В соответствии со ст. 56 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и в дальнейшем неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.
При этом, как указано в письме Министерства социальной политики Украины от 29.08.2012 г. № 318/13/116-12, неполное рабочее время может устанавливаться, в частности, путем одновременного уменьшения количества часов работы в течение дня и количества рабочих дней в течение недели.
Именно о таком введении неполного рабочего времени идет речь в ситуации, приведенной в вопросе. То есть предусмотрено уменьшение продолжительности рабочей недели (с 5 рабочих дней до 4) и продолжительности рабочего дня (с 8 часов до 5).
Подчеркнем, что при таких обстоятельствах имеет место внедрение неполного рабочего времени по инициативе работодателя, к процедуре которого трудовым законодательством выдвигается ряд требований.
Дело в том, что согласно ст. 32 КЗоТ установление или отмена неполного рабочего времени считается изменением существенных условий труда из-заизменений в организации производства и труда.
Механизм реализации изменений существенных условий труда достаточно хлопотный. Так, работодатель должен не только обосновать причины таких изменений, но и получить разрешение на это профсоюза, издать приказ об изменении существенных условий труда, предупредить работников (работники должны быть уведомлены не позднее чем за два месяца).
Таким образом, работодатель наделен правом устанавливать (или наоборот — отменять) режим неполного рабочего времени. Однако при этом у работодателя должны быть основания для изменения существенных условий труда, а также им должны быть соблюдены все законодательно установленные процедуры по этому поводу.
Теперь что касается права работников на ежегодные отпуска после установления им режима неполного рабочего времени. Прежде всего отметим, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений объема трудовых прав работников (ч. 3 ст. 56 КЗоТ). Действительно, такая норма существует и активно используется. Вместе с тем работа в условиях неполного рабочего времени имеет ряд нюансов, которые влияют и на определенные трудовые гарантии работников.
Руководствуясь ч. 3 ст. 56 КЗоТ, отметим, что работник, работающий на условиях неполного рабочего времени, имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня, как это предусмотрено ст. 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Теперь что касается ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, предоставляемого работникам за работу в условиях нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Если должности соответствующих работников предусмотрены Списком, приведенным в приложении 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290, то работники после введения неполного рабочего времени не утратят права на указанный вид отпуска.
Вместе с тем следует учитывать, что такой вид отпуска предоставляется пропорционально фактически отработанному времени. При этом должно выполняться требование, чтобы работник был занят в соответствующих условиях не менее половины продолжительности рабочего дня. Об этом отмечено в Порядке применения соответствующего Списка, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 30.01.98 г. № 16.
Что касается ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда при ненормированном рабочем дне, то на него не имеют права работники, которым установлен неполный рабочий день, и, напротив, имеют работники, которым установлена неполная рабочая неделя. Это следует из Рекомендаций о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.10.97 г. № 7.
Работники, которым неполное рабочее время установлено путем уменьшения рабочей недели и рабочего дня, права на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день не имеют. Такой вывод был сделан Министерством труда и социальной политики Украины в письме от 07.05.2002 г. № 010-430.