Создаем филиал: пошаговая инструкция

В избранном В избранное
Печать
Белова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2015/№ 99
Из предыдущей статьи (см. с. 4) вы уже узнали, что представляет собой филиал юридического лица. Теперь, друзья, давайте выясним, как создать такую структуру и что для этого нужно.

Сразу предупредим: создание филиала или другого обособленного подразделения — дело не двух минут. Чтобы достичь желаемого, нужно предпринять несколько важных шагов:

Шаг 1. Принять решение о создании филиала.

Шаг 2. Разработать и утвердить Положение о филиале.

Шаг 3. Включить сведения о филиале в ЕГР и поставить его на учет в госорганах.

Шаг 4. Назначить руководителя филиала и выдать ему доверенность.

Шаг 5. Наделить филиал определенным имуществом.

Давайте рассмотрим каждый шаг подробнее.

Процедура создания филиала

Шаг 1. Принимаем решение о создании филиала. Началом всех начал служит решение о создании филиала или другого обособленного подразделения. Его принимает высший орган управления юрлица, а именно: общее собрание участников ООО — это его исключительное право. К АО подобных жестких требований Закон об АО не выдвигает. Поэтому решение об открытии филиала АО может оказаться в компетенции общего собрания акционеров, только если это будет закреплено уставом (хотя тут, по большому счету, может быть достаточно и решения уполномоченного органа).

Требования к проведению общего собрания просты:

— заблаговременное предупреждение участников о дате проведения и повестке дня;

— наличие кворума (для АО — более 50 % голосующих акций, а для ООО — не менее 60 % голосов).

Решение о создании филиала, если иное не предусмотрено учредительными документами, принимается простым большинством голосов и оформляется в виде:

— протокола общего собрания участников (повторим, собрание обязательно лишь для ООО). Госрегистратору можно подать извлечение из протокола общего собрания. Этот документ должен быть подписан председательствующим на общем собрании и скреплен печатью юрлица (при ее наличии). Нотариально удостоверять извлечение не нужно (см. письмо Госкомпредпринимательства от 05.10.2004 г. № 6809);

— решения участника хозобщества (для обществ с одним участником) или решения уполномоченного органа (для АО).

Позаботьтесь, чтобы наименование обособленного подразделения было указано правильно. Для этого учтите Требования по написанию наименования юридического лица либо его обособленного подразделения, утвержденные приказом Минюста от 05.03.2012 г. № 368/5 (ср. 025069200). Согласно п. 1.8 этих Требований наименование обособленного подразделения должно содержать слова «обособленное подразделение» («филиал», «представительство» и др.) и указывать на принадлежность к юридическому лицу, которое создало данное обособленное подразделение.

Имейте в виду: к наименованию обособленного подразделения применяют те же требования и ограничения, что и к наименованию юрлица

А это значит, что наименование обособленного подразделения, в частности:

— должно быть изложено на украинском языке и дополнительно на английском (при наличии);

— может состоять из собственного названия, а также содержать информацию о цели деятельности. Вдобавок к этому обособленное подразделение может иметь сокращенное наименование;

— не может быть тождественно наименованию другого юрлица или его обособленного подразделения;

— не может содержать наименований органов госвласти, местного самоуправления и исторических государственных наименований, перечень которых устанавливает КМУ, а также слово «национальный»;

— не должно содержать символику коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов.

При написании наименования можно использовать:

— буквы украинского алфавита (и латинского при необходимости);

— разделительные знаки и символы: кавычки (" ", “ ”, „ “, « », которые являются тождественными), точку (.), запятую (,), двоеточие (:), скобки /()/, апостроф (‘), дефис (-), тире (—), косую черту (/),восклицательный знак (!), вопросительный знак (?), номер (№), плюс (+), знак равенства (=), звездочку (*), эт коммерческую (@);

— цифры арабские (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) и римские (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, L, C, D, M).

Другие символы и разделительные знаки использовать в наименовании нельзя.

Шаг 2. Разрабатываем и утверждаем Положение о филиале. Обособленное подразделение действует на основании Положения, утвержденного юрлицом (как правило, его органом управления). Это указано в ч. 3 ст. 95 ГКУ и ч. 4 ст. 64 ХКУ. Подписывает Положение председатель исполнительного органа управления предприятия.

Однако каких-либо особых требований к содержанию такого Положения в законодательстве нет, за исключением некоторых случаев (например, для подразделений кредитных союзов примерный устав и примерные внутренние положения утверждены распоряжением Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг от 13.03.2008 г. № 338, а для филиалов госпредприятия «Центр государственного земельного кадастра» Типовое положение одобрено приказом Госкомзема от 31.10.2003 г. № 279).

Поэтому субъекты хозяйствования при разработке Положения о своих филиалах имеют полную свободу действий. Хотя от минимального набора основных сведений, которые должны фигурировать в этом документе, конечно, никуда не деться. Среди них:

— наименование и местонахождение филиала;

— его организационная структура и функции;

— полномочия, права и обязанности руководителя обособленного подразделения;

— порядок организации работы, отчетности и предоставления информации о деятельности филиала;

— другие вопросы, связанные с деятельностью подразделения и его взаимодействием с головным предприятием.

Положение о каждом филиале и каждом представительстве должно храниться по местонахождению головного предприятия. Во всяком случае делать это АО велят п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 77 Закона об АО.

Шаг 3. Включаем сведения о филиале в ЕГР, ставим филиал на учет в госорганах. Несмотря на то, что обособленные подразделения юрлицами не являются и как самостоятельные субъекты госрегистрации не подлежат ( ч. 4 ст. 4 Закона № 755*),

* Планируется, что скоро Закон № 755 будет отменен, а вместо него будет действовать новый (см. пока что проект: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55405).

сведения о них юрлицо должно включить в ЕГР

К этому призывают ч. 5 ст. 95 ГКУ и ч. 2 ст. 17 Закона № 755. Чтобы сделать это, предприятие должно подать (направить заказным письмом с описью вложения) госрегистратору по своему местонахождению ( ч. 3 ст. 28 Закона № 755):

— заполненную Регистрационную карточку о создании обособленного подразделения юридического лица по форме № 5, утвержденной приказом Минюста от 02.11.2015 г. № 2140/5;

— решение органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения. Как мы сказали выше, это может быть извлечение из протокола общего собрания (для ООО), решение участника общества (для общества с одним участником) или решение уполномоченного органа (для АО).

Если у госрегистратора замечаний к поданным документам нет, он в течение двух рабочих дней приобщит их к регистрационному делу юрлица, внесет соответствующую запись в ЕГР и в тот же день передаст соответствующие сведения об обособленном подразделении органам статистики, а также фискалам по местонахождению юрлица и по местонахождению обособленного подразделения ( ч. 9 ст. 28 Закона № 755).

В ЕГР госрегистратор вносит такие сведения об обособленном подразделении ( ч. 2 ст. 28 Закона № 755):

— идентификационные коды (коды ЕГРПОУ) юрлица и обособленного подразделения, которые согласно Положению о порядке и условиях пользования данными Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, утвержденного приказом Госкомстата от 28.11.2005 г. № 386, присваиваются госрегистратором;

— полное наименование обособленного подразделения;

— местонахождение обособленного подразделения;

— виды деятельности обособленного подразделения (все или только отдельные виды деятельности юридического лица);

— фамилии, имена и отчества лиц, которые имеют право совершать юридические действия от имени юрлица на основании доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера налогоплательщиков;

— сведения, полученные в порядке взаимного обмена информацией из ведомственных реестров органов госстатистики и фискальной службы;

— дату и номер записи о включении сведений в ЕГР;

— место проведения записи о включении сведений в ЕГР;

— местонахождение регистрационного дела юридического лица;

— фамилию, имя и отчество должностного лица, которое внесло в ЕГР запись о включении сведений об обособленном подразделении юридического лица.

Плата за получение выписки из ЕГРПОУ в этом случае не взимается ( ч. 6 ст. 20 Закона № 755).

Но если впоследствии для обособленного подразделения потребуется получить сведения из ЕГРПОУ, то в орган госстатистики надо будет подать соответствующий запрос + требующиеся документы в зависимости от способа получения сведений (в электронной или в бумажной форме) ( п. 8 разд. II, п. 5 разд. III Порядка № 466/5).

Тут уже услуга по выдаче сведений будет платной. Размер платы составит ( ч. 5 ст. 20 Закона № 755):

— 0,05 минзарплаты, установленной на 1 января, — за предоставление извлечения и справки из ЕГР в бумажной форме;

— 0,02 минзарплаты, установленной на 1 января, — за предоставление выписки из ЕГР в бумажной форме;

— 75 % от указанных сумм — за предоставление извлечения, справки и выписки из ЕГР в электронной форме.

Полученный код по ЕГРПОУ является налоговым номером для обособленного подразделения ( п. 2.2 Порядка № 1588)

Госрегистратор направляет фискальному органу по местонахождению обособленного подразделения уведомление или сведения из ЕГР о его создании. На основании этих документов контролирующий орган ставит обособленное подразделение на учет в качестве плательщика налогов ( п. 3.2 Порядка № 1588).

Постановка на налоговый учет подразделений иностранных компаний осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных п. 3.4 Порядка № 1588.

Также имейте в виду: если у головного предприятия по местонахождению обособленного подразделения возникает новый объект налогообложения, с которым связана обязанность предоставлять налоговую отчетность и/или начислять, удерживать или уплачивать налоговые обязательства, но при этом обособленное подразделение находится в другой административно-территориальной единице, нежели само предприятие, то оно должно по местонахождению подразделения дополнительно стать на налоговый учет как по неосновному месту учета(подробнее об этом читайте на с. 14).

Теперь о постановке обособленного подразделения на учет как плательщика ЕСВ. Тут все происходит следующим образом.

Когда фискальный орган получает от госрегистратора уведомление или сведения из ЕГР о создании обособленного подразделения, то сразу причисляет это подразделение к неплательщикам ЕСВ. Объясняется такое действие просто — на момент поступления информации о новичке фискалы не знают, какими полномочиями его наделило головное предприятие.

В плательщики ЕСВ налоговики запишут филиал только в том случае, если получат от головного предприятия уведомление о том, что оно: (1) выделило филиал на отдельный баланс и (2) предоставило ему возможность самостоятельно вести расчеты с застрахованными лицами ( п. 10 разд. II Порядка № 1162).

В Фонде инвалидов филиалы не регистрируют. Обязательной регистрации в отделениях Фонда подлежат только юрлица (по месту своей госрегистрации). Они подают Фонду лишь сведения о своих филиалах, а еще ежегодно до 1 марта – сводный Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов с учетом данных своих обособленных подразделений (подробнее о том, как его заполнить, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 8, с. 26).

Чтобы обеспечить деятельность филиала, которая осуществляется с использованием электронных документов, придется использовать электронные цифровые подписи (ЭЦП) и по требованию Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV получить сертификат ключа.

Шаг 4. Назначаем руководителя филиала и выдаем ему доверенность. Руководителя филиала, представительства или другого обособленного подразделения назначает юрлицо. Чтобы он мог в полную силу пользоваться своими полномочиями, предприятие выдает ему доверенность ( ч. 4 ст. 95 ГКУ).

Каких-либо специальных требований к оформлению такой доверенности законодательство не устанавливает. Основанием для ее выдачи служит акт органа управления хозобществом, которым лицо назначено руководителем обособленного подразделения. Таким актом может быть, например, протокол общего собрания участников, решение участника.

Нотариально удостоверять доверенность необязательно.

Когда будете составлять текст доверенности, обратите внимание на круг полномочий, которые предоставляете руководителю филиала или другого обособленного подразделения. Эти полномочия условно делят на две группы:

1) полномочия по представлению юрлица перед другими субъектами хозяйствования (в частности, при заключении сделок);

2) полномочия по представлению юрлица в суде и других госорганах.

Знайте: Положение о филиале не заменяет собой доверенность. Если ее нет, у руководителя филиала будут связаны руки — он не может совершать самостоятельно никаких юридически значимых действий.

Шаг 5. Наделяем филиал определенным имуществом, открываем счет в банке. Как вы уже поняли, отличительной чертой филиалов и других обособленных подразделений является наделение их обособленным имуществом. Это имущество подразделение может самостоятельно реализовать в рамках прав, делегированных его руководителю.

Имущество подразделениям юрлицо передает в том объеме и качестве, которые требуются им для осуществления автономной деятельности от имени предприятия

О том, что предприятие может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, говорит ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете. При этом подразделения обязаны вести бухгалтерский учет, а предприятие в последующем — включать их показатели в свою финансовую отчетность.

А еще юридическое лицо может открывать через свои филиалы и представительства счета в банках ( ч. 4 ст. 64 ХКУ, п. 6.1 Закона Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346, п. 1.3 Инструкции № 492).

Пару слов о печати для филиала. Она не обязательна (причем не только для филиала, но и в принципе для субъекта хозяйствования). Но если вы очень хотите, то можете ее изготовить. Никакие разрешительные документы для этого не нужны ( ст. 581 ХКУ).

Нужна ли филиалу лицензия

Вполне возможно, что предприятие, торгующее оптом алкоголем или табаком, открывает филиал, чтобы такую торговлю осуществлять и через него. Тогда специально для филиала нужно получить приложение к алкогольной/табачной лицензии, в котором будут указаны его местонахождение и идентификационный код ( ч. 15 ст. 18 Закона № 481). Для этого в орган лицензирования предприятие подает:

— заявление;

— копию справки о включении филиала в ЕГРПОУ с присвоенным ему идентификационным кодом. Такую копию должен заверить нотариус или орган, который выдал оригинал справки, либо должностное лицо органа лицензирования.

А как обстоят дела с осуществлением других видов деятельности, требующих получения лицензии согласно Закону № 222? Нужно ли для филиала получать копию такой лицензии? Нет, выдача копии лицензии для филиалов Законом № 222 не предусмотрена.

Однако п. 3 ч. 9 ст. 9 данного Закона требует от лицензиата проводить лицензируемые виды деятельности исключительно в пределах тех мест, которые указаны в сведениях, поданных органу лицензирования. При этом информация о местах осуществления деятельности вносится в ЕГР, отмечает Государственная регуляторная служба Украины в письме от 16.07.2015 г. № 5223/0/201-15.

Таким образом, чтобы можно было осуществлять лицензируемый вид деятельности через филиал, юрлицо должно подать органу лицензирования заявление, включив в него сведения о таком филиале как о месте осуществления этого вида деятельности в соответствии с лицензионными условиями. Данную информацию орган лицензирования уже сам внесет в ЕГР, как того требует ст. 2 Закона № 222.

РРО для филиала

Если через обособленное подразделение будут осуществляться виды деятельности, связанные с торговлей или предоставлением услуг за наличные, ему, очевидно, не обойтись без РРО.

В ситуации, когда подразделение расположено на территории иной территориальной громады, нежели само предприятие, зарегистрировать РРО можно в фискальном органе по местонахождению этого подразделения. Так говорит п. 3 гл. 2 разд. II Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

Вот мы и создали филиал. Интересно, какие сюрпризы ожидают его при постановке на налоговый учет? Ответ на этот вопрос — в следующей статье.

выводы

  • Решение о создании филиала или другого обособленного подразделения принимает высший орган управления юрлица.

  • Обособленное подразделение действует на основании Положения, утвержденного юрлицом.

  • Хотя обособленные подразделения юрлицами не являются и как самостоятельные субъекты госрегистрации не подлежат, сведения о них юрлицо должно включить в ЕГР.

Теги филиал
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить