Очередь у автомата или автоматная очередь: торговые автоматы на работе и в учете

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 65
Наш XXI век — это время невероятно быстрого развития сервиса. Еще не так давно мы и представить себе не могли, что люди будут покупать товары без участия продавцов или кассиров. Сегодня это реальность, которую создали торговые автоматы. Но можно ли с помощью таких приборов продавать все? Как учитывать принятую автоматом наличность? Или товар, находящийся в автомате? Как, в конечном итоге, отразить в учете собственно торговый автомат? Давайте сегодня поговорим об этом! А в следующем номере рассмотрим организационные моменты, связанные с установкой таких автоматов.

О торговых автоматах (далее — ТА) мы хотели поговорить с вами уже давно. Но законодатель, верный своей привычке изменять правила игры в последний момент, все время вынуждал нас откладывать этот вопрос. Сегодня же, наконец, разберемся в нем, учтя все последние новации.

Начать, по-видимому, нужно с самой актуальной в настоящее время проблемы — первоиюльской «РРО-революции». Что после нее произойдет с ТА? Ведь, как свидетельствует практика, значительное количество такого оборудования ныне эксплуатируют лица-предприниматели (далее — ФЛП) на едином налоге. Об этом — прямо сейчас!

Фискализация ТА — для большинства «красный свет»

Согласно п.п. 1 ст. 3 Закона об РРО, если вы осуществляете реализацию за наличные в сфере торговли, общественного питания и услуг, расчетные операции должны проводиться через РРО, которые зарегистрированы, опломбированы и переведены в фискальный режим работы.

Это требование касается, в том числе, и ТА. И вот здесь возникает первая проблема. Если посмотреть на ныне действующий Госреестр РРО*, то увидим, что среди разрешенных к первичной регистрации ЭККА ― один-единственный ТА. И предназначен он для применения исключительно в сфере услуг.

* Утвержден приказом ГФСУ от 09.07.2015 г. № 485. См.: http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/reestri/94957.html.

Кроме того, в последнем Госреестре РРО появился специализированный РРО, предназначенный для использования в ТА по продаже товаров/услуг, как встроенный РРО. И все!

Впрочем, есть исключение. Для предпринимателей-единоналожников. Это исключение принято аккурат в день наступления РРО-революции для единоналожников в виде Закона № 569.

Согласно этому Закону была изменена редакция п. 296.10 НКУ. И теперь могут не применять РРО предприниматели — единоналожники первой группы, а также предприниматели — единоналожники второй и третьей групп, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривень.

Исходя из этого, можем сделать следующий вывод:

предприниматели-единоналожники с объемом дохода менее 1 млн грн. в год могут не применять фискализированные РРО

Всем остальным субъектам хозяйствования применения фискализированных РРО, похоже, не избежать. То есть обязанность фискализировать РРО касается в том числе предпринимателей-единоналожников с годовым доходом свыше 1 млн грн., а также всех предпринимателей-общесистемщиков.

Имейте в виду, что далее в статье наш разговор об особенностях и учете реализации через ТА, собственно, и будет касаться только фискализированных автоматов.

Фискализированные ТА = РРО?!

Прежде всего давайте определимся, о каких объектах мы будем говорить. Речь пойдет о специальных приспособлениях, которые запрограммированы на то, чтобы принимать денежные средства (или их заменители) и выдавать за это определенный товар. Сразу заметим: в число объектов, о которых мы сегодня будем говорить, не входят терминалы самообслуживания, через которые банки и другие финучреждения принимают наличность и перечисляют субъектам хозяйствования средства на текущий счет.

Итак, автомат по продаже товаров (далее — ТА) — это РРО, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные средства либо с применением платежных карточек, жетонов и других товаров (услуг), обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости и создает контрольную ленту в электронном виде (ст. 2 Закона об РРО).

Из этого определения становится понятным первый важный вывод:

ТА — это особая разновидность РРО

Этот вывод для нас очень важен.

Ведь субъекты хозяйствования, принимающие наличность, обязаны проводить расчетные операции через зарегистрированные и опломбированные РРО (п.п. 1 ст. 3 Закона об РРО). Поскольку ТА — это разновидность РРО, владельцев ТА это требование также касается.

Ну и еще один сверхважный момент. Торговля через ТА является формой торговли через средства мелкорозничной торговой сети (п. 3 Правил № 369). А для такой сети существуют определенные ограничения. Вам необходимо их учитывать, если хотите торговать через ТА.

Итак, с помощью ТА нельзя осуществлять продажу:

— алкогольных напитков и табачных изделий;

— огнеопасных товаров бытовой химии, пиротехнических игрушек, горюче-смазочных материалов;

— изделий, реализация которых запрещена законодательными актами;

— товаров, не имеющих сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.

Запрет на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями через ТА прямо установлен также в п.п. 6 ст. 153 Закона № 481.

В то же время через ТА можно продавать большинство как непродовольственных (п. 12 Правил № 104), так и продовольственных (п. 3 Правил № 185) товаров.

Еще в одном своем разъяснении налоговики отмечают: к устройствам электронных автоматов, которые реализуют фискальные функции, относятся их составные части:

— фискальный блок;

— устройство приема наличных средств и выдачи сдачи (при необходимости);

— считыватель платежных карточек (при необходимости), устройство отражения фискальной информации.

ТА должен обеспечивать считывание информации из фискальной памяти с помощью сервисных технических средств в случае выхода из строя других составляющих фискального блока. Кроме того, ТА должен быть включен в Госреестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине, и иметь соответствующий сертификат утверждения типа средств измерительной техники.

И только если все вышеупомянутые требования будут соблюдены, можно дополнительно не проводить наличность за реализованные через ТА товары через обычный РРО. Поэтому, перед тем как что-то реализовывать через ТА, обязательно переведите аппарат в фискальный режим работы! Ясное дело, сделать это можно будет, только если у вас ТА, разрешенный к первичной регистрации согласно действующему Госреестру РРО (см. предыдущий подраздел).

Но не только это. К ТА применяются также другие требования, присущие РРО. Любая оплата товаров или услуг через ТА обязательно сопровождается печатанием и выдачей расчетного документа (фискального чека). Форма такого документа при печати на ТА должна соответствовать форме ФКЧ-1 из приложения 1 к Положению № 614 (п. 3.1 Положения № 614). Он, как и любой другой фискальный чек, должен содержать все определенные Положением № 614 реквизиты.

А вот Z-отчет на ТА ежедневно печатать не нужно. Для ТА в этом отношении сделано исключение из правила, установленного п. 9 ст. 3 Закона об РРО (см. также консультацию из БЗ, подкатегория 109.02).

И не забывайте, что за нарушение правил приема наличных через ТА вас могут оштрафовать согласно разд. V Закона об РРО!

ТА как объект учета

Теперь поразмышляем о том, как отражать ТА в учете.

Очевидно, что ТА будет эксплуатироваться больше одного года и стоит он немалых денег. Поэтому вполне понятно, что он соответствует критериям, установленным для основных средств (п. 4 П(С)БУ 7).

Первоначальная стоимость ТА будет собираться на субсчете 152, где, кроме собственно стоимости ТА, будут учтены также, в частности:

— расходы на внешнее оформление ТА;

— расходы на подключение ТА к системам питания;

— расходы, уплаченные за подключение ТА к платежной системе (если ваш ТА допускает возможность расчета карточкой или в другой подобной форме, которая предусматривает подключение к платежной системе).

Ну то есть все расходы, которые вы понесете для того, чтобы довести ТА до состояния, в котором он является пригодным к применению по прямому назначению (п. 8 П(С)БУ 7).

После того, как вы введете ТА в эксплуатацию, его первоначальная стоимость, сформированная на субсчете 152, будет переведена на счет 10 «Основные средства». Считаем, что для ТА как нельзя лучше подойдет субсчет 104 «Машины и оборудование». Стоимость ТА будет попадать в ваши расходы через амортизацию. Суммы начисленной амортизации ТА следует включать в состав расходов на сбыт (счет 93).

В отношении учета налога на прибыль заметим следующее.

Малодоходные субъекты определяют сумму налога на прибыль исходя исключительно из бухучетного финрезультата, в котором будет учтена амортизация ТА. А вот высокодоходным субъектам нужно будет производить «амортизационные» корректировки бухучетного финрезультата (пп. 138.1, 138.2 НКУ). И следить за тем, отличается ли избранный в бухучете срок амортизации от установленного п.п. 138.3.3 НКУ. Для группы 4 этот срок НКУ определен в 5 лет. Если высокодоходный плательщик в бухучете избрал другой срок амортизации — корректировки повлияют на объект обложения налогом на прибыль.

В НДС-учете все стандартно — приобретенный ТА дает право на налоговый кредит при наличии надлежащим образом составленной и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной (п. 198.2 НКУ).

Учет товара, находящегося в ТА

Это еще один важный вопрос. Как учитывать товары, которые загружены в ТА? Очень просто!

Право собственности на товары в ТА никоим образом не переходит от продавца к другим субъектам хозяйствования.

Товары, загруженные в ТА, до момента реализации продолжают учитываться на балансе продавца

Они будут отражаться у продавца на счете 28 «Товары». Поскольку обычно ТА используют магазины и другие торговые предприятия, товары, как правило, будут учитываться на субсчете 282 «Товары в торговле». А если у вас одновременно ведется торговля и через ТА, и традиционными «магазинными» методами — рекомендуем стоимость товаров, загруженных в ТА, выделять на отдельном аналитическом счете, открытом к субсчету 282.

Нужно ли каким-то образом документально оформлять факт перемещения товара со склада (или полок магазина) в ТА? Если вы решили вести отдельный аналитический учет товаров, которые загружены в ТА, — тогда да, нужно. Для этого подойдет накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-11).

Продажа товаров через ТА

Документальное оформление

Мы с вами уже выяснили, что на каждый прием наличных от покупателей ТА должен печатать фискальный чек. Поскольку Z-отчет на ТА ежедневно не печатается — не обязательно ежедневно инкассировать полученную через ТА выручку.

Исходя из этого мы можем установить иной порядок инкассации выручки и подведения итогов торговли через ТА. Например, проводить инкассацию в зависимости от того, насколько заполнен монето- и купюроприемник ТА.

Но, с практической точки зрения, целесообразнее установить периодическую инкассацию независимо от того, насколько ТА заполнен деньгами. Например, можно установить, что такая инкассация производится еженедельно.

Причем, по нашему мнению, на дату такой инкассации ТА должен распечатывать Z-отчет. Так как Закон об РРО делает исключение для ТА, касающееся обязанности ежедневно печатать Z-отчет, а не в отношении обязанности печатать его вообще. Более того, ТА, как и другие РРО, требует обнуления фискальной памяти, которое может быть исполнено только через Z-отчет.

До фактической инкассации денежных средств из ТА они не могут считаться неоприходованными. Поэтому, по нашему мнению, нет оснований говорить о том, что наличие этих средств в ТА каким-то образом нарушает лимит кассы предприятия.

Если же вы уже инкассировали наличную выручку из ТА — она должна полностью оприходоваться в кассе непосредственно в день инкассации. Оприходованную из ТА выручку следует сдать в банк в тот же день, в который состоялась инкассация (пп. 2.6, 5.1 Положения № 637).

На эту же дату установленной внутренним порядком инкассации наличной выручки следует подводить также итоги по себестоимости реализованных товаров.

По итогам такой инкассации можно составлять документ, который удостоверяет оплату выданных через ТА товаров и списание их себестоимости.

Как часто следует составлять такой акт? Тут все зависит от того, насколько много платежей проходит через ТА. При небольшом количестве можно себе позволить проводить даже каждый платеж, но когда платежей много — предпочтительнее сводный акт по итогам дня, смены, рабочей недели и т. д.

Бухучет и налог на прибыль

Теперь поговорим собственно об учете реализации товара через ТА. Сразу заметим: тут существует принципиальное отличие от приема наличных через обычный РРО. Наличность, принятая через ТА, отражается у продавца на счете 30 «Наличность» только после инкассации.

Оплата в бухучете никак не сказывается на доходах (п. 6.3 П(С)БУ 15), для них имеет значение лишь собственно факт отгрузки товара или предоставления услуг, удостоверенный подписанным актом.

При реализации товаров через ТА рекомендуем одним актом подытоживать как наличную выручку, которая была принята через ТА, так и количество товаров, реализованных через ТА. Тогда на основании акта можно не только отражать доход (на дату составления акта), но и списывать себестоимость реализованных через ТА товаров.

В учете налога на прибыль при реализации товаров через ТА не возникает никаких налоговых разниц

Поэтому даже высокодоходным плательщикам не нужно делать никаких корректировок (п.п. 134.1.1 НКУ).

НДС-учет

Согласно п. 187.2 НКУ при поставке товаров или услуг с использованием ТА датой налоговых обязательств по НДС считается дата изъятия выручки из таких ТА.

Учет у единоналожника

Если реализацию товара через ТА осуществляет плательщик единого налога, также не должны возникнуть трудности. Доход у единоналожника, как и у плательщиков налога на прибыль, отражается на дату изъятия денежной выручки из ТА (п. 292.7 НКУ). Именно на эту дату осуществляется запись в Книге учета доходов/доходов и расходов единоналожника.

Для большей наглядности отразим учет ТА и реализации товаров через него на примере.

Пример. Предприятие приобрело ТА стоимостью 12000 грн. (в том числе НДС). Расходы на оформление и техническое подключение ТА составили 1800 грн. В течение недели через ТА было продано товаров на сумму 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.). Себестоимость реализованных товаров — 14000 грн. (без НДС).

Отразим указанные операции в учете.

Приобретение ТА и реализация товаров через него

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

сумма, грн.

1

Оприходован приобретенный ТА

152

631

10000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

2000

3

Включены в состав первоначальной стоимости расходы на самостоятельное оформление и техническое подключение ТА

152

20, 22, 66, 65, 68

1800

4

Произведена оплата за ТА поставщику

631

311

12000

5

Введен ТА в эксплуатацию

104

152

11800

6

Загружены товары в ТА

282/ТА

282

14000

7

Отражена реализация товаров (данные сводного акта на дату инкассации выручки)

301

702

24000

8

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641

4000

9

Списана себестоимость реализованных товаров (данные сводного акта)

902

282/ТА

14000

10

Сдана наличная выручка в банк

311

301

24000

Таким образом, видим, что учет реализации товаров через ТА имеет определенные особенности. Думаем, что теперь они вам понятны.

выводы

  • С организационной точки зрения, ТА относятся к малым архитектурным формам, поэтому их установка требует соответствующего разрешения на размещение МАФ.

  • ТА — это разновидность РРО. Для того чтобы реализовывать через ТА товары за наличные, он должен быть переведен в фискальный режим работы.

  • Согласно современному Госреестру РРО большинство ТА запрещены к первичной регистрации. Использовать их могут только предприниматели-единоналожники с годовым доходом до 1 млн грн.

  • Наличность, принятая ТА, отражается у продавца на счете 30 «Наличность» на дату инкассации. На эту же дату отражаются доход и налоговые обязательства по НДС.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить