Темы статей
Выбрать темы

Что представляет из себя интернет-магазин

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Однозначно лень — двигатель прогресса! И заодно неиссякаемый источник творчества. Человек всегда мечтал о полном безделье, и врожденная его лень способствовала многим творческим озарениям. Так, сказочные ковер-самолет и сапоги-скороходы в реальности трансформировались в воздушные и наземные транспортные средства. А мечта о скатерти-самобранке воплотилась в жизнь благодаря интернет-магазинам. Три хлопка (точнее, три клика мышкой) — и современный интернет-магазин не только накроет вам стол, но и обует, оденет, обставит дом. И о духовной пище тоже позаботится... Вводную статью тематического номера посвятим первому знакомству с этим современным чудом.

img 1

Интернет-магазины служат нам верой и правдой уже добрый десяток лет. Сначала — как рекламные площадки, а потом — и как полноценный инструмент для продажи товаров/услуг. И это, заметьте, без какого-либо специализированного правового обеспечения такой деятельности.

Но вот не так давно ситуация изменилась — вступил в силу Закон № 675. О нововведениях, которые он привнес в деятельность интернет-магазинов, расскажем сразу после того, как напомним основные принципы их организации и функционирования.

Интернет-магазин: что было

По общеустоявшемуся к последнему времени определению, под интернет-магазином принято было понимать сайт, торгующий товарами или услугами в Интернете, с помощью которого можно выбрать и заказать необходимый товар/услугу (сформировать заказ, выбрать способ оплаты и доставки заказа и совершить покупку).

Что касается официального определения термина «интернет-магазин», то следует отметить: до появления Закона № 675 ни в одном законодательном и нормативно-правовом акте указанного определения не было (см. письма Минэкономразвития и торговли от 19.11.2012 г. № 3502-05/43517-14 и от 12.06.2015 г. № 3501-04/18982-07).

И вообще, правовые основания такого вида торговли, как торговля через Интернет, базировались на общих нормах гражданского, хозяйственного и налогового законодательства, а также другой нормативке, перечисленной в этих письмах и в письме Госслужбы по вопросам предпринимательства от 11.01.2014 г. № 196/0/20-14. По мере необходимости мы будем обращаться к этой нормативке.

Так вот, считалось, что в данном случае происходит продажа товаров на заказ, которая относится к так называемой торговле по образцам. Правовым подспорьем для такой трактовки интернет-торговли была ст. 702 ГКУ, которая предусматривает, что товары могут продаваться путем ознакомления покупателя с образцом товара (по описанию, каталогу, через сеть Интернет и т. п.). При этом товар доставляется в заявленное покупателем место (например, место проживания или работы покупателя-физлица, местонахождение покупателя-юрлица, на почту и т. п.) и с момента доставки договор купли-продажи считается выполненным.

В свою очередь, Закон № 1023 предусматривал возможность заключения между продавцом и потребителем договора на расстоянии с помощью средств дистанционной связи, к которым, в частности, относится и сеть Интернет.

На подзаконном уровне — в Правилах № 103, разработанных во исполнение Закона № 1023, — реализация товаров через Интернет классифицировалась как продажа товаров по заказу. Это был единственный документ, который в какой-то мере определял нюансы осуществления интернет-торговли.

К выводу о том, что субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю с помощью сети Интернет, должны были руководствоваться требованиями Правил № 103, в свое время приходили упомянутые выше госорганы в своих письмах. Так, в письме Госпредпринимательства от 11.01.2014 г. № 196/0/20-14 указывалось, что

продажа через интернет-магазин может считаться одновременно как продажей товаров на заказ, так и дистанционной торговлей

Вместе с тем интернет-магазины обязаны в первую очередь придерживаться «общих» правил торговли (утверждены постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833), а также правил продажи отдельных гpyпп продовольственных и непродовольственных товаров.

Несмотря на виртуальность интернет-торговли, на нее, очевидно, должны были распространяться и другие нормы действующего украинского законодательства. И в первую очередь те, которые для осуществления такой деятельности обязывали продавца зарегистрироваться в установленном порядке в качестве субъекта хозяйствования* и встать на налоговый учет. Но поскольку они общеизвестны, не станем идти по «регистрационной» стезе дальше, а остановимся на вопросе выбора кода КВЭД такими субъектами.

* Об ответственности за нерегистрацию интернет-магазина субъектом хозяйствования со ссылкой на ст. 164 КоАП говорится в письме Минэкономразвития и торговли от 12.06.2015 г. № 3501-04/18982-07.

Заметим, что для осуществления розничной интернет-торговли среди видов деятельности, которые вносятся в ЕГР**, а затем указываются в выписке из ЕГР, как нельзя более подходит вид деятельности с кодом 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет» согласно КВЭД ДК 009:2010 (см. также вышеупомянутое письмо Госпредпринимательства).

** Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Этот класс включает розничную торговлю с помощью компаний почтового заказа или сети Интернет, т. е. деятельность по розничной торговле, где покупатель осуществляет свой выбор, основываясь на рекламных объявлениях, каталогах, информации веб-сайтов или любой другой рекламной продукции, и делает заказ по почте, по телефону или через сеть Интернет (обычно с помощью специальных средств, размещенных на веб-сайте). Товар, который покупается, может быть или непосредственно загружен с интернет-сайта, или доставлен покупателю.

А теперь перейдем непосредственно к анализу тех новшеств, которые в деятельность интернет-магазинов привнес Закон № 675.

Интернет-магазин как средство е-коммерции

Под электронной коммерцией этот Закон понимает отношения, направленные на получение прибыли, возникающие при дистанционном совершении сделки с использованием информационно-телекоммуникационных систем (ИТС), в результате чего у участников возникают права и обязанности имущественного характера.

Какие критерии дистанционности в данном случае выдвигает Закон № 675? Они приведены в п. 14 ч. 1 ст. 3 этого Закона. Покупатель должен иметь возможность заключить электронный договор после ознакомления с описанием товара, которое продавец предоставил путем доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотографиям и т. п. посредством ИТС (в частности, через Интернет).

При этом главным признаком дистанционной торговли является то, что покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцами при заключении такого договора. Если же покупателю в ответ на его электронное сообщение доставляют в условленное место образцы предлагаемого товара, из которых он вживую выбирает подходящий ему экземпляр, такие отношения выходят за рамки е-коммерции.

Что ж, отсутствие прямого контакта покупателя и продавца до заключения договора как раз и характеризует принцип работы интернет-магазина. Значит, Закон № 675 — родной для такого вида торговли. Что же интересного для себя могут почерпнуть владельцы интернет-магазинов?

Прежде всего — собственно определение этого термина, которое ввел в обиход Закон № 675 (см. п. 8 ч. 1 ст. 3).

Отныне под интернет-магазином будем понимать средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки

В свою очередь, электронная сделка — это действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, совершенное с использованием ИТС.

Передохнем немного от обилия юридических терминов, чтобы сообщить прискорбный факт. К сожалению, Закон № 675 грешит многими нестыковками и противоречиями. Вы уже успели заметить, что в нем одновременно употребляются термины «электронный договор» и «электронная сделка», которые хоть и определены вроде бы по-разному, но вносят некоторую сумятицу.

Есть вопросы и к сфере распространения этого Закона: он касается исключительно потребителей в понимании профильного Закона № 1023, т. е. «физиков», или им могут руководствоваться и «юрики», совершающие покупки через Интернет для собственной хоздеятельности?

Надеемся, законодатель вскоре подправит эти и другие шероховатости Закона № 675. А пока акцентируем ваше внимание на тех его нормах, которые уже сейчас нужны для полноценной работы интернет-магазинов в новом правовом поле.

Субъекты е-коммерции

Таковыми традиционно являются продавец и покупатель.

Правовой статус продавца (исполнителя, поставщика) товаров, работ, услуг в е-коммерции определен ст. 7 Закона № 675. Им может быть юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель (см. п. 15 ч. 1 ст. 3 этого Закона).

Продавец обязан предоставить покупателю информацию о:

— своем полном наименовании, местонахождении, идентификационном коде (если он — «юрик») или Ф. И. О., месте регистрации и месте фактического проживания, регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов (если он — ФЛП)*;

* В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 непредоставление такой информации влечет за собой наложение штрафа в размере 30 % стоимости реализованных товаров, но не менее 5 ннмдг, т. е. 85 грн. В случае если субъект хозяйствования не обязан вести учет доходов и расходов, размер такого штрафа является фиксированным и составляет 85 грн.

— адресе электронной почты и/или адресе интернет-магазина;

— сведениях о лицензиях, если хоздеятельность интернет-магазина подлежит лицензированию;

— включении налогов в стоимость товара;

— стоимости доставки в случае доставки товара;

— прочих сведениях, подлежащих обнародованию согласно законодательству.

Правда, в Законе ничего не сказано, где именно должна быть приведена вышеперечисленная информация. Однако требование Закона обеспечить покупателю прямой, простой и стабильный доступ к такой информации подсказывает нам, что в случае продажи товаров через интернет-магазин ее следует размещать на сайте магазина.

Кроме того, продавец должен соблюдать требования законодательства по защите информации в ИТС и безопасности расчетов ( ч. 3 ст. 7 Закона № 675), а также хранению персональных данных ( ст. 14 этого Закона). И конечно же, не подлежит сомнению обязанность продавца соблюдать права потребителя согласно Закону № 1023.

Несколько слов о правовом статусе покупателя. Еще раз подчеркнем: из определения субъектов в сфере е-коммерции, приведенного в п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 675, напрашивается вывод, что покупателем в рамках этого Закона выступает исключительно физическое лицо. Из этого и будем исходить при дальнейшем изложении.

Итак,

покупатель (заказчик, потребитель) товаров, работ, услуг в сфере е-коммерции по объему своих прав и обязанностей приравнен к потребителю в случае заключения им договора вне торговых или офисных помещений и в случае заключения договора на расстоянии

Права потребителей в таких случаях защищены одновременно нормами ст. 12 и 13 Закона № 1023. В принципе, они давно известны, поэтому рассматривать их особой нужды нет.

Остановимся лучше на обязанностях покупателя интернет-магазина. Они прописаны в ст. 8 Закона № 675. Основная обязанность покупателя — предоставить о себе информацию, необходимую для совершения электронной сделки, создания электронной подписи, идентификации в информационной системе продавца. Объем такой информации определяется законодательством и договоренностью сторон.

Кроме того, покупатель должен сообщить адрес доставки товара, выполнения работы либо предоставления услуги. Разумеется, если предметом электронной сделки является купля-продажа нематериальных объектов (например, аудиозаписи или компьютерной программы), то выполнение этого условия не требуется.

Что касается персональных данных, то регистрация физлица-покупателя в информационной системе продавца будет считаться предоставлением согласия физлица на их использование и обработку (см. ч. 3 ст. 14 Закона № 675).

Заключаем электронный договор

Процедура его заключения урегулирована ст. 11 Закона № 675. И состоит она из двух этапов: (1) предложения заключить такой договор (оферты) одной стороной и (2) ее принятия (акцепта) другой стороной.

Оферта должна содержать все существенные условия, присущие договору. Оферта может быть сделана несколькими способами — с помощью пересылки коммерческого электронного сообщения, путем размещения в Интернете или других ИТС. Однако каким бы способом ни была сделана оферта, предложение о заключении договора должно содержать существенные условия, предусмотренные законодательством для соответствующего вида договора, и выражать намерение лица, сделавшего ее, считать себя обязанным в случае ее принятия ( ч. 1 ст. 11 Закона № 675).

Собственно говоря, примерно так все обстояло и ранее (см. ст. 641 ГКУ). Новеллой Закона № 675 является оферта в виде коммерческого электронного сообщения, т. е. электронного сообщения в любой форме, цель которого — прямое или опосредованное продвижение товаров, работ, услуг либо деловой репутации лица, осуществляющего хозяйственную или независимую профессиональную деятельность.

Однако это не то же самое, что надоевший всем электронный спам. Во-первых, распространяя такие сообщения, его автор — потенциальный продавец должен обеспечить доступ к тому объему информации о себе, которого требует ст. 7 Закона № 675 (см. выше). Во-вторых, отсылать такие сообщения разрешено в адрес только тех получателей, которые дали свое согласие на их получение. И в-третьих, если такое согласие не было получено отправителем перед отсылкой, то адресату должна быть обеспечена возможность отказаться в будущем от получения подобных сообщений.

Если в коммерческом электронном сообщении говорится о скидках, премиях, поощрительных подарках и т. п., то условия их получения должны быть доступными и излагаться так, чтобы их было невозможно понять двусмысленно, а также соответствовать требованиям законодательства о рекламе.

Итак, получив от интернет-магазина коммерческое электронное сообщение (либо оферту в другом виде), покупатель, желающий заключить электронный договор, должен принять оферту (акцептовать ее), направив ответ продавцу. Такой ответ может предоставляться путем:

1) отправки электронного сообщения лицу, сделавшему оферту;

2) заполнения формуляра заявления (формы) о принятии оферты в электронной форме;

3) совершения действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой оно размещено, и эти разъяснения логически связаны с ней. Например, такими действиями можно считать оплату товара покупателем.

С момента получения лицом, направившим оферту, ответа о принятии предложения электронный договор считается заключенным.

Обратите внимание:

электронный договор, заключенный путем обмена электронными сообщениями, считается таким, который по правовым последствиям приравнивается к договору, заключенному в письменной форме

Более того, Закон № 675 декларирует, что электронные сделки и сделки, заключенные в другой, предусмотренной законодательством форме, имеют равную юридическую силу (см. ч. 1 ст. 5). При этом сделка не может быть признана недействительной в связи с ее совершением в электронной форме (ч. 3 ст. 5 этого Закона).

Но! Чтобы все действительно было в полном ажуре, электронный договор необходимо подписать. Как это сделать?

Подписываем электронный договор

Статья 12 Закона № 675 предлагает три варианта подписи в сфере е-коммерции. В этих целях подойдет:

— электронная подпись или электронная цифровая подпись (ЭЦП) при условии использования ЭЦП всеми сторонами электронной сделки. В принципе, ЭЦП может быть и у рядового покупателя интернет-магазина, но пока она еще среди наших граждан в диковинку;

электронная подпись одноразовым идентификатором. Это данные в электронной форме в виде алфавитно-цифровой последовательности, добавленные к другим электронным данным лицом, принявшим предложение (оферту), и направленные другой стороне электронного договора (см. п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 675). Этот вариант стал уже более-менее привычным — речь идет о генерации по определенным правилам некоторого, скажем так, буквенно-цифрового логина/пароля, который приходит покупателю на мобильный телефон и вводится им на сайте интернет-магазина;

аналог собственноручной подписи (факсимиле и т. п.). Для использования этого варианта требуется письменное согласие сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Для подтверждения того, что электронная сделка совершена, покупатель должен получить электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ

Продавец обязан предоставить такой документ покупателю в момент совершения сделки или в момент передачи товара ( ч. 11 ст. 11 Закона № 675).

Указанное подтверждение, помимо прочей информации, должно содержать сведения об:

— условиях и порядке обмена (возврата) товара или отказа от работы (услуги),

— порядке принятия претензии к товару (работе, услуге);

— гарантийных обязательствах продавца;

— порядке расторжения договора, если срок его действия не определен.

Как видите, речь идет о некоем аналоге традиционного гарантийного талона на товар (работу, услугу). Вместе с тем в этой норме упоминаются и расчетные документы, которые должен получить покупатель в подтверждение оплаты товара. О них мы поговорим в следующей статье, посвященной использованию РРО в интернет-магазине (см. на с. 9).

А в завершение этой статьи пробежимся по тем аспектам функционирования интернет-магазинов, которые Закон № 675 в силу своей электронной специфики оставил в стороне.

Что осталось неизменным

Способы расчетов и доставки товаров. На сегодняшний день интернет-магазины предлагают на выбор покупателю несколько удобных способов расчетов:

наличный расчет (в офисе продавца либо расчет наличными с курьером при доставке товара);

безналичный расчет (банковским платежным поручением через банк, с зачислением средств на текущий счет продавца, включая безналичную оплату наложенным платежом через отделение связи или альтернативную службу доставки);

— расчеты с применением БПК (банковских платежных карточек), которые могут осуществляться либо через портативный платежный терминал, находящийся у курьера при доставке товара, либо как оплата непосредственно БПК на сайте интернет-магазина. В последнем случае интернет-продавцу нужно заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга для зачисления средств, поступающих с БПК покупателей, на счет продавца;

— оплата электронными деньгами и пр. О расчетах электронными деньгами подробнее см. статью на с. 16.

Вариантов доставки товаров тоже немало. Большинство интернет-магазинов не ограничивают покупателя в их выборе, предлагая остановиться на самом удобном. Перечислим их:

— получение товара в магазине (на складе, в офисе) продавца;

— доставка товара курьером на дом (для чего может быть создана собственная курьерская служба либо могут привлекаться сторонние транспортные организации);

— доставка товара по почте либо альтернативной службой доставки, выполняющей одновременно почтовые и транспортно-экспедиционные функции.

Выбранный способ оплаты и доставки покупатель указывает при формировании заказа.

Если речь идет о приобретении «цифрового» товара (электронных книг, аудио- и видеозаписей, компьютерных программ и т. п.), его можно получить, непосредственно скачав с сайта интернет-магазина.

Ограничения в выборе системы налогообложения. Как вы уже поняли, осуществлять торговлю через Интернет вправе как юридические лица, так и физические лица — предприниматели. Причем ни для тех, ни для других не существует прямых запретов при выборе ими системы налогообложения, учета и отчетности. То есть и общесистемщикам, и единоналожникам открыт путь в интернет-торговлю.

С правомерностью применения упрощенной системы налогообложения интернет-магазинами согласны и налоговики. Однако при этом стоит учитывать общие ограничения упрощенной системы по торговле единоналожниками определенными видами товаров.

Например, в письме ГНСУ от 11.12.2012 г. № 11229/0/71-12/15-2217Є фискалы выступают против того, чтобы юридические лица с кодом КВЭД 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет» применяли упрощенную систему налогообложения, если они продают предметы искусства и антиквариата, а также проводят деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата.

Заодно отметим, что

плательщики ЕН первой группы не могут осуществлять продажу через интернет-магазин

Их удел — исключительно розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или предоставление бытовых услуг населению.

Единоналожники второй группы могут продавать товары через интернет-магазин любым покупателям. Но вот предоставлять услуги (например, такие, как доставка товара) они вправе только другим плательщикам ЕН либо населению.

Запреты на торговлю отдельными товарами. Как такового перечня запрещенных к продаже через Интернет товаров не существует. Согласно п. 1.3 Правил № 103 ассортимент реализуемых через интернет-магазин товаров определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, кроме товаров, продажа которых запрещена согласно законодательству. Таковыми, в частности, являются:

— огнестрельное и холодное оружие;

— радиоактивные материалы;

— наркотики и наркосодержащие вещества;

— нелицензированное программное обеспечение, аудио- и видеоматериалы;

— материалы антигосударственной направленности;

— материалы, пропагандирующие ксенофобию (человеконенавистничество);

— товары и материалы уголовной направленности;

— фашистская атрибутика.

Среди менее экзотических товаров прямо запрещены к продаже через Интернет лекарственные средства (см. п. 2.6 «лекарственно-лицензионного» приказа Минздрава Украины от 31.10.2011 г. № 723).

В отношении дистанционной продажи алкогольных напитков и табачных изделий стоит учитывать требования специального Закона № 481 к месту торговли такими товарами. Указанным Законом оно определено как помещение (здание, строение), да еще и с установленными ограничениями по площади торгового зала, если речь идет о розничной торговле алкоголем (кроме пива).

Иначе говоря, местом «алкогольной» и «табачной» торговли должно выступать помещение — стационарный объект определенной площади. Так как получение «алкогольной» лицензии привязано к стационарному месту торговли, то осуществлять дистанционную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в рамках действующего законодательства не получится (см. также письмо ГФСУ от 01.10.2015 г. № 20887/6/99-99-22-07-03-15).

Похожая ситуация складывается и с торговлей ювелирными изделиями, которая хотя и не требует получения лицензии, однако осуществляться может также через стационарные объекты (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 46, с. 4).

выводы

  • Интернет-магазины обязаны в первую очередь придерживаться «общих» правил торговли, специальных правил, регулирующих продажу товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, а также правил продажи отдельных гpyпп продовольственных и непродовольственных товаров.

  • Интернет магазин обязан предоставить покупателю информацию о: своих полных реквизитах (регистрационных, налоговых, почтовых и т. п.); наличии лицензий (в случае лицензирования своего вида хоздеятельности); включении налогов в стоимость товара; стоимости доставки товара.

  • К сожалению, из Закона № 675 до конца не ясно, касается ли он исключительно потребителей — физических лиц или им могут руководствоваться и юрлица, совершающие покупки через Интернет для собственной хоздеятельности. Мы исходим из того, что покупателями в рамках этого Закона выступают исключительно «физики».

  • Электронные сделки и сделки, заключенные в другой форме, предусмотренной законодательством, имеют равную юридическую силу. При этом сделка не может быть признана недействительной в связи с ее совершением в электронной форме.

  • Существует целый ряд товаров, продажа которых не может осуществляться дистанционно. Среди них — лекарственные средства, алкогольные напитки и табачные изделия, ювелирные изделия и др.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше