Наличка в особый период: опять «нежданчики»?

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2015/№ 28
«А поутру они проснулись»*…
Не раз уже было писано, что «военная» нормативка создавалась в твердой уверенности, что она никогда не понадобится в реальной жизни. Понадобилась… Известные проблемы коснулись и банковских учреждений. Вот тут в НБУ, видимо, и спохватились — «Ба! Неплохо бы нам обновить подобную нормативку»… Оказалось, что при этом на белый свет вылезло такое потенциальное «лихо», что сидеть «тихо» просто невозможно…

* Название неоконченной повести В. Шукшина.

Речь пойдет о новой редакции Положения об организации наличного обращения и ведения эмиссионно-кассовых операций в банковской системе в особый период, утвержденной постановлением Правления НБУ от 03.03.2015 г. № 157 (далее — Положение № 46**), которое вступило в силу 06.03.2015 г.

** В первоначальной редакции документ был утвержден постановлением Правления НБУ от 12.02.2004 г. № 46.

«Секрет ПолишинелИ» или «забытые» нормы?

Скажем сразу: самая вопиющая норма Положения № 46 — это — внимание! —

запрет на наличные расчеты предприятий (предпринимателей) между собой в особый период

Исключение в зловредном п. 9 разд. V Положения № 46 сделано лишь для платежей в бюджет и целевые фонды, которые этим хозяйствующим субъектам в особый период разрешено делать наличкой. Впрочем, и выплаты «населению» при этом допускается делать наличными через кассу. Но — внимание! — только той наличкой, которая получена в кассе банка (кроме закупок сельхозпродукции — их разрешено делать из выручки предприятий торговли и потребительской кооперации). ☹

Другая гадкая норма содержится в п. 1 разд. V Положения № 46: НБУ разрешил себе в особый период «вводить ограничения на снятие наличности предприятиями, организациями, физическими лицами — предпринимателями и населением с текущих и вкладных счетов»! ☹

И еще одна примечательная новация в п. 2 разд. V Положения № 46: в условиях особого периода обслуживающие банки инициируют согласование с ними расчетов лимита кассы предприятиями-клиентами! К обсуждению этого вопроса мы еще вернемся чуть позже.

А теперь главный вопрос текущего момента: почему этот документ нас пугает?

Ответ может испугать и вас… ☹

Смотрите. Как новая, так и прежняя редакция Положения № 46 содержат обе эти одиозные нормы! При этом как в общих положениях документа (разд. I),
так и конкретно в названии адресованного предприятиям и предпринимателям разд. V Положения № 46, дикие нормы которого мы озвучили выше, черным по белому написано, что они применяются в так называемый «особый период»!

Что здесь плохого? А то, что формально особый период уже наступил, причем очень давно — 18 марта 2014 года!*** Почему так?

*** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40.

Потому что определение понятия «особый период» дано в  абзаце одиннадцатом ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII (далее — Закон № 1932). Здесь мы процитируем самый важный его фрагмент:

особый период — период, наступающий с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой)<…> или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывающий время мобилизации…

Вынуждены напомнить, что первая частичная мобилизация была объявлена Указом Президента Украины от 17.03.2014 г. № 303/2014 именно 18.03.2014 г. А сегодня действует аналогичный Указ Президента Украины от 14.01.2015 г. № 15/2015. Другими словами: особый период длится уже дольше года!..☹

И что прикажете делать бухгалтеру? Записаться в добровольцы и уйти в армию?.. ☹

НБУ не упрям, НБУ последователен J

Давайте разберемся спокойно, что именно понимает НБУ под особым периодом. Другими словами, разберемся, что имеет место — рабочая ситуация или очередная «подстава», грозящая должностным лицам предприятий (предпринимателям) немалыми админсанкциями согласно "ст. 16315 КоАП* за нарушение неведомого «запрета»?.. ☹

* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Отталкиваться предлагаем от п. 20 ст. 7 Закона Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV (в этой статье за НБУ закреплены определенные функции), согласно которому НБУ:

определяет особенности функционирования банковской системы Украины в случае введения военного положения или особого периода, осуществляет мобилизационную подготовку системы Национального банка

Видите? Эта норма несколько противоречит установленному законами определению понятия «особый период», согласно которому период военного положения является лишь частью особого периода! Почему мы пишем «законами», т. е. во множественном числе? Да потому что похожее определение понятия «особый период» дано еще и в абзаце пятом ст. 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII (далее — Закон № 3543)!

И вот на что мы в связи с этим обращаем особое внимание: если в предыдущей редакции Положения № 46 — а именно в п. 1 этого документа — в перечне актов законодательства, в соответствии с требованиями которых он был разработан, наряду с Конституцией Украины и «энбэушным» Законом № 679 имелись два «военных» — Закон № 1932 и Закон № 1647**, а также «мобилизационный» — Закон № 3543, то в нынешней редакции — внимание! — Закон № 3543 отсутствует! ☺ Вероятно, это указывает на то, что НБУ для обсуждаемой ситуации ассоциирует особый период только с периодом военного положения?

** Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 г. № 1647-III.

Есть и другой аргумент, которым мог руководствоваться НБУ. Смотрите: согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 3543 частичная мобилизация (а именно такой вид мобилизации объявлен) может проводиться в отдельных местностях государства, а также — внимание! — касаться «определенной части национальной экономики». Но, как известно, ни в одном из упомянутых мобилизационных указов Президента о мобилизационных мероприятиях банковской системы не написано ни одной буквы! Это явно дает НБУ основания считать, что для банковской системы особым периодом пока что и не пахнет! ☺

К тому же тщательный анализ Положения № 46 дает как минимум два серьезных аргумента, подтверждающих гипотезу, что НБУ не считает для себя особый период начавшимся. Внимание!

1. Согласно п. 7 разд. I Положения № 46 «с даты введения особого периода» структурам НБУ предписано прекратить реализацию памятных и инвестиционных монет. Но такие монеты свободно предлагаются к продаже и сегодня (это можно легко проверить на сайте НБУ). Из чего мы делаем вывод, что НБУ не считает особый период введенным!

2. На основании п. 2 разд. V Положения № 46 «в условиях особого периода» обслуживающим банкам предписано инициировать согласование с предприятиями-клиентами расчетов лимита кассы (как известно, сегодня согласно требованиям Положения № 637* этот расчет предприятие делает самостоятельно, а с обслуживающим банком согласовывает в договоре исключительно график сдачи ему наличности). Из того факта, что банки ничего подобного не инициируют, мы делаем вывод: НБУ не считает, что условия особого периода наступили!

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Есть еще несколько аргументов в пользу того, что НБУ не хотел плохого… ☺

Во-первых, на это указывает тот факт, что в части, не касающейся клиентов, а регламентирующей внутрибанковскую кухню, изменений и дополнений очень много, тогда как пугающий нас разд. V Положения № 46 претерпел весьма скромные правки.

Во-вторых, адекватность этих правок в смысле их соответствия актуальным нормам Положения № 637 лишь подтверждает, что НБУ не хотел никому «подложить свинью»… ☹

В-третьих, в письме НБУ от 01.08.2014 г. № 11-117/41539 (судя по его дате, приходящемся уже на самый разгар «особого периода» — как его понимает законодательство) сам Нацбанк оперирует с лимитом наличных расчетов, установленным постановлением Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210 (далее — постановление № 210), т. е. — внимание! — фактически признает наличные расчеты между предприятиями в такое время разрешенными! Разумеется, если они не выходят за соответствующее ограничение.

В-четвертых, в то же самое время аналогичным образом в письме ГФСУ от 21.07.2014 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415 упомянутое ограничение, установленное постановлением № 210, тоже признается действующим! Ну не могли же в самом деле уважаемый НБУ и не менее уважаемая ГФСУ нас обманывать?! ☺

Пару слов в заключение. В самом последнем — п. 10 разд. V Положения № 46 — говорится о содействии, которое уполномоченные банки должны оказывать органам, контролирующим порядок ведения операций с наличкой. Очень хочется, чтобы сам НБУ срочно оказал им содействие, т. е. написал бы черным по белому: в банковской системе особый период еще не наступил, а если и наступит — НБУ об этом уведомит всех причастных без промедления!

Деньги, может, и любят тишину, а бухгалтеры любят гласность! ☺

выводы

  • С объявлением в банковской системе особого периода наличные расчеты между хозяйствующими субъектами будут по большей части запрещены.

  • Кроме того, могут вводиться ограничения на выдачу наличности банками, а также обслуживающие банки инициируют согласование с ними расчетов лимита кассы предприятий.

  • Судя по всему, НБУ не считает дату объявления особого периода наступившей. Желательно, чтобы он заявил об этом официально.
Теги наличные
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить