Ремонт резидента: «Свій до свого по своє!»

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 64
Одно украинское предприятие ремонтирует застрявший в Крыму тепловоз другого украинского предприятия. Оба — плательщики НДС. Какие будут НДС-последствия?

НДС в Крыму

К сожалению, ваша ситуация не абсолютно очевидна… ☹ Смотрите, в чем тут заковыка.

Первое. Строго говоря, ремонт тепловоза — это работы, а не услуги, но говорить мы будем об НДС-обложении услуг: ведь для НДС-целей п.п. 14.1.185 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) поставил между этими понятиями знак равенства.

Второе. Согласно п.п. «б» п. 185.1 НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщика по поставке услуг — внимание! —

место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 этого Кодекса

Третье. Согласно п.п. «г» п.п. 186.2.1 НКУ местом поставки конкретно «услуг по выполнению ремонтных работ, связанных с движимым имуществом» определено фактическое место поставки таких услуг/работ. А ваш (недвижимый в связи с поломкой ☹) тепловоз согласно ч. 2 ст. 181 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV как раз движимым имуществом и является: как «вещь, которую можно свободно перемещать в пространстве». Пусть и «с толкача»… ☺

Последнее. Таким образом, чтобы определиться, облагать ли такую поставку НДС по ставке 20 % или не облагать ее вообще (считая «необъектной»), нужно однозначно ответить на один-единственный вопрос: считается ли Крым таможенной территорией Украины?

К сожалению, очевидно, что этого сегодня не понимает и сама ГФСУ… ☹

Судите сами. С одной стороны, в п. 2.1 письма ГФСУ от 03.12.2014 г. № 13311/7/99-99-19-03-02-17 утверждается: «территория свободной таможенной зоны, созданной в пределах СЭЗ «Крым», считается такой, которая находится за пределами таможенной территории Украины». Это же говорится и в консультации из подкатегории 101.04 БЗ. Если верить указанным выводам, то вашу поставку облагать НДС не надо — как «необъектную».

С другой стороны, в письме ГФСУ от 09.04.2015 г. № 7556/6/99-99-19-03-02-15 (которое прямо касается операций поставки услуг (!) по автоперевозке грузов) утверждается другое: «временно оккупированная территория Украины (АР Крым и город Севастополь) является неотъемлемой частью территории Украины». Разумеется, и эти рассуждения продублированы в консультации из подкатегории 101.29.06 БЗ. И если поверить выводу этого письма и консультации, то вашу поставку надо обложить НДС по ставке 20 %.

Вынужденно вникая в аргументацию этих противоречащих друг другу выводов налоговиков, мы видим, что «запредельность» территории Крыма обосновывается п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (далее — ТКУ). Напротив: «неотъемлемость» территории Крыма обосновывается п. 1 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 г. № 1207-VII (далее — Закон № 1207).

Сравнивая правовую «состоятельность» этих аргументов, мы видим, что, во-первых, в пользу приоритетности Закона № 1207 говорит как его «специальность», так и более поздняя дата принятия. Во-вторых, применимость в данной ситуации нормы п. 2 ст. 9 ТКУ компрометирует такое обстоятельство: очевидно, налоговики дочитали, что текст этой нормы начинается словами: «Для целей применения положений разделов V и IX этого Кодекса (ТКУ. — Примеч. авт.)…», — а указанные разделы касаются соответственно видов таможенных режимов и таможенных платежей, т. е. только товаров, но не услуг! ☹

Поэтому мы вынуждены порекомендовать вам на стоимость ремонта начислить НДС 20 %, составить и зарегистрировать в ЕРРН традиционную налоговую накладную.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить