Принимаем студента на работу

В избранном В избранное
Печать
Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 64
Потребность в опытных кадрах на многих предприятиях ощущается почти всегда. Но и в образованных — тоже! Желаете, чтобы работник и соответствующий образовательный уровень имел, и всеми нюансами вашего производственного процесса владел? Тогда примите на работу студента и собственноручно вылепите из него квалифицированного специалиста! Что для этого нужно? В первую очередь прочитать эту статью.

Достаточно часто студентов вуза, обучающихся на дневной форме, оформляют на предприятии как совместителей. При этом трудовых книжек на них не заводят, поскольку ошибочно считают учебу основной работой студента, а подработку на предприятии — совместительством. Почему так нельзя делать и как такую ошибку исправить, вы узнаете далее.

Трудоустраиваем студента на основное место работы

Студенты не ограничены в своих правах и имеют полное право на труд. Поэтому действующее законодательство не запрещает работодателям при желании (и при соответствии требованиям с занимаемой должностью) принимать на работу студентов вузов независимо от формы их обучения. Начинаются трудовые отношения между предприятием и студентом с заключения трудового договора.

Вопрос о том, как оформлять студентов: на основное место работы или на работу по совместительству, постоянно возникает у потенциальных работодателей. Неразбериха возникла из-за того, что лиц, обучающихся на дневной форме обучения в вузе и совмещающих обучение с работой, относят к занятому населению (ч. 1 ст. 4 Закона о занятости*). Отсюда кое-кто делает ошибочный вывод о том, что основное место «работы» студента — высшее учебное заведение, а у работодателя он может быть оформлен только на условиях совместительства. Это не так.

* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Принять на работу по совместительству можно, только если у работника есть основное место работы. Учеба для студента является основным видом деятельности, но не основным местом работы, ведь отсутствует сам факт работы.

Важно! Отношения между студентом и вузом не трудовые!

А потому учеба, пусть даже и на дневной форме, не является основным местом работы студента (см. п. 14 постановления Пленума ВСУ «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13, письма Минсоцполитики от 22.03.2006 г. № 1993/0/14-06/13, от 12.03.2007 г. № 66/06/186-07, от 08.11.2010 г. № 214/06/187-10).

Поэтому у работодателя нет оснований принимать на работу студента как совместителя (при условии, что он еще где-то не работает по трудовому договору). Резюмируем:

для студента дневной формы обучения работа на предприятии является основным местом работы

А поскольку это основное место работы, то в обязанности работодателя входит заполнение трудовой книжки на такого работника-студента.

Заполняем трудовую книжку на работника-студента

Трудовые книжки заполняют на всех работников, которые более 5 дней работают на предприятии, в организации, учреждении или у физического лица. Причем запись о приеме на работу следует внести не позднее недели после приема на работу (пп. 2.2, 2.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минсоцзащиты и Минюста от 29.07.93 г. № 58).

Обратите внимание! Трудовые книжки ведут по основному месту работы

При заполнении трудовой книжки применяют общие правила. Причем порядок оформления трудовой книжки на работника-студента зависит от того, заведена она уже или нет.

Так, если студент ранее не работал и трудоустраивается впервые, работодатель заводит трудовую книжку. При этом сначала на основании документов, выданных учебным заведением и предоставленных студентом (если обучение закончено и есть документ), в трудовую книжку вносятся сведения об обучении. После этого в общем порядке в трудовую книжку заносятся сведения о приеме на работу.

Если трудовая книжка у студента уже есть, он обязан предоставить ее работодателю для внесения сведений о работе и хранения в общеустановленном порядке.

Есть одна интересная особенность. Если студент приступил к работе, но документа о получении образования у него еще нет (он продолжает свое обучение), работодатель не может внести запись о периоде обучения в вузе. Как действовать? Минсоцполитики считает, что такая запись не должна вноситься, ведь нет подтверждающих документов. А в дальнейшем подтвердить период обучения можно на основании диплома, справок и других документов (см. письмо от 22.03.2006 г. № 1993/0/14-06/13).

Однако, по нашему мнению, запись об обучении можно внести уже после получения работником-студентом диплома (окончания учебного заведения), и она будет идти за записью о приеме на работу. Понятно, если такой работник у вас будет работать на тот момент.

Было место работы по совместительству исправляем на основное место работы

При приеме на работу студента работодатель заключил с ним трудовой договор.

Напомним, что с 1 января 2015 года для приема на работу (в том числе и по совместительству) обязательным является издание приказа о приеме на работу.

В нашем случае название должности, дата приема, персональные сведения, режим работы и т. д. — все это правильные данные. Ошибка закралась в условия (вид) работы. Давайте проследим, где фигурировали такие неправильные сведения, и укажем пошаговый алгоритм их исправления.

Шаг 1. Издайте приказ (распоряжение) о внесении изменений в «неправильный» приказ (распоряжение) о приеме на работу работника-студента.

Если вы использовали приказ о приеме на работу типовой формы № П-1*, то внесите изменения в раздел «Условия работы» (отметить отметкой «х» основную работу).

* Утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489.

Если издавали приказ о приеме на работу произвольной формы, то содержание нового «исправляющего» приказа может быть следующим (см. рис. 1 на с. 19).

Шаг 2. Оформите (заведите) трудовую книжку и внесите запись о приеме на работу. При этом в графе 4 сошлитесь на тот первый приказ о приеме (в который уже внесены поправки) (см. рис. 2 на с. 19).

Шаг 3. Внесите исправление в личную карточку работника (типовая форма П-2**). А именно: в графе «Вид работы (основная, по совместительству)» исправьте работу по совместительству на основную. Официальных рекомендаций, как это сделать, нет. Поэтому исправляйте неправильную запись зачеркиванием, а сверху разборчивым почерком напишите правильную. Ссылайтесь на приказ о внесении изменений в неправильный приказ.

** Утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 29.12.2009 г. № 495/656.

Рис. 1. Образец нового приказа о приеме на работу

СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ

записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую работу и об увольнении (с указанием причин и со ссылкой на статью, пункт закона)

На основании чего внесена запись (документ, его дата и номер)

число

месяц

год

1

2

3

4

«Предприятие А»

1

22

06

2015

Принят в планово-экономическую службу на должность экономиста

Приказ от 22.06.2015 № 15-к

Рис. 2. Образец заполнения трудовой книжки

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить