Получать электронные НН можно прямо из ЕРНН. Всю процедуру описывает абзац пятый п. 201.10 НКУ. Чтобы получить НН/РК из ЕРНН, покупатель направляет электронный запрос в ЕРНН (по форме «Запит щодо отримання відомостей з Єдиного реєстру податкових накладних (J/F1300103)»). На него покупателю придет электронный ответ о регистрации в ЕРНН, а также собственно НН/РК в электронном виде.
В частности, по такому запросу можно получать сведения о НН/РК:
— зарегистрированных на конкретную дату;
— по списку документов (например, по какому-либо контрагенту).
Впрочем, некоторое программное обеспечение позволяет продавцу самостоятельно отправлять НН/РК покупателям. В таких случаях есть возможность получать НН/РК от продавца.
По поводу распечатки электронных НН/РК отметим следующее. Известно, что первичные документы могут составляться в бумажной или электронной форме (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.1 Положения № 88). При этом хранят первичные электронные документы на электронных носителях информации в форме, дающей возможность проверить их целостность на этих носителях в рамках установленного срока хранения первичных документов (п. 6.4 Положения № 88). Так что распечатывать электронные НН/РК необязательно, их можно хранить в электронном виде.
Об этом сказано и в письме Минфина от 27.01.2012 г. № 31-08410-07-27/1808. Хотя, возможно, кому-то удобней пользоваться все же распечатанными НН/РК. Это решать вам.
Напомним, правда, что в «электронных» случаях предприятие должно быть готовым предоставить бумажные копии электронных документов при проверках контролирующим органам. Того требуют ч. 6 ст. 9 Закона о бухучете и п. 85.2 НКУ.