8.1. Контроль за соблюдением трудового законодательства
Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на это органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от собственника либо уполномоченного им органа (ч. 1 ст. 259 КЗоТ).
Органом, которому предоставлены полномочия в сфере осуществления проверок работодателей, использующих наемный труд, является Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда). Согласно постановлению КМУ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10.09.2014 г. № 442 на эту службу возлагаются функции, которые ранее выполняли Государственная инспекция Украины по вопросам труда и Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины. Кроме того, Гоструда будет контролировать гигиену труда, а также осуществлять дозиметрический контроль рабочих мест и доз облучения работников.
Гоструда осуществляет контроль и надзор абсолютно за всеми работодателями
В частности, этот орган контролирует соблюдение требований законодательства о:
1) труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, соблюдения трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов, предоставления льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечения специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием; проведения обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий; соблюдения режимов труда и других норм законодательства;
2) льготах и компенсациях работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
3) занятости населения по вопросам соблюдения прав граждан при приеме на работу и работников при увольнении с работы; использовании труда иностранцев и лиц без гражданства; соблюдении прав и гарантий по трудоустройству лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству;
4) рекламе в отношении рекламы о вакансиях (приеме на работу);
5) занятости и трудоустройстве инвалидов в части: регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов, подачи отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов;
6) общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц и т. д.
Реализация органами Гоструда возложенных на них функций осуществляется путем проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов утвержден приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.
По результатам каждой проверки инспектор по вопросам труда составляет акт. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении, применяются меры относительно привлечения к ответственности виновных лиц согласно требованиям действующего законодательства. Решение инспектора может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Предписание составляют в последний день проведения проверки, а именно после подписания акта проверки. В предписании перечисляют нарушения, а также меры по их устранению, предлагаемые представителями Гоструда. В резолютивной части предписания отдельно устанавливают срок устранения каждого из нарушений, а также указывают срок, до которого работодатель должен письменно уведомить проверяющего об устранении выявленных нарушений.
Однако не думайте, что с получением акта и предписания вы «отделались» от инспектора Гоструда. Проверяющий обязан проконтролировать выполнение предписания.
По окончании срока, определенного для устранения выявленных нарушений, у инспектора появляется право на проведение повторной контрольной проверки выполнения предписания.
Помните: за невыполнение предписаний на виновных должностных лиц может быть наложен штраф по ст. 1886 КУоАП (см. табл. 8.2 на с. 113). При этом инспектор составляет административный протокол.
В соответствии со ст. 287, 288 и 289 КУоАП решение должностных лиц территориальных органов Гоструда может быть обжаловано в десятидневный срок у вышестоящего должностного лица, в вышестоящем органе либо в суде.
Обжалование протокола приостанавливает его выполнение до рассмотрения жалобы
Подробнее о порядке проведения проверок Гоструда читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75, с. 27.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами, а общественный контроль — профсоюзами и их объединениями.
8.2. Санкции за нарушение законодательства о труде
За нарушения трудового законодательства должностные лица предприятия, учреждения, организации могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Сами предприятия также привлекаются к ответственности. Приведем санкции за наиболее распространенные нарушения трудового законодательства в табл. 8.1 и 8.2.
Таблица 8.1. Санкции, налагаемые на работодателей
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Административно-хозяйственные санкции для предприятий и физических лиц, использующих наемный труд | |||
1 | Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда | Штраф на юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год этого юридического или физического лица* | Ч. 1 и 2 ст. 43 Закона об охране труда |
2 | Нарушение требований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда** | Штраф на юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, из расчета 25 % разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период* | Ч. 3 ст. 43 Закона об охране труда |
* Неуплата или неполная уплата штрафа влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа (его части) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки (ч. 4 ст. 43 Закона об охране труда). ** Согласно указанным требованиям расходы на охрану труда должны составлять не менее: | |||
3 | Нарушение работодателями среднеучетной численности работающих инвалидов* (кроме предприятий, учреждений, организаций, которые полностью или частично содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов) | Штраф в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им (для предприятий и физических лиц с количеством работающих от 8 до 15 человек — в размере половины средней годовой заработной платы)** | Ст. 20 Закона № 875 |
* Норматив трудоустройства инвалидов составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год; для работодателей с количеством работающих от 8 до 25 человек — одно рабочее место. ** Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок. | |||
4 | Необоснованный отказ в трудоустройстве граждан, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости, в случае невыполнения работодателем на протяжении года квоты для трудоустройства таких граждан* | Штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких граждан | Ч. 2 ст. 53 Закона о занятости |
* Предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей неконкурентоспособных на рынке труда граждан, кроме инвалидов (подробнее см. на с. 33). | |||
5 | Использование труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца: |
| Ч. 5 ст. 53 Закона о занятости |
— на условиях трудового или другого договора* без разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства | Штраф за каждое такое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения | ||
| — на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем | Штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения | Ч. 5 ст. 53 Закона о занятости |
* Под «другим договором» понимается гражданско-правовой договор, который содержит признаки трудового договора (см. письмо Государственного центра занятости от 05.02.2013 г. № ДЦ-09-588/0/6-13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 59, с. 47). | |||
6 | Непредоставление или нарушение установленного порядка предоставления территориальному центру занятости сведений о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников* | Штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения | Ч. 6 ст. 53 Закона о занятости |
* Такой отчет должен быть подан за 2 месяца до высвобождения (абзац третий п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о занятости). | |||
7 | Нарушение требования ст. 241 Закона о рекламе в отношении содержания объявлений о вакансиях | Штраф в размере 10 минимальных заработных плат, установленных на момент выявления нарушения | Ст. 241 Закона о рекламе |
Таблица 8.2. Санкции, применяемые к физическим лицам
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уголовная ответственность | |||
1 | Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов | Исправительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | Ст. 170 УКУ |
2 | Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде | Штраф до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет | Ч. 1 ст. 172 УКУ |
3 | Действия, указанные в п. 2 данной таблицы, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев | Ч. 2 ст. 172 УКУ |
4 | Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным им лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением | Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, | Ч. 1 ст. 173 УКУ |
5 | Нарушение, указанное в п. 4 данной таблицы, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет | Ч. 2 ст. 173 УКУ |
6 | Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем иных незаконных действий | Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет | Ст. 174 УКУ |
7 | Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за 1 месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности | Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | Ч. 1 ст. 175 УКУ |
8 | Нарушение, указанное в п. 7 данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат | Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | Ч. 2 ст. 175 УКУ |
Обращаем внимание: лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 175 УКУ (ч. 1 и 2), если до привлечения к ответственности состоялась выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты (ч. 3 ст. 175 УКУ). | |||
9 | Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего | Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет | Ч. 1 ст. 271 УКУ |
10 | Нарушение, указанное в п. 9 данной таблицы, если оно привело к гибели людей или иным тяжким последствиям | Исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового | Ч. 2 ст. 271 УКУ |
Более подробно о мерах уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 6, с. 113. | |||
Административная ответственность | |||
11 | Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме | Штраф от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | Ч. 1 ст. 41 КУоАП |
12 | Нарушение определенного Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные сведения | ||
13 | Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде | ||
14 | Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда (кроме нарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 41 КУоАП) | Штраф: — от 4 до 10 ннмдг (от 68 до 170 грн.) на работников; — от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | Ч. 2 ст. 41 КУоАП |
15 | Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве | Штраф от 20 до 50 ннмдг (от 340 до 850 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц, использующих наемный труд | Ч. 3 ст. 41 КУоАП |
16 | Уклонение лиц, представляющих собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок | Штраф от 3 до 10 ннмдг (от 51 до 170 грн.) | Ст. 411 КУоАП |
17 | Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) | Ст. 412 КУоАП |
18 | Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений | Штраф от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.) | Ст. 413 КУоАП |
19 | Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм | Штраф: — от 1 до 12 ннмдг (от 17 до 204 грн.) на граждан; — от 6 до 25 ннмдг | Ст. 42 КУоАП |
20 | Прием должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами | Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.) | Ч. 1 ст. 200 КУоАП |
21 | Нарушение, указанное в п. 20 этой таблицы, допущенное должностным лицом после применения к нему в течение года административного наказания за те же действия | Штраф от 10 до 14 ннмдг (от 170 до 238 грн.) | Ч. 2 ст. 200 КУоАП |
22 | Прием руководителем или другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу военнообязанных и призывников, которые не пребывают на военном учете по месту проживания | Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.) | Ч. 1 ст. 2113 КУоАП |
23 | Совершение действий, указанных в п. 22 данной таблицы, лицом, которое в течение года уже было привлечено к административной ответственности за такое же нарушение | Штраф от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн.) | Ч. 2 ст. 2113 КУоАП |
24 | Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы | Штраф от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.) | Ч. 1 ст. 1881 КУоАП |
25 | Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов | Штраф от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | Ч. 2 ст. 1881 КУоАП |
26 | Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, относительно устранения нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов | Штраф: — от 6 до 10 ннмдг (от 102 до 170 грн.) на работников; — от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц | Ст. 1884 КУоАП |
Более подробно об основаниях для привлечения к ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 6, с. 113. | |||
27 | Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, относительно устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этого органа | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) на должностных лиц | Ст. 1886 КУоАП |
выводы
-
Основным органом, которому предоставлены полномочия по контролю за соблюдением законодательства о труде, является Гоструда.
-
По результатам каждой проверки трудового законодательства составляют акт.
-
В случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении.
-
За невыполнение предписаний на виновных должностных лиц может быть наложен штраф по ст. 1886 КУоАП.
-
За нарушения трудового законодательства должностные лица предприятия, учреждения, организации могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.
-
Нарушение законодательства о труде чревато применением к работодателю административно-хозяйственных санкций.
-
На этом мы не заканчиваем рассматривать вопросы, связанные с трудовыми отношениями на предприятии, а всего лишь ставим многоточие. В тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 79 вы сможете ознакомиться с особенностями расторжения трудовых договоров с наемными работниками.