Темы статей
Выбрать темы

«Гуляй, Вася»: подвох для ФЛП и его мобилизованных работников

Оксана Хмелевская, эксперт по вопросам оплаты труда
На протяжении 2014 — 2015 годов ФЛП наряду с работодателями-юрлицами сохраняли рабочее место и выплачивали средний заработок работникам, призванным на военную службу во время мобилизации. Когда же пришел час получить компенсацию из бюджета, то ФЛП-работодатели получили отказ. В чем его причина, вы узнаете в этой статье

Как работодатели «отпускали» мобилизованных

Начнем с небольшого экскурса в историю неспокойного периода. Давайте вспомним, что стало отправной точкой в военно-трудовых отношениях. Ответ очевиден — объявление с 18.03.2014 г. первой волны частичной мобилизации в Украине ( Указ № 303*). Фактически с этой даты появился новый вид военной службы — по призыву во время мобилизации, на особый период ( ч. 4 ст. 2 Закона № 2232**). На тот момент явление новое, к которому не было готово и трудовое законодательство.

* Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014, утвержденный Законом Украины от 17.03.2014 г. № 1126-VII.

** Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

В общем случае призыв на военную службу был основанием для увольнения на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ***. Никакого разделения на срочную службу или службу во время мобилизации не было, а указанной нормой КЗоТ могли воспользоваться любые работодатели — как юридические лица, так и ФЛП.

*** Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Однако с 01.04.2014 г. были внесены важные изменения в ч. 3 ст. 119 КЗоТ. Работодателей обязали сохранять за мобилизованным работником рабочее место и должность до окончания особого периода, но не менее года. Кроме того, за это время ему должен был компенсироваться из бюджета средний заработок. Причем мобилизационные льготы распространили и на тех, кто был призван еще до 01.04.2014 г. (начиная с 18.03.2014 г.). Если работник был уволен, его надо было восстановить. Кстати, позже, с 08.06.2014 г., запрет на увольнение мобилизованных появился и в п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. Поэтому, если работник приносил повестку в военкомат в связи с мобилизацией, его не увольняли, а освобождали от работы.

Но с появлением военно-трудовых гарантий многие обратили внимание на «скользкий» момент в ч. 3 ст. 119 КЗоТ. В ней есть своего рода уточнение о том, что такие гарантии относятся к работникам предприятий, учреждений, организаций.

Возник закономерный вопрос:

распространяется ли на ФЛП обязанность сохранять рабочее место и выплачивать средний заработок?

Сохранять рабочее место нужно было, так как увольнять работника запрещал и обновленный п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. А вот насчет компенсации ни Минсоцполитики, ни другие ведомства не дали четкого ответа. Что же оставалось? Руководствоваться положениями КЗоТ.

Положения ст. 1 и 21 КЗоТ говорят о том, что трудовое законодательство в равной мере защищает интересы всех работников, а значит, для тех, кто трудится у ФЛП, не должно быть исключений. Кроме того, можно было провести аналогию с ч. 1 ст. 119 КЗоТ, которая предписывает сохранять за работниками средний заработок в случае выполнения государственных обязанностей и распространяется в том числе и на ФЛП. Кстати, встречаются и другие трудовые нормы, в тексте которых «забыли» упомянуть ФЛП-работодателей, но, тем не менее, на практике они распространяются и на работников ФЛП (например, ч. 2 ст. 21, ст. 32, 52 КЗоТ).

Таким образом, ФЛП понимали: невыплата среднего заработка формально задевала интересы их работников по сравнению с тружениками юридических лиц, а значит, ущемлялись их права.

Учитывая, что работники уходят воевать, у многих ФЛП даже не возникало мысли лишить их среднего заработка. Что касается увольнения, то еще раз отметим: согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ

призыв на военную службу в связи с мобилизацией с 18.03.2014 г. не являлся основанием для увольнения

Конечно же, была надежда и на компенсацию расходов по выплате среднего заработка.

Идем далее. Каким образом будет компенсироваться средний заработок мобилизованных работников, должен был определить КМУ. Однако он это сделал почти через год. Пока порядка не было, рассчитывать, начислять и выплачивать средний заработок должны были работодатели. По разъяснениям Минсоцполитики, это нужно было делать в срок, установленный для выплаты зарплаты (см. письмо от 18.09.2014 г. № 1301/13/84-14). А уж потом, когда-нибудь, работодатель получит взамен бюджетную компенсацию.

Заметим, что до появления кабминовского порядка средний заработок мобилизованных пришлось облагать НДФЛ, ВС и ЕСВ на общих основаниях, как и зарплату. Это стало неприятным сюрпризом, так как «военные» компенсационные выплаты должны освобождаться от указанных платежей. Аргумент налоговиков был таков: поскольку компенсации из бюджета нет, значит, это стандартная средняя зарплата, которую никто от обложения не освобождал. Было досадно, но надежду давало то, что с появлением порядка компенсации все изменится. Оправдались ли эти надежды и о неприятном сюрпризе для ФЛП расскажем далее.

«Только я вам ее не отдам, потому что у вас докУментов нету»

Наконец-то в марте 2015 года увидел свет компенсационный Порядок № 105* (вступил в силу с 17.03.2015 г.). Работодателям дали возможность компенсировать фактические расходы на выплату средней зарплаты мобилизованным. Увы, расходы за 2014 год «пролетели», но, к счастью, возмещение средней зарплаты, выплаченной за январь, февраль, март 2015 года и далее, оказалось реальным. Более того, налоговики разрешили не облагать компенсируемые суммы НДФЛ, ВС и ЕСВ.

* Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

Что требовалось от работодателей? Заполнить Отчет по форме приложения 1 к Порядку № 105, согласовать его в военкомате, подать в собес и ждать компенсации (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 28, с. 11).

Каково же было удивление ФЛП-работодателей, которые столкнулись с тем, что собесы стали отказывать им в приеме Отчета, а значит, и в компенсации расходов на выплату среднего заработка мобилизованным. Основания были черным по белому прописаны в п. 1 и п. 3 Порядка № 105:

бюджетные средства на компенсацию расходов предусмотрены и направляются предприятиям, учреждениям, организациям, и все! ФЛП в этом списке нет

То есть к решению вопроса о компенсации подошли весьма формально.

Распоряжение бюджетными средствами — дело ответственное и строго контролируемое. Поэтому должностные лица собесов не могли импровизировать и отойти от предписаний Порядка № 105, даже войдя в положение ФЛП-работодателей.

Отказ компенсировать расходы на выплату среднего заработка означает, что средний заработок мобилизованных работников ФЛП облагается ЕСВ, НДФЛ и ВС. Ведь освобождающие нормы налогово-ЕСВшного законодательства работают только для выплат в размере среднего заработка, компенсируемых из бюджета!

Обидно? Не то слово. Тем не менее, многие ФЛП не теряли надежду на то, что фортуна будет к ним благосклонна и официальные органы дадут положительные разъяснения по их «мобилизационному» вопросу.

Но не тут то было. Специалисты Минсоцполитики «ошарашили» нас своим письмом от 16.06.2015 г. № 325/13/155-15. Итак, «копать» начали с фундамента — гарантийной ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

По мнению этого ведомства, на мобилизованных работников ФЛП эта норма не распространяется. Почему? Да именно потому, что в ч. 3 ст. 119 КЗоТ упоминаются только работники предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности.

Удивлены? Да, фактически Минсоцполитики «запамятовало» о равенстве прав работников.

Правда, понимая социальную несправедливость, «трудовое» ведомство решило успокоить ФЛП и их работников уведомлением о том, что прорабатывает соответствующий законопроект, который уравняет работников в правах и внесет изменения в ст. 119 КЗоТ. Это хорошо, но сколько же нам ждать?

Заметим, что до недавних пор в дураках оставались не работники, а ФЛП. Мобилизованные работники получали средний заработок от работодателей-физлиц, а вот сами ФЛП возместить свои расходы из бюджета не могли.

Однако недавно в КЗоТ были внесены очередные «мобилизационные» изменения, которые могут «облегчить» жизнь ФЛП-работодателям, правда, за счет интересов мобилизованных.

Об этом и о том, как в такой ситуации поступать ФЛП, поговорим далее.

Решаем головоломку с помощью КЗоТ

Совсем недавно — 11 июня — были внесены изменения в п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, а также ч. 3 и 4 ст. 119 КзоТ (подробности — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 16). Призыв на военную службу стал основанием для увольнения, если за работником не сохраняются место работы, должность на основании ч. 3 или ч. 4 ст. 119 КЗоТ. Мобилизованным работникам посвящена ч. 3 ст. 119 КЗоТ, а она, если брать во внимание разъяснение Минсоцполитики, не распространяется на тех, кто трудился у ФЛП.

Получается, что с 11.06.2015 г. ФЛП могут увольнять мобилизованных работников, пользуясь оплошностью законодателей

Не опасно ли увольнять мобилизованного работника? Думаем, нет. Негуманно, но неопасно. Ведь даже в случае претензий работника или Госинспекции по вопросам труда на стороне ФЛП несовершенная формулировка ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

Теперь в невыгодном положении оказались мобилизованные работники, которых фактически лишили государственных гарантий только потому, что они работали у ФЛП. Остается ожидать изменений в законодательство, о которых в своих разъяснениях говорило Минсоцполитики. Верить или нет «трудовому» ведомству — решайте сами. Теперь у вас есть право уволить солдата, и дело с концом.

выводы

  • В 2014-2015 годах работодатели-ФЛП сохраняли место работы и средний заработок за мобилизованными работниками.

  • Но с появлением Порядка № 105 стало ясно, что компенсацию среднего заработка они не получат. К сожалению, это подтвердили и специалисты Минсоцполитики.

  • Однако с 11.06.2015 г. у ФЛП-работодателей появилось право уволить мобилизованного работника.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше