Возвращаем переплату авансов по налогу на прибыль

В избранном В избранное
Печать
Царевская Татьяна, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2015/№ 10
В 2014 году предприятие заплатило 860 тыс. грн. ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль. Итоги работы в кризисный 2014 год говорят о том, что налоговые обязательства будут составлять 470 тыс. грн. (прогнозируемый налог на прибыль по декларации за 2014 год). Исходя из STEP*-анализа, можно предположить, что и в 2015, и в 2016 годах налоговая нагрузка будет по-прежнему снижаться. Как предприятию вернуть переплаченные в бюджет 390 тыс. грн.? Как в последующем учитывать постоянно остающуюся переплату по налогу за предыдущий год, более «успешный» с точки зрения налогооблагаемой прибыли? Разберемся с этой проблемой.

* STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S — social), технологических (Т — technological), экономических (Е — economic), политических (Р — political).

Из вопроса видно, что предприятие является плательщиком ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль. Значит, налоговую декларацию** по этому налогу оно подает один раз в год. По итогам отчетного 2014 года предоставить такую декларацию «годовикам» предстоит не позднее 2 марта 2015 года.

** Форма Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия утверждена приказом Миндоходов от 30.12.2013 г. № 872.

Между тем, вам уже сегодня ясно, что размер начисленных к уплате за январь — декабрь 2014 года авансовых взносов в сумме 860 тыс. грн. (показываемых в строке 13.7 приложения ЗП к декларации) будет значительно выше налоговых обязательств по налогу на прибыль (декларируемых в строках 10, 11, 12 декларации) — 470 тыс. грн. При таких обстоятельствах показатель строки 14 декларации за 2014 год вы заполните со знаком минус*** в сумме 390 тыс. грн. (470 грн. - 860 тыс. грн.). После того как налоговики занесут эту величину в интегрированную карточку плательщика****, она засвидетельствует наличие переплаты.

*** С возможностью отразить показатель строки 14 декларации со знаком «-» соглашаются налоговики (см. консультацию в подкатегории 502.30.03 БЗ, которая хоть и утратила силу с 01.01.2015 г., но, надеемся, позиция фискалов осталась неизменной).

**** Так теперь называют карточку лицевого счета плательщика.

Отразят упомянутое начисление в интегрированной карточке датой предельного срока уплаты налога на прибыль (п. 4 разд. III Порядка № 765) — 11 мар­та 2015 года. Поэтому только по прошествии этой даты вы можете говорить о наличии переплаты и претендовать на возврат из бюджета излишне уплаченных средств.

Давайте выясним: по какому коду бюджетной классификации проводят отрицательное значение строки 14 декларации?

Каков статус превышения авансов над налогом?

Напомним: для уплаты ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль и налоговых обязательств по этому налогу Госказначейством открыты разные счета. При этом налог на прибыль частных предприятий учитывают по коду бюджетной классификации 11021000, а авансовые взносы по этому налогу — по коду 11024000.

Как начисляют эти платежи в стандартной ситуации, понятно. Так, применительно к частному предприятию в интегрированную карточку:

— с кодом 11024000 ежемесячно заносят величину из строки 23 декларации (за январь — февраль 2013 года из строки 34 декларации за 2012 год);

— с кодом 11021000 переносят положительное значение из строки 14 декларации.

А по какому же из этих двух кодов налоговики проводят отрицательный результат строки 14 декларации, возникший в результате превышения начисленных ежемесячных авансов над задекларированной суммой налога? Другими словами,

чем считать такую сумму превышения: переплатой по налогу на прибыль или же переплатой ежемесячных авансовых взносов

Выяснить это нам поможет письмо ГФСУ от 22.08.2014 г. № 2758/7/99-99-19-02-02-17. В нем (если спроецировать на частное предприятие) фискалы разъяснили:

задекларированную по результатам отчетного года в строке 14 декларации сумму налога на прибыль отражают в интегрированной карточке с кодом бюджетной классификации 11021000 — налог на прибыль частных предприятий;

отрицательную разницу между: суммой начисленного налога на прибыль за отчетный год (стр. 10 + стр. 11 + стр. 12 декларации) и суммой начисленных ежемесячных авансовых взносов (стр. 13.7 приложения ЗП к декларации) проводят в интегрированной карточке с кодом бюджетной классификации 11024000 — авансовые взносы по налогу на прибыль частных предприятий.

Заметьте! По факту налоговики учтут отрицательное значение строки 14 декларации по коду бюджетной классификации по авансовым взносам, а не налогу на прибыль. В результате получается, что отраженная со знаком «-» в строке 14 декларации сумма превышения ежемесячных авансов над начисленным налогом на прибыль представляет собой не что иное, как переплату авансовых взносов по этому налогу (см. рисунок). Хотя, если быть точными, такую величину трудно назвать переплатой авансовых взносов. Ведь как таковая она не возникает: сколько ежемесячных авансов задекларировали в строке 23, столько и перечислили в бюджет. Но раз уж налоговики решили проводить отрицательное значение из строки 14 декларации как переплату авансовых взносов, то пусть так и будет.

 

 

Что же делать, чтобы вернуть переплаченные суммы (в терминологии НКУ — излишне уплаченные денежные обязательства; п.п. 14.1.115)? Есть три* пути. Вы вправе такую переплату (п.п. 17.1.10 НКУ):

1) зачесть в уменьшение обязательств по авансовым взносам будущих отчетных периодов;

2) возвратить на текущий счет;

3) направить на погашение обязательств по другим платежам.

* В отличие от НДС для налога на прибыль не предусмотрена возможность погашения бюджетной задолженности облигациями внутреннего государственного займа. Не удастся получить в счет переплаты по ежемесячным авансам и «Военные облигации».

Как осуществить зачет авансовой переплаты?

 

В период с марта 2015 года по май 2016 года ваше предприятие будет уплачивать ежемесячные авансы, ориентируясь на показатель строки 23 отчетной декларации за 2014 год. То есть не позднее 30.03.2015 г. вам предстоит осуществить первый авансовый платеж по ее данным. Однако в интегрированной карточке предприятия на этот момент уже будет числиться переплата! И, как мы выяснили ранее, отражена она будет по коду для уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль. Что вам нужно предпринять, чтобы был произведен зачет?

Вспомним базовые правила зачета, предписанные п. 87.1 НКУ. По его нормам источником уплаты денежных обязательств по соответствующему платежу (в нашем случае — ежемесячным авансам) могут быть, в частности:

излишне уплаченные суммы по такому платежу (без заявления плательщика)

или

— переплаченные суммы по другим платежам (по заявлению плательщика).

Следовательно, переплата по ежемесячным авансам будет зачтена в счет налоговых обязательств будущих отчетных периодов по таким взносам без вашего заявления

Проще говоря, контролеры проведут такой зачет автоматически. Это подтверждали сами налоговики (см. подкатегорию 502.32 БЗ**). Впрочем, если вы не станете рисковать и подадите таки заявление на зачет, то это лишь на пользу. Как говорится, кашу маслом не испортишь.

** Срок ее действия — до 01.01.2015 г. Именно с этой даты налоговики чохом перенесли устаревшие консультации в подкате- горию 502. Тем не менее мы считаем, что на эту консультацию вполне можно опираться и сейчас, так как ее выводы не устарели.

Важно! Если бы у вас имелась переплата по налогу на прибыль, то для ее зачета в уплату ежемесячных авансовых взносов вам пришлось бы в обязательном порядке подавать соответствующее заявление. Ведь, еще раз подчеркнем, налог на прибыль и ежемесячные авансы учитывают по разным кодам бюджетной классификации. То есть речь идет о разных платежах. Именно поэтому налоговики требуют подавать заявление для проведения зачета переплаты по одному платежу в уплату другого (см. письмо Миндоходов от 24.04.2014 г. № 6599/6/99-99-19-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 42, с. 4).

Подача заявления актуальна и для возврата из бюджета переплаты ежемесячных авансов (равно как и налога на прибыль) денежными средствами на текущий счет в банке либо в счет погашения обязательств по другим налогам/сборам. Об этом подробнее.

Как вернуть переплату по авансам?

Базовые правила и условия возврата плательщику ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств определены ст. 43 НКУ и детализированы в Порядке № 882. По их нормам возврат переплат из бюджета может быть осуществлен при одновременном соблюдении следующих обязательных условий.

1. У вас должен отсутствовать налоговый долг (п. 43.1 НКУ). При наличии налогового долга возврат излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет в учреждении банка проводят только после полного его погашения (п. 43.2 НКУ).

2. Вам нужно подать заявление о таком возврате в произвольной форме (п. 43.4 НКУ).

Учтите! Заявление на возврат можно подать в течение 1095 дней со дня возникновения переплаты (пп. 43.3, 102.5 НКУ).

В подаваемом заявлении вы в обязательном порядке должны указать направление перечисления возвращаемых средств

Вариантов возврата, которыми вы вправе воспользоваться, два (п. 43.4 НКУ, п. 6 Порядка № 882). Один мы уже рассмотрели в предыдущем разделе статьи — направить на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам независимо от вида бюджета, второй — на текущий счет предприятия в учреждении банка.

Учтите! В заявлении вы четко должны указать одно из направлений возврата:

— либо на текущий счет предприятия;

— либо на погашение денежного обязательства по какому-то другому платежу и какому именно.

Важно! С подачей заявления затягивать не стоит, ведь процедура зачета требует времени (п. 43.5 НКУ), возможно до 20 дней.

Конечно, на практике вернуть переплату из бюджета на текущий счет — из области фантастики. Куда более реально направить ее в погашение денежных обязательств по другим налогам/сборам. Но преду­преждаем: этот способ возврата может быть сопряжен с финансовыми потерями. Объясним почему.

Если не принимать во внимание налоговый долг*, то исходя из требований п. 43.4 НКУ переплатой может быть погашено только денежное обязательство. Оно включает в себя налоговое обязательство, а также штрафные (финансовые) санкции (п.п. 14.1.39 НКУ). В свою очередь налоговым обязательством считают сумму средств, которую плательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (п.п. 14.1.156 НКУ). Скажем, налоговое обязательство по НДС за февраль 2015 года вам предстоит погасить не позднее 30.03.2015 г. Этой же датой сумма будет проведена в интегрированной карточке. На тот момент у вас уже «засветится» переплата по ежемесячным авансам в сумме 390 тыс. грн. Казалось бы, ничего не мешает произвести зачет. Но, как мы упомянули выше, органу ГФСУ нужно время. Налоговики должны подготовить заключение о возврате средств из бюджета.

* Налоговый долг по п.п. 14.1.175 НКУ — это сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного плательщиком налогов в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Сделать это они обязаны не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи заявления на возврат переплаты (п. 43.5 НКУ)

Такое заключение по форме приложения 1 к Порядку № 882 контролеры готовят на основании данных лицевого счета (п. 7 Порядка № 882). А туда налоговые обязательства из декларации по НДС за февраль 2015 года попадут только 30 марта того же года. В итоге, если вы не уплатите в срок, то со следующего дня платеж по НДС будет просрочен и превратится в налоговый долг со всеми вытекающими последствиями (как минимум, штраф в размере10 % погашенной суммы налогового долга согласно п. 126.1 НКУ, а также пеня).

Сам возврат переплаченных средств (то ли на текущий счет, то ли в погашение обязательств по другим налогам/сборам) осуществляет орган Казначейства. Основанием дня него служит полученное от налоговиков заключение. Срок возврата — в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения (п. 43.5 НКУ).

Таким образом, возврат переплаты из бюджета должен быть произведен в течение 20 календарных дней со дня подачи плательщиком заявления. Этот вывод подтверждает письмо Миндоходов от 10.06.2013 г. № 4620/6/99-99-22-02-04-15. Другое дело, что в действительности так не происходит.

Совет! Чтобы подтвердить факт наличия переплаты по ежемесячным авансам, желательно провести сверку расчетов с налоговым органом. Сверку оформляют актом по форме, приведенной в приложении 2 к приказу № 765. Получить акт сверки вы сможете по письменному требованию (п. 15 разд. II Порядка № 765).

выводы

  • Превышение начисленных ежемесячных авансов над задекларированной суммой налога на прибыль (отрицательное значение стр. 14 декларации) считают переплатой по авансовым взносам.

  • Переплату по авансовым взносам автоматически засчитывают в счет налоговых обязательств по таким платежам без подачи заявления. Это самый оптимальный вариант, который вам позволит не отвлекать оборотные средства предприятия на их уплату.

  • Излишне уплаченные суммы ежемесячных авансов можно попытаться вернуть «живыми» деньгами. Для этого вам нужно подать заявление. В нем обязательно укажите в качестве направления перечисления денежных средств: на текущий счет предприятия в учреждении банка.

  • Возвратить переплату по авансовым взносам возможно также путем погашения налоговых обязательств по другим налогам/сборам. Но в этом случае они должны трансформироваться в налоговый долг.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 765 — Порядок ведения органами Министерства доходов и сборов Украины оперативного учета налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, других платежей, которые уплачиваются при таможенном оформлении товаров, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 05.12.2013 г. № 765.

  3. Порядок № 882 — Порядок взаимодействия территориальных органов Министерства доходов и сборов Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины, Министерства финансов Украины от 30.12.2013 г. № 882/1188.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить