Люминесцентная лампа — экологическая бомба?

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2015/№ 16
Люминесцентные источники света наряду с приятным освещением и экономией электричества приносят предприятиям известные проблемы. Впрочем, их источник — не сами лампы и даже не содержащиеся в них пары ртути, а как обычно — фискалы, эксплуатирующие идею экологической безопасности, чтобы выколотить дополнительные денежные знаки.
нюансы эконалога

За отправную точку в нашем вопросе возьмем эпическую статью в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 24, с. 20. Ее наверняка используют в качестве пособия те наши читатели, бухгалтерскую жизнь которых отравляет эконалог — в той его «части», которая установлена п.п. 240.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). То есть эконалог за размещение отходов.

Что было и осталось?

Начнем с того, что не изменилось поныне.

1. Трудно спорить с утверждением, что пришедшие в негодность люминесцентные лампы (далее — ЛЛ) считаются опасными отходами.

Логическая цепочка тут простая.

Во-первых, согласно абзацу второму ст. 1 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее — Закон № 187) отходы — это предметы, полностью или частично утратившие свои потребительские качества и не имеющие дальнейшего использования по месту их образования.

Во-вторых, согласно абзацу третьему ст. 1 этого же Закона:

опасные отходы — отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные особенности, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними

В общем, понятно, что отработавшие ЛЛ — это отходы. Ведь и потребительские качества они утратили, и больше использованы быть не могут! А как отходы, содержащие крайне ядовитые пары ртути, — это опасные отходы*.

* Кстати, если вы не знали: пары ртути гораздо вреднее той же ртути в жидкометаллическом состоянии .

2. Размещением отходов согласно п.п. 14.1.223 НКУ признается именно «постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах».

Внимание: «постоянное»! То есть размещать опасные отходы (с уплатой эконалога за размещение отходов по ставке п.п. 246.1.2 НКУ) вправе только специализированные субъекты хоздеятельности, которые получили лицензию на такую деятельность.

Таким образом, с 01.01.2013 г. наезды фискалов с требованием уплатить эконалог в случае, когда на предприятии временно хранятся нерабочие ЛЛ, не имеют под собой никаких оснований! И если на момент вышеупомянутой публикации фискалы еще «тормозили», то потом в одном (!) своем письме от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 (хотя оно касалось другого вида отходов) они это признали однозначно!

Но здесь есть одно «но»…

Фискалы продолжают цепляться за свою придумку: дескать, за временно хранящиеся на предприятии отработавшие ЛЛ эконалог за размещение отходов можно не платить только если предприятие уже заключило договор со специализированной организацией на утилизацию таких нерабочих ЛЛ. Ход мысли фискалов, в общем, понятен: раз нет договора, значит, такие ЛЛ с предприятия удалены не будут вечно (во всяком случае — не будут удалены легально), и, значит, это — постоянное хранение… ☹

Но ход мысли — пусть в чем-то и логичный — это не нормативный акт! В конце концов разве не может предприятие заключить такой договор в любой момент и тут же вывезти нерабочие ЛЛ? Может! А вправе ли предприятие без наличия лицензии на такую деятельность размещать у себя опасные отходы постоянно? Нет! Значит, они хранятся здесь временно — до поры до времени вывоза на утилизацию согласно заключенному в том же светлом будущем договору! Собственно в абзаце шестом ч. третьей ст. 34 Закона № 187 прямо сказано, что хранение (накопление) субъектом опасных отходов в течение года со дня их образования лицензированию не подлежит (см. (4) ниже). Вот такая «презумпция»… ☺

А может, фискалы больше двух лет не удаляют из подкатегории 120.01 БЗ «левую» консультацию просто по забывчивости?..

В чем полегчало?

Но есть и хорошие «новости» (хоть и не первой свежести).

Они хороши, даже несмотря на новые требования п. «а» ст. 32 Закона № 187*. С 26.04.2014 г. некоторые хозяйствующие субъекты, в деятельности которых образуются отходы, должны получать уже не ветхозаветные лимиты на их образование, а некие новые разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами… Казалось бы, хрен не стал слаще редьки. Точнее, не станет**… Но у вас уже есть повод для радости! Смотрите внимательно.

* В редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера» от 09.04.2014 г. № 1193-VII.

** Потому что Кабмин проволынил с утверждением формы и порядка выдачи разрешения, о чем возопило Госпредпринимательства в письме от 31.12.2014 г. № 10213.

Сегодня вам, если, конечно, вы исключительно «производитель» (но не сборщик, не заготовитель и т. д.) опасных отходов,  остается руководствоваться такими действующими нормами законодательства (как «новыми», так и пока еще не измененными):

(1) абзацем тридцать третьим ст. 1 Закона № 187 — формула расчета показателя общего образования отходов Пзув;

(2) п. «с» ч. первой ст. 17 Закона № 187, взаимосвязанным с (1), — устанавливает предельное значение Пзув, при котором можно не получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами;

(3) ч. второй ст. 17 Закона № 187, взаимо­связанной с абзацем тридцать вторым ст. 1 Закона № 187, — устанавливает диапазон Пзув, при попадании в который субъект, только лишь образующий отходы, обязан подавать ежегодную декларацию об отходах;

(4) абзацем шестым части третьей ст. 34 Закона № 187 — обязывает субъекта, не удалившего опасные отходы в течение года с момента их образования, получить лицензию (см. выше);

(5) п. 8 Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденного постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218 (далее — Порядок № 1218) — разрешает определенным субъектам вместо получения лимитов на образование и размещение отходов подавать ежегодную декларацию об отходах (см. (6));

(6) п. 8 Порядка ведения реестра объектов образования, обработки и утилизации отходов, утвержденного постановлением КМУ от 31.08.98 г. № 1360, — устанавливает формулу расчета критерия и его предельные величины для целей (5). Важно: (6) взаимосвязан с (5) и руководствоваться обеими этими нормами законодательства сегодня можно лишь в части, не противоречащей (1) и (3).

А теперь по сути дела.

Во-первых, согласно (1) рассчитайте свой показатель общего образования отходов Пзув по такой формуле:

Пзув = 5000 х М1 + 500 х М2 + 50 х М3 + 1 х М4,

где: М1, М2, М3, М4 — масса в тоннах отходов 1, 2, 3 и 4 классов опасности соответственно, образованных за предыдущий (например, 2014) год.

Обратите внимание, что, в отличие от формулы в (6), в этой формуле из (1) переменные М1 — М4 подставляются не в «условных единицах», а в тоннах!

Во-вторых, если ваш Пзув не превысил 1000 т, то на основании (2) упомянутое выше разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами вам получать не нужно!

В-третьих, если ваш Пзув не достиг 50 т*, то на основании (3) вам и декларацию об отходах подавать не нужно! Но смотрите: казалось бы, 50 т — это огромная цифра, но с учетом коэффициента 5000 на нее вас выводит мизерная величина показателя М1, равная всего лишь 10 кг! — см. об этом ниже.

* Если он в пределах от 50 до 1000 т, то вам следует ежегодно подавать декларацию об отходах. До утверждения Кабмином формы, видимо, по форме приложения 3 к Порядку № 1218.

В-четвертых, согласно (4) — внимание! — если ваши «опасные» отработавшие ЛЛ не передать на утилизацию (по договору, конечно) в течение года со дня образования таких отходов, то вы на такую дату обязаны будете получить лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами! Кстати, в свое время Минэкологии в письме от 02.04.2003 г. № 2798/26-8 расщедрилось лишь на 6 месяцев. Вот такой «кнут» с привкусом «пряника»!.. ☹

Так что «будьте взаимно вежливы»: в обмен на полученный «пряник» в виде избавления от кучи гадких бумажек (и сопутствующей нервотрепки!) просто создайте одну-единственную бумагу — договор со специализированной организацией на утилизацию ваших отработавших ЛЛ. И сплавляйте их туда не реже раза в год… ☺

Тем более, что абзацем третьим п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2, подобные расходы на утилизацию предписано включать в прочие операционные расходы периода (субсчет 949). Теперь это надо читать как бы — «в налоговые расходы»… Кстати, новые ЛЛ учитывайте на субсчете 209 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 20, с. 12).

Не без «заморочек»…

По законам жанра хотелось бы закончить на хорошем, а придется — на разном…

Первое. В приведенной выше формуле использовано понятие «класс опасности». До недавних пор этим понятием оперировали Государственные санитарные правила и нормы ДСанПіН 2.2.7.029-99, утвержденные постановлением главного госсанврача Украины от 01.07.99 г. № 29. Так вот. Действие этого документа остановило Госпредпринимательства в сентябре 2014 года.

Проблема в том, что если сами отработавшие ЛЛ, как опасные отходы, отнести к самому высокому классу опасности 1 (а ртуть и ее пары согласно ДСанПіН 2.2.7.029-99, видимо, к нему и относились), то набрать за год пресловутые 10 кг таких отходов очень даже просто. Почему всего 10 кг? Да потому что согласно формуле: 5000 х 10 кг = 50 000 (кг) = 50 (т) ☹. А 50 т — и есть граница «беспроблемности».

Но это если взвешивать сами ЛЛ! Однако же понятно, что опасность представляет не собственно ЛЛ, а содержащаяся в ней ртуть. Поэтому считаем, что в данном случае за величину переменной М1 в формуле надо принимать — внимание! — массу ртути в отработавших ЛЛ! Определенную, например, на основании данных производителя таких ЛЛ. И тогда до упомянутых 10 кг ой как далеко!..☺ Ориентировочно в одной ЛЛ содержится ртути от 5 мг (компактная ЛЛ) до 50 мг (трубчатая ЛЛ). А это значит, что

без отчетных проблем вы можете за год списать ориентировочно до 2000 компактных или до 200 трубчатых ЛЛ

Правда, это — при отсутствии других отходов ☹. Кстати, специалисты утверждают, что в отработавших ЛЛ ртути гораздо меньше, чем в новых! Но — иди доказывай это проверяющим… Лучше уж быть начеку.

Второе. Напомним, что абсолютно все предприятия (и ФЛП тоже) обязаны вести первичный учет отходов по типовой форме № 1-ВТ, утвержденной приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342 (тем же приказом утверждена Инструкция по ее заполнению). Вынуждены вас «настращать»: за отсутствие такого учета к должностным лицам предприятия может быть применен админштраф согласно ст. 821 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (за нарушение правил ведения первичного учета отходов) в размере от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.).

Обо всех тонкостях заполнения этой формы вы могли прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 43, с. 36. Одна подсказка: согласно Классификатору отходов ДК 005-96* лампам люминесцентным отработавшим, содержащим ртуть, присвоен код 7710.3.1.26.

* Утвержден приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89.

И пусть будет свет!..

выводы

  • Люминесцентные лампы считаются опасными отходами, потому что содержат ртуть.

  • Предприятию следует заключить договор со специализированной организацией на утилизацию отработавших люминесцентных ламп и сдавать их не реже одного раза в год. Также оно обязано вести первичный учет таких (и других) отходов по типовой форме № 1-ВТ.

  • Расходы на утилизацию отходов предприятия включают в состав прочих операционных расходов периода.

  • Если при отсутствии других отходов в списанных на предприятии за год люминесцентных лампах содержится не более 10 кг ртути, то декларацию об отходах ему подавать не нужно.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить