Налог на имущество — трехглавое чудище налоговой реформы

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2015/№ 10
В своем показном стремлении к сокращению налогов депутаты превзошли самих себя. Ведь фактически перечень налогов сократили не за счет их упразднения, а всего лишь за счет переименования и/или объединения под одной крышей нескольких существовавших ранее. А тому, как они произвели на свет налог на имущество, позавидовал бы сам Франкенштейн! ☺ Взяли да к одному туловищу приставили две старых головы (налог на недвижимость + плату за землю) и третью новую (налог на транспорт). Интересно, как результаты этой вивисекции скажутся на налогоплательщиках? Давайте разбираться.

Обещаем, мы обязательно пройдемся по каждому из новых-старых налогов, составляющих нынешний налог на имущество, и проникнем в их суть. Но для начала в этой вводной статье рассмотрим общие моменты, которые присущи всем трем «субналогам». И только потом детализируем нюансы взимания каждого в отдельной статье.

Три главы…

Запомните: на сегодня налог на имущество состоит из:

1) налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (п.п. 265.1.1 и ст. 266 НКУ*). Это наш старый знакомый, к которому за два последних года мы успели привыкнуть. Но с нового года он предстал перед нами в более фискальном ракурсе, что вызвало миллион вопросов. Поэтому посвятим ему первую из трех запланированных статей (см. на с. 13);

2) транспортного налога (п.п. 265.1.2 и ст. 267 НКУ). Это новичок в славной троице «имущественных» налогов. Он же — единственный с претензией на статус налога на роскошь. И хотя его плательщиков, судя по всему, будет не так уж и много, расскажем о нем во второй статье (читайте ее в одном из ближайших номеров «Налоги и бухгалтерский учет»);

3) платы за землю (п.п. 265.1.3 и ст. 269 — 289 НКУ). Это самый старый и привычный из всех перечисленных тут налогов. Сколько копьев вокруг него было сломано! А сколько еще предстоит ☺, особенно с учетом «налоговореформенных» изменений в порядок его взимания. О нем тоже поговорим чуть позже — в последней статье нашей тетралогии.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Такой состав налога на имущество регламентирован новой редакцией ст. 265 НКУ, вступившей в силу с 01.01.2015 г. Это означает, что новые нормы затрагивают период «с Нового года и далее». А по каким правилам закрыть год предыдущий? К счастью, этот вопрос не стоит перед плательщиками налога на недвижимость и «годовыми» плательщиками платы за землю. Ведь они в прошлом году отчитались наперед — на 2014 год. А вот для плательщиков платы за землю, которые отчитывались помесячно, законодатель прописал специальную норму (см. п. 27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Им было велено подать декларацию за декабрь 2014 года в прежнем порядке. Что они наверняка и сделали не позднее 20.01.2015 г.

Важно!

Налог на имущество объявлен местным налогом (п. 10.1.1 НКУ)

Что это значит для вас как для налогоплательщиков? В первую очередь то, что при их исчислении вам придется в обязательном порядке руководствоваться соответствующими решениями местных советов. А для этого неплохо бы понимать, чего ждать от таких решений и как быть в случае, если местные власти филонят. ☺

Поговорим об этом далее.

…но не все одинаково живучи

Представьте себе, законодатель вдохнул жизнь не во все три главы своего «налоговоимущественного» чудища. ☺ Оказывается, с 01.01.2015 г. только две из них — налог на транспорт и плата за землю жизнеспособны без каких-либо дополнительных манипуляций.

Тут, как говорится, без вариантов — местные советы должны в обязательном порядке установить их на своей территории (см. п. 10.2 НКУ). На это п. 4 разд. II «Заключительные положения» Закона № 71* отвел им месячный срок. И кроме того — на местах следует установить их ставки в пределах, предусмотренных НКУ. Но — лишь в отношении платы за землю. Ведь по налогу на транспорт ставка установлена в едином для всех размере (см. п. 267.4 НКУ). Да и с платой за землю, как выяснилось, решения местных органов самоуправления об установлении ставок аукнутся только в следующем году.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

Весь текущий год земельный налог взимается с применением ставок, которые действовали до 31 декабря 2014 года

Подтверждение такого вывода находим в письме ГФСУ от 16.01.2015 г. № 722/5/99-99-19-01-01-16 и консультации из БЗ в подкатегории 112.03.ср. 025069200

Что будет, если муниципалитеты проигнорируют свои налогово-транспортно-земельные полномочия? Собственно говоря, ничего страшного. В таком случае местные налоги, по нормам НКУ являющиеся обязательными, до принятия советами соответствующих решений все равно взимаются (см. п.п. 12.3.5 НКУ). Причем, как мы выяснили, чтобы уже сейчас платить налог на транспорт и плату за землю, от местных властей не нужно даже ждать «местных» ставок.

А вот оживить (или не оживлять) третью главу — налог на недвижимость местные власти на подведомственной им территории могут по своему усмотрению. Иначе говоря, установление этого налога — всецело их прерогатива (п. 10.3 НКУ).

Получается, нет соответствующего решения — нет обязанности декларировать и уплачивать этот налог. А как быть, если такое решение в текущем году все же появится, но после истечения упомянутого выше месячного срока, отведенного п. 4 разд. II «Заключительные положения» Закона № 71? А если вообще после предельного срока подачи «недвижимой» отчетности? Усилим драматизм ситуации и зададимся мегавопросом: если решение местного совета об установлении налога на недвижимость принято в 2015 году, пусть даже до 1 февраля, возникает ли обязанность платить этот налог прямо сразу в этом же году? Или все-таки с начала будущего года? Наши рассуждения по этому поводу читайте в статье на с. 13.

… и не все одинаково управляемы

Казалось бы, если все три составные части налога на имущество в сумме дают один налог, то и порядок его (т. е. их) администрирования должен быть единым. Похоже, что законодатели действительно стремились унифицировать такой порядок. А насколько им это удалось — судить вам. Ознакомьтесь с таблицей на с. 11 — и вы все поймете сами.

Табл. Сравнительная характеристика элементов налога на имущество

Элемент налога

Налог на имущество в части

налога на недвижимость, отличную от земельного участка

налога на транспорт

платы за землю

1

2

3

4

Плательщики налога

физические и юридические лица

(п.п. 266.1.1 НКУ)

(п.п. 267.1.1 НКУ)

(п. 269.1 НКУ)

Ставка налога

относительная

абсолютная

относительная

устанавливается по решению местных советов не выше максимального предела, предусмотренного НКУ

установлена в НКУ как фиксированная величина из расчета на календарный год

устанавливается по решению местных советов в пределах, предусмотренных НКУ

(п.п. 266.5.1 НКУ)

(п. 267.4 НКУ)

(п. 284.1 НКУ)

Базовый (налоговый) отчетный период

календарный год

(п.п. 266.6.1 НКУ)

(п.п. 267.5.1 НКУ)

(п. 285.1 НКУ)

Порядок исчисления:

— для физических лиц

налог рассчитывается контролирующим органом

(п.п. 266.7.1 НКУ)

(п.п. 267.6.1 НКУ)

(п. 286.5 НКУ)

налоговые уведомления-решения направляются (вручаются) по месту регистрации налогоплательщика до 1 июля года:

следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом), т. е. в текущем году за предыдущий

базового налогового (отчетного) периода (года), т. е. год в год

(п.п. 266.7.2 НКУ)

(п.п. 267.6.2 НКУ)

(п. 286.5 НКУ)

— для юридических лиц

самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и

до 20 февраля

не позднее 20 февраля

этого же года подают контролирующему органу по местонахождению объектов налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными частями

поквартально

по месяцам

(п.п. 266.7.5 НКУ)

(п.п. 267.6.4 НКУ)

(п. 286.2 НКУ)

возможность ежемесячного либо ежеквартального декларирования налоговых обязательств НКУ не предусматривает

имеется возможность ежемесячного декларирования налоговых обязательств в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ)

Порядок уплаты налога

по местонахождению (месту регистрации) объектов налогообложения

(п.п. 266.9.1 НКУ)

(п.п. 267.7.1 НКУ)

(п. 287.4 НКУ)

Сроки уплаты:

— для физических лиц

в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения

(п.п. «а» п.п. 266.10.1 НКУ)

(п.п. «а» п.п. 267.8.1 НКУ)

(п. 287.5 НКУ)

— для юридических лиц

авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца

(п.п. «б» п.п. 266.10.1 НКУ)

(п.п. «б» п.п. 267.8.1 НКУ)

(п. 287.3 НКУ)

 

Как видите, налог на имущество, без сомнения, задумывался как триединое существо, живущее по общим для каждой сущности законам. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует вся приведенная выше информация. Но не вызывает сомнений и то, что входящие в него налог на недвижимость, транспортный налог и плата за землю во многих аспектах ведут себя как крыловские Лебедь, Щука и Рак. А это уже плохо. Ибо заставляет сомневаться, смогут ли налоговики впрячь их в одну телегу, то бишь в одну форму налоговой декларации.

Ситуация с НДФЛ и военным сбором, по которым уже больше полугода нет обещанной единой отчетной формы, только усиливает наши опасения. А ведь предельный срок подачи «имущественной» отчетности — до/не позднее 20 февраля. И если по недвижимости и земле худо-бедно можно отчитаться по ныне действующим формам, то по транспорту — увы, нет.

Подождем?.. ☺

выводы

  • С 01.01.2015 г. введен местный налог на имущество, вобравший в себя налог на недвижимость и плату за землю, а также новый налог на транспорт.

  • Первая составляющая налога на имущество — налог на недвижимость — вводится факультативно по решению органов местного самоуправления. Остальные две — по воле законодателя уплачиваются в обязательном порядке.

  • Разные сроки подачи юридическими лицами отчетности по каждой из трех составляющих «имущественного» налога, а также различный порядок уплаты каждой из них заставляют думать, что придется пользоваться тремя разными формами деклараций. Последнее слово, как всегда, за налоговиками.

  • Зато с физическими лицами почти все в полном ажуре — налоговые обязательства им рассчитывает контролирующий орган, а сроки направления налогового уведомления-решения с суммой налога и сроки его уплаты — едины. Правда, за недвижимость «физики» платят с задержкой на год — в текущем году за предыдущий и т. д.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить