Жилищные субсидии — 2015: где дают, куда бежать

В избранном В избранное
Печать
налоговые эксперты Бобро Анатолий, Хмелевский Игорь
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2015/№ 28
С 1 апреля (надо же быть такому совпадению — в День смеха) стартовало очередное повышение тарифов для населения на газ и на электроэнергию. Не надо иметь «семь пядей во лбу», чтобы понять: за ними «прицепом» потянется тепло- и водоснабжение, увлекая за собой, естественно, водоотведение и проч. Былое подорожание «коммуналки» в 2014 году в среднем на 40 % по сравнению с предстоящим покажется чуть ли не детским лепетом. По оценке парламентского комитета по ЖКХ, на субсидии после повышения тарифов будут претендовать 77 % семей. В таких условиях, естественно, каждому захочется «примериться» к условиям оформления жилищных субсидий. Авось повезет. Как это сделать, читайте далее.

На сегодня достоверно известно о повышении цен только на газ и электроэнергию. Они установлены постановлениями НКРЭКУ № 583 от 03.03.2015 г. и № 220 от 26.02.2015 г. соответственно. Остальные решения этого госрегулятора (по централизованному отоплению и горячей воде, а также по холодной воде и водоотведению) появятся со дня на день. Полагаем, не станут медлить и местные органы власти — и тогда жди новых тарифов на квартплату и вывоз бытовых отходов. Вот после этого картина прояснится окончательно. И вряд ли многие этому обрадуются… ☹

Не дожидаясь, пока гром грянет, правительство пообещало, что неподъемность коммунальных тарифов будет компенсирована государством — путем предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ. К настоящему времени уже появилось постановление № 106, цель которого — упрощение порядка их предоставления. Но действительно ли все станет так просто? Не та ли это простота, которая хуже воровства?..

Субсидия: на что и в какой форме

Порядок предоставления государством жилищных субсидий как вида социальной помощи малообеспеченным семьям не нов. Базовым нормативным актом является Положение № 848, в которое свеженькое постановление № 106 вносит масштабные и существенные изменения. Начало их применения — 01.05.2015 г. Поэтому оттолкнемся в нашем рассказе от ныне действующих правил. Но и о предстоящих новациях тоже поговорим.

Итак, жилищная субсидия предоставляется гражданам в безналичной форме в виде ежемесячной адресной госпомощи для:

— возмещения расходов на оплату пользования жильем или его содержания (в простонародье — квартплата);

— оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) — водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот.

В общем случае субсидию может получить то лицо в составе семьи, на которое открыт лицевой счет по месту регистрации. Но есть и исключения из этого правила — кому будет интересно, обращайтесь к п. 6 Положения № 848 (в редакции, которая начнет действовать с 01.05.2015 г.).

К слову, существует еще и наличная субсидия. Она применяется в случаях приобретения энергоносителей — сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива (пропана, бутана, угля и прочего), как правило, в частном секторе. Периодичность выплаты — один раз в год. Но в силу ее исключительности мы о ней сегодня говорить не будем.

Кому предоставляется

Право на субсидию определяется материальным положением семьи и распространяется на граждан, проживающих в домах любой формы собственности. Такое право имеют семьи, у которых размер квартплаты и платы за потребленные ЖКУ в пределах норм с учетом льгот превышает величину обязательного платежа.

Изобразим сказанное в виде формулы:

Субсидия = Расчетная величина платы за ЖКУ в пределах нормативов (с учетом льгот) - Расчетная величина обязательного платежа

Еще раз обращаем внимание: и уменьшаемое, и вычитаемое являются расчетными (!) величинами. Само собой, напрашивается вопрос: как их определить? В принципе, не сложно, но помозговать придется. Здесь главное — понять основную идею: субсидия начисляется в пределах установленных постановлением № 409 (ср. 025069200) социальных норм жилья и социальных нормативов пользования ЖКУ.

Социальные нормы — что это?

Вне всякого сомнения, дорогу за субсидией надо начинать с изучения так называемых социальных норм и нормативов, установленных постановлением № 409.

Вот основные из них.

1. Социальная норма жилья для оплаты за пользование/содержание жилья (упомянутая нами квартплата) установлена в размере 13,65 м2 общей площади на одного человека и дополнительно 35,22 м2
на домохозяйство, т. е. 48,87 м2 на семью из одного человека.

2. При оплате за централизованное и индивидуальное отопление «пляшут» также от квадратных метров. Cоциальная норма жилья в данном случае установлена в размере 13,65 м2 отапливаемой площади на одно лицо и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство.

Нормы для двух и более человек легко определить добавлением по 13,65 м2 на каждого.

Как на практике применять эти нормы, покажем в таблице на условном примере среднестатистической 3-комнатной квартиры.

 

Характеристики жилья

Зарегистрировано (проживает), чел.

Социальная норма жилья, м2

Площадь, принимаемая в расчет субсидии, м2

Превышение фактической площади над нормативной, на которое субсидия не распространяется, м2

3-комнатная квартира площадью 72 м2

1

48,87

48,87

23,13

2

62,52

62,52

9,48

3

76,17

72

4

89,82

72

 

Помните! На превышение фактической площади проживания над нормативной субсидия не распространяется. Начисленную на «излишки» площади квартплату и плату за отопление жильцы уплачивают самостоятельно. На исключении из общего правила, когда допускается принять в расчет субсидии сверхнормативную площадь одиноких нетрудоспособных граждан, не останавливаемся.

3. Нормативы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, а также газоснабжения (в целях, не связанных с отоплением помещения) установлены в куб. м. на человека в месяц (конкретную их величину см. в постановлении № 409).

При этом нормативная плата определяется отдельно по каждому виду таких коммунальных услуг по формуле:

Нормативная плата = Социальный норматив х Количество лиц  х Тариф на услуги

4. Чуть иначе установлен социальный норматив потребления электроэнергии (в целях, не связанных с отоплением помещения). В простейшем случае (для многоквартирного жилого дома, имеющего централизованное обеспечение горячей водой) он составляет 90 кВт•ч в месяц на семью из одного человека + 3 кВт•ч в месяц на каждого следующего члена семьи, но не более чем 210 кВт•ч в месяц. Остальные подробности см. в том же постановлении № 409.

5. Наконец, есть еще социальные нормативы потребления газа и электроэнергии, если они используются для отопления помещения. Нормативы на 1 м2 площади такие: по газу — 7 м3, по электроэнергии — 65 кВт•ч. Но это уже высшая математика — не будем засорять ею наше стройное и изящное изложение. ☺

Обращаем внимание, что полную информацию о социальных нормах и нормативах для назначения субсидии, установленных постановлением № 409, вы можете получить на нашем сайте по ссылке http://www.nibu.factor.ua/info/polezn_inf/subsid-2015/.

А теперь проиллюстрируем расчет нормативной платы за ЖКУ.

Пример. В 2-комнатной квартире площадью 52 кв. м проживают 3 человека. В квартире имеется централизованное горячее и холодное водоснабжение, следовательно, газовая плита используется только для приготовления пищи. Электроэнергии за месяц израсходовано 100 кВт•ч.

Предельная норма пользования жилплощадью, на которую может рассчитываться субсидия для такой семьи, составляет 76,17 м2, что больше фактической. Следовательно, в расчет принимается вся площадь жилья (52 м2).

Тогда с учетом новых тарифов на газ и электроэнергию (с 01.04.2015 г.) нормативная плата за отдельные виды ЖКУ в месяц для семьи составит:

— газ (для приготовления пищи): 7,188 грн./м3 х 6 м3 х 3 чел. = 129,38 грн.;

— электроэнергия: 0,366 грн./кВт•ч х 100 кВт•ч = 36,60 грн.;

— отопление: 50 грн./м2 х 52 м2 = 2600,00 грн.

(тариф 50 грн./м2 принят условно — после того как НКРЭКУ установит новые цены на централизованное отопление, вы возьмете свое значение, утвержденное для конкретного поставщика тепла);

— горячая вода: 40 грн./м3 х1,6 м3 х 3 чел. = 192,00 грн.

(тариф 40 грн./м3 тоже условен — по прогнозам, в связи с ростом цены на газ тарифы на горячую воду увеличатся на 55 — 65 %;

1,6 м3 — социальная норма на горячее водоснабжение согласно постановлению № 409).

В аналогичном порядке определяется нормативная плата за другие виды услуг: холодную воду, водоотведение (канализацию), вывоз бытового мусора.

Подводя итог вышесказанному, предположим, что в нашем примере квартплата и все виды ЖКУ по нормативным расчетам за месяц составили шокирующую сумму 3200,00 грн.

Вряд ли эта сумма окажется посильной для большинства семей. Но какую-то ее часть им по-любому придется платить самим. Какую именно? Ту, которая в терминах Положения № 848 названа «обязательная доля платы за жилищно-коммунальные услуги». Разберемся, как ее посчитать.

Рассчитываем обязательный платеж

Обязательный размер платежа рассчитывается в каждом случае индивидуально и зависит только от доходов семьи.

Важно! Согласно п. 8 Положения № 848 (в обновленной редакции, которая начнет действовать с 1 мая)

для назначения субсидии совокупный доход рассчитывается исходя из полученных лицами доходов без учета налога с доходов физических лиц

ЕСВ, военный сбор и другие удержания не упомянуты.

Похоже, исключение из «грязного» дохода только одного НДФЛ связано с намерением чиновников получать информацию о доходах работающих граждан из формы № 1ДФ, которая поголовно подается в налоговую инспекцию. В таком случае действительно можно обойтись без справки о доходах каждого члена семьи.

Обратите внимание: если доход трудоспособного лица меньше прожиточного минимума (1218 грн.), установленного для этой категории граждан (или вовсе отсутствует), для расчета субсидии принимается прожиточный минимум.

Алгоритм расчета «обязательной доли» следующий. Последовательно определяем:

1) совокупный доход семьи. По новому постановлению № 106 — за предыдущий календарный год (ранее было за 6 месяцев);

2) среднемесячный доход семьи. Отметим два нюанса, привнесенные постановлением № 106.

Первый. Если субсидия назначается в I квартале года, среднемесячный совокупный доход определяется за первые три квартала предыдущего года.

Второй. По желанию граждан субсидия назначается на основании среднемесячного (за 6 предыдущих месяцев) совокупного дохода лиц, зарегистрированных в жилом помещении;

3) доход на одного человека;

4) коэффициент дохода домохозяйства (Кд) — отношение размера среднемесячного совокупного дохода домохозяйства в расчете на одно лицо к прожиточному минимуму на одно лицо в расчете на месяц (1176 грн.);

5) процент обязательной платы за ЖКУ по формуле, приведенной в п. 1 постановления КМУ от 27.07.98 г. № 1156:

Ро = Кд / Кг х Рг,

где: Ро — процент обязательной платы за ЖКУ (с округлением до двух знаков после запятой);

Кг — базовый коэффициент дохода — два прожиточных минимума на одно лицо в расчете на месяц (Кг = 2);

Рг — базовая норма платы за ЖКУ — 15 % среднемесячного совокупного дохода домохозяйства (Рг = 15).

Теперь на цифрах. Возвращаясь к условному примеру семьи из трех человек, предположим, что совокупный доход семьи (за вычетом НДФЛ) за предыдущий календарный год составил 64800,00 грн. Следовательно:

— среднемесячный совокупный доход семьи — 5400,00 грн. (64800 грн. / 12 мес.);

— доход на одного человека — 1800,00 грн. (5400 грн. / 3 чел.);

— процент обязательного платежа — 11,48 % (1800,00 грн. / 1176 грн. / 2 х 15 %);

— сумма ежемесячного платежа — 619,92 грн. (5400,00 грн. х 11,48 %).

Таким образом, размер субсидии в данном случае составит 2580,08 грн. (3200,00 грн. (нормативная плата за ЖКУ) — 619,92 грн. (обязательный платеж)).

Заметим, что вы можете ориентировочно рассчитать размер субсидии, воспользовавшись специальным калькулятором по ссылке http://www.kmu.gov.ua/control/calculator. Мы проверяли — работает! ☺

Субсидия для возмещения расходов на оплату ЖКУ назначается на 12 месяцев, с месяца обращения за ее назначением.

Кому нельзя

Конечно же, тем, у кого суммы, причитающиеся за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальных нормативов, оказались меньше, чем обязательный размер платежа.

Ну и еще: субсидия не назначается, если в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией (назначением субсидии без обращения) кто-либо из семьи купил себе другую квартиру/дом, земельный участок, автомобиль, транспортное средство (механизм), другие товары долгосрочного использования или же потратил на ремонт, строительство, услуги телефонной (в том числе мобильной) связи сумму более 50 тыс. грн.

Все остальные из ранее действовавших запретов постановлением № 106 исключены. Так что просите — и дано вам будет! ☺

Подача документов

Итак, прикинув свои шансы и увидев теоретическую возможность получения субсидии, претендент должен действовать. Для оформления субсидии необходимо подать (непосредственно или по почте) органам соцзащиты по месту регистрации только два документа: заявление и декларацию о доходах и расходах (по форме, соответственно, приложений 1 и 2 к постановлению № 106).

Такие документы обязаны подавать все претенденты. Но этого будет мало, если по желанию гражданина субсидия назначается на основании среднемесячного дохода за 6 предыдущих месяцев. Тогда, кроме заявления и декларации, необходимо подать справку о доходах.

После подачи документов семье остается лишь ждать решения органов соцзащиты. Требовать от граждан другие документы запрещено. Дополнительную информацию органы соцзащиты должны получать по запросу от ЖЭКов, органов ГФСУ, ПФУ, Госавтоинспекции и др.

Итак, назначение субсидии будет происходить на основании задекларированных данных заявителем. В связи с этим советуем: с декларированием доходов будьте очень точны. Помните!

В случае предоставления заниженных данных вы будете вынуждены вернуть перечисленные вам деньги в бюджет, причем в двойном размере!

Важно! Субсидия приостанавливается, если лицо не оплачивает своей части платежей без уважительных причин. Таковыми считаются задержки с выплатой зарплаты, пенсии и пр., что должно быть подтверждено документально.

На этом пока подведем черту. И хотя осталось много неосвещенных нюансов (в одной статье рассказать обо всем просто нереально), будем надеяться, что статья помогла формированию алгоритма мыслей и действий. А потому, обнаружив в апреле — мае в своем почтовом ящике бланки заявления и декларации, вы, уважаемые читатели, уже будете знать, как с ними поступить. А значит, без труда выдержите возросший груз «коммуналки».

выводы

  • Субсидия начисляется в пределах установленных социальных норм жилья и социальных нормативов пользования ЖКУ.

  • Размер субсидии определяется как разность между расчетной величиной платы за ЖКУ и суммой обязательного платежа семьи.

  • Если суммы, рассчитанные за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальных нормативов, меньше суммы обязательного платежа, субсидия не назначается.

  • В общем случае для оформления субсидии надо подать только заявление и декларацию о доходах за предыдущий календарный год.

Документы статьи

  1. Постановление № 106 — постановление КМУ «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» от 28.02.2015 г. № 106.

  2. Положение № 848 — Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848.

  3. Постановление № 409 — постановление КМУ «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» от 06.08.2014 г. № 409.
Теги субсидия
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить