Неисправный РРО: как с ним быть и что делать

В избранном В избранное
Печать
Александрова Олеся, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 65
Закон № 569 помимо насущных изменений в порядке применения РРО привнес еще некоторые новшества о том, как поступать СПД с неисправным РРО, и об ответственности центров сервисного обслуживания в ситуациях, когда РРО выходит из строя. С этим вопросом разберемся далее.

Не так уж и редко по не зависящим от субъекта хозяйствования причинам может возникнуть ситуация, когда РРО сломался, так сказать, вышел из строя. Что делать в этом случае?

Действия после поломки РРО

Хорошо, если у предприятия (ФЛП) есть резервный РРО, который можно использовать весь период, пока основной РРО будут чинить в центрах сервисного обслуживания (ЦСО). А если резервного РРО нет?

Можно использовать расчетные квитанции и КУРО. На какой период?

Для ЦСО такой срок установлен ст. 14 Закона об РРО и п. 18 разд. II Порядка опломбирования РРО.

Ранее, до 23.07.2015 г. (даты вступления в силу Закона № 569), ЦСО обязан был обеспечивать возобновление работы РРО, вышедшего из строя, в течение 72 часов. Если после этого времени РРО не отремонтировали, у СПД не было другого выхода, как прекратить реализацию товаров (работ, услуг) за наличные.

Закон № 569 несколько изменил «процедурные» вопросы при выходе из строя РРО.

Так, теперь в случае выхода из строя РРО

ЦСО обязан обеспечить возобновление его работы в течение 7 рабочих дней (вместо ранее предусмотренных 72 часов, что равно 3 суткам)

Похожий недочет предыдущей редакции Закона об РРО исправлен и в ст. 5, ранее содержавшей не совсем понятную формулировку «не более 72 часов (7 рабочих дней)». Теперь там осталось упоминание только о 7 рабочих днях. А эта норма касается уже субъектов, использующих РРО, а не ЦСО.

Причем если с этим заданием (в случае проведения гарантийного ремонта) ЦСО не справится вовремя, то он будет обязан ввести в эксплуатацию должным образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО.

При этом новой ст. 171 Закона об РРО пре­дусмотрены штрафные санкции, которые могут применяться к ЦСО за нарушения такого порядка. Новые наказания призваны стимулировать ЦСО не допускать такие нарушения (или, по крайней мере, допускать крайне редко).

Размер штрафа составляет 5 размеров МЗП, установленной на 1 января налогового (отчетного) года (что на сегодня равно 6090 грн.). Согласитесь, сумма довольно-таки весомая.

Налагать такой штраф уполномочены контролирующие органы, осуществляющие фактические проверки ЦСО.

Но и клиентам ЦСО законодатели добавили ответственности.

Во-первых, проводить техобслуживание РРО они, как и ранее, обязаны через ЦСО. При этом новой редакцией п. 14 ст. 3 Закона об РРО предусмотрено, что происходить это должно без нарушения ранее осуществленного опломбирования РРО.

Во-вторых, клиентам вменяют в обязанность сообщать в ЦСО о случаях выявления неисправностей РРО, а также повреждения средств контроля. Успеть это сделать нужно в течение рабочего дня, в котором выявлены неисправности или повреждения.

Важно! Также об этом придется известить контролирующий орган, в котором субъект хозяйствования зарегистрирован плательщиком налогов. Для этого отведено два рабочих дня после дня выявления неисправностей или повреждения.

Как первого, так и второго вы можете уведомить либо письменно, либо средствами электронной связи в произвольной форме.

Резервный РРО, предоставленный ЦСО

Выше мы выяснили, что если ЦСО в течение 7 рабочих дней не отремонтирует ваш РРО, он обязан ввести в эксплуатацию должным образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО. Получается ситуация, аналогичная гарантийному ремонту техники. К примеру, мы купили компьютер, он в течение гарантийного срока сломался. Пока сервисный центр его починит, он должен предоставить вам другой компьютер (холодильник, вентилятор и т. п.).

Но с компьютером и холодильником проще. А вот с РРО дело осложняется тем, что такой аппарат нельзя просто взять и использовать на время починки старого.

Его обязательно нужно зарегистрировать в налоговой как резервный РРО и присвоить ему фискальный номер

Иначе его использовать при наличных расчетах будет нельзя. Это все равно что вообще не применять кассовый аппарат. Более того, в Порядке № 417-1 предусмотрено, что для регистрации РРО (в том числе и резервного) нужно подать определенный пакет документов, в числе которых есть копия документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность (не наш случай) или другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО.

Таким образом, чтобы зарегистрировать предоставленный ЦСО РРО как резервный, с ЦСО нужно будет составить договор аренды или бесплатного пользования (ссуды) таким РРО. И подать копию этого договора при его регистрации в орган ГФСУ.

Затем, когда РРО придется возвращать обратно в ЦСО (после того как вам починят ваш РРО), такой арендованный резервный РРО нужно будет снять с регистрации в органе ГФСУ и только потом вернуть ЦСО.

Учитывая, что при выходе из строя РРО резервный РРО, предоставленный ЦСО, нужно брать в аренду (бесплатное пользование) и регистрировать его в налоговой (а зарегистрировать можно не быстрее чем за 2 — 3 дня), целесообразным такое «мероприятие» может быть только в том случае, если РРО постигла очень и очень существенная поломка, которую быстро не устранишь.

выводы

  • Теперь в случае выхода из строя РРО ЦСО обязан обеспечить возобновление его работы в течение 7 рабочих дней (вместо ранее предусмотренных 72 часов, что равно 3 суткам).

  • Если с этим заданием (в случае проведения гарантийного ремонта) ЦСО не справится вовремя, то он будет обязан ввести в эксплуатацию должным образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО.

  • Взятый у ЦСО на время ремонта РРО обязательно нужно зарегистрировать в налоговой как резервный РРО и присвоить ему фискальный номер.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить