Кодекс ответственности. 2. Общие правила применения санкций

В избранном В избранное
Печать
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49
Ситуация, когда за одно нарушение налагается штраф и на предприятие, и на кого-то из его работников, знакома многим. Например, нарушение сроков уплаты налоговых обязательств для должностных лиц предприятия будет квалифицировано как непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей). За это их могут наказать по ст. 1632 КУоАП. Для самого предприятия такое нарушение грозит санкциями, предусмотренными НКУ. О размерах этих санкций мы поговорим в разделе 3 спецвыпуска (см. с. 15), а сейчас остановимся на том, как их применяют.

2.1. Как применяют административно-хозяйственные санкции

Можно выделить несколько основных правил применения административно-хозяйственных санкций. Рассмотрим их.

1. Административно-хозяйственные санкции применяют только к субъектам хозяйствования, а не к их работникам. Последним может угрожать административная (о порядке привлечения к ней см. на с. 12) или уголовная ответственность.

2. Административно-хозяйственные санкции применяют за нарушения установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 238 ХКУ). Это значит, что такие санкции к субъекту хозяйствования не применяют до того момента, пока в предусмотренном законодательством порядке не установлено, что он нарушил правила осуществления хоздеятельности.

3. Указанные санкции могут применять только уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 238 ХКУ).

В компетенцию госоргана или органа местного самоуправления должно входить применение конкретной административно-хозяйственной санкции

4. Согласно ч. 2 ст. 238 ХКУ должны применяться только те административно-хозяйственные санкции, которые установлены законами. Хотя вопреки указанным требованиям в Украине достаточно часто применяют санкции, установленные в других нормативных актах. В качестве примера можно привести Указ № 436. Отдельные специалисты считают, что есть основания оспаривать законность наложения штрафов, предусмотренных этим нормативным актом. Более того, в некоторых случаях суды в таком споре становились на сторону субъектов хозяйствования (см. определения ВАСУ от 28.02.2013 г. № К/9991/36205/11 и от 18.10.2012 г. № К/9991/1720/11). Однако ВСУ не видит ничего незаконного в применении санкций на основании Указа № 436 (см. постановления ВСУ от 15.10.2013 г. № 21-247а13 и от 02.04.2013 г. № 21-439а12).

5. К субъекту хозяйствования может быть применена только та административно-хозяйственная санкция, которая предусмотрена за совершенное им нарушение (виды административно-хозяйственных санкций см. в табл. 1.1 на с. 6).

6. Применение административно-хозяйственных санкций может осуществляться только в пре­дусмотренном законом порядке (ч. 1 ст. 239 ХКУ). Исходя из этого положения ХКУ можно сделать вывод, что порядок применения санкций, как и сами санкции, должен устанавливаться законами, а не подзаконными актами. Однако практика свидетельствует о том, что применение санкций в порядке, установленном подзаконными нормативными актами, не является основанием для признания нарушения со стороны контролирующих органов.

7. Несколько административно-хозяйственных санкций за одно и то же нарушение применяют исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.

8. Субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суде* решение любого органа государственной власти или органа местного самоуправления о применении к нему административно-хозяйственной санкции (ч. 1 ст. 249 ХКУ). Если суд признает применение указанной санкции неправомерным, убытки, связанные с применением таких санкций, должны быть возмещены субъекту хозяйствования в порядке, установленном ХКУ и другими законами.

* Кроме того, отдельные законодательные акты (например, НКУ, Закон № 2464) могут предусматривать процедуру административного обжалования (см. с. 21 и 67).

9. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 250 ХКУ). Однако указанное правило не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на ГФСУ (ч. 2 ст. 250 ХКУ).

2.2. Как привлекают к административной ответственности

Мы уже говорили, что к административной ответственности привлекают на основании КУоАП. В этом нормативном документе содержатся и правила применения админсанкций. Приведем основные из них.

1. Ответственность за административные правонарушения, как и уголовная ответственность, угрожает только физическим лицам. К юридическим лицам она не применяется**.

** Хотя в случае совершения их должностными лицами преступлений, перечисленных в ст. 963 УКУ, к юридическим лицам могут применяться меры уголовно-правового характера — штраф, конфискация имущества или даже ликвидация.

2. К админответственности привлекают только при наличии состава административного правонарушения. То есть одновременно должны соблюдаться следующие условия:

— установлено, что лицо может быть субъектом админответственности. В частности, такое лицо на момент совершения административного правонарушения должно достичь 16-летнего возраста (ст. 12 КУоАП). Обратите внимание: за совершенные на территории Украины нарушения админвзыскания могут налагаться, в частности, на иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 16 КУоАП);

— контролирующий орган зафиксировал, что имели место действия или бездействие, за которые действующим законодательством предусмотрена административная ответственность;

— установлена вина лица в совершении админправонарушения. Заметьте: именно в связи с отсутствием вины не может быть привлечен к ответственности работник за нарушение, совершенное в тот период, когда он еще не работал на предприятии. С другой стороны,

если лицо на момент выявления нарушения уже уволилось, оно все равно может быть привлечено к ответственности

3. Санкции за админправонарушения может применять как суд, так и непосредственно контролирующие органы (в случаях, прямо предусмотренных законом).

4. Нарушение, за которое налагается административное взыскание, фиксируют в протоколе об административном правонарушении. Протокол подписывает составившее его лицо и лицо, привлекаемое к административной ответственности. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, отказывается подписывать протокол, в нем делается запись об этом. Такое лицо имеет право подать пояснения и замечания по поводу содержания протокола, которые к нему прилагаются, а также изложить мотивы своего отказа его подписывать ( ст. 256 КУоАП).

5. При совершении одним лицом двух либо более административных правонарушений административное взыскание применяют за каждое нарушение отдельно (ч. 1 ст. 36 КУоАП). Однако из этого правила есть исключение. Оно действует тогда, когда лицо совершило несколько админнару­шений, дела по которым одновременно рассматривает один и тот же орган (должностное лицо). В таком случае взыскание налагают в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение из числа совершенных (за которое пре­дусмотрена большая санкция). При этом к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КУоАП).

6. За одно административное правонарушение лицо не может быть привлечено к админответственности дважды. Например, за отказ в предоставлении потребителю информации о товаре лицо не может быть привлечено к ответственности и по ст. 155 КУоАП как за нарушение правил торговли, и по ст. 1561 КУоАП как за нарушение законодательства о защите прав потребителей. В таком случае применяют только вторую из названных статей как более специальную.

7. В общем случае административное взыскание может налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления ( ч. 1 ст. 38 ­КУоАП).

Напомним: длящимися правонарушениями считаются проступки, связанные с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой. Они прекращаются либо исполнением регламентированных обязанностей, либо привлечением виновного в неисполнении лица к ответственности (см. письма Миндоходов от 13.05.2013 г. № 1101/Н/99-99-15-04-01-14, Минюста от 01.12.2003 г. № 22-34-1465 и от 17.07.2007 г. № 22-14-493). Примером такого правонарушения можно считать невыплату заработной платы или ее выплату не в полном объеме.

Если дела по админправонарушениям подлежат рассмотрению в суде, взыскания налагают не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 3 месяцев со дня его выявления ( ч. 2 ст. 38 КУоАП). Исключения из указанного правила установлены в ч. 3 и 4 ст. 38 КУоАП.

8. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право ( ст. 268 КУоАП):

— знакомиться с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в сфере права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично либо по поручению юридического лица;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу;

— обжаловать постановление по делу.

Дело об административном правонарушении рассматривают в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности

Без этого лица дело может быть рассмотрено, только если имеются данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство о переносе рассмотрения дела.

В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 268 КУоАП, присутствие лица, привлекаемого к админответственности, является обязательным.

9. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматривают в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении ( ч. 1 ст. 277 КУоАП). Исключения приведены в ч. 2 ст. 277 КУоАП. Законами Украины также могут быть установлены иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

10. Во время рассмотрения административного дела одновременно может решаться вопрос о возмещении виновным лицом имущественного ущерба, нанесенного в результате совершения административного правонарушения ( ст. 40 КУоАП).

11. Постановление о привлечении лица к административной ответственности оглашают немедленно после окончания рассмотрения дела. Копию постановления в течение 3 дней вручают либо высылают лицу, в отношении которого оно вынесено ( ст. 285 КУоАП).

12. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано.

Срок для обжалования составляет 10 дней со дня вынесения постановления ( ст. 289 КУоАП)

13. В соответствии с требованиями ст. 307 КУоАП штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

14. Если лицо, которое привлекалось к административному взысканию, в течение года со дня окончания выполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию ( ст. 39 КУоАП). Это важно, поскольку большинство статей КУоАП предусматривают более серьезные взыскания в случае повторного совершения лицом одного и того же административного правонарушения. Кроме того, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое на лицо уже налагалось административное взыскание, является отягчающим обстоятельством, которое учитывают при рассмотрении всех админдел ( п. 2 ч. 1 ст. 35 КУоАП).

15. Нельзя привлечь к админответственности за действие/бездействие, которое на момент его совершения не считалось правонарушением, даже если в последующем за него введена административная ответственность. А вот законы, смягчающие либо отменяющие ответственность, обратную силу имеют. Это означает, что если на момент наложения взыскания норма, предусматривающая ответственность за определенное действие/бездействие, уже отменена, лицо также не может быть привлечено к ответственности.

Ну что же, с основными правилами применения санкций мы вас ознакомили. Далее расскажем об особенностях применения санкций различными контролирующими органами.

выводы

  • Административно-хозяйственные санкции могут применять только уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
  • Субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суде решение любого органа государственной власти или органа местного самоуправления о применении к нему административно-хозяйственной санкции.
  • Несколько административно-хозяйственных санкций за одно и то же нарушение применяют исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.
  • Санкции за админправонарушения может применять как суд, так и непосредственно контролирующие органы (в случаях, прямо предусмотренных законом).
  • За одно админнарушение лицо не может быть привлечено к админответственности дважды.
  • Если лицо, которое привлекалось к административному взысканию, в течение года со дня окончания выполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Теги санкции
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить