Темы статей
Выбрать темы

«Мимо денег» или деньги мимо (надлежащего счета)?..

Голенко Александр, шеф-редактор
Как известно, бухгалтер не ошибается. Но иногда по вине отстойного монитора, западающей клавиши, тупых менеджеров или наконец беса, который попутал, деньги предприятия оказываются перечисленными «не туда»… И соответственно — полученными «не тем» и «не оттуда»… Давайте разберемся в последствиях такой ситуации для каждой из сторон подобного «залета» денег.
безналичные расчеты

Начнем с того, что в описанной ситуации в общем случае участвуют четыре субъекта:

(1) ненадлежащий плательщик;

(2) банк, обслуживающий этого плательщика;

(3) ненадлежащий получатель;

(4) банк, обслуживающий этого получателя.

Заметим, что определение понятия (1) дано в  абзаце втором п. 1.32 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-ІІІ (далее — Закон № 2346): это лицо, со счета которого ошибочно или неправомерно перечислены средства. Соответственно (3) — это лицо, на счет которого денежные средства зачислены (выданы в наличной форме) без законных оснований (абзац второй п. 1.23 этого Закона).

Процитируем здесь абзац второй п. 1.24 Закона № 2346:

Ошибочное перечисление — движение определенной суммы средств, вследствие которого по вине банка или другого субъекта перечисления происходит ее списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя или выдача ему этой суммы в наличной форме

Кстати, в отличие от ошибочного перечисления, в  абзаце третьем п. 1.24 Закона № 2346 (ср. ) дается определение ненадлежащего перечисления: когда виновник по сути ошибочного перечисления — это его инициатор, не являющийся плательщиком… Но эту ситуацию — а с ней и соответствующего ненадлежащего плательщика, и ненадлежащее списание (на основании платежного требования) — оставим за скобками. Кстати, и об ошибках при уплате налогов здесь мы говорить не станем тоже…

img 1И еще. С вашей точки зрения перечисление вами надлежащему получателю суммы больше той, чем вы хотели (должны были), или случайная повторная оплата по одному и тому же счету тоже выглядят как ошибочные перечисления. Главная проблема тут даже не в том, что вина в этом несомненно ваша, а в том, что налоговики постараются использовать эту ситуацию, чтобы пришить вам (а скорее ненадлежащему получателю) нежелательные налоговые последствия, например, по НДС или ЕН (о последствиях — в конце статьи).

Очевидно, что наша ситуация по сути распадается на две, когда ошибочное перечисление произошло по вине:

а) плательщика (1) как инициатора транзакции;

б) банка (того (2) или другого (4)).

Заметим сразу же, что и у ненадлежащего получателя (3) не выйдет тихо отсидеться с чужими денежками — у него есть обязанность их вернуть!

В таком порядке и продолжим наш «разбор пролетов»… При этом будем оперировать нормативкой без оглядки на ее иерархию, а по необходимости…

Если плательщик «сам виноват»

Как только проявились первые признаки проблемы — надлежащий получатель в положенный срок не подтвердил получение ваших денег, — немедля проверьте расчетный документ (платежное поручение).

И не только потому, что проверку логично начинать с начала цепочки. А потому, что в  абзаце втором п. 1.19 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22 (далее — Инструкция № 22), прямо написано:

Ответственность за соответствие информации, указанной в платежном поручении, сути операции, по которой осуществляется перечисление, несет плательщик, который в случае ее несоответствия должен возместить банку причиненный вследствие этого ущерб

Если нагрешили все-таки вы — сразу же вчитайтесь в договор банковского счета, заключенный вами с обслуживающим банком еще при открытии текущего счета (согласно прежде всего гл. 72 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV; далее — ГКУ*). Неспроста же НБУ в  абзаце первом п. 1.19 Инструкции № 22 написал черным по белому, что банк не несет ответственности за достоверность содержания платежного поручения, оформленного клиентом, — скорее всего этот текст вы увидите и в договоре… ☹

* Обойдемся без ссылок на другую нормативку, регулирующую подобные правоотношения.

Кстати, убедитесь, что ошибка допущена именно вами в платежном поручении, а не вызвана исходным ошибочным указанием банковских реквизитов вашим контрагентом-получателем, например в выставленном им счете! Такое случается нередко!.. Тогда ваш банк — подобно жене Цезаря, вне подозрений, и разбираться придется непосредственно с подставившим вас «неполучателем»… Вплоть до судебных тяжб.

Вероятно, в договоре вы увидите ссылку на  ст. 33 Закона № 2346, устанавливающую ответственность плательщика перед банком при проведении перечисления, но там (п. 33.2) посыл аналогичен приведенной выше цитате, причем приоритет в определении «конкретики» ответственности перед банком отдается именно договору между ним и клиентом (п. 33.1).

Так или иначе, но во исполнение сделки у вас нет другого выхода, кроме как совершить надлежащее перечисление (то ли дождавшись возврата денег от ненадлежащего получателя, то ли не дожидаясь его). Понятно же, что если сделка предусматривает санкции за неполучение (просрочку получения) надлежащим контрагентом от вас денег, то факт ошибочного ненадлежащего перечисления вас от ответственности не спасет. ☹

Кстати, о «расчетных» сроках. Что касается вашего обслуживающего банка — они наверняка прямо указаны в вашем договоре с ним ( абзац третий п. 8.1 Закона № 2346), но по общему правилу ( абзацы первый и второй п. 8.1 Закона № 2346) банк обязан выполнить ваше указание в соответствии с поданным расчетным документом в тот же рабочий день банка (см. определение в  п. 1.21 Закона № 2346) — если документ поступил ему в течение операционного времени банка (см. определение в  п. 1.22 Закона № 2346), и на следующий рабочий день — если документ поступил в банк по окончании его операционного времени. Межбанковский перевод должен быть совершен в срок до трех операционных дней ( п. 8.4 Закона № 2346). Банк получателя при получении перевода в течение своего операционного дня обязан зачислить средства на счет получателя в тот же день либо в день, указанный плательщиком в расчетном документе как дата валютирования ( п. 30.2 Закона № 2346).

Подробнее об этих сроках и последствиях их нарушения читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35 — 36, с. 15.

И еще. Если вы обнаружили свою ошибку по горячим следам, то ст. 23 Закона № 2346 дает вам полное право отозвать расчетный документ (обязательно в полной сумме — п. 23.2) как до момента списания средств с вашего счета (п. 23.1), так даже и после (п. 23.4) — только если в платежке вами был заполнен реквизит «Дата валютування» — вплоть до наступления этой даты, а значит, такие деньги можно вернуть даже из банка, обслуживающего получателя (и ненадлежащего тоже).

Обращаем ваше внимание, что в ситуации, когда вы перечислили средства «не туда» по своей вине (т. е. банк здесь ни при чем), согласно абзацу пятому п. 1.19 Инструкции № 22 «спасение утопающих денег» становится делом исключительно ваших собственных рук, поскольку (цитируем): «Плательщики и получатели средств осуществляют контроль за свое­временным проведением расчетов и рассматривают возникшие претензии без участия банка»… ☹
Другими словами, в принципе ваш банк может пойти вам навстречу (особенно если обязан согласно договору) и уточнить реквизиты ненадлежащего получателя, но ничего от вас ему он пересылать не обязан… Составляйте-ка письмо-заявление о возврате вам обратно денег… и ЕГР с «Укрпоштой» вам в помощь!.. Учтите, что и закон на вашей стороне: он требует от ненадлежащего получателя все деньги вам вернуть, но об этом позже.

Если напортачил банк

Надо признать, что это — исключительный случай. Бывает, конечно, что банки играются со сроками списания/зачисления (особенно проблемные банки — об этом позже), но так, чтобы банк тупо загнал деньги «не туда»… — тут мало какой из них давал реальный повод бросить в него камень…

Все благодаря тому, что в  абзаце втором п. 2.4 и п. 2.5 Инструкции № 22 прямо прописана обязанность банка, обслуживающего плательщика, проверять заполнение соответствующих ваших реквизитов расчетного документа. Но если платежка в этой части была заполнена вами верно, а банк «зевнул» (списал с другого вашего счета), то ответственность за причиненный вам ущерб возлагается на обслуживающий вас банк ( абзац седьмой п. 2.5 Инструкции № 22).

Кстати, что касается банка, обслуживающего получателя, то он тоже обязан проверять соответствующие реквизиты расчетного документа ( абзац третий п. 2.4, пп. 2.31, 2.32 Инструкции № 22), относящиеся к получателю, и вправе уточнять в банке плательщика сомнительные реквизиты надлежащего получателя и даже заниматься выяснением выявленных несоответствий вплоть до четырех рабочих дней, а если искомый счет отсутствует — вернуть платеж обратно ( пп. 2.32, 2.33 Инструкции № 22). Этот банк тоже несет ответственность за ущерб, причиненный субъектам перечисления, но только из-за своего «зевка» ( абзац седьмой п. 2.5, абзац пятый п. 2.32 Инструкции № 22).

Давайте посмотрим на ответственность прошляпивших банков.

Отталкиваться можно от ст. 1073 ГКУ, обязывающей банк в случае несвоевременного зачисления средств на счет или нарушения распоряжения клиента об их перечислении немедленно после выявления такого нарушения зачислить соответствующую сумму на счет надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки.

Для обоих нарушений проценты рассчитываются исходя из длительности просрочки и установлены в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не могут превышать 10 % суммы платежа ( пп. 32.2, 32.3 Закона № 2346). Впрочем, для уточнения опять же загляните в до­говор — может, там прописаны более жесткие условия (на основании п. 1.18 Инструкции № 22)…☺

Вот и в абзаце первом п. 2.36 Инструкции № 22 черным по белому написано, что если по вине банка средства зачислены на счет ненадлежащего получателя, то виновный банк обязан сразу после выявления своей ошибки перечислить надлежащую сумму на счет надлежащего получателя. Судя по формулировке, это касается обоих виновных банков — обслуживающих как плательщика, так и получателя (ненадлежащего). Только последнему легче вернуть именно «эти средства» (если получатель еще не успел их увидеть на своем счете), тогда как оплошавшему банку плательщика придется воспользоваться своими средствами…☹ Одновременно банк обязан уведомить (по утвержденной форме — приложение № 22 к Инструкции № 22) ненадлежащего получателя о факте ошибочного перечисления и необходимости вернуть средства в течение трех рабочих дней с даты поступления такого уведомления ( абзац второй п. 2.36 Инструкции № 22).

Что касается возмещения ущерба (например, из-за непоступления средств на счет сорвался контракт и с вас причитается неустойка), то в такой ситуации у вас не остается другого выхода, кроме как, вчитавшись в договор с банком и помолясь, в крайнем случае идти в суд… ☹

Ненадлежащий получатель: что упало, то не пропало

Если вам выпало стать ненадлежащим получателем, запомните два постулата.

Зачисленные (пусть и ошибочно) на ваш счет средства:

1) вы безусловно обязаны вернуть (подать обслуживающему вас банку соответствующий расчетный документ);

2) обслуживающий вас банк не вправе списать самовольно! ☺ Он может это сделать только по вашему распоряжению (или во исполнение судебного решения, конечно).

Если иное не прописано в договоре, такой банк если что и может/обязан сделать, то лишь получив от банка, обслуживающего плательщика, упомянутое выше уведомление, в день получения, но не позже следующего рабочего дня передать его вам как ненадлежащему получателю под роспись или выслать заказным письмом ( абзац первый п. 2.37 Инструкции № 22).

Смотрите: в ситуации, когда ненадлежащий получатель нарушает установленный трехдневный срок возврата, и если в ошибке виноват:

— банк этого получателя, то этому банку придется зачислить свои средства на счет надлежащего получателя (ведь если средства пришли именно в этот банк, то оба этих получателя обслуживаются наверняка в нем), уплатить положенные надлежащему получателю проценты (а то и возместить в судебном порядке ущерб), а уже своим чередом судиться за возврат с недобросовестным ненадлежащим получателем ( абзац третий п. 2.37 Инструкции № 22);

— банк плательщика, то описанные неприятности падут на его голову, а банк ненадлежащего получателя лишь передает последнему уведомление и умывает руки, т. е. не несет ответственности за свое­временность подачи тем расчетного документа на возврат ( абзац второй п. 2.35 Инструкции № 22).

Что касается ответственности самого ненадлежащего получателя, то она установлена ст. 35 Закона № 2346, согласно которой его удел:

— получив уведомление от виновного в ошибочном зачислении банка, в течение трех рабочих дней от даты такого получения инициировать перечисление (возврат) эквивалентной суммы (п. 35.1);

— в случае нарушения указанного срока уплатить такому банку пеню (в том же размере — 0,1 % за каждый день, но не более 10 % суммы ошибочного зачисления) — внимание! — начиная со дня зачисления и до дня возврата средств включительно (п. 35.2);

— в противном случае готовиться к роли ответчика по судебному иску такого банка ( п. 35.3 Закона № 2346, абзац третий п. 2.37 Инструкции № 22).

Обращаем ваше внимание, что эти нормы регулируют ситуации, когда ошибку допустил банк. А если в этом виноват сам плательщик?

В любом случае вы должны вернуть ему деньги как безосновательно приобретенное имущество (ч. 1 ст. 1212 ГКУ). Мало того, вас напрямую касается ч. 2 ст. 1214 ГКУ:

В случае безосновательного получения или хранения денег начисляются проценты за пользование ими

Поскольку размер таких процентов в нашей ситуации, очевидно, договором не установлен (по причине отсутствия договора как такового), то согласно ч. 2 ст. 536 ГКУ следует руководствоваться «законом», т. е. по общему правилу ч. 2 ст. 625 ГКУ вам грозит — внимание! — по требованию плательщика ошибочных средств уплата ему процента от невозвращенной суммы в размере «инфляционные + 3 % годовых»* — еще раз внимание! — за все время просрочки возврата… ☹ Обратите внимание: (1) по требованию — а если вы «упретесь», то через суд, и (2) — не за все время нахождения «левых» денег на вашем счете, а только за просроченное! ☺

* Вместе с тем имеет право на существование и другой подход — ст. 536 ГКУ отсылает к ч. 6 ст. 231 ХКУ, согласно которой штрафные санкции за нарушение денежных обязательств определяются учетной ставкой НБУ.

Важно заметить, что именно для этой ситуации срок возврата установлен ст. 6 Указа Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95 (далее — Указ № 227): это пять дней (судя по всему, календарных) с даты ненадлежащего зачисления на ваш счет.

Не скроем от вас такой казус. Упомянутая ст. 6 Указа № 227 предусматривает еще и наложение на должностных лиц (директор и главбух) некоего штрафа, но поскольку в  Кодексе Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х подобный штраф не установлен, взыскать его не представляется возможным…

Деньги ушли в «плохой» банк

Если беда пришла не одна, т. е. если ваши деньги запулили не просто на ошибочный счет, но этот счет еще и в «плохом» банке, последствия могут осложниться… ☹

Точнее, тут возможны такие варианты.

Если в ошибочном перечислении виноват обслуживающий вас банк, то это еще не беда: особенно если он четко и без проволочек выполнит свои обязанности, т. е. взамен ваших отправит по назначению свои деньги (и для этого вам не придется судиться с ним).

Когда же в ошибочном зачислении виноват банк получателя (возможно, получив средства, он не спешит зачислять их на счет надлежащего получателя), то дело плохо… Еще хуже, если вы их туда загнали по собственному недосмотру! При этом под недосмотром имеется в виду не только ошибочное указание «плохого» банка в платежке, но и вообще перечисление средств в подобный банк. Ну что же вы сплоховали, ведь теперь слухи разносятся в интернете быстро?..

Подробно о ситуации спасения своих кровных, оказавшихся в «плохом» банке, вы читали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 62, с. 30. Напомним только, что катящийся под откос банк проходит три этапа: (1) проблемности; (2) неплатежеспособности (вводится временная администрация); (3) этап, на котором решается судьба банка (ликвидация, продажа инвестору и т. п.). Так вот, что касается (1) — вполне возможно, вы успеете лишь испугаться из-за задержки с зачислением. Что касается (3) — откровенно говоря, вернуть деньги если и получится, то очень не скоро (читайте указанную статью насчет включения в реестр кредиторов). А в отношении (2) есть интересный момент: если деньги попали в банк «начиная со следующего дня после введения процедуры временной администрации», то согласно п. 5 ч. 6 ст. 36 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц»* от 23.02.2012 г. № 4452-VI банк обязан выполнить свои обязательства в части перечислений — внимание! — в полном объеме! ☺

* Пусть вас не смущает слово «физических» — он касается и юрлиц тоже.

Бухучетные и налоговые последствия

О последствиях — конспективно.

Бухучет. Ушедший «не туда» платеж до выяснения зависает у его плательщика на Дт 377 (наглухо зависший в «плохом» банке — здесь же, но с последующей процедурой относительно сомнительной, а потом и безнадежной задолженности), а полученные проценты (по факту признания претензии виновным банком или решения суда) — на Кт 715; у ненадлежащего получателя сам платеж — на  Кт 685, а уплаченные проценты (по дате начисления) — относятся на Дт 948 с того же Кт 685.

Налог на прибыль. Согласно нынешней — «бух­учетной» редакции разд. ІІІ Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) налоговые последствия для малодоходных плательщиков определяются бухучетными правилами, а высокодоходным нельзя забывать только об одном отличии — необходимости корректировок согласно п.п. 139.1.2 НКУ по резервам сомнительных долгов. Так что прямо под этот налог могут попасть разве что полученные проценты.

НДС. Поскольку речь здесь идет исключительно о деньгах, ограничимся напоминанием только того, что согласно абзацу второму п. 198.2 НКУ право на включение НДС в налоговый кредит возникает по дате списания средств с банковского счета плательщика НДС — внимание! — «в оплату товаров/услуг», а согласно п.п. «а» п. 187.1 НКУ налоговые обязательства — по дате зачисления средств на банковский счет плательщика НДС — внимание! — тоже «как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке». Очевидно, что ситуация с ошибочным перечислением абсолютно не соответствует ни определению «поставка услуг» ( п.п. 14.1.185), ни определению «поставка товаров» ( п.п. 14.1.191)! Но будьте внимательны: если между ненадлежащими сторонами ошибочной транз­акции в принципе существуют договорные отношения, откреститься от НДС по такой сумме будет весьма сложно (см. 101.02 БЗ — однако, во-первых, речь там идет об ошибочном перечислении именно по вине банка, а во-вторых, необложение обусловлено трехдневностью возврата). Что же касается процентов в размере «инфляционные + 3 % годовых», полученных согласно ч. 2 ст. 625 ГКУ, то налоговики — что важно — со ссылкой именно на эту статью ГКУ — признали, что такие суммы НДС не облагаются (см. Обобщающую налоговую консультацию по включению в базу обложения налогом на добавленную стоимость и состав расходов средств, полученных как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590).

ЕН. Понятно, что в этом ключе есть смысл говорить только о ненадлежащем получателе. Спасибо законодателю, что «для тех, кто в танке» он прямо написал в  п.п. 5 п. 292.11 НКУ, что в состав ЕН-доходов не включаются, в частности, возвращаемые по письму-заявлению суммы (т. е. ошибочно перечисленные). Внимание! — такое невключение распространяется как на ситуацию первоначального получения ошибочного платежа ненадлежащим получателем, так и на ситуацию обратного получения таких сумм плательщиком! Тем не менее фискалы исхитрились даже в такой ситуации вставить фискальные пять копеек: дескать, если возврат пришелся на другой отчетный период, чем получение, то в периоде ошибочного получения средств как ЮРЕН, так и ЧПЕН должны включить их в ЕН-доход, а в последующем периоде возврата: ЮРЕН — исключить путем подачи УР к декларации (108.01.05 БЗ); ЧПЕН — перерасчета (107.04 БЗ). В качестве документального подтверждения вполне сойдут упомянутые выше уведомление банка или письмо-заявление плательщика.

Но пусть вас минует чаша сия… ☺

выводы

  • Если в ошибочном перечислении виноват сам плательщик, то ему самому придется обращаться к ненадлежащему получателю, чтобы тот инициировал возврат средств (в пятидневный срок). При просрочке с последнего можно потребовать уплаты процентов.

  • Если в ошибочном перечислении виноват банк (то ли плательщика, то ли получателя), то он обязан немедленно перечислить свои средства на счет надлежащего плательщика, а уже потом требовать их возврата (в трехдневный срок) от ненадлежащего. За просрочку он уплачивает пеню, а также обязан возместить причиненный ущерб.

  • Если деньги попали в «плохой» банк уже после введения временной администрации, то он обязан выполнить свои обязательства по их перечислению.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше