Темы статей
Выбрать темы

Торговые автоматы: организационные моменты

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В прошлом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 65, с. 27 мы уже рассматривали вопрос о реализации товаров через торговые автоматы. Но там мы вынуждены были обойти вниманием организационные моменты, связанные с установлением таких автоматов. А это достаточно важные вопросы, игнорируя которые, можно вместо эффекта от «автоматной» торговли получить неприятности. Поэтому сегодня без промедления рассказываем вам об этих нюансах.

img 1Предположим, вы уже оценили возможный эффект от реализации товаров через торговые автоматы (далее — ТА) и приобрели их. Как в этом случае подготовить ТА к работе? Для этого есть определенные требования. Начнем с того, как нам вообще рассматривать ТА с правовой точки зрения? А уже потом поговорим о том, как внешне оформить ТА: какую информацию на нем разместить, чтобы соблюсти правила торговли и законодательство о защите прав потребителей.

Что такое ТА и кто позволит его установить?

Прежде всего нужно подумать о том, куда вы можете поставить приобретенный ТА. Одно дело, если вы планируете разместить его в магазине или внутри другого подобного здания. Здесь все понятно: если магазин — не ваш, просто заключаете договор аренды.

Сложнее обстоит дело, если вы хотите разместить ТА прямо на улице, а не в каком-то здании. Как рассматривать такой ТА?

Есть два подхода к определению ТА — это или малая архитектурная форма (далее — МАФ), или временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности. Но однозначно ответить, что такое собственно ТА, на сегодняшний день сложно, поскольку и определение МАФ, и определение временного сооружения неоднократно изменялись. И на сегодняшний день законодательство не содержит прямого ответа. Поэтому попробуем поискать его среди «намеков» законодателя.

МАФ — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. К МАФ относятся: беседки, павильоны, навесы, парковые арки и колонны, уличные вазы, вазоны и амфоры, декоративная и игровая скульптура, уличная мебель (лавки, скамейки, столы), лестницы, балюстрады, парковые мостики, ограждения, ворота, решетки, информационные стенды, доски, вывески, прочие элементы благоустройства, определенные законодательством (ч. 2 ст. 21 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV).

Размещение МАФ осуществляется по решению собственника объекта благоустройства с соблюдением требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил.

В то же время временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений. Оно устанавливается временно, без устройства фундамента (п. 1.3 Порядка № 244). Правила размещения таких сооружений регулируются Порядком № 244. Но данный документ (как и другие законодательные акты) не упоминает ТА среди временных сооружений. Он говорит только, что ТА может быть размещен в передвижном временном сооружении (ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, п. 1.4 Порядка № 244). Попутно отметим: если вы собираетесь размещать свой ТА именно в таком сооружении или решите, что сам ТА является временным сооружением — нужно будет получить паспорт привязки временного сооружения (разд. ІІ Порядка № 244).

То есть, как видите, ТА в принципе может рассматриваться и как МАФ, и как временное сооружение. Более того, в некоторых нормативных актах понятия МАФ и временного сооружения фактически отождествляются. Например, в ст. 99 ЗКУ или в решении Киевского горсовета «О некоторых вопросах размещения временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности в г. Киеве» от 28.02.2013 г. № 97/9154.

Таким образом, считаем, что при получении разрешения на размещение ТА вам придется учитывать и требования Порядка № 244, и требования местных органов власти. Порядок № 244 предусматривает размещение временных сооружений на основании паспорта привязки. Чтобы его получить, нужно подать заявление произвольной формы в местные органы власти и приложить к такому заявлению реквизиты заказчика и графические материалы с указанием желаемого места расположения временного сооружения с привязкой к местности.

В Порядке № 244 установлено, что определенный им перечень документов для размещения временного сооружения является исчерпывающим. Но местные органы власти иногда требуют дополнительные документы. Например, в уже указанном решении Киевского горсовета от пользователей требуют справку о функциональном назначении временного сооружения. Эти и подобные особые требования следует определять уже исходя из решения вашего местного совета.

Оформление земельного участка под ТА

Вы уже знаете, что, обращаясь с заявлением о получении паспорта привязки временного сооружения, предприятие прилагает к заявлению графические материалы с указанием желаемого места расположения сооружения. Чертежи выполняются по форме согласно приложению к Порядку № 244 (ср. ). На этих графических материалах необходимо указать, в  частности, площадь земельного участка согласно документам на землепользование.

Поэтому, перед тем как обращаться за оформлением паспорта привязки, вам необходимо оформить документы на землепользование.

Согласно п.п. «в» ст. 99 ЗКУ предусмотрена возможность размещения временных сооружений (малых архитектурных форм) на праве земельного сервитута. Но при согласии местной власти вы можете получить земельный участок для этих целей и на праве аренды. Никаких законодательных ограничений здесь не существует. Более того, если вы имеете земельный участок на праве собственности и захотите на нем разместить свой ТА, возражать также никто не будет. Конечно, если вы при этом не нарушаете целевое назначение этого участка.

Следует отметить: налоговики пользуются Порядком № 244, чтобы настаивать на том, что в случае размещения на земельном участке временного сооружения землепользователь должен уплачивать плату за землю (см. консультацию в БЗ, подкатегория 112.01). И такие заявления фискалов полностью правомерны (за исключением разве что того случая, когда ТА размещен на праве земельного сервитута — в таком случае плательщиком платы за землю будет собственник земельного участка, а не собственник ТА).

Имущественные права на ТА: регистрация

Начиная с 2013 года вступил в силу новый порядок регистрации имущественных прав на объекты недвижимости согласно новой редакции Закона № 1952. Относятся ли ТА к объектам, имущественные права на которые нужно регистрировать согласно этому закону?

Считаем, что ТА совершенно не касается объектов недвижимости. Он не подпадает под определение объекта недвижимого имущества в понимании ст. 2 Закона № 1952. Напомним: указанная статья определяет объектами недвижимости земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценения и изменения назначения.

Данное определение — явно не о ТА, который можно в любой момент отсоединить от сети и перевезти в другое место, не разбирая.

Поэтому регистрировать имущественные права на ТА вам не нужно

Торговых патентов больше нет

Возможно, у кого-то из вас по старинке упоминание о ТА вызовет ассоциацию с торговыми патентами. И вы спросите, не нужно ли их сейчас получать. Отвечаем: нет, не нужно. Соответствующий закон отменен еще во времена принятия НКУ, а в самом НКУ требования об обязанности получать торговые патенты сейчас нет.

Подтверждение пожарной безопасности ТА

Перед началом работы ТА обязательно следует подтвердить, что автомат является пожаробезопасным.

Оценка противопожарного состояния проводится субъектом хозяйствования, получившим соответствующую лицензию. Он же по результатам оценки противопожарного состояния оформляет и предоставляет заключение (ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI).

В качестве подтверждения надлежащего противопожарного состояния субъект состояния (собственник ТА) подает Декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. По форме, приведенной в приложении к Порядку подачи и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденному постановлением КМУ от 05.06.2013 г. № 440.

Такая декларация разрабатывается субъектом хозяйствования и подается им или направляется заказным письмом по месту расположения ТА государственному администратору или в территориальный орган ГСЧС.

Разрешение на товары в ТА

Если ваш ТА будет продавать пищевые продукты — придется позаботиться об эксплуатационном разрешении от санитарных служб (ст. 22 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР). Как получить такое эксплуатационное разрешение — подробно описано в Порядке выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, утвержденном постановлением КМУ от 12.05.2007 г. № 712.

Имейте в виду: уже скоро (начиная с 20.09.2015 г.) вышеуказанный Закон будет действовать в новой редакции. Согласно ему эксплуатационное разрешение будут требовать только у тех, кто производит и хранит пищевые продукты животного происхождения. То есть в случае реализации продуктов через ТА такое разрешение вам скоро уже не понадобится.

Приобрели ТА — подаем № 20-ОПП?!

Из нашей статьи в предыдущем номере вы уже узнали, что ТА — это особая разновидность РРО. А информация об имеющихся на предприятии РРО отражается в специальном Уведомлении об объектах налогообложения (ф. № 20-ОПП). Одна из граф этого Уведомления так и называется — «РРО» и она пре­дусмотрена для того, чтобы указывать количество имеющихся на предприятии РРО.

Возникает вопрос: а если вы приобрели один или несколько ТА? Нужно ли сразу подавать новое Уведомление по ф. № 20-ОПП — с уже обновленным количеством РРО, которое включает приобретенные ТА?

По этому поводу отметим, что ТА является отдельным объектом налогообложения. На это указывает Справочник объектов налогообложения*. В нем для ТА тип объекта налогообложения находится под кодом «19».

* См.: http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/dovidniki-/127294.html.

Поэтому если вы приобрели ТА — вам придется подать обновленное Уведомление по ф. № 20-ОПП. В течение десяти рабочих дней, начиная с даты, на которую вы получили разрешение на размещение ТА как объекта МАФ (или как временное сооружение).

Причем заметьте: если у вас фискализованный ТА (который содержит фискальный блок и является разрешенным для первичной регистрации), то вам нужно будет в графе, предназначенной для количества РРО, проставить «1». Особенно логичным это будет выглядеть в том случае, если у вас специализированный РРО, предназначенный для встраивания в ТА (п. 50 разд. I Госреестра РРО)*.

* См.: http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/reestri/94957.html.

Теперь, когда мы по крайней мере в общем ознакомились с тем, что нам нужно, чтобы просто установить ТА, поговорим о том, как его оформлять!

Наружное оформление ТА

Согласно п. 20 Правил № 369 на видном месте мелкорозничной торговой точки размещаются сведения о регистрации, адресе и телефоне субъекта, которому принадлежит этот ТА, а также режим работы ТА. Если ТА работает круглосуточно, об этом также нужно сообщить — разместить соответствующую информацию на ТА.

Кроме того, есть еще одно требование:

на ТА необходимо разместить информацию о ценах на продаваемый товар

Это требование Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2. Согласно п. 7 этой Инструкции ценники должны иметь следующие реквизиты:

а) для продовольственных товаров:

— для товаров или напитков, которые продаются на разлив, — название товара или напитка, сорт, цену за единицу емкости или единицу веса;

— для штучных товаров и напитков в бутылках — название товара или напитка, вес или емкость, сорт, цену за штуку;

б) для непродовольственных товаров:

— для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, — название товара, сорт, цену за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для товаров, на которые цены по сортам не установлены, — название товара, цену за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для мелких искусственных товаров (парфюмерные, галантерейные и пр.) — название товара, вес или емкость, цену за штуку или единицу упаковки.

Попутно еще раз напомним: через ТА запрещено продавать алкогольные напитки. Этот запрет прямо установлен в п.п. 6 ст. 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР и в п. 3 Правил № 369.

Наконец, если вы устанавливаете ТА на улице в месте, где нет твердого покрытия, то должны провести соответствующее благоустройство места, на которое устанавливается ТА (п. 26 Правил № 369).

Подключение ТА

Отметим: здесь имеется в виду не настройка программных возможностей ТА.

В этом подразделе статьи речь будет идти об определенных физических параметрах, которые должны быть соблюдены при подключении ТА. Понятно, что любой автомат для работы должен быть подключен к источникам питания. Это будет обеспечивать не только согласованную работу автомата по приему наличности и выдаче товара. Питание нужно также и для того, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии потребительские свойства товара, находящегося в автомате. Самый простой пример — обеспечение соответствующего температурного режима.

Это очевидная истина, которая вроде как сама собой понятна. Но кроме нее есть еще некоторые важные требования по подключению автомата. Так, владельцы ТА, торгующие напитками на разлив, продовольственными товарами и продукцией ресторанного хозяйства без упаковки, должны соблюдать соответствующие санитарные требования.

В частности, такие ТА должны иметь оборудование и инвентарь, комплект моющих и дезинфицирующих средств (разрешенных Минздравом) и бачки с крышками для сбора отходов.

Самый известный пример — автоматы по продаже чая или кофе в одноразовых стаканчиках. Если около вашего ТА не будет емкостей для сбора и последующей утилизации этих стаканчиков — вы не будете иметь права торговать (п. 27 Правил № 369).

Установить мусоросборник возле ТА — это требование не только Правил № 369. Этого же требуют для ТА, как для МАФ, также и Правила № 198 (пп. 29, 34). Эти же Правила требуют обеспечить надлежащее наружное освещение ТА. Обратите также внимание на ограничение по месту размещения ТА на улице (пп. 27, 28 Правил № 198).

Ну вот, собственно, и все. Удачной вам торговли через ТА!

выводы

  • Для целей получения разрешения на размещение ТА может рассматриваться как временное сооружение или же как малая архитектурная форма. Для того, чтобы получить разрешение, следует учитывать требования, установленные для временных сооружений Порядком № 244 и решениями местных органов власти.

  • Имущественные права на ТА регистрировать не нужно. А вот документы на пользование земельным участком, на котором находится ТА, следует оформить.

  • ТА — это новый объект налогообложения, поэтому в течение десяти рабочих дней после того, как получено разрешение на его размещение, подается обновленное Уведомление по ф. № 20-ОПП.

  • На ТА обязательно наносится информация об ассортименте и ценах товаров, которые через него продаются.

  • Около ТА должны быть обязательно оборудованы мусоросборники и обеспечено их наружное освещение.

Документы статьи

  1. НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ЗКУ Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

  3. Закон № 1952 Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

  4. Правила № 198 Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

  5. Порядок № 244 Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя и ЖКХ от 21.10.2011 г. № 244.

  6. Правила № 369 Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше