Темы статей
Выбрать темы

Изменения от Минфина: касаются не только бухучета

Наталия Яновская, налоговый эксперт
Этих изменений мы ждали давно, и вот час настал. Минфин явил бухгалтерскому миру приказ от 18.06.2015 г. № 573. Документ должен быть опубликован 24.07.2015 г. и с этой даты вступить в силу*. Нововведения касаются пресловутого спецсчета по НДС: наконец-то для него нашлось место в Плане счетов. Не менее интересный поворот с учетом валюты на распределительном счете — тут некоторым придется сделать подвижки в налоговом учете. Ну и еще кое-что… Да- вайте приступим.

* На момент подготовки публикации эта информация взята на официальном сайте бюллетеня «Офіційний вісник України»: http://ovu.com.ua.

Субсчет для спецсчета по НДС

Еще в письме от 08.04.2015 г. № 31-18410-08-25/12278 Минфин сообщал о грядущих изменениях в Инструкцию № 291, которые подарят учету субсчет для отражения средств на НДСном спецсчете.

Вот наконец-то и дождались: имеем субсчет 315 «Специальные счета в национальной валюте», предназначенный для учета денежных средств на счете в СЭА НДС.

Конечно, особо придирчивые могут упрекнуть Минфин в некорректности, ведь счет 31 «Расчеты в банках», к которому ввели субсчет 315, предназначен для учета и движения средств, которые могут быть использованы для текущих операций. А наши денежки на НДСном спецсчете находятся не в банке, а в Казначействе ( п. 2001.4 НКУ, пп. 2, 22 Порядка № 569), и не можем мы их использовать для любых текущих операций. Разве только, что вернуть излишек по заявлению ( п. 2001.6 НКУ, п. 211 Порядка № 569).

Однако, мы не из привередливых, придумали 315 субсчет — и отлично, зато ясность и без шатаний. Нарисуем проводочки (см. в табл. 1).

Таблица 1. Учет движения средств на НДСном спецсчете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Пополнен спецсчет денежными средствами (для уплаты за отчетный период НДС, регистрации НН в ЕРНН)

315

311

2

Списаны со спецсчета в бюджет денежные средства в счет уплаты за отчетный период НДС

641/НДС

315

3

Возвращены излишне перечисленные средства с электронного спецсчета на банковский счет плательщика по заявлению

311

315

Если у вас имеются НДСные денежки, которые учитывались на другом субсчете, то перебросьте их на 315-й.

Скажем еще пару слов про основания для вышеприведенных записей. Первую и третью проводку можно сделать на основании выписки банка. Правда, история знает примеры, когда был разрыв в днях между списанием денег с банковского счета предприятия (Кт 311) и зачислением на НДСный спецсчет (Дт 315). Сейчас вторую дату можно проверить, отправив запрос F/J1301901 «Запит щодо отримання інформації в розрізі операцій з системи електронного адміністрування ПДВ» и получив в ответ документ F/J1401901 «Витяг в розрізі операцій з системи електронного адміністрування ПДВ» (подробнее об этих документах читайте на с. 7). И если разрыв в днях все-таки случился, то имеет смысл делать следующие проводки (см. табл. 2 на с. 11):

Таблица 2. Учет движения средств на НДСном спецсчете (через субсчет 333)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Перечислены деньги для пополнения спецсчета (выписка банка)

333

311

2

Зачислены деньги на спецсчет (извлечение F/J1401901)

315

333

Однако, на сегодняшний день разрывы обычно не превышают парочку часов, так что, в принципе, про счет 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте» можно и забыть.

Сложнее дело обстоит с подтверждением записи Дт 641/НДС — Кт 315. Ведь выписки по спецсчету нет, а в новом извлечении «Витяг — F/J1401901» (расшифровка в разрезе операций) есть информация только о пополнении спецсчета, а вот о списании с него денег — нет. Поэтому ничего не остается бухгалтерам, как ежедневно проверять «уход» денег через строку 1 извлечения J/F1401202 «Витяг з системи електронного адміністрування ПДВ».

Субсчет для распределительного валютного счета

Минфин ввел еще один интересный субсчет 316 «Специальные счета в иностранной валюте», предназначенный для учета поступившей валюты, которая подлежит распределению или дополнительному предварительному контролю, в том числе валюты, которая подлежит обязательной продаже (на сегодня в размере 75 %, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 2).

Другими словами,

Минфин требует отражать в балансе предприятия средства на распределительном счете, который по сути не является счетом клиента банка

Такой счет банки отрывают под каждое предприятие, имеющее дело с валютой, но само предприятие распоряжаться деньгами на этом счете не может. Правда, с другой стороны, именно с этого счета происходит обязательная продажа части поступившей валюты, а как можно продавать то, чем не владеешь? То есть получается какая-то двойная природа у этих валютных денег на распределительном счете: как бы и наши, но не совсем*.

* В принципе, очень похоже на ситуацию с деньгами на субсчете 315, где учитывают НДСные деньги.

Таким образом, благодаря Минфину имеем уже давно нам привычную картину учета распределительного счета на балансе предприятия (только раньше использовали для этого субсчет 314 «Прочие счета в банке в иностранной валюте»). Мы постоянно исповедовали именно этот поход к учету валюты. Однако, из-за позиции налоговиков, ряд специалистов рекомендовали обходиться в бухучете без этого субсчета. Тогда, в угоду фискалам бухучет подтягивался под рекомендованные ими правила отражения валютных доходов: по дате (и по курсу НБУ на эту дату) поступления денег на текущие счета в банке — валютный и гривневый — после обязательной продажи (см. «Налоги и бухгалтерский учет, 2015, № 58, с. 8).

Теперь с появлением субсчета 316 налоговики должны изменить позицию в отношении учета валютных операций, ведь основой всему сейчас бухучет

Тогда основные правила должны выглядеть так:

1) поступление валютного аванса плательщику налога на прибыль. Фиксируем курс НБУ на дату поступления валюты на распределительный счет (Дт 316), затем по факту отгрузки** отражаем доходы по этому курсу;

2) поступление оплаты за ранее отгруженные экспортные товары плательщику налога на прибыль. Закрываем расчеты с нерезидентом на дату поступления валюты на распределительный счет (Дт 316 — Кт 362);

3) продажа валюты с распределительного счета. Отражаются курсовые разницы, возникающие по датам поступления валюты на распределительный счет и списания с него. Они влияют на финрезультат, следовательно, и на налог на прибыль;

4) поступление валюты (аванс, постоплата) единоналожнику-экспортеру (группа 3). Доход определяем на дату поступления валюты на распределительный счет (с «рабочей» версией налоговиков можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 63, с. 22).

** Точнее, на дату на дату передачи рисков и выгод, связанных с правом собственности, покупателю ( п. 8 П(С)БУ 15 «Доход»). Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 58, с. 8.

Проиллюстрируем вышеизложенное на примере: поступление валютного аванса и его обязательная продажа (в размере 75 %).

Пример. Предприятию поступил аванс в размере 10000 долларов США. Курс НБУ условно на дату:

— зачисления на распределительный счет — 22,00 грн./$;

— списания с распределительного счета — 22,10 грн./$.

Продажный курс МВРУ — 23,00 грн./$. Комиссия банка за продажу — 345 грн.

В учете предприятии будут сделаны следующие записи (см. табл. 3).

Таблица 3. Учет поступления валютного аванса и его продажи

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, $/грн.

Дт

Кт

Получение иностранной валюты в качестве предоплаты за продукцию на распределительный счет

1

Зачислен валютный аванс на распределительный счет (курс НБУ — 22,00 грн./$)

316

681

$10000


220000

Списание иностранной валюты с распределительного счета

2

Отражена курсовая разница между курсом НБУ, действовавшим на дату списания инвалюты с распределительного счета, и курсом НБУ, по которому она поступила предприятию [$10000 х х (22,10 грн./$ - 22,00 грн./$)]

316

714

1000

а) в связи с обязательной продажей 75 % валютной выручки

3

Перечислены с распределительного счета 75 % инвалюты для продажи (курс НБУ — 22,10 грн./$)

334

316

$7500


165750

4

Зачислены на текущий счет в национальной валюте средства, полученные от продажи 75 % инвалюты (за вычетом комиссии банка) [$7500 х 23,00 грн./$ - 345 грн.]

311

377

172155

5

Отражена сумма комиссионного вознаграждения банка в связи с продажей инвалюты

92

685

345

685

377

6

Отражена разница между суммой, вырученной от продажи инвалюты, определенной по курсу МВРУ, и балансовой стоимостью инвалюты, определенной по официальному курсу НБУ на дату продажи [$7500 х (23,00 грн./$ - 22,10 грн./$)]

377

711

6750

7

Отражен зачет обязательств по продаже иностранной валюты

377

334

165750

б) в связи с зачислением 25 % инвалюты на текущий валютный счет предприятия

8

Зачислен остаток валюты на счет предприятия (курс НБУ — 22,10 грн./$)

312

316

$2500


55250

Формирование финансового результата:

9

Списана сумма комиссионного вознаграждения банка

791

92

345

10

Списан доход от продажи валюты

711

791

6750

11

Списана доходная курсовая разница

714

791

1000

П(С)БУ 25: изменения для маленьких-удаленьких

Под корректирующую руку Минфина попал стандарт для субъектов малого предпринимательства — П(С)БУ 25. Что надо учесть «малышам»?

1. Изменение в составе лиц, составляющих упрощенную финотчетность. Внесли изменения в п. 2 разд. I П(С)БУ 25, и теперь субъектный состав лиц, предоставляющих сокращенную финотчетность (ф. № 1-м, ф. № 2-м, ф. № 1-мс, ф. № 2-мс), будет состоять из тех, кто показан в табл. 4:

Таблица 4. Применение сокращенной финансовой отчетности

Форма финотчетности

Категория субъектов

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-м и № 2-м)

1) субъекты малого предпринимательства — юридические лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством (кроме составляющих Упрощенный финотчет)

2) представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс)

3) субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству (а если проще, то малые* единоналожники-юрлица группы 3)

4) субъекты малого предпринимательства — юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства**

* К субъектам малого предпринимательства относят юрлиц, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.

** Согласно ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам микропредпринимательства относят юрлиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 чел. и годовой доход от любой деятельности — сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.

По сути изменения коснулись третей категории (выделена в таблице 4 цветом)— подавателей упрощенного финотчета (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс).

Новая формулировка привела к тому, что туда в условиях нового налогового законодательства (с 01.01.2015 г.) попадают только единоналожники-юрлица группы 3. Ведь только их п. 44.2 НКУ наградил упрощенным бухучетом. Напомним, что до 01.01.2015 г. такое упрощение НКУ предусматривал и для «нулевиков»*, и до этого периода они составляли упрощенную финотчетность (ф. № 1-мс и ф. № 2-мс). После 1 января 2015 года и до даты вступления в силу приказа № 573 составителями упрощенной финотчетности считались только субъекты из категории № 4 — «микро».

* Категория плательщиков налога на прибыль, которые согласно правилам НКУ применяют ставку — 0 % (до 01.01.2015 г. — п. 154.6 НКУ, после — п. 16 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

Со вступлением в силу приказа № 573 упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс) светит всем малым единщикам-юрикам группы III. А не только тем, которые попадают в категорию № 4 — «микро»**.

** «Нулевики» по-прежнему «за бортом» упрощенной финотчетности (за исключением нулевиков из категории № 4 — «микро»).

Но тут следует разобраться с периодом составления. Ведь для «малышей» по-прежнему таким периодом является квартал. Исключение составляют те из них, которые попадают в категорию № 4 — «микро» — для этого случая п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, предусматривает годовой период.

Вот и получается, что единщики — не «микро» должны составлять упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс) ежеквартально. Причем, по-видимому, ближайший срок — по итогам 9 месяцев.

2. Упрощенные правила п. 8 разд. I П(С)БУ 25 теперь не касаются «нулевиков», зато касаются малых единщиков-юриков группы 3 и субъектов микропредпринимательства (категория № 3 и № 4 табл. 4). Напомним, что согласно этим правилам вышеперечисленные субъекты могут:

— учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

— не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату последующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;

— текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

Как видите, здесь вам предоставляется выбор: применять/не применять. Свое решение вы должны закрепить в приказе об учетной политике. Причем удобнее это сделать с начала следующего года.

Сразу возникает вопрос: как классифицировать эти изменения? Изменение учетной политики или учетных оценок? То есть ретроспективное отражение или перспективное? Конечно, положа руку на сердце, тут просматривается изменение учетной политики — п. 9 П(С)БУ 6, что предполагает ретроспективное отражение изменений (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 3, с. 9). Однако, не особо дотошным можно убрать руку с сердца и, прикрыв ею глазки, воспользоваться п. 14 П(С)БУ 6. А наречь это нововведение изменением учетной оценки с перспективным отражением.

Если же указанные субъекты и раньше не утруждали себя созданием всевозможных резервов и переоценкой (уменьшением полезности) основных средств, то теперь у них для этого есть законные основания.

Приятно, что из п. 8 разд. I П(С)БУ 25 убрали одиозную норму об отнесении расходов/доходов непосредственно на финрезультат. Однако подзабыли вместе с ней убрать п. 2.7 разд. III П(С)БУ 25 и строку 2310 ф. № 2-мс «Витрати (доходи), які зменшують (збільшують) фінансовий результат після оподаткування» — они мертвые.

3. Правки п. 10 разд. I П(С)БУ 25 косметические — дана правильная ссылка на НКУ. В принципе, этот пункт ввиду удаления одиозного абзаца пятого п. 8 разд. I П(С)БУ 25 уже и не нужен.

П(С)БУ 7: совсем чуть-чуть

Из п. 14 П(С)БУ 7 исключили норму, которая разрешала увеличивать стоимость основных средств на сумму ремонтных расходов, определенных налоговым законодательством. Все логично — теперь такой нормы (о превышении 10 % лимита) в НКУ нет: налоговый учет полностью смотрит на бухучет.

Конечно, не мешало бы убрать оглядки на НКУ и из п. 16, 26 П(С)БУ 7, п. 28 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы». Но пока до них дело не дошло!

Завершим мы наш рассказ последней новинкой от Минфина: добавили проводку в Инструкцию № 291: Дт 39 — Кт 91.

На этом, пожалуй, все! Можете применять.☺

выводы

  • Для учета спецсчета по НДС введен субсчет 315.

  • Валюта, поступившая на распределительный счет, отражается на балансе предприятия по субсчету 316. Это надо учесть в налоговом учете.

  • Единоналожники-юрлица (группа 3) — субъекты малого предпринимательства теперь будут составлять упрощенную финансовую отчетность в составе ф. № 1-мс, ф. № 2-мс.

Документы статтьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. П(С)БУ 6 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137.

  3. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

  4. П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

  5. Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

  6. Порядок № 569 — Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569.

Теги бухучет
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше