Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за неудержание и неуплату военного сбора

редактор Вороная Наталья, налоговый эксперт Чернышова Наталья
Какая предусмотрена ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) военного сбора налоговым агентом?

В соответствии с п.п. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), плательщики сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными ст. 176 НКУ для налога на доходы физических лиц.

Лица, которые в соответствии с НКУ имеют статус налоговых агентов, обязаны нести ответственность в случаях, определенных НКУ (п.п. «ґ» п. 176.2 ст. 176 НКУ).

Пунктом 127.1 ст. 127 НКУ предусмотрено, что неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов влекут за собой наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50 процентов суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные абзацем первым п. 127.1 ст. 127 НКУ, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и более, влекут за собой наложение штрафа в размере 75 процентов суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Предусмотренные п. 127.1 ст. 127 НКУ штрафы не применяются, когда неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налога на доходы физических лиц самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 ст. 169 НКУ, и исправляются в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам НКУ.

Кроме того, в соответствии с п.п. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 НКУ в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц и/или контролирующим органом во время проверки такого налогового агента, начисляется пеня.

В частности, пеня, определенная п.п. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 НКУ, начисляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц (абз. 3 п. 129.4 ст. 129 НКУ).

Привлечение к финансовой ответственности плательщиков налогов за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности (п. 112.1 ст. 112 НКУ).

В соответствии со ст. 1634 Кодекса об административных правонарушениях от 07 декабря 1984 года № 8073-Х, с изменениями и дополнениями, неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан — влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от двух до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Учитывая вышеизложенное, за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) военного сбора к налоговым агентам применяется финансовая ответственность (в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов)и/или пени) и административная ответственность.

По материалам категории 132.06 БЗ

комментарий редакции

Неуплата военного сбора: преступление и наказание

В комментируемом разъяснении налоговики очерчивают масштабы ответственности за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) ВС в бюджет.

Как известно, какой-то специальной ответственности за неуплату ВС действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем согласно п.п. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ плательщики ВС обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными ст. 176 НКУ. Указанной статьей, в частности, регламентировано, что лица, имеющие в соответствии с этим Кодексом статус налоговых агентов, несут ответственность в случаях, предусмотренных НКУ. При этом плательщиками ВС являются в том числе и налоговые агенты (п.п. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ, п.п. 162.1.3 НКУ). Таким образом, за неуплату ВС субъектам хозяйствования грозят «стандартные» финансовые санкции, применяемые к налоговым агентам согласно НКУ.

Ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налогов налоговым агентом в бюджет предусмотрена п. 127.1 НКУ. Причем непонятно, зачем в комментируемом разъяснении налоговики упомянули о том, что указанный в этом пункте штраф не применяется, если предусмотренное им нарушение было обнаружено при проведении перерасчета НДФЛ и исправлено в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года. Ведь к ВС перерасчет НДФЛ не имеет никакого отношения, а проведение перерасчета ВС п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не предусмотрено. Поэтому такая освобождающая норма с ВС не сработает.

Обобщим масштабы ответственности, грозящей налоговым агентам за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) ВС в бюджет, в таблице.

Ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату ВС

№ п/п

Состав правонарушения

Ответственность

Основание

1

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) ВС налоговым агентом до или во время выплаты дохода в пользу налогоплательщика

Штраф в размере 25 % суммы ВС, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет

Абзацы первый и второй п. 127.1 НКУ

2

Действия, указанные в п. 1 этой таблицы, совершенные повторно* в течение 1095 дней

Штраф в размере 50 % суммы ВС, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет

Абзацы третий и четвертый п. 127.1 НКУ

3

Действия, указанные в п. 1 этой таблицы, совершенные в течение 1095 дней третий раз и больше

Штраф в размере 75 % суммы ВС, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет

Абзацы пятый и шестой п. 127.1 НКУ

* При определении повторности нужно учитывать однотипные налоговые нарушения, совершенные налоговым агентом повторно в течение 1095 дней (см. разъяснение, приведенное в категории 138.01 БЗ).

Не забыли фискалы упомянуть и о пене. Так, в случае, когда имеет место выплата физлицу дохода без одновременной уплаты (перечисления) в бюджет ВС, налоговому агенту может быть начислена пеня на основании п.п. 129.1.3 НКУ. Напомним: начисление пени в этом случае начинается в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физлиц и/или контролирующим органом во время проверки такого налогового агента (п.п. 129.1.3 НКУ, п.п. 2.1.3 Инструкции № 953). Пеню начисляют за весь период просрочки платежа. Причем, по нашему мнению, в расчет такого периода безопаснее включать и день уплаты налогового обязательства. Начисление пени, как сказали налоговики, осуществляют исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков-физлиц (абзац третий п. 129.4 НКУ).

К слову, аналогичную позицию относительно ответственности за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) ВС в бюджет специалисты ГФСУ выражали в разъяснении от 18.08.2014 г. и письме от 08.09.2014 г. № 3095/6/99-99-17-03-03-15.

Обратите внимание: штрафные санкции (штраф и пеню) не применяют к субъекту хозяйствования в случае несвоевременного перечисления (неперечисления) ВС в бюджет по вине банка, в том числе вследствие регулирования НБУ экономических нормативов такого банка (пп. 129.6 и 129.7 НКУ). Но для этого субъект хозяйствования должен предоставить органу ГФСУ заявление с копиями платежных документов, подтверждающих факт подачи их учреждению банка. Такую же позицию налоговики озвучили и в своем разъяснении, приведенном в категории 138.05 БЗ.

Напоследок скажем несколько слов об административной ответственности должностных лиц за неудержание и/или неперечисление ВС. Как вы можете увидеть из комментируемого разъяснения, фискалы угрожают таким лицам санкциями, предусмотренными ст. 1634 КУоАП.

На наш взгляд, здесь контролеры слегка переусердствовали. Согласно упомянутой статье должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также ФЛП могут быть наказаны за неудержание и/или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ. О том, что ст. 1634 КУоАП можно применять за нарушение порядка начисления и уплаты ВС, ни в самом КУоАП, ни в НКУ не говорится. Таким образом, админштраф за неудержание и/или неперечисление ВС должностным лицам предприятий и предпринимателям не грозит.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше