Сайт для интернет-магазина: содержание и продвижение

В избранном В избранное
Печать
Василенко Ольга, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2015/№ 101
Создать сайт для интернет-магазина — это только полдела. От сайта, не имеющего постоянного подключения к Интернету, а также своего индивидуального адреса в нем, — мало пользы. Такой сайт можно сравнить с магазином на неизвестном необитаемом острове. Для того, чтобы о таком магазине кто-то узнал, необходимо определить его координаты, по указанным координатам организовать курсирование корабля или рейс самолета, убедить потенциальных покупателей, что именно там, в магазине на необитаемом острове, ждет их то, о чем они давно мечтали. Задача непростая, правда? Подобная задача стоит и перед интернет-магазином, который только создал свой сайт...

Специфические расходы, которые необходимо будет нести интернет-магазину на содержание и продвижение своего сайта, имеют соответствующие специфические названия: домен, хостинг, коллокация, SEO-продвижение. Бухгалтер, увидев «такое» в документе, часто не понимает, что с «этим» делать. Ответы маркетолога/программиста/руководителя не всегда проливают свет.

Но такие уж специфические данные расходы? Давайте разбираться.

Расходы на регистрацию домена

Для начала ответим на вопрос: «Что такое домен?»

Определение этому понятию находим в ст. 1 Закона № 1280, согласно которой

домен — часть иерархического адресного пространства сети Интернет, имеющая уникальное название, которое ее идентифицирует

Другими словами, домен — это уникальное имя части пространства в сети Интернет, в которой размещен сайт. Присваивается такое имя регистратором.

До регистрации домена сайт интернет-магазина не может быть использован по назначению. Такой характер расходов на регистрацию домена дает основания включить их в первоначальную стоимость сайта*. Подробнее об учете расходов на регистрацию домена см. статью на с.22

* Если сайт признается нематериальным активом. Если же сайт не признан нематериальным активом (например, если интернет-магазин арендует сайт), расходы на регистрацию домена поэтапно списываются на сбытовые расходы через счет 39 «Расходы будущих периодов».

Отметим, что при регистрации домена интернет-магазин не покупает его, а получает лишь эксклюзивное право его использования в течение определенного времени. До истечения такого срока право на использованиедомена необходимо продлить. Расходы на продление домена следует поэтапно списывать на сбытовые расходы через счет 39 (поскольку продлевается домен обычно на длительный срок, что приводит к необходимости отражать в учете расходы будущих периодов).

Если продление не осуществлено, домен блокируется, но некоторое время еще доступен для восстановления первичным регистратором. Если в течение установленного срока домен не восстановлен, его удаляют. В таком случае его можно зарегистрировать заново, но сделать это сможет не только субъект, осуществивший первичную регистрацию, но и любой желающий**. Поэтому для интернет-магазина очень важно не забывать о продлении и вовремя, до окончания срока, производить оплату регистратору.

** Домен в зоне.UA можно зарегистрировать только при наличии зарегистрированной торговой марки. Домены в других зонах (например, com.ua, net, net.ua) можно зарегистрировать и без торговой марки

Расходы на продление домена не приводят к возникновению разниц между бухгалтерским финансовым результатом и объектом обложения налогом на прибыль. Интернет-магазин — плательщик НДС имеет право на налоговый кредит по расходам на продление домена на общих основаниях согласно ст. 198 НКУ.

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете интернет-магазина— плательщика НДС услуг по продлению домена, приобретенных у регистратора — плательщика НДС***.

*** Вопрос правомерности применения льготы по НДС при поставке программной продукции в данной статье не рассматривается

Таблица 1. Продление домена

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Осуществлена предоплата за продление домена на год

371

311

1500

2

Отражена сумма НДС

644/1

644

300

3

Получена налоговая накладная

641

644/1

300

4

Получен акт от регистратора о продлении домена на год

39

631

1200

5

Отражена сумма НДС

644

631

300

6

Отнесены расходы на продление домена в расходы периода (на конец месяца)

93

39

100

Хостинг и коллокация

Для того, чтобы разобраться с этими понятиями, прежде всего, необходимо понимать, что сайт интернет-магазина, как и любой другой сайт, представляет собой совокупность файлов, которые должны где-то храниться. Хранятся такие файлы, чаще всего, на сервере. Вот от того, на чьем сервере хранятся эти файлы, и будет зависеть, какой именно услугой пользуется интернет-магазин: услугой хостинга или услугой коллокации.

Итак,

хостинг — это услуга по физическому размещению сайта на сервере поставщика услуг, который находится в его помещении и имеет постоянное подключение к Интернету

Коллокация — это также услуга по размещению сайта на сервере, который находится в помещении поставщика услуг и имеет постоянное подключение к Интернету. Ее отличие от хостинга состоит лишь в том, что размещается сайт на собственном сервере интернет-магазина.

Как мы уже поняли, хостинг и коллокация — это услуги, которые служат одной цели. Поэтому у одного интернет-магазина может быть только один из договоров: либо договор о предоставлении услуг хостинга, либо договор о предоставлении услуг коллокации.

В то же время возможен вариант, когда у интернет-магазина будут отсутствовать оба этих договора. Потому как сайт может работать, находясь на сервере предприятия и в его помещении. Другое дело, что предприятию гораздо проще заплатить за услугу хостинга/коллокации, чем самостоятельно обеспечивать наличие дискового пространства для хранения всех файлов, бесперебойный Интернет и бесперебойное питание компьютера, потому на практике такой вариант встречается достаточно редко.

Какое же место определено услугам хостинга/коллокации в учете интернет-магазина?

Основная цель данных услуг — обеспечение круглосуточного доступа посетителей к сайту, а значит, благодаря этим услугам сайт поддерживается в рабочем состоянии. В то же время расходы на хостинг/коллокацию непосредственно связаны со сбытом товаров/услуг, а потому для интернет-магазина — это расходы периода, которые учитываются на счете 93 «Расходы на сбыт».

Такие расходы в полном объеме учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль. Интернет-магазин — плательщик НДС имеет право на налоговый кредит по таким услугам на общих основаниях согласно ст. 198 НКУ.

Существует практика включения расходов на хостинг/коллокацию в первоначальную стоимость сайта. Стоит отметить: налоговики такую практику поддерживают. Так, согласно разъяснению, которое содержит БЗ в категории 102.06.02, расходы на регистрацию доменного имени и хостинг следует относить к 6 группе нематериальных активов и осуществлять амортизацию таких расходов в соответствии с нормами п. 138.3 НКУ. Считаем такую позицию неправомерной. Ведь расходы на хостинг не увеличивают возможности, срок использования, а также первоначально ожидаемые выгоды от использования сайта, они направлены только лишь на поддержание его в рабочем состоянии, потому согласно п. 18 П(С)БУ 8, их место — в расходах периода.

Рассмотрим на примере отражение в учете расходов на хостинг/коллокацию, приобретенных у предприятия — плательщика НДС.

Таблица 2. Расходы на хостинг/коллокацию в учете интернет-магазина

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Осуществлена предоплата за услуги хостинга/коллокации

371

311

2400

2

Отражена сумма НДС

644/1

644

400

3

Получена налоговая накладная

641

644/1

400

4

Получен акт от поставщика услуг

93

631

2000

5

Отражена сумма НДС

644

631

400

6

Произведен взаимозачет задолженностей

631

371

2400

Продвижение сайта

После того, как получено доменное имя и к сайту интернет-магазина обеспечен круглосуточный доступ, самое время заняться его продвижением.

Продвижение сайта — это комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями

Существует два основных способа продвижения сайта:

1) поисковая оптимизация (SEO);

2) интернет-реклама.

Поисковая оптимизация (SEO) является одним из важнейших этапов продвижения сайта. Она представляет собой комплекс мер по повышению позиции сайта в поисковых системах. Интернет-магазин может заниматься поисковой оптимизацией самостоятельно либо привлекать сторонние организации.

Достаточно часто первоначальные SEO-работы проводятся еще при создании сайта и потому входят в его первоначальную стоимость.

Расходы на SEO, понесенные интернет-магазином в дальнейшем, направлены на популяризацию сайта с целью получения ранее запланированных от его использования экономических выгод. Такой характер расходов на SEO позволяет отнести их на сбытовые расходы периода (счет 93).

Рассмотрим на примере отражение расходов на оптимизацию сайта в учете интернет-магазина.

Таблица 3. SEO в учете интернет-магазина

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражены расходы на приобретение сайта

154

631

30000

2

Введен сайт в хозяйственный оборот

125

154

30000

3

Получен акт выполненных SEO-работ от сторонней организации

93

631

4000

4

Начислена заработная плата сотруднику, занятому SEO

93

661

3000

5

Начислен ЕСВ на заработную плату такого сотрудника

93

651

1101

Расходы на SEO, включаемые в первоначальную стоимость сайта, могут привести к возникновению разниц при начислении амортизации необоротных активов, если бухгалтерский срок амортизации не попадает в рамки, установленные п.п. 138.3.4 НКУ. При этом стоит учесть: по мнению налоговиков, сайт относится к 6 группе нематериальных активов. Срок действия права пользования таким активом определяется в соответствии с правоустанавливающим документом. И только если в правоустанавливающем документе такой срок не определен, следует учитывать ограничения, установленные абз. 2 п.п.138.3.4 НКУ.

Расходы на оптимизацию, включаемые в сбытовые расходы периода, в полном объеме учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль.

Интернет-магазин — плательщик НДС имеет право на налоговый кредит по SEO-услугам на общих основаниях согласно ст. 198 НКУ.

Интернет-реклама. Как и любому магазину (на необитаемом острове или нет ☺), интернет-магазину нужна реклама. Причем рекламировать интернет-магазин можно и с помощью обычной рекламы. Но более распространенной является именно реклама через Интернет, потому как она имеет следующие преимущества над рекламой обычной:

Во-первых, интернет-реклама обычно имеет ссылку на сам сайт, что позволяет заинтересовавшемуся посетителю безотлагательно воспользоваться предложением.

Во-вторых, легко отслеживается реакция потребителей на каждую конкретную рекламу, а потому понятен ее эффект.

Расходы на интернет-рекламу включаются в сбытовые расходы периода (списываются на счет 93 в периоде предоставления акта оказанных рекламных услуг).

Актуальным остается традиционный вопрос о подтверждении «хозяйственности» расходов на рекламу. И хотя для определения налога на прибыль и отнесения рекламных сумм НДС к налоговому кредиту это сейчас неважно, доказывать «хозяйственность» придется, чтобы избежать необходимости начислять НДС согласно п. 198.5 НКУ.

Какими же документами можно подтвердить расходы на интернет-рекламу?

В принципе, для того, чтобы подтвердить хозяйственное назначение расходов на интернет-рекламу, достаточно, чтобы акт оказанных услуг содержал детализированное описание оказанной услуги. Но лишними не будут «принт-скрины» экрана с изображением рекламы, отчеты, расшифровывающие ключевые слова, тексты, статистику показов и произведенных кликов.

выводы

  • До регистрации домена сайт интернет-магазина не может быть использован по назначению, а потому есть основания включить расходы на регистрацию домена в первоначальную стоимость сайта.

  • Расходы на продление домена, а также на его регистрацию, если сайт не признан НМА, поэтапно списываются на сбытовые расходы через счет 39 «Расходы будущих периодов».

  • Услуги хостинга и коллокации обеспечивают рабочее состояние сайта, а потому включаются в сбытовые расходы периода, в котором предоставлен акт.

  • Расходы на SEO направлены на популяризацию сайта, потому признаются сбытовыми расходами периода.

  • Расходы на интернет-рекламу включаются в расходы на сбыт.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить