(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 52
  • № 51
  • № 50
  • № 49
  • № 48
  • № 47
  • № 46
  • № 45
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/17
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июнь , 2015/№ 44

«Хай буде літо!»: учетные особенности сезона-2015

http://tinyurl.com/y69z26og
«Хай будє літо, нехай приносять вітри дощі,
Хай спіє жито, хай будє світло в нашій душі!
Боже, борони Батьківщину!
Боже, борони Україну!..»
(Украинская песня)
Лето для многих самое любимое время года! Не только потому, что это время отпусков, но и потому, что летом не нужно думать о многих из тех вещей, которые являются необходимыми в другие сезоны — отопление, теплая одежда и т. п. В то же время лето нельзя назвать и совсем беззаботной порой. Это касается как работящих хозяев (и хозяюшек), так и субъектов хозяйствования. Именно поэтому в канун такого замечательного времени года мы поговорим с вами об учете расходов на подготовку к лету.

Давайте вместе вспомним. Чем, собственно, обус­ловлено приобретение средств, связанных с наступлением летнего сезона?

Прежде всего — требованием ч. 2 ст. 2 Кодекса законов о труде от 10.12.71 г. Согласно этому требованию каждый работник имеет право на здоровые и безопасные условия труда. Детализировано это требование в  ст. 6 Закона об охране труда*, где предусмотрено: условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства.

* Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ.

По нашему мнению, для большей определенности можно также норму об обеспечении работнику надлежащих условий труда (в том числе и в летний период) закрепить в коллективном или трудовом договоре.

В предыдущие годы главным вопросом, возникавшим в связи с осуществлением расходов на подготовку к лету, было доказать, что эти расходы связаны с хозяйственной деятельностью. Однако налоговая реформа существенно пошатнула этот, казалось бы, нерушимый принцип.

Связь с хоздеятельностью больше не доказываем?

О расходах и амортизации (касательно налога на прибыль). Вы, конечно, знаете, что принятый в самом конце 2014 года Закон № 71** принес нам существенные изменения. Наиболее радикально эти изменения коснулись налога на прибыль (разд. ІІІ НКУ) —  Закон № 71 фактически ввел абсолютно новый механизм определения объекта обложения этим налогом.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о налоговой реформе» от 28.12.2014 г. № 71-VII.

Согласно налоговой «реформации» начиная с 1 января 2015 года налогооблагаемая прибыль определяется исходя из бухучетного финрезультата. Но это только для малодоходных субъектов, прошлогодний доход которых не превышает 20 млн. грн. Отдельный налоговый учет они не ведут — их объектом налогообложения является собственно бухгалтерский финрезультат, без каких-либо корректировок* ( п.п. 134.1.1 НКУ**).

* Кроме убытков предыдущих налоговых (отчетных) лет.

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Определенные корректировки бухгалтерского финрезультата на налоговые разницы введены для высокодоходных субъектов (годовой доход — более 20 млн грн.). Да еще для малодоходных, которые самостоятельно решили «откорректироваться». Именно у них и будут возникать, в частности, налоговые «амортизационные» разницы, связанные с непроизводственными основными средствами. Ведь п.п. 138.3.2 НКУ предусматривает, что не подлежат амортизации расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или прочие улучшения ОС, не используемых в хозяйственной деятельности. А в бухучете для их амортизации нет никаких препятствий.

То есть для налога на прибыль, как и ранее, имеет значение использование основного средства в хозяйственной деятельности, но только для высокодоходников

В отношении МНМА и запасов таких проблем нет, поэтому они могут уменьшать объект налогообложения даже без связи с хозяйственной деятельностью. Кроме того, для основных средств может возникнуть еще одна налоговая разница. В том случае, если сроки амортизации основного средства в бухгалтерском и в налоговом учете будут различаться.

О налоговом кредите по НДС. Здесь упоминание об обязательной связи с хозяйственной деятельностью пока остается в  ст. 198 НКУ. С 1 июля этого упоминания уже не будет: весь «входной» НДС начнем включать в состав налогового кредита. Но по нехозяйственным приобретениям его придется компенсировать путем начисления налоговых обязательств. Подробнее о реформе НДС читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 5.

Поэтому тем, кто желает сохранить за собой налоговый кредит по «летним» приобретениям, нужно, как и ранее, доказывать, что они связаны с хозяйственной деятельностью.

Для этого напоминаем, что определение хозяйственной деятельности в НКУ сохранилось. Это по-прежнему деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам ( п.п. 14.1.36 НКУ).

В более широком смысле хозяйственный характер расходов определяется с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерении плательщика получить экономический эффект от операции (см. постановление Львовского апелляционного административного суда от 23.01.2013 г. по делу № 2736/10/9104). Причем этот экономический эффект может означать не только прямое увеличение доходов, но и экономию, повышение производительности труда и т. п. В контексте «летних» приобретений советуем смотреть на связь с хозяйственной деятельностью именно под таким углом зрения.

Учет основных средств: краткий ликбез

Учет основных средств подвергся достаточно большим изменениям в связи с принятием «реформационного» Закона № 71. Для нас эти изменения достаточно важны, поскольку немало «летних» приобретений, с учетной точки зрения, являются основными средствами в понимании п.п. 14.1.138 НКУ (эксплуатируются более года и стоят свыше 2500 грн.).

Вообще-то, стоимостной критерий остался только для высокодоходных плательщиков налога. Но и малодоходным субъектам его, в принципе, никто не мешает использовать. Как и установить свой собственный стоимостной критерий. Но это никак не повлияет на их объект обложения налогом на прибыль.

Давайте коротко вспомним, что нужно знать о «постреформационном» учете основных средств. Прежде всего это касается, понятное дело, налога на прибыль.

Здесь имеем по крайней мере три существенных изменения.

Во-первых, отменен 10 % лимит на расходы по ремонту или улучшению основных средств (бывшие пп. 146.11, 146.12 НКУ).

Во-вторых, установленные НКУ минимальные сроки эксплуатации ( п.п. 138.3.3 НКУ) основных средств теперь касаются только высокодоходных субъектов. Малодоходные субъекты эти сроки могут вообще не учитывать и амортизировать основные средства для целей налогообложения исходя из тех же сроков, что и в бухучете.

В-третьих, для высокодоходных субъектов теперь существует необходимость делать корректировку своего бухгалтерского финрезультата на «амортизационные» налоговые разницы ( пп. 138.1, 138.2 НКУ)

Принцип «амортизационной» корректировки простой — добавляем к финрезультату бухгалтерскую амортизацию, а затем вычитаем «налоговую»

Если они отличались между собой, такая корректировка изменит ваш финрезультат до налогообложения. Если же у вас амортизация согласно П(С)БУ и амортизация согласно НКУ одинаковые — фин­результат до налогообложения не изменится.

Это, собственно, и есть обновленные общие принципы учета основных средств в 2015 году. Далее рассмотрим наиболее типичные приобретения в рамках подготовки к летнему сезону.

Охладители воздуха (кондиционеры, сплит-системы и т. п.)

Безусловно, такие устройства в бухучете относятся к основным средствам. Кондиционер будет учитываться как отдельный объект ( п. 4 П(С)БУ 7*). Первоначальная стоимость кондиционера сначала будет формироваться на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а при вводе в эксплуатацию — списываться в дебет субсчета 106 «Инструменты, приборы, инвентарь»**.

* П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

** Хотя не исключаем, в частности, учет установленного бытового кондиционера как улучшение здания. Промышленные же кондиционеры более логично учитывать как отдельные объекты на субсчете 104 (или на субсчете 103, если они входят в сметную стоимость здания).

Амортизация кондиционера в этом случае будет включаться в расходы по направлениям его использования. То есть в зависимости от того, по какому назначению используется помещение, где установлен кондиционер. Соответственно, амортизация кондиционера может включаться и в общепроизводственные, и в административные, и в сбытовые расходы.

Высокодоходные субъекты должны также учитывать, что согласно п.п. 138.3.3 НКУ минимальный срок эксплуатации для основных средств группы 6 — это 4 года***. Соответственно, если в бухучете срок амортизации иной — «амортизационные» корректировки повлияют на финрезультат до налогообложения.

*** Если кондиционер рассматривается нами как улучшение, то расходы на его приобретение, установление и монтаж просто увеличивают балансовую стоимость здания. Никаких налоговых разниц здесь не будет, ведь 10 % ремонтного лимита уже не существует.

Что касается налогового кредита по НДС, то здесь нам придется позаботиться не только о налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН. Нужно обязательно доказать, что приобретение кондиционера связано с хозяйственной деятельностью. То же требуется и для «налоговой» амортизации основных средств высокодоходных субъектов. Сделать это достаточно просто, ведь

кондиционеры и прочие подобные им охладительные приборы обеспечивают необходимые параметры микроклимата в рабочем помещении

Следовательно, они связаны с хозяйственной деятельностью. Такого же мнения в «дореформационное» время придерживались и суды (см. постановление ВАСУ от 15.01.2008 г. по делу № К-35823/06).

Еще несколько слов по поводу вентиляторов. Они в бухучете обычно отражаются на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Малодоходные субъекты могут относить вентиляторы в состав МНМА, даже если их стоимость более 2500 грн., но на предприятии установлен больший стоимостной критерий. Для высокодоходных субъектов решающую роль играет стоимостной критерий из НКУ — 2500 грн. Вентиляторы дешевле этой суммы они классифицируют как МНМА. Такие необоротные активы не являются основными средствами согласно п.п. 14.1.138 НКУ. Для них п.п. 138.3.3 НКУ не устанавливает минимальный срок эксплуатации, соответственно никаких расхождений с бухучетом в отношении них не может быть. Их сразу можно амортизировать методом «100 % стоимости в первом месяце».

Налоговый кредит по приобретенным вентиляторам вы тоже сможете отстоять, руководствуясь теми же аргументами, что и в отношении кондиционеров. К тому же по приобретению вентиляторов мы также имеем положительное решение судебных органов. Суд признает, что такое приобретение связано с хозяйственной деятельностью (см. постановление ВАСУ от 31.05.2012 г. по делу № К-32058/10).

Охладители воды и продуктов (холодильники, кулеры и пр.)

В бухучете такие приборы отражаются как отдельные объекты основных средств (субсчет 106 «Инструменты, приборы, инвентарь»). Исключение — приборы, учитываемые как МНМА на субсчете 112.

Амортизацию холодильников и кулеров следует включать в состав расходов по направлениям использования объекта. То есть в зависимости от того, где используется холодильник или кулер, их амортизация может включаться и в общепроизводственные, и в административные, и в сбытовые расходы.

Высокодоходные субъекты должны также не забывать, что холодильники и кулеры согласно п.п. 138.3.3 НКУ относят к группе 6 основных средств. Таким образом, их минимальный «налоговый» срок эксплуатации — 4 года.

В вопросе налогового кредита по НДС (а для высокодоходных субъектов — и амортизации основных средств) перед нами снова возникает проблема связи с хозяйственной деятельностью. Поэтому обратимся к судебной практике. Ранее мы уже публиковали положительное для плательщиков решение ВАСУ, в котором холодильник был признан объектом хозяйственной деятельности (см. определение ВАСУ от 13.01.2009 г. по делу № К-10567/07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 44, с. 44).

Судя по всему, на такое же положительное решение вопроса по отражению «налоговых» расходов и налогового кредита при приобретении холодильника плательщики могут рассчитывать и сейчас. Например, в одном из своих сравнительно свежих решений ВАСУ признал правомерным отнесение к налоговому кредиту сумм НДС, уплаченных при приобретении холодильников, поскольку эти холодильники приобретены с целью обеспечения требований законодательства о труде и правил охраны труда, улучшения условий труда и быта работников предприятия (см. постановление ВАСУ от 04.02.2013 г. по делу № К-23634/10). Есть в судебной практике и еще более свежие положительные судебные решения по холодильнику (см. постановления ВАСУ от 09.12.2013 г. по делу № К-45150/09 и от 10.12.2013 г. по делу № К/9991/29249/11).

Преимущественно позитивной для плательщиков является и судебная практика по расходам и налоговому кредиту при приобретении питьевой воды и кулеров. Например, ВАСУ признал правомерным отнесение к налоговому кредиту НДС, уплаченного при приобретении кулера, связав такое приобретение с хозяйственной деятельностью на основании протокола общего собрания, где было принято решение об обеспечении работников питьевой водой (см. постановление ВАСУ от 02.08.2011 г. по делу № К-10432/08). В другом своем решении ВАСУ также признал приобретение электрочайников (для кипячения питьевой воды для работников) связанным с хозяйственной деятельностью на основании того, что эти расходы были осуществлены плательщиком на основании распоряжения санэпидемстанции (см. постановление ВАСУ от 20.12.2011 г. по делу № К-2601/08).

Душевые кабинки

В бухучете душевая кабинка отражается аналогично холодильникам и кулерам. То есть или как основное средство (субсчет 106), или как МНМА (субсчет 112). Амортизация душевой кабинки, как и в предыдущих случаях, будет включаться в расходы согласно направлению использования кабинки. Как правило, душевые кабинки устанавливают в производственных помещениях. Поэтому естественно, что амортизация кабинки будет чаще всего попадать в состав общепроизводственных расходов.

Высокодоходным субъектам следует знать, что согласно п.п. 138.3.3 НКУ душевая кабинка, как и холодильник, с кулером попадает в группу 6. Минимальный срок амортизации известен — 4 года. Поэтому не забываем об амортизационных корректировках и о случаях, когда они повлияют на объект налогообложения.

Что касается хозяйственной деятельности (а следовательно, права на налоговый кредит и на «налоговую» амортизацию для высокодоходных субъектов), то, по нашему мнению, здесь сомнений быть не должно.

Приобретение душевой кабинки связано с хозяйственной деятельностью. Требование об установлении душевых кабинок оговаривается также в п. 1.7 СНиП 2.09.04-87 (или другими подобными актами, например, ДБН А.3.1-5-96 в строительной деятельности)

Эти нормы воспринимаются судами как аргумент для включения расходов на осуществление необходимых мероприятий в состав расходов на охрану труда (см., например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 14.03.2012 г. по делу № 2а-2534/10/0670 и постановление Львовского окружного административного суда от 09.10.2009 г. по делу № 2а-4597/09/1370).

Положительные для плательщиков решения принимали не только местные суды, но и ВАСУ. Высший админсуд согласился, что душевая кабинка, установленная в производственном помещении предприятия, является производственным основным средством и связана с хозяйственной деятельностью (см. постановление ВАСУ от 30.01.2007 г. по делу № К-14082/06). Налоговый кредит по операциям приобретения услуг по ремонту душевой кабинки, предназначенной для обслуживания работников, суды также признают правомерным (см. постановление Киевского апелляционного административного суда от 16.05.2012 г. по делу № 2а-9849/09/2670 и постановление Окружного административного суда г. Киева от 13.09.2011 г. по делу № 2а-9852/09/2670).

Однако предупреждаем, что с налоговой амортизацией душевых кабинок, установленных, скажем, в офисных помещениях, у высокодоходников могут возникнуть определенные затруднения. Хотя, в целом, по нашему мнению, это такое же санитарно-техническое оборудование, как и любое другое. А потому не должно быть никаких препятствий для учета его амортизации при определении налого­облагаемой прибыли.

«Летние» улучшения (жалюзи, роллеты и пр.)

Жалюзи, роллеты и прочие им подобные приспособления устанавливаются на окна, чтобы в летнее время защитить помещение от жары и солнечного света.

В бухучете расходы на приобретение жалюзи и роллетов рассматриваются как улучшение основного средства (здания, на которое их устанавливают). Соответственно, эти расходы увеличат добалансовую стоимость здания.

В то же время не исключаем возможность формирования в бухучете отдельных объектов учета. В этом случае дорогие роллеты (стоимость которых превышает 2500 грн.) вероятнее всего будут включены в состав основных средств (субсчет 106 «Инструменты, приборы, инвентарь», а недорогие роллеты и жалюзи — в состав малоценных необоротных материальных активов (субсчет 112).

В любом случае расходы на приобретение, доставку и установление жалюзи и/или роллетов будут отражены в зависимости от направления использования здания, на котором они установлены. Это может происходить или через амортизацию здания, или через амортизацию созданных отдельных объектов основных средств или МНМА.

Не забывайте также: начиная с 1 января 2015 года в НКУ больше нет правила «10 % лимита». Поэтому в случае с расходами на приобретение жалюзи и роллетов, стоимость которых пойдет на увеличение первоначальной стоимости здания, расхождений в балансовой стоимости основных средств согласно П(С)БУ и согласно НКУ не будет.

Расхождения могут появиться позже и только у высокодоходных субъектов — если они в бух­учете амортизируют здание или жалюзи и роллеты как отдельные объекты в течение иных сроков, нежели установленные п.п. 138.3.3 НКУ. Напомним, для группы 3 это 20 лет (для зданий) и 15 лет (для сооружений), а для группы 6 — 4 года. В случае разных сроков для бухгалтерской и «налоговой» амортизации у высокодоходных субъектов будут «амортизационные» корректировки, которые повлияют на объект налогообложения.

Теперь что касается связи с хозяйственной деятельностью (а это означает право на налоговый кредит по НДС, а у высокодоходных субъектов — еще и право на «налоговую» амортизацию). Здесь, как и в предыдущих случаях, нужно исходить из указанного в начале статьи требования КЗоТ и  Закона об охране труда о создании работодателем надлежащих условий труда для своих работников.

Например, в п. 2.9 Правил № 7* предусмотрено, что оконные проемы помещений для работы с визуально-дисплейными терминалами (такая характеристика полностью применима к офисным помещениям) должны быть оборудованы регулируемыми устройствами (жалюзи, занавески, наружные козырьки). Поэтому можно утверждать:

использование жалюзи как в производственном, так и в офисном помещении, является одной из необходимых мер по охране труда и, понятно, связано с хозяйственной деятельностью предприятия

* Государственные санитарные правила и нормы работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин ДСанПиН 3.3.2.007-98, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.98 г. № 7.

Такое же мнение ранее выражал ВАСУ, отмечая, что к системе мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, относятся в том числе средства, обеспечивающие надлежащий уровень освещения помещений, к которым относятся жалюзи (см. постановление ВАСУ от 24.04.2008 г. по делу № К-706/07). Позже ВАСУ дополнительно отметил, что жалюзи выполняют функцию сохранения тепла в административном здании, а потому связаны с хозяйственной деятельностью (см. постановление ВАСУ от 11.11.2010 г. по делу № К-9457/07). Кроме этого, есть еще целый ряд положительных судебных решений о «хозяйственности» жалюзи и роллетов (см. постановления ВАСУ от 23.04.2008 г. по делу № К-14124/06; от 24.04.2008 г. по делу № К-706/07; от 31.05.2012 г. по делу № К-32058/10 от 18.07.2013 г. по делу № К/9991/3399/11; от 18.07.2013 г. по делу № К/9991/4436/11).

«Летние» запасы (питьевая вода, моющие и увлажняющие средства)

В заключение остановимся кратко на тех «летних» приобретениях, которые в учете отражаются как запасы.

«Добра вода — вдома щодня»… и на работе тоже. Наиболее яркий пример таких приобретений — покупка питьевой воды. Она в бухучете отражается как запасы, а потому по факту оприходования ее стоимость (вместе с расходами на доставку) отражается на субсчете 209 «Прочие материалы». Расходы на приобретение питьевой воды отражаются в периоде их фактического осуществления (списания запасов). При этом расходы отражаются в зависимости от того, какие работники потребляют воду — занятые в производстве, административные или занятые в сбыте. Соответственно проводка будет такая: Дт 91/92/93 — Кт 209.

Что касается налога на прибыль, то здесь никаких расхождений с бухучетом. Расходы на покупку питьевой воды могут смело отражать и малодоходные, и высокодоходные субъекты. Никаких корректировок налоговых разниц в этом случае НКУ не пре­дусматривает.

А вот что касается налогового кредита при приобретении воды — здесь огромное поле для дискуссии. Что касается связи этого приобретения с хозяйственной деятельностью, налоговики ранее были категорически против (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 12, с. 29, а также консультацию в разд. 11.01 «докодексной» ЕБНЗ; письмо ГНАУ от 28.10.2008 г. № 484/4/17-0713 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60, с. 24). Поддержал их в этом также Госпромгорнадзор (см. письмо Госпромгорнадзора от 26.07.2010 г. № 1/02-11.2-9/3.1/5128 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 73, с. 19).

Однако считаем, что не все так безнадежно. Можно сослаться на требования п. 2.17 Правил № 7, согласно которым при производственных помещениях должны быть обустроены бытовые помещения для отдыха во время работы и комнаты психологической разгрузки. В комнате психологической разгрузки следует предусмотреть установление устройств для приготовления и раздачи тонизирующих напитков, а также места для занятий физической культурой (СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания).

Требования об обеспечении работников питьевой водой есть также в правилах охраны труда работников, разработанных для отдельных отраслей (см., например, п.п. 2.4.5 Правил охраны труда в деревообрабатывающей промышленности, утвержденных приказом Госохрантруда от 31.01.2005 г. № 20, или п. 9.2 разд. ІІІ Правил охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом МЧС Украины от 09.07.2012 г. № 964)*. Наконец, в связи с аномальной жарой, характерной для лета в Украине в последние годы, Минздрав рекомендовал работодателям обеспечивать питьевой водой тех, кто работает на открытом воздухе**.

* Следует заметить, что суды принимают ссылки на СНиП 2.09.04-87, а также на отраслевые правила охраны труда как аргумент для признания связи расходов на приобретение питьевой воды с хозяйственной деятельностью (см., например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 14.03.2012 г. по делу № 2а-2534/10/0670).

** См. по ссылке http://www.moz.gov.ua/ua/portal/pre_20100730_1.html. Эта рекомендация Минздрава включает также применение кондиционеров, вентиляторов, солнцезащитных устройств (жалюзи, роллеты) и душевых кабинок. Поэтому это является дополнительным аргументом для всех «летних» приобретений касательно их хозяйственности.

Судебная практика по «хозяйственности» расходов на приобретение питьевой воды также является достаточно благоприятной (см. постановления ВАСУ от 06.09.2007 г. по делу № К-24252/06 и от 17.04.2007 г. по делу № К-20971/06; от 02.08.2011 г. по делу № К-10432/08; от 05.02.2014 г. по делу № К/9991/21721/12).

Самый яркий пример — постановление Житомирского окружного административного суда от 19.09.2012 г. по делу № 0670/479/11. Суд ссылается на  ст. 22 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII, согласно которой собственник предприятия (учреждения, организации) обязан в процессе эксплуатации производственных, бытовых сооружений, оборудования, использования технологий создать безопасные и здоровые условия труда. Поскольку приобретенная питьевая фасованная вода использовалась для нужд работников предприятия с целью создания и обеспечения надлежащих условий труда — ее приобретение связано с хозяйственной деятельностью.

В конце еще две детали. Во-первых, питьевая вода, которую работодатель приобрел для потребления работниками, не является для них дополнительным благом в понимании п.п. 164.2.17 НКУ. Поэтому нет оснований говорить об НДФЛ. Налоговики также согласны с этим (см. консультацию из БЗ, подкатегория 103.02). Во-вторых, вода используется для удовлетворения исключительно питьевых нужд, поэтому не может быть и речи о взимании рентной платы за спецводопользование ( п. 255.2 НКУ; п.п. 255.4.1 НКУ).

«Мойдодыр уполномочен заявить…»: моющие средства. Здесь мы говорим о случаях, когда работодатель обеспечивает своего работника возможностью принять душ на работе. С душевой кабинкой мы уже определились, теперь скажем несколько слов о моющих средствах — шампуне, мыле, а также об установках для сушки волос.

Такие средства в бухучете, как правило, отражаются как запасы (субсчет 209) и учитываются в составе расходов в зависимости от того, какие работники пользуются этими средствами — производственные, административные или сбытовые. Исключение здесь составляют только сушки для волос, которые могут отражаться как МНМА и даже как основные средства. Если попадают в соответствующие временные и стоимостные критерии.

В отношении налога на прибыль — никаких расхождений с бухучетом. Относительно связи с хозяйственной деятельностью аргументация та же, что и для душевой кабинки. Пользуясь случаем, отметим: в состав налогового кредита можно включить не только НДС в составе стоимости приобретенных моющих средств. Это касается также и НДС в составе стоимости потребленной воды.

Так же, как и в случае с питьевой водой, не может идти речи и о рентной плате за спецводопользование. Ведь вода используется для санитарно-гигиенических нужд ( п. 255.2 НКУ; п.п. 255.4.1 НКУ). А о дополнительном благе не идет речи и подавно.

Что же, вот, по-видимому и все, что мы хотели вам сказать об учете приобретений по подготовке к лету. Мира и согласия нам всем и хорошего летнего отдыха!

выводы

  • В отношении «летних» приобретений доказывать связь с хозяйственной деятельностью теперь нужно, чтобы отстоять право на налоговый кредит по НДС. Высокодоходные субъекты должны доказать эту связь также и для того, чтобы получить право на «налоговую» амортизацию основных средств.

  • Основной аргумент в пользу хозяйственности «летних» приобретений — выполнение требований трудового законодательства по созданию надлежащих условий труда.

  • Судебная практика последних лет в целом поддерживает плательщиков в отношении хозяйственного характера «летних» приобретений.

  • Корректирующие «амортизационные» налоговые разницы возникают только у высокодоходных плательщиков, если срок амортизации согласно П(С)БУ отличается от срока согласно НКУ и если объект основных средств признается непроизводственным.

  • Питьевая вода, которую работодатель приобрел для потребления работниками на рабочем месте, не является для работников дополнительным благом. Рентная плата за спецводопользование при потреблении воды исключительно для питьевых и/или санитарно-гигиенических нужд не уплачивается.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
субъект хозяйствования, расходы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье