Темы статей
Выбрать темы

Туроператор на мели: что и кому он должен?

Виталий Смердов, налоговый эксперт
Когда в новостях появляется сообщение о неплатежеспособности/банкротстве очередного туроператора, то, как правило, сочувственно пожимаешь плечами и продолжаешь заниматься своими делами (конечно, если это не касается нас). В этой же статье предлагаем посмотреть на данную ситуацию с другой стороны — с позиции самого туроператора и туриста.

img 1Любое обязательство, в том числе по договору на туристическое обслуживание, должно выполняться надлежащим образом (ч. 1 ст. 526 ГКУ) — т. е. согласно условиям договора и требованиям законодательства. Увы, так происходит не всегда ☹. К примеру, турист мог прибыть в место, где планировал отдохнуть (и за что он, собственно, заплатил свои кровные), но обнаружил, что туроператор не перечислил на счет отеля стоимость проживания. Как быть в таком случае?

Главный нормативно-правовой акт в сфере туризма — Закон о туризме. Поэтому ответ будем искать в нем. И начнем с того, что если туроператор не может выполнить условия договора (независимо от причин), то ему лучше заранее предупредить туриста и требовать расторжения договора*. В принципе, исходя из ст. 20 Закона о туризме, он может отказаться от договора и в одностороннем порядке.

* В ст. 20 Закона о туризме предусмотрен минимальный срок для такого предупреждения, но, считаем, в нашем случае главное — успеть сделать это до отъезда туриста.

Но в любом случае, независимо от избранного варианта (расторжение договора или односторонний отказ), он должен возместить туристу убытки

Последние же могут включать в себя как стоимость непредоставленной услуги, так и, в частности, цену билетов для проезда к месту отправления (если к этому времени турист уже приобрел их). Если же говорить в целом, в состав убытков попадают любые расходы, которые лицо понесло или должно понести для восстановления своего нарушенного права (ч. 2 ст. 22 ГКУ). При этом, чтобы у туроператора возникла обязанность возместить их, должны соблюдаться два условия:

— такие убытки должны быть документально подтверждены;

— они должны быть понесены в связи с расторжением договора/отказом от него.

Если же неспособность туроператора предоставить существенную часть туристической услуги выявлена уже в процессе его выполнения, то вместо нее он может предложить туристу какие-либо альтернативные мероприятия*. К примеру, оплатить стоимость проживания в другом отеле. При этом стоимость таких альтернативных услуг может быть выше или ниже чем те, которые изначально оговаривались. В таком случае, если их стоимость:

* Существенность — оценочное понятие. И это плохо, поскольку в случае возникновения спора между туристом и туроператором разрешать его придется в суде.

— выше — туроператор не вправе возлагать на туриста дополнительные расходы;

— ниже — туроператору придется возместить туристу разницу.

Но, вполне возможно, туристу такой вариант не подойдет или же у туроператора нет возможности сделать даже этого. В таком случае туроператору придется ( ст. 20 Закона о туризме):

— предоставить туристу без дополнительной оплаты эквивалентный транспорт для возврата в место отправления или другое место, на которое он согласится. Учитывая это, турист может затребовать организовать возврат в место его проживания — если оно не совпадает с местом отправления. Например, турист проживает в Харькове, а самолет вылетает из Борисполя;

— возместить стоимость непредоставленных туристических услуг. Правда, их стоимость на момент оплаты и на дату возмещения может отличаться (особенно, если в этом периоде «скакал» курс валюты). На какую из этих сумм ориентироваться, вы сможете прочитать дальше;

— выплатить компенсацию — но только в том случае, если она предусмотрена договором. Размер такой компенсации также оговаривается в нем. К слову, на практике в договорах нередко прописывают смехотворные суммы — например, 200 грн.

Заметьте: совершение этих действий — обязанность туроператора. Если он откажется их выполнять, турист вправе обратиться в суд.

Туроператора от указанных обязательств могут освободить лишь три обстоятельства. Правда, в случае возникновения спора с туристом, доказывать их наличие придется в суде.

1

2

3

Невыполнение/ненадлежащее выполнение договора произошло по вине туриста

Невыполнение/ненадлежащее выполнение договора произошло по вине 3-х лиц, не связанных с предоставлением предусмотренных договором услуг, и ни одна из сторон не знала и не могла знать заранее об их наступлении

Невыполнение/ненадлежащее выполнение договора произошло из-за форс-мажорных обстоятельств или событий, которые туроператор и прочие субъекты туристической деятельности, предоставляющие туристические услуги согласно этому договору, не могли предвидеть

Но что, если туроператор не способен сделать даже этого — в частности, из-за банкротства?

Банкротство туроператора — головная боль туриста

Для начала вспомним, что любой туроператор обязан предоставлять подтверждение финансового обеспечения своей имущественной ответственности перед туристом. Делают это в виде гарантии банка или другого кредитного учреждения* (при этом туриста перед заключением договора нужно ознакомить с ее размером, а также с предоставившим ее финучреждением). Минимальный размер такой гарантии должен быть эквивалентен**:

* На кредитное учреждение ссылается Закон о туризме. В то же время здесь, вероятнее всего, подразумевается финансовое учреждение.

** Учтите, что это минимальный размер. По факту он может быть и больше.

— 10 тыс. евро — для туроператоров, предоставляющих услуги исключительно внутреннего и въездного туризма;

— 20 тыс. евро — в остальных случаях.

Цель гарантии — покрыть убытки туриста. Но учтите — не любые, а лишь на случай неплатежеспособности туроператора или возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве. И только те, которые связаны с:

— покрытием расходов туриста по его возврату в место проживания/нахождения;

— возмещением стоимости непредоставленных услуг, предусмотренных договором.

Данные условия, как правило, фиксируют и в тексте договора, которым оформляется гарантия. Причем гарантирование таких сумм выглядит вполне логично — ведь в случае неплатежеспособности/банкротства туроператора взыскать с него может быть совсем нечего — ведь его активы состоят, большей частью, из денежных средств, офисной мебели/техники и т. п.

Что касается остальных убытков, то на них упомянутая гарантия не распространяется***. Поэтому их возмещение туристу придется «выбивать» непосредственно от туроператора.

*** Правда, туроператору ничто не запрещает оформить гарантию и под них, но уже в добровольном порядке.

Теперь представим, что в отношении туроператора все же возбудили производство по делу о банкротстве****. Напомним, что:

**** Условия для возбуждения производства в деле о банкротстве.

— данное событие подтверждается определением хозяйственного суда;

— сведения об этом размещаются на сайте ВХСУ (vgsu.arbitr.gov.ua) — в разделе «Оприлюднення відомостей про справи про банкрутство».

К сожалению, многих туристов данное событие застает в процессе отдыха и, чаще всего (что вдвойне увы), им в таком случае приходится уповать только на себя. В том числе в разрешении вопроса возмещения убытков и прочих сумм. Как же они могут это сделать?

Убытки в части возмещения стоимости непредоставленной услуги. Как мы уже говорили, обязанность туроператора по возмещению подобных убытков обеспечивается гарантией. Поэтому после того, как турист столкнется с отказом туроператора представить услуги/возместить убытки, а также убедится, что в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве,

ему стоит обратиться непосредственно в финучреждение, которое выступило гарантом по данным обязательствам (с ним туриста должны ознакомить еще до заключения договора)

Но чтобы заставить его действовать, туристу придется предоставить доказательства упомянутых обстоятельств.

После получения от туриста письменного требования и необходимых документов такое финучреждение должно:

— немедленно уведомить об этом туроператора и передать ему копии требования и приложенных к нему документов;

удовлетворить требования туриста. Конечно, при отсутствии оснований для отказа. Подобными основаниями являются: несоответствие требования туриста или приложенных к нему документов условиям гарантии, их предоставление после окончания срока действия гарантии***** (ч. 1 ст. 565 ГКУ).

*****Если турист получил отказ, то это не значит, что он не вправе обратиться в финучреждение с подобным требованием вновь — после устранения нарушений. Это следует, в частности, из ч. 1 ст. 568 ГКУ.

Если финучреждение выполнит требование туриста, то оно вправе предъявить туроператору обратное или, другими словами, регрессное требование (лишь в рамках уплаченной суммы). Причем учтите: срок выполнения данного обязательства — как, к слову, и момент возникновения обязательства — наступает уже после возбуждения дела о банкротстве, а потому мораторий на удовлетворение требований кредиторов на него не распространяется* ( ч. 1 ст. 19 Закона № 4212). То есть, в идеале все должно выглядеть так:

img 2

* Взыскание таких сумм может осуществляться лишь по определению хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве (ч. 5 ст. 19 Закона № 4212).

Прочие убытки. На них, как мы уже говорили, гарантия не распространяется (если, конечно, туроператор не оформил ее добровольно). Что это за убытки? Для ответа будем исходить из общего определения. В нашем случае, кроме расходов, упомянутых выше, к числу убытков могут относиться, в частности, документально подтвержденные:

— расходы на проживание и питание туриста — до момента возвращения в место его проживания/нахождения;

— транспортные расходы, сопутствующие туристической услуге (к примеру, стоимость поездки до населенного пункта, из которого должен был осуществляться вылет).

Как быть с их возмещением? Не секрет, что сторона, нарушившая условия договора (в данном случае — туроператор), несет гражданско-правовую или, другими словами, имущественную ответственность, прописанную в договоре или законе. В частности, она обязана возместить второй стороне (в данном случае — туристу) убытки. Об этом же, по сути, говорит и ч. 1 ст. 10 Закона № 1023: если поставщик услуги не приступил вовремя к выполнению обязательств по договору (или делает это так медленно, что предоставить ее в требуемый срок становится невозможным), потребитель вправе отказаться от договора и требовать возмещения убытков**.

** Заметьте, что если турист откажется от договора, это не повлияет на действительность гарантии (ч. 3 ст. 565 ГКУ).

Проще говоря, обращаться за возмещением таких убытков турист должен непосредственно к туроператору. При этом заметьте: так как срок погашения подобного требования наступает после возбуждения производства по делу о банкротстве, на него мораторий не распространяется.

Пеня. Турист является потребителем в понимании Закона № 1023, а потому он может претендовать на пеню, предусмотренную ч. 5 ст. 10 этого Закона. Причем даже в том случае, если данное право не зафиксировано в договоре (поскольку возможность взыскания данной суммы предусмотрена непосредственно в законе).

Размер указанной пени составляет 3 % стоимости услуги за каждый день просрочки в предоставлении услуги. При этом конечной датой, с которой она прекращает начисляться, судя по всему, нужно считать дату прекращения договора.

Инфляционные и 3 % годовых. Возможность взыскания этих сумм предусмотрена в ч. 2 ст. 625 ГКУ. Но учтите: если в отношении туроператора возбуждено производство по делу о банкротстве, сделать это, скорее всего, не получится. Дело в том, что на взыскание таких сумм распространяется мораторий (ч. 3 ст. 19 Закона № 4212).

Моральный ущерб. Турист также вправе требовать возмещения и морального ущерба. Подобная возможность предусмотрена, в частности, в ст. 25 Закона о туризме. При этом главная задача туриста, желающего возместить такой ущерб, сводится к подтверждению:

наличия такого ущерба. В связи с этим напомним, что моральный ущерб — это потери неимущественного характера в результате моральных или физических страданий либо других негативных явлений, причиненных физлицу незаконными действиями/бездействием других лиц. При этом в нашем случае незаконными действиями/бездействием следует считать нарушение туроператором своих договорных обязательств;

причинно-следственной связи между таким ущербом и нарушениями, которые допустил туроператор.

Правда, учтите: взыскать такой ущерб получится, как правило, только в том случае, если турист обратиться за этим в суд. Тем более, что сумма, на которую он может претендовать, законодательно не установлена (адекватность суммы, затребованной туристом, оценивается судом в каждом конкретном случае).

В какой сумме возмещать убытки?

Вопрос возник не на пустом месте. Как мы уже говорили, турист вправе затребовать от туроператора возмещения убытков — как в части стоимости непредоставленной туристической услуги, так и в части прочих расходов. При этом стоимость услуг на момент их оплаты и на дату предъявления требования может намного отличаться. В частности, из-за изменения курса валют, инфляции и т. п. Это, в свою очередь, порождает вопрос: в какой же сумме турист может заявить свои требования?

Для ответа вспомним, что согласно ч. 3 ст. 623 ГКУ убытки определяются с учетом рыночных цен, действующих на дату (если иное не предусмотрено договором/законом):

— добровольного удовлетворения требования кредитора в месте, в котором обязательство должно быть выполнено;

— предъявления иска — если требование не удовлетворено в добровольном порядке. Причем учтите: суд на свое усмотрение может принять решение о возмещении убытков по рыночным ценам, сложившимся на дату его вынесения (это важно, если дело рассматривалось долго).

Теперь применим данное правило к нашей ситуации. Если на момент предъявления требования рыночные цены на данный турпродукт заметно поднялись,

турист вправе затребовать от туроператора сумму, актуальную на момент предъявления требования*

* Вместе с тем, как вы, должно быть, заметили, данное правило является диспозитивным. То есть вы вправе предусмотреть в договоре иные правила — и следовать тогда придется именно им.

Правда, доказывать факт повышения цен придется именно ему. Причем, скорее всего, в суде. Ведь, как правило, туроператоры стараются ограничить размер своей ответственности соответствующими условиями договоров. Но чем доказать факт повышения цен? Сделать это можно, в частности, при помощи открытых документов, рекламных предложений, прайс-листов и т. п., которые демонстрируют уровень цен у данного туроператора и его конкурентов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше