Не говоря всуе о героях-добровольцах, которым казуистика безразлична, признаем, что большинство военнообязанных и призывников все же не проявляют энтузиазма поскорее сменить «зону комфорта» на зону АТО… Видимо, поэтому по вопросам призыва военкоматы все чаще обращаются не только к трудноуловимому потенциальному солдату, но и к его работодателю. Со своей стороны предприятие, на котором трудится защитник Родины — пусть даже и не чрезмерно родное для него, — скорее хотело бы избежать подобного «отвлечения» своего работника от выполнения его трудовых обязанностей, чем способствовать этому. Но существуют законы…
В данном контексте обратимся к двум профильным законам — Закону № 2232 и Закону № 3543 и сфокусируем ваше внимание именно на «призывных» обязанностях предприятий.
«Призывные» обязанности предприятия по закону
Прежде всего заметим, что в поле зрения военкомата в данном контексте попадают:
— призывники — мужчины 18-летнего возраста и старше (предельный возраст — 25 лет), не имеющие военно-учетной специальности, т. е. не служившие;
— военнообязанные — мужчины и женщины в запасе, предельный возраст которых определен в ст. 28 Закона № 2232
Заметим также, что военкомат интересуют еще и допризывники (которые приписываются к военкомату в календарном году, в котором им исполняется 17 лет), и резервисты. Но об этих категориях граждан здесь умолчим, поскольку первые, как правило, еще не работают и с ними военкомат вступает в контакт по месту жительства или/и учебы, а вторые вызываются в воинскую часть без посредничества предприятия.
Итак, в ч. 1 ст. 33 Закона № 2232 говорится о воинском учете призывников и военно- обязанных отдельно. Установлено, что такой учет ведется прежде всего по месту жительства (этим занимаются военкоматы), но обязанность ведения конкретно персонального учета таких категорий граждан возложена на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений.
Подробности мы еще обсудим, а пока что просто перечислим все установленные законами № 2232 и № 3543 «призывные» обязанности предприятий:
1) обеспечивать выполнение воинской обязанности гражданами (ч. 7 ст. 1 Закона № 2232), способствовать военкоматам в мирное время и при мобилизации (абзац шестой ч. 1 ст. 21 Закона № 3543) — эти предписания выглядят декларативно, но они раскрываются в других новеллах этих законов и в подзаконных актах;
2) вести персональный учет призывников и военнообязанных (резервистов) (ч. 4 ст. 34 Закона № 2232; абзац тринадцатый ч. 1 ст. 21 Закона № 3543). Кстати, согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 2232 контроль за этой работой возложен на Генштаб ВСУ!;
3) бронировать работников на военное время — предприятиями, имеющими мобилизационные задания (абзац тринадцатый ч. 1 ст. 21 Закона № 3543);
4) подавать ежегодно в военкоматы списки работников, подлежащих приписке (разумеется, при наличии таковых). Очевидно, что речь тут идет о тех парнях, которым на следующий календарный год исполняется 17 полных лет (ч. 5 ст. 14 Закона № 2232) — см. об этом также п. 7 следующего раздела статьи;
5) уведомлять в семидневный срок военкоматы о принятии на работу и увольнении призывников и военнообязанных (ч. 1 ст. 38 Закона № 2232);
6) обеспечивать своевременное прибытие работника в военкомат (на сборный пункт):
— по вызову военкомата по вопросам воинского учета (ч. 1 ст. 38 Закона № 2232);
— для прохождения военных сборов (абзац второй ч. 9 ст. 29 Закона № 2232) — кстати, статью на «партизанскую» тему читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 36;
— при призыве на срочную службу (абзац пятый ч. 8 ст. 15 Закона № 2232);
— при призыве по мобилизации в особый период (абзац седьмой ч. 1 ст. 21 Закона № 3543).
Прежде чем комментировать все эти обязанности, обратимся к подзаконной нормативке.
Подзаконные «призывные» обязанности предприятия
Доступ к тексту Положения о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденного постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377, ограничен, поэтому обратимся непосредственно к Инструкции № 660. Разумеется, мы не станем тратить время на тупой пересказ документа, а только акцентируем ваше внимание на тех его положениях, которые так или иначе конкретизируют вышеперечисленные в наших пп. 1 — 6 обязанности предприятий.
1. Упомянутый выше в п. 2 персональный воинский учет на предприятии ведется только в отношении тех военнообязанных и призывников, которые состоят на воинском учете в соответствующих военкоматах по месту жительства (п. 1.2 Инструкции № 660).
2. Обязанность ведения персонального учета (а значит, и ответственность за это) прямо возлагается на руководителя предприятия (в п. 3.1 Инструкции № 660 по сути процитирована ч. 4 ст. 34 Закона № 2232). Понятно, что руководитель лично этим заниматься не будет, поэтому следует распорядительным документом предприятия возложить соответствующие обязанности на конкретного работника — как правило кадровика (желательно с доплатой ☺).
3. По сути под персональным воинским учетом работника на предприятии понимается точное заполнение и своевременная актуализация реквизитов (в частности — раздела ІІ «ВІДОМОСТІ ПРО ВІЙСЬКОВИЙ ОБЛІК») личной карточки работника типовой формы № П-2, утвержденной приказом Госкомстата и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656 (п. 3.2 Инструкции № 660) — к подробностям заполнения этого раздела мы еще вернемся.
4. Военно-учетными документами, на основании которых делаются записи в указанном разделе личной карточки работника, служат (п. 3.5 Инструкции № 660) соответственно для:
— военнообязанных — военный билет (далее — ВБ), военный билет офицера запаса (далее — ВБОЗ);
— призывников — удостоверение о приписке к призывному участку военкомата (далее — УП).
5. Принимать на работу военнообязанного или призывника следует только при условии, что они состоят на воинском учете в военкомате, поэтому при кадровом оформлении строго обязательно проверить их военно-учетные документы (п. 3.4 Инструкции № 660), в которых военкомат делает записи об этомв разделе «Відмітки про військовий облік».
6. Что касается актуализации сведений персонального воинского учета, то для внесения в личную карточку изменений таких сведений, как семейное положение, место жительства, образование, место работы и должность, в п. 3.4 Инструкциии № 660 установлен 5-дневный срок, причем об этих изменениях ежемесячно (до 5 числа) следует уведомлять военкомат специальным донесением по форме приложения 1 к Инструкциии № 660. В донесении указывают: Ф. И. О., номер (код) военно-учетной специальности, звание, год и месяц рождения, какие военно-учетные данные изменились, реквизиты документа, на основании которых изменились эти данные, номер и дату выдачи ВБ (ВБОЗ), название военкомата, где лицо состоит на воинском учете, адрес места жительства, дата и подпись должностного лица.
7. Поскольку согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 2232 приписка призывников проводится в период с января по март, упомянутые выше в п. 4 списки работников, подлежащих приписке, следует подавать в военкоматы не позднее 1 декабря предыдущего года (п. 3.4 Инструкции № 660) по форме приложения 2 к Инструкциии № 660 «Список юнаків ___ року народження, які підлягають приписці до призовної дільниці» (здесь не приводится, так как у вас на предприятии такие малолетки наверняка не работают).
Нюансы заполнения раздела ІІ личной карточки работника давайте обсудим отдельно.
Как заполнять «военный» раздел личной карточки?
Для наглядности даем рекомендации в табличной форме (см. табл. 1). Ограничимся при этом армейскими званиями не выше младших офицерских.
Таблица 1. Записи в личной карточке военнообязанного, призывника
Реквизит (строка) | Запись | Основание |
1 | 2 | 3 |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы запаса (п. 3.7 Инструкции № 660) | ||
Група обліку | «НПО» (Наземно-повітряна оборона), «ВМС» (Військово-Морські Сили), «МВС» (Міністерство внутрішніх справ), «СБУ» (Служба безпеки України) | п. 22 ВБ |
Категорія обліку | 1 или 2 | п. 21 ВБ |
Склад | Рядовий склад Сержантський і старшинський склад | п. 23 ВБ |
Військове звання | Солдат (устар. — рядовий) Старший солдат Молодший сержант Сержант Старший сержант Старшина Прапорщик Старший прапорщик | п. 19 ВБ |
Військово-облікова спеціальність № | Код (цифровое значение) | пп. 24, 25 ВБ |
Придатність до військової служби | Стройовий или др. | пп. 13 — 15 ВБ |
Назва райвійськкомату за місцем проживання | Название | разд. VI ВБ |
Перебування на спеціальному обліку | Карандашом указываются сведения документа об отсрочке, бронировании (при наличии) | Документ, которым предоставлена отсрочка, бронирование |
Офицерский состав запаса (п. 3.8 Инструкции № 660) | ||
Група обліку | Не заполняется | — |
Категорія обліку | 1 или 2 | п. 7 ВБОЗ |
Склад | Командний Інженерний Технічний Юридичний Медичний Ветеринарний | п. 6 ВБОЗ |
Військове звання | Молодший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капітан | п. 4 ВБОЗ |
Військово-облікова спеціальність № | 6-значное цифровое обозначение | п. 5 ВБОЗ |
Придатність до військової служби | Не заполняется | — |
Назва райвійськкомату за місцем проживання | Название | п. 18 ВБОЗ |
Перебування на спеціальному обліку | Карандашом указываются сведения документа об отсрочке, бронировании (при наличии) | Документ, которым предоставлена отсрочка, бронирование |
Призывники (п. 3.9 Инструкции № 660) | ||
Група обліку | Призовник | — |
Категорія обліку | Не заполняется | — |
Склад | ||
Військове звання | ||
Військово-облікова спеціальність № | ||
Придатність до військової служби | ||
Назва райвійськкомату за місцем проживання | Название военкомата, к призывному участку которого приписан | УП |
Перебування на спеціальному обліку | Карандашом указываются сведения документа об отсрочке (при наличии) | Документ, которым предоставлена отсрочка |
Если запасник достиг предельного возраста, установленного ст. 28 Закона № 2232 (напомним, что для мужчин в звании от солдата и вплоть до старшего офицера предельный возраст пребывания в воинском запасе теперь составляет 60 лет, высших офицеров — 65 лет, а для женщин — 50 лет), то после проведения сверки с военкоматом военно-учетные данные такого работника вычеркиваются и делается отметка «Виключений з військового обліку за віком» (п. 3.10 Инструкции № 660). Прощай, оружие!..
Не скроем: пп. 3.13, 3.14 и 3.15 Инструкции № 660 содержат указание еще и создавать три отдельных списка — в соответствии с разделами нашей таблицы (см. выше), в которых были бы сведены все военно-учетные данные соответствующих работников, но это уже перебор и откровенная солдафонщина!..
Чем рискуют предприятие и его руководитель?
Разумеется, мы имеем дело с добросовестными бухгалтерами, которых реально волнует только один вопрос: «А что за это будет?» ☺ Формально ч. 1 ст. 42 Закона № 2232 за нарушения порядка воинского учета грозит руководителям и должностным лицам предприятий «ответственностью в соответствии с законом». Этой норме слово в слово вторит ч. 1 ст. 26 Закона № 3543… На самом деле речь может идти вот о каких наказаниях (см. табл. 2).
Таблица 2. Административная ответственность должностных лиц предприятия за нарушения порядка воинского учета
Нарушение | Размер санкции | Норма КоАП |
Неподача военкомату списка допризывников, подлежащих приписке (см. п. 7 выше) | От 17 до 51 грн. (и от 51 до 119 грн. — за повторное правонарушение в течение года) | ст. 2112 |
Прием на работу военнообязанного (призывника), не состоящего на воинском учете в военкомате (см. п. 5 выше) | ст. 2113 | |
Необеспечение требования военкомата об информировании военнообязанного (призывника) о вызове в военкомат или препятствование своевременной явке | ст. 2114 |
Посвятим несколько слов и ответственности ваших работников (см. табл. 3).
Таблица 3. Ответственность военнообязанных и призывников
Нарушение | Размер санкции | Норма |
Неявка по вызову военкомата или несообщение об изменении учетных данных | От 85 до 119 грн. (и от 170 до 255 грн. — за повторное правонарушение в течение года, если лицо уже было наказано за такое же первое нарушение или по ч. 1 ст. 211 КоАП) | ст. 210 КоАП |
Порча или утрата ВБ (ВБОЗ) | От 17 до 51 грн. (и от 51 до 119 грн. — за повторное правонарушение в течение года, если лицо уже было наказано за такое же первое нарушение или по ч. 1 ст. 210 КоАП) | ст. 211 КоАП |
Неявка допризывника для приписки | До 17 грн. | ст. 2111 КоАП |
Уклонение от призыва на срочную военную службу | Ограничение свободы на срок до 3 лет | ст. 335 УК |
Уклонение от призыва по мобилизации | Ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет | ст. 336 УК |
Уклонение военнообязанного от воинского учета после предупреждения военкомата | Штраф до 850 грн. или исправительные работы на срок до 2 лет или арест на срок до 6 месяцев | ч. 1 ст. 337 УК |
Уклонение военнообязанного от прохождения сборов | Штраф до 1190 грн. или арест на срок до 6 месяцев | ч. 2 ст. 337 УК |
Как работодателю обеспечить явку работника?
Этот вопрос мы оставили на закуску…
Напомним, что Закон № 2232 и Закон № 3543 предписывают предприятиям обеспечивать своевременное прибытие вызванного работника в военкомат (на сборный пункт). Что значит «обеспечивать»? Ведь в этих законах не найти таких пассажей в отношении работодателей, как например в ч. 3 ст. 38 Закона № 2232 в отношении милиции, которой вменяется в обязанность разыскивать, задерживать и доставлять в военкомат «уклоняющихся» граждан…
Мы считаем, что обязанность выполнена полностью, если предприятие своевременно уведомило соответствующего работника о вызове в военкомат и освободило его от выполнения служебных обязанностей на нужное для этого время (для гарантии такие уведомление и освобождение от работы оформляются письменно). В любом случае, о принудительной доставке работника в военкомат силами предприятия речи быть не может…
Напоминаем, что на время выполнения мобилизованным работником (и вызванным в военкомат тоже) воинских гособязанностей за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок. Следовательно, в соответствии с рабочим графиком предприятия в табеле учета рабочего времени по форме № П-5, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489, ему проставляется отметка «ІН» (код 22). Впрочем, об этом вы уже знаете из публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40.
Кстати, в свежем письме от 21.08.2014 г. № 322/2/7142 Минобороны разъяснило, что срок пребывания военнообязанного гражданина на военной службе, кроме записи в ВБ (ВБОЗ), может подтверждаться также справкой, выдаваемой военкоматом или воинской частью (для резервистов — также выпиской из приказа о зачислении в часть). Справкой военкомата подтверждается также время пребывания в военкомате по его вызову (или например, для прохождения медкомиссии).
И последнее. Должностным лицам предприятий сегодня не следует забывать о существовании ст. 2101 КоАП с весьма «резиновой» диспозицией — «нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации», — и довольно «чувствительной» для виновных должностных лиц санкцией — от 510 до 1700 грн. (от 1700 до 5100 грн. за повторное правонарушение)! Согласно ст. 235 КоАП рассматривают соответствующие дела и накладывают админвзыскания военкомы.
Армия требует внимания к себе!
выводы
-
Предприятие обязано вести персональный воинский учет призывников и военнообязанных (резервистов).
-
Обязанность ведения воинского учета работников (а значит, и ответственность за это) прямо возлагается на руководителя предприятия.
-
Принимать на работу военнообязанного или призывника следует только при условии, что они состоят на воинском учете в военкомате по месту жительства.
-
Предприятие должно своевременно уведомить работника о вызове в военкомат и освободить его от выполнения служебных обязанностей на нужное для этого время.
Документы статьи
-
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
-
УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.
-
Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и воинской службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
-
Закон № 3543 — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.
- Инструкция № 660 — Инструкция по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденная приказом министра обороны Украины от 15.12.2010 г. № 660.