Темы статей
Выбрать темы

«Стоп, машина! Стоп, мотор!», или Как учесть расходы при простое предприятия

Белова Наталья, налоговый эксперт
Сложная экономическая ситуация в нашей стране, снижение интереса иностранных инвесторов к внутреннему рынку Украины, падение потребительской способности населения негативно отразились на всех сферах жизнедеятельности общества. В результате многие предприятия сократили объемы производства товаров (работ, услуг), а кто-то и вовсе вынужден приостановить свою деятельность до лучших времен. Но даже в период простоя субъект хозяйствования несет определенные расходы: на оплату труда персонала, содержание помещений, обслуживание предприятия. Что делать с этими расходами? Как отразить их в учете? Давайте разберемся вместе.

По данным Госкомстата, с начала 2015 года, по сравнению с прошлым годом, промышленное производство в нашей стране сократилось чуть ли не на четверть. При этом пострадали прежде всего высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, машиностроение, горно-металлургический комплекс и химпром.

Это не шутки. Из-за экономических трудностей многие предприятия сегодня вынуждены временно приостанавливать свою деятельность, чтобы не пойти ко дну. Но несмотря на сложность ситуации, они стараются сохранить производственные здания и оборудование в целости и в работоспособном состоянии. А чтобы не растерять квалифицированные кадры в период временного бездействия, продолжают выплачивать им зарплату.

Ведь рано или поздно трудности закончатся и жизнь вернется в нормальное русло. Поэтому расходы на поддержание предприятия совсем не напрасны. И тут важно правильно их учесть. Наша с вами задача, дорогие друзья, выяснить, как именно. Этим сейчас и займемся.

Начнем с расходов на оплату труда.

Учитываем расходы на оплату труда

В бухгалтерском учете порядок отражения расходов на оплату труда зависит от того, в каком подразделении трудятся работники. А что с выплатами за время простоев? Как учитывать их?

Обратимся к П(С)БУ 16. Его п.п. 15.9 ориентирует на то, что расходы на оплату простоя относятся к общепроизводственным расходам (далее — ОПР). Их отражают на счете 91 «Общепроизводственные расходы».

Однако имейте в виду: тут подразумеваются выплаты лишь работникам, которые:

— заняты производством продукции, выполнением работ, предоставлением услуг;

— входят в аппарат управления цехами, участками и т. п.

Выплаты же за время простоя работникам других подразделений отражают так:

— работникам аппарата управления предприятием и другому общехозяйственному персоналу — в составе административных расходов ( п. 18 П(С)БУ 16) с отражением на счете 92 «Административные расходы»;

— работникам службы сбыта — в составе расходов на сбыт ( п. 19 П(С)БУ 16) с отражением на счете 92 «Расходы на сбыт»;

— работникам, занимающимся исследованиями и разработками, которые не приводят к созданию нематериальных активов, — в составе прочих операционных расходов ( п. 20 П(С)БУ 16, п. 8 П(С)БУ 8) с отражением на субсчете 941 «Расходы на исследования и разработки»;

— работникам, приписанным к объектам соц­инфраструктуры, — в составе прочих операционных расходов ( п. 20 П(С)БУ 16) с отражением на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Но вернемся к «простойным» выплатам производственному персоналу. С ними складывается интересная ситуация. Читайте внимательно.

Хотя п.п. 15.9 П(С)БУ 16 зачисляет эти выплаты в ОПР, это вовсе не означает, что априори они являются именно такими.

Вы наверняка хорошо знаете, что ОПР — это косвенные производственные расходы. Их не относят прямо на определенный объект затрат (единицу продукции, работ, услуг), а делят на постоянные и переменные. И те, и другие распределяют по итогам отчетного месяца между объектами затрат пропорционально установленной базе ( п. 16 П(С)БУ 16).

При этом в состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг) попадают лишь расходы, которые непосредственно связаны с ее производством. В результате она включает в себя ( п. 11 П(С)БУ 16):

— прямые материальные затраты;

— прямые расходы на оплату труда;

— прочие прямые расходы;

— переменные ОПР и постоянные распределенные ОПР.

Пока предприятие работало в полную силу, расходы на оплату труда производственного персонала шли в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) в составе прямых расходов на оплату труда или в составе ОПР.

Но как быть с этими расходами в периоде, когда предприятие свою деятельность приостановило?

Тут все зависит от того, продолжался ли выпуск продукции или была ли ее реализация

Производство есть, реализации нет. В этом случае оплата простоя не по вине работника (как один из видов оплаты за неотработанное время) формирует дополнительный фонд заработной платы производственного персонала. А значит, относится к производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Разумеется, в установленных ст. 113 КЗоТ пределах — не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада)*.

* Хотя коллективным договором может быть установлена более высокая оплата простоя, чем предусмотрено ст. 113 КЗоТ. Тогда простой оплачивают в размере, который зафиксирован в коллективном договоре. Подробнее с порядком осуществления «простойных» выплат вы можете ознакомиться на с.22 этого номера.

Таким образом, к ОПР (Дт 91 — Кт 661) относим расходы, которые связаны с простоем отдельных работников, участков или направлений производства при условии, что:

— общий производственный процесс в течение отчетного периода* не прекращается и не останавливается, т. е. когда по-прежнему существует объект расходов и, как следствие, — связанные с ним ОПР;

* Под отчетным периодом мы имеем в виду период, за который составляем финансовую отчетность. То есть календарный год.  В то же время все предприятия (за исключением плательщиков налога на прибыль по ставке 0 % и субъектов микропредпринимательства) обязаны ежеквартально подавать промежуточную финансовую отчетность. Так что отчетным периодом фактически считается и квартал.

— выплаты осуществляются в пределах, установленных ст. 113 КЗоТ.

В этом случае накопленные «простойные» выплаты в составе ОПР включаем:

— в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) (Дт 23 «Производство» — Кт 91) — переменные ОПР и постоянные распределенные ОПР;

— в прочие операционные расходы — нераспределенные постоянные ОПР. Если бы реализация в периоде простоя была, эти расходы мы бы отнесли прямо на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но поскольку реализации нет, делаем запись: Дт 949 — Кт 91. Эти расходы отражаем в том отчетном периоде, в котором они осуществлены  ( п. 7 П(С)БУ 16).

Суммы превышения размера оплаты простоев, определенного ст. 113 КЗоТ, — это сверхнормативные расходы. Их не учитывают при формировании производственной себестоимости. Если бы реализация продукции в «простойном» периоде была, «вершок» попал бы в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в периоде возникновения (п. 46 Методрекомендаций № 373 и п. 11 П(С)БУ 16). Но в нашем случае сумму превышения учитываем в составе прочих операционных расходов (Дт 949 — Кт 661).

Производства нет, реализация есть. В этой ситуации «простойные» выплаты в составе нераспределенных постоянных ОПР относим на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). При этом делаем запись: Дт 90 «Себестоимость реализации» — Кт 91. Отражаем эти расходы в том отчетном периоде, в котором они были понесены ( п. 16 П(С)БУ 16).

Ни производства, ни реализации. Плохо, когда деятельность предприятия остановилась совсем. И работники не у дел, и продукция не выпускается, и реализации нет.

В этом случае расходы на оплату времени простоя производственного и общепроизводственного персонала в состав ОПР не включаем. Соответственно не отражаем эти суммы по дебету счетов 23 или 90, ведь их с производством и конкретными объектами затрат уже никак не свяжешь — объект затрат (единица продукции, работ, услуг) отсутствует.

Впрочем, тот факт, что эти расходы все-таки хозяйственные и предприятие вынуждено их нести в период простоя, неоспорим.

Поэтому им прямая дорога  в прочие операционные расходы  с отражением по дебету субсчета 949

Эти расходы попадают в затраты того отчетного периода, в котором осуществлены ( п. 7 П(С)БУ 16).

За «простойными» выплатами работникам, как ниточка за иголочкой, следуют и суммы начисленного ЕСВ — их предприятие отражает в бухучете по той же схеме (Дт 91, 92, 93, 941, 949 — Кт 651).

При расчете налогооблагаемой прибыли суммы выплат за время простоя и начисленный на них ЕСВ учитывают по бухучетным правилам без каких-либо корректировок. К разницам, на которые высокодоходные плательщики (а малодоходные — по собственному желанию) корректируют бухгалтерский финрезультат ( п.п. 134.1.1 НКУ), эти суммы отношения не имеют.

Основные средства: амортизировать или нет?

Сразу предупредим: обязательного вывода объектов основных средств (далее — ОС) из эксплуатации на период простоя действующее законодательство не требует. Решение о выводе/невыводе простаивающих объектов ОС из эксплуатации в каждой конкретной ситуации вы принимаете сами.

Абсолютно логично, согласитесь. Ведь даже когда ОС простаивают и не используются, они продолжают терять свои физические свойства и морально устаревают. А значит, их амортизация в период неиспользования продолжается.

Этот вывод подтверждает и международная практика. Так, согласно § 55 МСБУ 16 «Основные средства», когда актив не используют или он выбывает из активного использования, амортизировать его не прекращают, пока он не будет самортизирован полностью. Другое дело, что амортизация может равняться нулю, если нет производства (при использовании производственного метода*).

* Напомним, что для высокодоходных плательщиков производственный метод для начисления налоговой амортизации под запретом ( п.п. 138.3.1 НКУ).

Надеемся, и налоговики с этим согласятся, а не будут ставить палки в колеса, как это было в дореформенный период. Помните? Тогда они рассматривали объекты ОС, которые плательщик не использует из-за приостановки хоздеятельности, как непроизводственные. А потому требовали непременно вывести их из эксплуатации и приостановить начисление налоговой амортизации (см., например, утратившую на сегодня силу консультацию в подкатегории 502.09.01 БЗ).

Наша твердая позиция была** и остается такой: если временно не использующиеся объекты на период простоя предприятие не выводит из эксплуатации (т. е. приказ на вывод объектов из эксплуатации не оформляет), то и в бухгалтерском, и в налоговом учете амортизацию по ним по-прежнему начисляет.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 59, с. 18 и № 90, с. 10; 2012, № 42, с. 8; 2013, № 42, с. 44, № 82, с. 24; 2014, № 35-36, с. 42.

Если вы тоже так считаете и решили не выводить простаивающие ОС из эксплуатации, продолжайте амортизировать их, как ни в чем не бывало.

Вас интересует, как отражать суммы начисленной амортизации в учете? Конечно, в зависимости от направления использования объекта. Вот как это происходит в бухучете. А он, как вы знаете, теперь  основа и при определении налогооблагаемой прибыли ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Сначала об административных, сбытовых и социальных ОС. Тут все проще простого. Суммы амортизации, начисленной на эти простаивающие объекты, отражаем соответственно в составе административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов (Дт 92, 93, 949 — Кт 13).

Важно! Высокодоходным субъектам, а также малодоходникам, которые в целях налогообложения прибыли сами захотят корректировать бухгалтерский финрезультат на разницы, установленные разд. III НКУ, надо держать ухо востро. А все потому, что одна из таких разниц — амортизационная. Необходимость ее расчета предусматривает ст. 138 НКУ.

Поэтому не начисляйте  в налоговом учете амортизацию  на непроизводственные ОС

К ним, напомним, относятся объекты социнфраструктуры (подробнее о расходах на их содержание читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015,  № 22, с. 8).

Теперь о производственных и общепроизводственных ОС. Амортизация этих ОС в обычных (рабочих) условиях является составляющей постоянных ОПР (Дт 91 — Кт 13), которые распределяют исходя из нормальной производственной мощности между объектами затрат:

— распределенные ОПР включают в состав производственной себестоимости;

— нераспределенные ОПР — в состав себестоимости реализованной продукции.

При простоях же важно учитывать, как в это время обстоят дела с выпуском и реализацией продукции.

Производство есть, реализации нет. Предположим, производственное оборудование простаивало какое-то время в течение отчетного периода, но в целом предприятие не прекращало выпуск продукции, т. е. объект затрат существует. А вот реализации в периоде простоя не было.

В этом случае амортизацию оборудования отражаем так:

— распределенные постоянные ОПР включаем в состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (Дт 23 — Кт 91);

— нераспределенные постоянные ОПР относим к прочим операционным расходам. Напомним: если бы в отчетном периоде реализация была, эти расходы мы бы отнесли на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но поскольку реализации нет (нет объекта для распределения), делаем запись: Дт 949 — Кт 91.

Производства нет, реализация есть. В ситуации, когда в течение отчетного периода выпуск продукции приостановлен, но реализация идет, суммы начисленной амортизации относим прямо на себестоимость реализованной продукции  (Дт 90 — Кт 91). Делаем это в том отчетном периоде, в котором начислили амортизацию ( п. 16 П(С)БУ 16).

Ни производства, ни реализации. В этих условиях начисленную амортизацию включаем в состав прочих операционных расходов (Дт 949 — Кт 13).

Возможно, вы все-таки решите на период простоя вывести объекты ОС из эксплуатации и оформите соответствующий приказ. Тогда однозначно начисление амортизации по этим объектам придется приостановить. На это указывает п. 23 П(С)БУ 7.

Амортизировать объекты прекращайте с месяца, следующего за месяцем их вывода из эксплуатации ( п. 29 П(С)БУ 7). Возобновить начисление амортизации вы сможете с месяца, следующего за месяцем обратного ввода объектов в эксплуатацию ( п. 27 Методрекомендаций № 561).

Свое решение о выводе ОС из эксплуатации подкрепите Актом о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации (по форме, приведенной в приложении 1 к Положению о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденному постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183).

О том, как учитывают расходы на консервацию, содержание в период консервации и расконсервацию ОС, читайте на с. 15 этого номера.

Учитываем расходы на содержание помещений

Даже если предприятие какое-то время простаивает, ему никуда не деться от расходов на содержание своих помещений. О каких расходах идет речь? Это, в частности, расходы на:

— оплату энергии и коммунальных услуг;

— противопожарные мероприятия;

— уплату налогов;

— техническое обслуживание;

— охрану.

Как быть с отражением в учете этих затрат? Здесь тоже все просто. Подход тут в целом тот же, что и в случаях, которые мы рассмотрели выше.

То есть затраты на содержание производственных и общепроизводственных помещений отражаем в зависимости от того, функционировало ли в период простоя производство или была ли реализация продукции.

Производство есть, реализации нет. Если производство продукции во время простоя не прекращалось, но ее реализации не было, «содержательные» затраты учитываем в составе ОПР (Дт 91).

После распределения относим:

— переменные ОПР и постоянные распределенные ОПР — в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) (Дт 23 — Кт 91);

— нераспределенные постоянные ОПР — к прочим операционным расходам. Если бы реализация была, эти расходы мы бы отнесли на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но в данном случае реализации нет, поэтому делаем запись: Дт 949 — Кт 91.

Производства нет, реализация есть. Предположим, производство продукции во время простоя приостановлено, но тем не менее реализация идет. И в этом случае «содержательные» затраты учитываем в составе ОПР (Дт 91). Но тут уже в полном объеме относим их прямо на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) (Дт 90 — Кт 91).

Ни производства, ни реализации. Дела настолько плохи, что затормозились и производство, и реализация продукции?

Тогда «содержательные» затраты относим к прочим операционным расходам (Дт 949)

Затраты на содержание административных, сбытовых и социнфраструктурных помещений включаем соответственно в административные (Дт 92), сбытовые (Дт 93), прочие операционные расходы (Дт 949).

Фиксируем расходы в том отчетном периоде, в котором они осуществлены ( п. 7 П(С)БУ 16).

Интересно, а как обстоят дела с «входным» НДС по коммунальным, общехозяйственным и прочим расходам предприятия?

«Простойные» расходы и НДС

Вы не выводили ОС на период простоя из эксплуатации? Смело отражайте «входной» НДС по расходам на их содержание в составе своего налогового кредита.

Беспокоиться не о чем. Хотя предприятие временно и простаивает, понесенные им расходы на содержание помещений и обслуживание деятельности однозначно являются хозяйственными. К тому же они в любом случае направлены на то, чтобы в будущем предприятие продолжило функционировать и осуществлять налогооблагаемые операции.

Единственное исключение — объекты социнфраструктуры. Расходы по ним из-за нехозяйственности до 01.07.2015 г. уж точно вне зоны действия налогового кредита. Но «входной» НДС по этим расходам вы можете включить в затраты отчетного периода — тут помех никаких. Да и разниц, к удовольствию высокодоходников, тоже.

Впрочем, с 1 июля 2015 года налоговый кредит станет реальностью и для соцобъектов. Тогда из   п. 198.3 НКУ исчезнет «хоздеятельная» норма. Однако «нехозяйственная» окраска все же заставит вас компенсировать налоговый кредит начислением НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

А что если объекты ОС на период простоя вы из эксплуатации все-таки вывели? Можно ли рассчитывать на налоговый кредит при осуществлении расходов на их содержание? Мы не видим для этого никаких препятствий. Ведь объекты до простоя использовались и продолжат использоваться в будущем для осуществления облагаемых НДС поставок. Поэтому «входному» НДС по «содержательным» расходам, считаем, есть место в налоговом кредите. Главное — соблюсти общие налоговокредитные условия.

Пора все вышесказанное проиллюстрировать на примере.

Пример. Предприятие из-за экономических трудностей приостановило свою деятельность:

вариант А — полностью (продукция не выпускается, реализации нет);

вариант Б — не полностью (выпуск продукции продолжается, т. е. объект затрат существует, но реализации нет);

вариант В — не полностью (продукция не выпускается, но реализация есть, т. е. объект затрат существует).

При этом объекты ОС не выводили из эксплуатации.

В учете расходы, связанные с простоем, предприятие отражает так:

Учет расходов при простое производства

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

Вариант А. Продукция не выпускается, реализации нет

1

Начислена выплата работникам за период простоя производства

92, 93, 941, 949*

661

20000

2

Начислен ЕСВ на «простойную» выплату  (20000 грн. х 37,18 % : 100 %, условно)

92, 93, 941, 949*,

651

7436

3

Начислена амортизация на простаивающие объекты основных средств (ежемесячно)

92, 93, 949*

13

5000

4

Отражены расходы на обслуживание простаивающих объектов основных средств

92, 93, 949*

63, 685

2350

5

Отражены расходы на коммунальные услуги и прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности предприятия

92, 93, 949*

63, 685

3200

6

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости коммунальных услуг и других «содержательных» расходов

641/НДС

63, 685

640

7

Отнесены на финансовый результат отраженные «простойные» расходы

791

92, 93, 941, 949*

37986

* При простоях производства, которые повлекли за собой приостановку выпуска и реализации продукции, все расходы производственного и общепроизводственного характера относим в состав прочих операционных расходов (Дт 949).

Вариант Б. Продукция выпускается, реализации нет

1

Отражены расходы, связанные с перерывами в работе предприятия

91*, 92, 93, 941, 949

661, 651, 13, 63, 685

18500

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости «содержательных» расходов (условно)

641/НДС

63, 685

300

3

Отнесены ОПР после распределения:

— в производственную себестоимость продукции

23

91*

5000

— в прочие расходы операционной деятельности

949

91*

1000

4

Отнесены на финансовый результат отраженные «простойные» расходы

791

92, 93, 941, 949

13500

* При простоях в работе производственных подразделений или их отдельных работников, когда по-прежнему существует объект расходов, «простойные» затраты учитываем в составе ОПР  (п.п. 15.9 П(С)БУ 16). Они подлежат распределению и попадают в себестоимость продукции (работ, услуг) по правилам пп. 11, 16 П(С)БУ 16.

Вариант В. Продукция не выпускается, реализация есть

1

Отражены расходы, связанные с перерывами в работе предприятия

91*, 92, 93, 941, 949

661, 651, 13, 63, 685

12600

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости «содержательных» расходов (условно)

641/НДС

63, 685

400

3

Отнесены ОПР на себестоимость реализованной продукции

901

91*

4000

4

Отнесены на финансовый результат отраженные «простойные» расходы

791

901, 92, 93, 941, 949

12600

* При простоях в работе производственных подразделений или их отдельных работников, когда по-прежнему существует объект расходов, «простойные» затраты учитываем в составе ОПР  (п.п. 15.9 П(С)БУ 16). Они подлежат распределению и попадают в себестоимость продукции (работ, услуг) по правилам пп. 11, 16 П(С)БУ 16.

Вот так учитывают расходы при простое предприятия. Как видите, ничего сложного. И все же желаем, чтобы временные трудности поскорее закончились. Пусть перед вами вновь откроются перспективы финансового благополучия и стабильности! Мира вам и добра!

выводы

  • Решение о выводе/невыводе простаивающих объектов ОС из эксплуатации в каждой конкретной ситуации предприятие принимает самостоятельно

  • При остановке производства продукции и отсутствии реализации затраты на оплату труда производственного и общепроизводственного персонала относим к прочим операционным расходам.

  • Если производственное оборудование простаивает, но реализация продукции не прекращается, амортизацию этого оборудования относим на себестоимость реализации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше