SOS! Ошибка в ИНН: механизм исправления не работает

В избранном В избранное
Печать
Яновская Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2015/№ 30
Бухгалтер при регистрации налоговой накладной в ЕРНН допустила ошибку в ИНН покупателя. Однако ЕРНН не пропускает на регистрацию второй РК, который мы должны доставить реальному покупателю. Как быть?

Казалось бы, ничего страшного — механизм исправления разжеван в письме ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17. И тем не менее подобными вопросами сейчас завалена редакция и перегружена «горячая линия» издательства. Попробуем разобраться и найти выход. Для начала пару слов о том механизме исправления, который предложен в вышеупомянутом письме налоговиков.

Итак, если вы при составлении/регистрации налоговой накладной (далее — НН) ошиблись в индивидуальном налоговом номере покупателя (далее — ИНН), то, по идее, надо действовать следующим образом. Выписать два расчета корректировки (далее — РК) к неправильной НН:

— первый РК — на «ошибочного» контрагента, заминусовав в нем все показатели;

— второй РК — на «правильного» контрагента, куда будут занесены все показатели со знаком «плюс».

Более подробно об этом механизме читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 24, с. 5.

Что же происходит на практике? Первый РК благополучно проходит регистрацию в ЕРНН. Причем регистрировать такой первый РК (к НН, датированной с 01.02.2015 г.) должен «ошибочный» покупатель, так как по нему уменьшается сумма компенсации ( п. 22 Порядка № 957*, п. 16 Порядка № 569**).
А вот второй РК ну никак не хочет принимать ЕРНН. И связано это исключительно с несовершенством программного обеспечения (далее — ПО), которое должны наладить фискалы.

Надеемся, это произойдет как можно скорее, и налоговики оперативно нам сообщат о готовности ПО к регистрации второго РК, исправляющего ошибку в ИНН покупателя. Как, например, это было сделано в отношении нерегистрации НН после истечения 15-дневного срока (см. письмо ГФСУ от 16.02.2015 г. № 351/2/99-99-11-02-10).

Тем не менее жить надо сейчас.

И встает резонный вопрос: что же делать? Пока единственный выход из ситуации: 1) выписать первый РК, 2) забыть о втором РК, 3) выписать и зарегистрировать на «правильного» покупателя правильную НН, причем обязательно датой соответствующего первого события (отгрузка/оплата), а не датой обнаружения ошибки. Именно так советуют сделать налоговики на местах.

При этом учтите, что медлить с исправлением такой ошибки нельзя. Ведь если вы пропустите 30-дневный срок*** со дня первого события, то формально можете нарваться на штрафы за несвое­временную регистрацию по  ст. 1201 НКУ: 20 — 50 % от суммы НДС в зависимости от времени просрочки.

Что касается порядкового номера налоговой накладной, то в такой «правильной» НН он может не совпадать с номером «ошибочной» НН. И это не страшно, ведь сейчас нет регистра, по которому могут отслеживаться порядковые номера налоговых накладных (подробнее об этом см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 24, с. 5).

 

* Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина Украины от 22.09.2014 г. № 957.

** Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569.

*** В течение периода (с 01.02.2015 г. до 01.07.2015 г.) «минимальный» 10 % штраф за запоздавшую регистрацию НН/РК не применяется ( п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Поэтому регистрировать НН/РК, не опасаясь штрафов, можно в течение 30 календарных дней с момента выписки НН/РК.

Теги ИНН ошибка
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить