Компенсация среднего заработка мобилизованных: наша песня хороша, начинай сначала!

В избранном В избранное
Печать
Скрипкина Екатерина, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 44
Да-да, вам не показалось. Снова речь пойдет о среднем заработке мобилизованных работников. Что ж поделать, если и с появлением кабминовского порядка компенсации сомнения ГФСУ относительно порядка налогообложения данной выплаты не исчезли. Считаем свои долгом проинформировать вас о позиции налоговиков. Итак, приступим.

Таких «налоговых» баталий, которые происходят со средним заработком мобилизованных работников, не знала еще ни одна выплата. Основная причина — ГФСУ, а именно ее неистовое упорство в формальном прочтении Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

История вопроса

Обязанность сохранять средний заработок за мобилизованными работниками была вменена работодателям с 18.03.2014 г. При этом обновленная редакция ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ) обещала им, что такие выплаты компенсируют из бюджета. Однако обещанного пришлось ждать немногим меньше, чем в известной поговорке, — целый год (радует, что не отказали вовсе).

Пока ждали, работодателям пришлось выплачивать средний заработок «солдатам предприятия» за счет своих средств. Да еще и облагать такую выплату, несмотря на то что законодатели вроде как позаботились о ее необложении. Как так получилось?

С 18.03.2014 г. компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников исключили из числа налогооблагаемых доходов (см. п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ), а также из числа выплат, с которых взимается ЕСВ (см. ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далее — Закон № 2464).

Однако налоговики заняли жесткую позицию: пока нет Порядка компенсации из бюджета, средний заработок мобилизованных работников — это обычная зарплата. Поэтому работодатель обязан был начислять ЕСВ, удерживать НДФЛ, ВС и ЕСВ.

Безусловно, оставалось уповать на появление такого порядка, который должен спасти от налогообложения средний заработок мобилизованных.

Позиция ГФСУ

С появлением Порядка выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденного постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок № 105), проблема с налогообложением многострадальной выплаты не исчезла. Дело в том, что в соответствии с Порядком № 105 работодатель начисляет выплаты мобилизованным работникам в размере среднего заработка, выплачивает их в сроки, установленные ст. 115 КЗоТ, а затем получает из бюджета компенсацию фактически понесенных расходов. Специалисты Минсоцполитики в устных консультациях подтверждают, что именно так нужно делать.

По мнению налоговиков, данный порядок не согласуется с п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ, согласно которому не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

То есть они считают, что в соответствии с указанной нормой НКУ не облагается только компенсация среднего заработка из бюджета, которая выплачивается работнику после поступления на счет работодателя. Поэтому работодатели не должны за счет собственных средств выплачивать средний заработок, а обязаны ждать поступления компенсации из бюджета, чтобы затем ее выплатить.

А если работодатель начисляет и выплачивает за счет собственных средств средний заработок мобилизованным, как того требует Порядок № 105, не дожидаясь поступления компенсации из бюджета? В такой ситуации ГФСУ считает, что этот работодатель выплачивает средний заработок «а-ля» обычная зарплата. Следовательно, его надо обложить НДФЛ и ВС и уплатить суммы налога и сбора в бюджет при его выплате. И только когда на счет предприятия «зай­дет» компенсация, облагаемый средний заработок трансформируется в необлагаемую компенсацию из бюджета. А значит, можете отсторнировать в учете ранее удержанные НДФЛ и ВС.

Абсурд, скажете вы. Мобилизованный работник получает только одну выплату в размере своего среднего заработка. И то, что такая выплата производится через работодателя с последующей компенсацией, не означает ее разделение на два дохода. Согласны, но такова официальная позиция ГФСУ, изложенная черным по белому в письме от 24.04.2015 г. № 8720/6/99-99-17-03-03-15.

Что с этим делать?

Надеяться, что налоговики одумаются. Отметим, что Независимая ассоциация банков Украины обратилась в официальных письмах к руководству Минфина и Минсоцполитики с просьбой содействовать отмене разъяснений ГФСУ, в частности, предоставленных в письме от 24.04.2015 г. № 8720/6/99-99-17-03-03-15. Не факт, что это поможет, но надежда умирает последней.

А пока тем, кто решит выполнять требования ГФСУ, придется при начислении среднего заработка мобилизованному работнику удерживать, а при его выплате — уплачивать НДФЛ и ВС. После получения компенсации из бюджета сторнировать НДФЛ и ВС. Так в устных консультациях рекомендуют делать налоговики. Весьма хлопотно и бессмысленно, но зато у налоговиков не будет претензий и попыток наказать работодателя.

Заметьте, что ждать компенсации из бюджета и только потом выплачивать средний заработок не выход. В таком случае предприятию грозит штраф по  ст. 265 КЗоТ, а его должностным лицам — по  ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (см. письма Минюста от 24.09.2014 г. № 486-0-2-14/7.2 и Минсоцполитики от 18.09.2014 г. № 1301/13/84-14).

Что будет, если «забить» на странные разъяснения налоговиков? Если в ближайшее время они не откажутся от таких разъяснений, то есть опасность штрафа по  ст. 127 НКУ с пеней. Хотя, на наш взгляд, если проверяющих не будет, то при каждом получении компенсации налогооблагаемый, по мнению налоговиков, средний заработок мобилизованных будет превращаться в необлагаемую компенсационную выплату, и взятки с работодателя гладки.

Отметим, что с ЕСВ таких глобальных проблем нет. Корректная формулировка ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 позволяет утверждать, что работодатель, который сначала выплачивает средний заработок ЕСВ, а потом получает компенсацию из бюджета, однозначно не начисляет и не удерживает ЕСВ. Это подтверждают специалисты ГФСУ в устных консультациях.

Внимание! Если работодатель по каким-то причинам не получает компенсацию из бюджета, то на средний заработок мобилизованных работников нужно начислять ЕСВ, удерживать с него НДФЛ, ВС и ЕСВ.

Остается только добавить: зато не скучно!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить