Работодатель

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.
Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, то он к управлению ТС не допускается. Ну и, естественно, отстраняется от управления ТС водитель, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции. Водители, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляются для дообследования в заведение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то такой водитель по представлению медработника направляется перевозчиком на внеочередной медицинский осмотр.

Внеочередной

По направлению работодателя- перевозчика на основании данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего в Перечень № 299

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Психиатрический

Предварительный — перед приемом на работу. Периодический — 1 раз в 2 года

В государственных и коммунальных психиатрических учреждениях (учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты) по месту жительства водителя врачом-психиатром

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 12

Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате обследования у лица обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или если оно страдало тяжелым психическим расстройством в прошлом (не менее 5 лет назад), а также в случае несогласия лица с результатами психиатрического осмотра, оно должно пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара. После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.

Наркологический

Первичный — перед приемом на работу.
Периодический
—1 раз в 2 года

В наркологическом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате профилактического наркологического осмотра у лица выявлены признаки наркологического заболевания или лицо не согласно с результатами такого осмотра, это лицо должно пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия.

 

Помните: если при прохождении предварительного, периодического или внеочередного медицинского осмотра у обследованного водителя обнаружено заболевание или недостаток в соответствии с Перечнем № 299, то ему противопоказано управлять ТС соответствующей категории.

Прохождение медицинских, в том числе психиатрического и наркологического, осмотров является обязательным для всех водителей

В период прохождения таких осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок (ст. 123 КЗоТ, ч. 4 ст. 17 Закона № 2694).

Отказ водителя от прохождения обязательных медосмотров является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ. Кроме того, работодатель обязан отстранить такого водителя от работы (ст. 46 КЗоТ). Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением). Время, в течение которого уклоняющийся от прохождения обязательного медосмотра работник не выполнял свои трудовые обязанности, не оплачивается.

 

6.3. Присвоение класса водителю

Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется присвоенным им классом. Вновь принятый работник считается водителем III класса.

ВВ процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация ІІ, а затем І класса

 

Порядок присвоения класса водителю

 

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. Это дает возможность вам самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя). Такой документ может называться, например, Положение о присвоении классности водителям. В этом же документе можно привести требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69 Справочника квалификационных характеристик. Так, для присвоения:

II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление ТС категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса на данном предприятии не менее 3 лет;

I класса — разрешение на управление ТС категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на данном предприятии не менее 2 лет.

Учтите: в непрерывный страж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включается работа водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством.

Кроме указанных требований, при присвоении водителю квалификации II и I класса не лишним будет учитывать его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений правил дорожного движения, правил технической эксплуатации ТС и техники безопасности.

Присваивается классность водителю во время квалификационной аттестации квалификационной комиссией, которая должна быть создана на предприятии. Порядок ее функционирования и полномочия можно прописать в Положении о присвоении классности водителям. Состав комиссии следует утвердить соответствующим приказом (распоряжением).

В общем процесс присвоения класса водителю можно представить следующим образом (см. рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Процедура присвоения класса водителю

 

Заметьте, что руководитель предприятия по своему усмотрению может оставить за работником-водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы. Однако это не является прямой обязанностью работодателя (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев следует прописать процедуру сохранения (подтверждения) классности таким работникам в Положении о присвоении классности водителям.

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена

В каких случаях это может произойти? Это следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

Повышение классности влияет не только на самооценку водителя, но, как правило, еще и на его заработок. Об этом поговорим далее.

 

Надбавки за классность

 

Обычно работодатели, присваивающие классы водителям, устанавливают им ежемесячные надбавки к заработной плате за классность. Размер таких надбавок хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (Положении об оплате труда) исходя из своих финансовых возможностей. При этом обязательно должны быть соблюдены нормы и гарантии, пре­дусмотренные законодательством, генеральным и отраслевыми соглашениями.

Сейчас минимальные размеры таких надбавок определены Генеральным соглашением на 2010 — 2012 годы, которое продолжает действовать до принятия нового соглашения. Из его положений следует, что надбавка за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов выплачивается за отработанное время в следующих размерах:

— водителям I класса — 25 % тарифной ставки;

— водителям II класса — 10 % тарифной ставки.

Такие же размеры надбавки за классность водителям предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.

Обратите внимание: положения Генерального соглашения непосредственно действуют и являются обязательными для тех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, его подписавших. На предприятиях, которые при подписании Генерального соглашения не были представлены хотя бы одной из сторон (владелец или уполномоченный им орган как одна сторона или со стороны трудового коллектива — профсоюз), его нормы не действуют и не являются обязательными. Такие предприятия самостоятельно решают вопросы установления водителям доплат за классность и их размеров в коллективном договоре или другом документе, регулирующем оплату труда на предприятии (см. письмо Минтруда от 06.09.2007 г. № 556/13/155-07).

Заметьте: выплата водителям надбавки за классность производится за время, отработанное в качестве водителя

При этом под словами «время, отработанное в качестве водителя» подразумевается время, в течение которого водитель непосредственно управлял ТС. То есть, если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал (не управлял автомобилем), надбавка за классность за эти часы не выплачивается, поскольку при выполнении других видов работ квалификация ІІ или І класса водителя не требуется (см. письмо Минсоцполитики от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13).

Пример 6.1. Водителю автомобиля установлены оклад в сумме 3000,00 грн. и надбавка за I класс квалификации в размере 25 % оклада за отработанное в качестве водителя время. В августе 2014 года водитель был занят непосредственно управлением ТС 120 часов из 160, предусмотренных графиком работы.

Таким образом, за август 2014 года водителю, помимо заработной платы в размере 3000,00 грн., необходимо начислить надбавку. Для того чтобы рассчитать ее сумму, нужно сначала определить размер заработной платы водителя за часы, которые он был на выезде:

3000,00 грн. : 160 ч х 120 ч = 2250,00 грн.

Теперь уже с этой суммы можно рассчитать 25 % надбавки:

2250,00 грн. х 25 % : 100 % = 562,50 грн.

6.4. Режим работы и отдыха

Как вы, наверное, уже поняли, водитель — работник не простой. К нему законодатель проявляет особое внимание. Касается это и режима его работы и отдыха. Законодательно режим работы и отдыха водителей регулируется в основном КЗоТ и Положением № 340*. Каким он должен быть — рассмотрим в этом подразделе.

* Обратите внимание: требования Положения № 340 распространяются исключительно на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными ТС.

 

Рабочее время водителя

 

Говоря о водителе, мы в первую очередь представляем себе человека, сидящего за рулем. Но не всегда 100 % рабочего времени водитель занят управлением автомобиля. Так, в его рабочее время включаются:

сменный период управления. В общем случае сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов. При этом продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов. Увеличить продолжительность сменного периода управления водителем (не планового, а фактического) разрешено только в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, неблагоприятные погодные условия и т. п.);

подготовительно-заключительный период. Состав работ подготовительно-заключительного периода и время их выполнения устанавливаются работодателем по согласованию с профкомом (профсоюзным представителем)**;

время простоев не по вине водителя;

время простоев в пунктах загрузки и разгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров;

время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);

время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности пре­дусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем. Время охраны ТС с грузом или без него засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени;

половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;

другое время, предусмотренное действующим законодательством Украины.

** Если на предприятии нет профсоюзной организаци (профсоюзного представителя), вопросы режима работы и отдыха работников-­водителей необходимо согласовывать с уполномоченным представителем трудового коллектива (см. письмо Минсоц­политики от 27.03.2012 г. № 98/13/116-12).

Конкретная продолжительность времени проведения медосмотров, охраны ТС и присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, которое засчитывается в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с профкомом (профсоюзным представителем).

Учет рабочего времени в зависимости от условий работы водителя может быть поденный, еженедельный или суммированный. Он осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени.

Предприятие ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя, в которой по каждой рабочей смене указывают плановые и фактические данные о маршруте, времени начала и окончания рабочей смены.

 

Нормальная продолжительность рабочего времени

 

Продолжительность рабочего времени водителей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом законодательно установленных норм.

В табл. 6.4, приведенной на с. 105, предлагаем вам ознакомиться с нормальной продолжительностью рабочего времени, регламентированной законодательством.

Таблица 6.4. Нормальная продолжительность рабочего времени

Период

При 5-дневной рабочей неделе

При 6-дневной рабочей неделе

В неделю*

Не более 40 часов

В день (смену)

Определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели

Не более 7 часов, накануне выходных — не более 5 часов

В день (смену) накануне праздничных и нерабочих дней

Сокращается на один час от установленной продолжительности рабочего времени в день

В смену при работе в ночное время**

В день в случае суммированного учета рабочего времени***

Не более 10 часов при условии, что продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормальное количество рабочих часов

* Неделя — период времени с 00:00 часов в понедельник до 24:00 часов в воскресенье.
** Ночное время — период суток с 22:00 до 06:00
.
*** Суммированный учет рабочего времени применяют, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Больше о суммированном учете рабочего времени см. на с. 107.

 

Обратите внимание: для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день (смена) с разделением на две части. Каждая часть не должна превышать 4 часов с учетом времени, необходимого для возврата на место стоянки (ст. 60 КЗоТ, п. 2.9 разд. II Положения № 340). Перерыв между частями смены должен быть не менее 2 часов без учета времени на отдых и питание.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается

 

Ненормированный рабочий день

 

Ненормированный рабочий день бывает не только у царей (вспомним немного классику советского кинематографа), но и у простых трудяг-водителей. Правда, установить ненормированный рабочий день можно только водителям легковых автомобилей (кроме такси) и только в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. При этом работа сверх нормальной продолжительности для таких водителей сверхурочной считаться не будет.

Дополнительная оплата переработанного времени для таких лиц не осуществляется.

На водителей, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии режим рабочего времени

Поэтому работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (см. письмо Минтруда от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10). Количество часов переработанного времени при работе с ненормированным рабочим днем определяется в коллективном договоре, заключенном на предприятии (п. 2.10 разд. II Положения № 340).

Приятной «пилюлей» для водителей с ненормированным рабочим днем является законодательно гарантированное предоставление им ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью до 7 календарных дней (абзац второй п. 2.10 разд. ІІ Положения № 340, п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках). Перечень профессий и должностей, которым может устанавливаться ненормированный рабочий день, и конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска указывают в коллективном договоре (см. письмо Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13, ч. 2 ст. 8 Закона об отпусках).

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

 

Сверхурочные работы

 

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. Работодатель может привлечь работников к сверхурочным работам только лишь в исключительных случаях, определенных ч. 3 ст. 62 КЗоТ и другими законоадательными актами, и только лишь с разрешения выборного органа первичной профсоюзной организации. В остальных случаях привлечение работников к сверхурочным работам не допускается. Кроме того, работодателю следует учитывать ограничения, установленные ст. 63 КЗоТ, по лицам, которые могут быть привлечены к таким работам.

Обратите внимание на то, что не считается сверхурочной работа водителя:

с неполным рабочим днем сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня (абзац второй п. 16 постановления № 13);

с ненормированным рабочим днем сверх установленной нормы рабочего времени, кроме случаев выполнения по поручению работодателя работы, которая не входит в перечень его обязанностей (абзац третий п. 16 постановления № 13);

— выполняемая в порядке отработки дней отдыха, предоставленных в соответствии с ч. 3 ст. 73 КЗоТ;

выполняемая сверх нормы рабочего времени, предусмотренного графиком в отдельные дни, недели, месяцы учетного периода, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период — при суммированном учете рабочего времени.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год

Исключением являются случаи наступления непредвиденных обстоятельств (технической неисправности ТС, остановки движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятных погодных условий и др.).

 

Работа в выходные, праздничные и нерабочие дни

 

Работа в выходные, праздничные и нерабочие дни, как правило, не допускается.

Работников могут привлечь к работе в выходные дни только в исключительных случаях, определенных ч. 2 ст. 71 КЗоТ. Привлечение к работе в выходные дни осуществляется по письменному приказу (распоряжению) собственника (уполномоченного им органа). При этом работодатель обязан получить разрешение выборного органа первичной проф­союзной организации (профсоюзного представителя).

Если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), для осуществления работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, по согласованию с профкомом (профсоюзным представителем) допускается работа в праздничные и нерабочие дни. Кроме того, в эти дни возможно привлечение к работе в порядке и в случаях, предусмотренных ст. 71 КЗоТ (т. е. как и в выходные дни).

В случае, когда на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени водителей, предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

Подробнее о работе в выходные, праздничные и нерабочие дни см. в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 77, с. 50.

 

Суммированный учет рабочего времени

 

Как уже было сказано ранее, суммированный учет рабочего времени вводится в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 61 КЗоТ и п. 2.3 разд. II Положения № 340). При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов.

Установить суммированный учет можно только по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем)*.

* Подробно о порядке применения суммированного учета рабочего времени читайте в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 77, с. 56.

При суммированном учете работодатель составляет график сменности водителей (приложение 1 к Положению № 340), в котором определяется продолжительность ежедневной работы (смены), количество рабочих дней (смен) и выходных. График составляют на весь учетный период, равный, как правило, месяцу, и доводят до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала учетного периода.

Учтите: нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не должна превышать 10 часов

В случае если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные периоды простоя, ожидания в ТС или на рабочем месте либо если водителю необходимо дать возможность доехать до определенного места отдыха, продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов. При этом время непосредственного управления ТС в течение рабочего дня (смены) не превышает 9 часов.

Норма рабочего времени за учетный период при суммированном учете рабочего времени определяется следующим образом: норма продолжительности рабочего времени, установленная законодательством для водителей ТС, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период (с учетом ее сокращения в канун праздничных и нерабочих дней). Часы работы, превышающие предусмотренное в учетном периоде рабочее время, считаются сверхурочными.

 

Режим отдыха

 

Крутить баранку целый день — весьма утомительно. Поэтому, чтобы перевести дух и набраться сил, для водителя предусмотрены перерывы в работе. Кроме того, водитель имеет право на ежедневный (междусменный) отдых, еженедельный отдых, отдых в праздничные и нерабочие дни и, конечно же, право на отпуск. Отпуск, пожалуй, стоит отдельного рассмотрения, а вот о других видах отдыха и их продолжительности вы можете узнать из табл. 6.5 (см. с. 108).

Таблица 6.5. Виды отдыха водителей и их продолжительность

Вид отдыха

Когда водитель имеет право на отдых

Продолжительность отдыха

Примечание

1

2

3

4

Перерыв в работе

Через каждые 4 часа управления ТС

Не менее 45 минут

Допускается замена такого перерыва перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после него, но с учетом общеустановленных требований.
Если после 4-часового управления ТС наступает период ежедневного (междусменного) отдыха водителя (см. ниже), перерыв в работе для отдыха и питания не устанавливается.
Время начала и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка

Ежедневный (междусменный) отдых

В течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня (смены)

Не менее 10 последова­тельных часов

Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности водителей

Не менее 8 последова­тельных часов — если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя

Не менее 8 последовательных часов — в отдельные периоды при суммированном учете рабочего времени

Рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством.
Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха подытоживаются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода часов в порядке, предусмотренном графиком сменности

Еженедельный отдых

В течение недели

2 выходных дня — при 5-дневной рабочей неделе

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе определяется графиком работы предприятия по согласованию с профкомом. На непрерывно действующих предприятиях выходные дни предоставляют в разные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графику сменности. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов

1 выходной день — при 6-дневной рабочей неделе

Отдых в праздничные (нерабочие) дни

Во время праздничных (нерабочих) дней, установленных ст. 73 КЗоТ

Полный праздничный (нерабочий) день

Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным, то последний переносится на следующий после праздничного или нерабочего день

 

Теперь поговорим об одном из наиболее приятных периодов в рабочей жизни человека — отпуске. Водитель имеет право как на ежегодный основной отпуск, так и в некоторых случаях — на дополнительный.

Ежегодный основной отпуск у водителей стандартный — не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, исчисляемый со дня заключения трудового договора с работником (ст. 75 КЗоТ, ст. 6 Закона об отпусках).

Ежегодный дополнительный отпуск водитель имеет право получить за:

1) работу с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 76 КЗоТ, ст. 7 Закона об отпусках). Право на данный вид отпуска имеют водители, занятые на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, в соответствии со списком, приведенным в приложении 1 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290;

2) особый характер труда (ст. 76 КЗоТ, п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках). Право на этот вид отпуска имеют:

— водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья по списку, приведенному в приложении 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290;

— водители с ненормированным рабочим днем в соответствии со списком должностей и профессий, определенных коллективным договором (соглашением).

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого водителям в соответствии со ст. 76 КЗоТ и ст. 7 и 8 Закона об отпусках, устанавливается в коллективном договоре.

 

6.5. Нарушение ПДД: кто несет ответственность

Все водители обязаны неукоснительно соблюдать правила дорожного движения (далее — ПДД). Ну а если водитель все же их нарушил? Кто и в какой мере несет ответственность за нарушение ПДД, мы сейчас разберемся.

Всего можно выделить 3 вида ответственности, которые может повлечь за собой нарушение ПДД: административная, уголовная и гражданско-правовая. Об уголовной ответственности мы сегодня говорить не будем, надеемся, вас она обойдет стороной. А вот узнать больше об административной и гражданско-правовой ответственности вы можете из этого подраздела.

 

Административная ответственность

 

Административная ответственность возникает, если водитель допустил нарушение, названное в КУоАП или других законах, предусматривающих админответственность. При этом помните: административная ответственность возникает при условии, что нарушение правил ПДД не приводит к уголовной ответственности (ст. 9 КУоАП). То есть привлечь лицо одновременно и к административной, и к уголовной ответственности за одно правонарушение нельзя.

Конечно же, всех интересует, кто будет отвечать за содеянное. К счастью работодателя, но отнюдь не к большой радости его работника — горе-водителя, ответственность за административное правонарушение полностью ложится на совершившее его лицо. Объясняется это тем, что к административной ответственности привлекаются исключительно физлица (см. решение КСУ от 30.05.2001 г. № 7-рп/2001). Причем именно те, которые допустили соответствующее нарушение.

Так что если водитель допустил нарушение ПДД, то и ответственность будет нести он

Работодателя или его должностных лиц она не затронет, даже если нарушение произошло при выполнении водителем своих должностных обязанностей. Так что, например, при наложении админштрафа заплатить его должен будет водитель. Причем из своего кармана. Работодатель при этом не обязан ничего ему компенсировать, хотя может сделать это по собственной инициативе.

Обычно по факту совершения административного правонарушения составляется протокол. Перечень лиц, которые вправе это сделать, приведен в ст. 255 КУоАП. В рамках ПДД соответствующие нарушения выявляют чаще всего органы внутренних дел в лице сотрудников ГАИ. Они и составляют протоколы в двух экземплярах, один из которых под расписку вручают водителю (ст. 254 КУоАП). Второй экземпляр протокола направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело.

На рассмотрение дела уполномоченному органу / должностному лицу, как правило, дается 15 дней с даты получения им протокола (ст. 277 КУоАП). В общем случае это происходит по месту совершения нарушения. Но в отдельных ситуациях (например, по ст. 121 — 126, ч. 1 — 4 ст. 130 КУоАП) дело может рассматриваться по месту учета ТС или по месту проживания нарушителя (ст. 276 КУоАП).

Рассмотрев дело об административном правонарушении, уполномоченный орган / должностное лицо выносит постановление. Его копия в течение 3 дней вручается/высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (ст. 285 ­КУоАП). Вынесенное постановление по делу является обязательным к исполнению (ст. 298 КУоАП).

Уплатить админштраф водитель должен не позднее чем через 15 дней с даты вручения ему постановления (ст. 307 КУоАП)

Оплата производится через банк.

Стоит заметить, что водитель может обжаловать решение уполномоченного органа. В случае оставления жалобы без удовлетворения штраф должен быть уплачен в течение 15 дней с даты уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

Имейте в виду: если водитель не уплачивает штраф в указанные сроки, то данная сумма подлежит взысканию в принудительном порядке (исполнительной службой по месту проживания, работы или местонахождению имущества). Причем штраф в таком случае взыскивается в двойном размере (ст. 308 КУоАП).

 

Гражданско-правовая ответственность

 

Гражданско-правовая ответственность возникнет, если нарушение ПДД повлекло за собой причинение ущерба имуществу или правам физических либо юридических лиц (ч. 1 ст. 1166 ГКУ). Например, если водитель вследствие ДТП нанес повреждения другому автомобилю.

И в этом случае работодателю уже не позавидуешь, поскольку за проступок работника-водителя в части гражданско-правовой ответственности отвечать придется именно ему. Почему? Да потому, что в соответствии со ст. 1172 ГКУ работодатель возмещает ущерб, причиненный его работником во время исполнения последним своих трудовых (служебных) обязанностей. На это неоднократно обращали внимание и суды (см. письмо ВССУ от 01.02.2012 г., п. 6 постановления № 4).

Таким образом, обязанность по возмещению ущерба, причиненного работником-водителем другому лицу, ложится на плечи работодателя

Подчеркнем, что ответственность работодателя наступает только в том случае, если водитель-работник нанес ущерб при выполнении им должностных обязанностей. В противном случае (например, если работник использует транспорт работодателя в личных целях) возмещение ущерба должно осуществляться работником на основании ст. 1187 ГКУ.

Заметьте: если водитель-работник попал в ДТП на собственном автомобиле, который использовался им в служебных целях (о такой возможности см. на с. 70), обязанность по возмещению ущерба все равно возлагается на работодателя. Это обусловлено тем, что ст. 1172 ГКУ привязывается именно к трудовым отношениям, а не к отношениям собственности.

Работодатель имеет право обратиться с регрессным требованием к работнику (ч. 1 ст. 1191 ГКУ, п. 6 постановления № 4). При этом следует учитывать, что сумма возмещения работником ущерба не может превышать его среднемесячного заработка (ст. 132 КЗоТ, постановление ВССУ от 05.06.2013 г. по делу № 6-12182св13). Вместе с тем, если водитель-работник согласно ст. 134 КЗоТ подпадает под полную материальную ответственность, то ущерб ему придется возмещать в полном размере. Примером подобной ситуации может быть совершение водителем ДТП, если такие действия повлекли уголовную ответственность.

Напомним: на территории Украины запрещена эксплуатация ТС без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (п. 21.1 ст. 21 Закона № 1961)*. Поэтому если ДТП подпадает под страховой случай, то ущерб в рамках, предусмотренных договором страхования, должен возместить страховщик. На работодателя в таком случае возлагается обязанность погасить разницу между фактическим ущербом и суммой страхового возмещения, выплаченной страховщиком.

* Больше об автостраховании см. на с. 16.

выводы

  • При приеме на работу водителя нужно учитывать возрастные и квалификационные требования, выдвигаемые законодательством к этой категории работников.

  • Водители обязаны проходить медицинские, психиатрические и наркологические осмотры перед приемом на работу, а также в период работы на предприятии.

  • В процессе работы после прохождения водителем III класса квалификационной аттестации ему может быть присвоена квалификация II, а затем I класса. За классность на предприятии могут быть установлены надбавки к заработной плате.

  • Учет рабочего времени водителей может быть поденный, еженедельный или суммированный.

  • В исключительных случаях допускается установление водителям ненормированного рабочего дня, а также выполнение ими сверхурочных работ, работ в выходные, праздничные и нерабочие дни.

  • За нарушение водителем ПДД во время выполнения им служебных обязанностей административную ответственность несет он сам, а гражданско-правовую в случае нанесения ущерба третьим лицам — работодатель такого водителя.
водитель, предприятие добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье