Темы статей
Выбрать темы

Кодекс ответственности. 3. Санкции, налагаемые органами ГФСУ (ч. 1)

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Платить налоги и сборы — удел каждого субъекта хозяйствования. Попытки увильнуть от такой участи караются законом. За соблюдением норм налогового законодательства следит ГФСУ. Она же налагает и санкции за выявленные правонарушения. О применении санкций органами ГФСУ вы узнаете из этого раздела спецвыпуска.

3.1. Полномочия фискальных органов

Повторимся: формирование и реализацию государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового законодательства обеспечивает ГФСУ ( п. 41.1 НКУ). Однако ее контрольные полномочия не ограничиваются только налоговым полем. Так, ГФСУ обязана осуществлять контроль еще и за соблюдением правил таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ). Санкции за нарушение таможенного законодательства в этом спецвыпуске не рассматриваются, а вот об ответственности за нарушение законодательства о ЕСВ вы можете узнать из раздела 4 (см. с. 64). Кроме того,

на органы ГФСУ возложены функции контроля за соблюдением законодательства в сфере наличного обращения ( п.п. 191.1.4 НКУ) и ВЭД

Для реализации органами ГФСУ возложенных на них контрольных функций им предоставлен целый ряд прав. Они перечислены в п. 20.1 НКУ. В частности, органы ГФСУ имеют право:

1) приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов и платежей, соблюдения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на органы ГФСУ ( п.п. 20.1.1 НКУ);

2) для осуществления функций, определенных законом, получать безвозмездно от плательщиков налогов в порядке, определенном законодательством ( п.п. 20.1.2 НКУ):

— справки, копии документов, заверенные подписью плательщика налогов или его должностного лица и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах и расходах плательщиков налогов;

— другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на органы ГФСУ;

— финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом;

3) проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки плательщиков налогов, кроме Национального банка Украины ( п.п. 20.1.4 НКУ);

4) применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, установленных НКУ и другими законами Украины ( п.п. 20.1.19 НКУ);

5) обращаться в суд о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях*, в том числе при недопуске должностных лиц органов ГФСУ к обследованию территорий и помещений ( п.п. 20.1.31 НКУ);

6) обращаться в суд, если плательщик налогов препятствует выполнению налоговым управляющим полномочий, определенных НКУ, в отношении приостановления расходных операций на счетах плательщика налогов путем наложения ареста на ценные бумаги и/или денежные средства и другие ценности, находящиеся в банке*, и обязательства такого плательщика налогов выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные НКУ ( п.п. 20.1.32 НКУ);

* Кроме операций по выдаче заработной платы и уплате налогов, сборов, ЕСВ, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств плательщика налогов, погашения налогового долга.

7) обращаться в суд о наложении ареста на денежные средства и другие ценности налогоплательщика, находящиеся в банке, если имеет место одно из таких обстоятельств ( п.п. 20.1.33 НКУ):

— у налогоплательщика, имеющего налоговый долг, отсутствует имущество;

— балансовая стоимость имущества такого налогоплательщика меньше суммы налогового долга;

— имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг, не может быть источником погашения такого долга;

8) обращаться в суд о взыскании средств налого­плательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга или его части ( п.п. 20.1.34 НКУ);

9) обращаться в суд о взыскании с дебиторов плательщика налогов, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы ГФСУ, в счет погашения налогового долга ( п.п. 20.1.35 НКУ);

10) составлять в отношении плательщиков налогов — физических лиц и должностных лиц плательщиков налогов — юридических лиц протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления в делах об административных правонарушениях в порядке, установленном законом ( п.п. 20.1.41 НКУ);

11) проводить проверку правильности и полноты определения доходов, расходов и финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности ( п.п. 20.1.44 НКУ);

12) осуществлять другие полномочия, предусмотренные законом, в том числе ст. 20 НКУ.

Как видите, спектр полномочий органов ГФСУ достаточно широкий. Наиболее интересными для нас в рамках этого спецвыпуска являются право органов ГФСУ проводить проверки плательщиков налогов, а также право применять к ним финансовые (штрафные) санкции и взыскивать суммы денежных обязательств и/или налогового долга.

В связи с этим важно определить, что представляет собой налоговый долг и денежное обязательство. Подпункт 14.1.175 НКУ определяет налоговый долг как сумму согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, а также пеню, начисленную на сумму такого денежного обязательства.

При этом под денежным обязательством понимается сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налогового обязательства и/или штрафной (финансовой) санкции, взимаемой с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы ( п.п. 14.1.39 НКУ).

Из приведенных определений следует, что

налоговым долгом может стать только согласованная сумма налогового обязательства

Рассмотрим, в каком порядке происходит определение и согласование налоговых обязательств в соответствии с НКУ.

3.2. Порядок согласования и сроки уплаты налоговых обязательств

Статья 54 НКУ предусматривает 3 варианта определения налоговых и денежных обязательств.

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой декларации или уточняющем расчете ( п. 54.1 НКУ). Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной.

2. Денежное обязательство по налогу, подлежащему удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу плательщика налога — физического лица, считается согласованным в момент возникновения такого налогового обязательства ( п. 54.2 НКУ). Этот момент определяют по календарной дате, установленной разд. IV НКУ для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет. В свою очередь, как говорит п.п. 168.1.6 НКУ, предельные сроки уплаты налога в бюджет следует искать в п. 168.1 НКУ. Налог должен быть уплачен:

— в день выплаты дохода — если выплата дохода производится наличными, снятыми со счета в банке, или путем перечисления на банковский счет физического лица ( п.п. 168.1.2 НКУ);

— в банковский день, следующий за днем начисления (выплаты, предоставления) дохода — при выплате дохода в неденежной форме или наличностью из кассы ( п.п. 168.1.4 НКУ);

— в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем, — в случае когда налогооблагаемый доход начисляется, но не выплачивается (не предоставляется) физическому лицу ( п.п. 49.18.1, п. 57.1, п.п. 168.1.5 НКУ).

3. Сумму денежных обязательств определяет орган ГФСУ. Это происходит в случае, если:

— налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию, а при осуществлении мер налогового контроля установлено, что он осуществлял деятельность, которая привела к возникновению объектов налогообложения, наличию показателей, подлежащих декларированию, и наличию действующих (в том числе приостановленных) лицензий на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию ( п.п. 54.3.1 НКУ);

— данные проверок результатов деятельности плательщика налогов, кроме электронной проверки, свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль либо отрицательного значения суммы НДС, заявленных в налоговых декларациях, уточняющих расчетах ( п.п. 54.3.2 НКУ);

— согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушение в сфере ВЭД, является орган ГФСУ ( п.п. 54.3.3 НКУ);

— решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов ( п.п. 54.3.4 НКУ);

— данные проверок по удержанию налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных НКУ, в том числе налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) таким налоговым агентом ( п.п. 54.3.5 НКУ).

При последнем варианте для уплаты денежного обязательства орган ГФСУ направляет налогоплательщику налоговое уведомление-решение. Как это происходит и что вообще представляет собой этот документ, вы узнаете далее.

Налоговое уведомление-решение

Начнем с определения. Налоговое уведомление-решение — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности налогоплательщика уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных НКУ и другими законодательными актами, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность ( п.п. 14.1.157 НКУ).

Порядок составления и направления налоговых уведомлений-решений регламентирует ст. 58 НКУ.

Заметьте: в налоговом уведомлении-решении обязательно должны быть указаны:

— основание для начисления (уменьшения) налогового обязательства и/или уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль либо отрицательного значения суммы НДС;

— ссылка на норму НКУ и/или другого закона, контроль за выполнением которого возложен на контролирующие органы и в соответствии с которой был произведен расчет или перерасчет денежных обязательств плательщика налогов;

— сумма денежного обязательства, которую должен уплатить налогоплательщик;

— сумма уменьшенного (увеличенного) бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения результатов хозяйственной деятельности либо отрицательного значения суммы НДС;

— предельные сроки уплаты денежного обязательства и/или сроки исправления плательщиком налогов показателей налоговой отчетности;

— предупреждение о последствиях неуплаты денежного обязательства или невнесения исправлений в показатели налоговой отчетности в установленный срок;

— предельные сроки, предусмотренные НКУ для обжалования налогового уведомления-­решения.

Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам утвержден приказом Минфина от 28.11.2012 г. № 1236 (далее — Порядок № 1236).

Налоговое уведомление-решение должно быть составлено в 2 экземплярах отдельно по каждому налогу, сбору, но с учетом штрафных (финансовых) санкций ( п. 2.3 Порядка № 1236). Если фискальный орган рассчитал сумму налоговых обязательств по нескольким налогам, то он составляет соответствующее количество налоговых уведомлений-решений. Кроме того, отдельное налоговое уведомление-решение оформляют, если выявлено нарушение норм другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФСУ, а также в случае применения к налогоплательщику штрафных (финансовых) санкций (штрафа) и/или пени за нарушения в сфере ВЭД.

К налоговому уведомлению-решению прилагается расчет налогового обязательства и штрафных (финансовых) санкций

В этом расчете обязательно должны быть указаны дата и номер декларации (уточняющего расчета) соответствующего отчетного периода, в отношении которого осуществляется расчет налогового обязательства, а также другая информация, необходимая для определения денежного обязательства.

Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным):

— налогоплательщику — юридическому лицу, если оно передано должностному лицу налогоплательщика под расписку либо направлено письмом с уведомлением о вручении ( п. 3.7 Порядка № 1236);

— налогоплательщику — физическому лицу, если оно вручено лично либо законному представителю налогоплательщика или направлено письмом по месту проживания такого физического лица либо последнему известному местонахождению с уведомлением о вручении ( п. 3.8 Порядка № 1236).

Обратите внимание: налоговое уведомление-решение также считается врученным, если почта (почтовая служба) не может вручить его, в частности, по таким причинам:

— должностные лица отсутствуют по местонахождению налогоплательщика;

— должностные лица налогоплательщика отказываются принять налоговое уведомление-решение;

— не найдено фактическое место расположения (местонахождение) налогоплательщика.

При этом днем вручения считается день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения ( п. 3.10 Порядка № 1236).

Если вручить налоговое уведомление-решение невозможно из-за ошибки, допущенной органом ГФСУ, оно считается неврученным ( абзац четвертый п. 58.3 НКУ)

Сроки уплаты налогового обязательства

Сроки уплаты налогового (денежного) обязательства регламентированы ст. 57 НКУ и зависят от обстоятельств определения такого обязательства. Приведем их в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Сроки уплаты налоговых (денежных) обязательств

№ п/п

Способ определения налогового (денежного) обязательства

Срок уплаты

Норма НКУ

1

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства и указывает ее в налоговой декларации

В общем случае — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного для подачи соответствующей налоговой декларации, кроме случаев, установленных НКУ

Абзац первый п. 57.1

Обратите внимание: это правило не действует в отношении налогоплательщиков, уплачивающих согласно законодательству авансовые взносы по тому или иному налогу. К таким, в частности, относятся некоторые плательщики налога на прибыль, плательщики единого налога первой и второй групп, юрлица — плательщики налога на недвижимость, отличную от земельного участка.

2

Сумму денежного обязательства определяет орган ГФСУ по основаниям, указанным в пп. 54.3.1 — 54.3.6 НКУ

В течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение этого времени налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа (об обжаловании см. на с. 21)

П. 57.3

3

Контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства

Сумму налогового обязательства уплачивают в сроки, установленные отдельными положениями НКУ, а если такие сроки не установлены — в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения о таком начислении

П. 57.2

Если же налогоплательщик не уплачивает в установленные НКУ сроки согласованную сумму налоговых обязательств, указанную им в налоговой декларации, или согласованную сумму денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении, такая сумма приобретает статус налогового долга. А это уже является основанием для направления такому налогоплательщику органом ГФСУ налогового требования ( п. 59.1 НКУ). О нем и поговорим дальше.

Налоговое требование

Порядок направления органами доходов и сборов налоговых требований плательщикам налогов утвержден приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 576 (далее — Порядок № 576).

Согласно п. 2.2 этого Порядка налоговое требование формируют, если:

— налогоплательщик не уплатил сумму налогового обязательства, указанную в поданной им налоговой декларации, в установленные НКУ сроки;

— налогоплательщик не уплатил согласованную сумму денежного обязательства, определенную в налоговом уведомлении-решении, в установленные сроки;

— плательщик единого налога первой или второй группы не уплатил сумму авансового взноса в установленные сроки.

Налоговое требование не направляется (не вручается), если общая сумма налогового долга плательщика налогов не превышает 20 ннмдг* (340 грн.)

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Орган ГФСУ не может направить (вручить) налоговое требование раньше первого рабочего дня после окончания установленного НКУ предельного срока уплаты суммы денежного обязательства ( п. 59.3 НКУ, п. 4.1 Порядка № 576).

При получении налогового требования вам необходимо обратить внимание на его содержание. Так, кроме общих реквизитов, этот документ должен включать ( п. 59.3 НКУ, п. 3.3 Порядка № 576):

— сведения о факте возникновения денежного обязательства и права налогового залога;

— размер налогового долга, обеспечиваемого налоговым залогом;

— сведения об обязанности погасить налоговый долг и возможных последствиях его непогашения в установленный срок;

— предупреждение об описи активов, которые в соответствии с законодательством могут быть предметом налогового залога;

— возможные дату и время проведения пуб­личных торгов по продаже активов, которые могут быть предметом налогового залога.

Налоговое требование считается направленным (врученным):

— юридическому лицу, если оно передано должностному лицу этого юрлица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении;

— физическому лицу, если оно вручено лично такому лицу (его законному представителю) или направлено письмом по его месту проживания либо последнему известному местонахождению с уведомлением о вручении.

В случае если почта не может вручить налоговое требование в связи с:

— отсутствием по местонахождению должностных лиц;

— отказом должностных лиц принять налоговое требование;

— ненахождением фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика;

— по другим причинам,

налоговое требование считается врученным плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения ( п. 4.8 Порядка № 576).

Имейте в виду: при наличии у налогоплательщика налогового долга органы ГФСУ обязаны зачислять средства, уплачиваемые таким налогоплательщиком, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного плательщиком налогов ( п. 87.9 НКУ).

Запрещено направлять налогоплательщиком средства на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга

Это не касается случаев направления таких средств на выплату заработной платы и уплату ЕСВ.

Таким образом, если у налогоплательщика, кроме налогового долга, есть денежные обязательства, которые еще не приобрели статус налогового долга (т. е. срок на согласование либо уплату уже согласованного налогового обязательства еще не истек), в первую очередь погашают налоговый долг.

При погашении суммы налогового долга (его части) средства, уплачиваемые таким плательщиком налогов, в первую очередь засчитываются в счет уплаты налогового обязательства. После его полного погашения средства, уплачиваемые налогоплательщиком, засчитывают в счет погашения штрафов и в последнюю очередь — в счет уплаты пени ( п. 131.2 НКУ).

Если плательщик налогов не выполняет предусмотренную НКУ очередность платежей либо не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), орган ГФСУ распределяет поступающие суммы самостоятельно.

3.3. Обжалование решений фискальных органов

Выше мы подробно рассмотрели порядок оформления и направления в адрес налогоплательщиков налоговых уведомлений-решений и налоговых требований. При этом, если, по мнению налогоплательщика, представители органа ГФСУ допустили ошибку при исчислении указанных в этих документах сумм налоговых обязательств, штрафов либо пени,

такой налогоплательщик имеет право обжаловать решения налоговиков в административном или судебном порядке

Эта возможность прямо предусмотрена п. 56.1 НКУ. На тот факт, что процедура административного обжалования распространяется в том числе и на налоговые требования, налоговики указывают в консультации, размещенной в категории 133.01 БЗ*.

* База знаний, размещенная на официальном сайте ГФСУ: http://zir.minrd.gov.ua.

В рамках этого спецвыпуска мы остановимся только на механизме обжалования решений налоговых органов в административном порядке, т. е. в рамках системы органов ГФСУ. При этом отдельно, в разделе 4, вы сможете узнать о порядке обжалования решений фискальных органов в отношении ЕСВ (см. с. 67).

Составляем и подаем жалобу

img 1Итак, вы считаете, что орган ГФСУ неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение**, противоречащее законодательству или выходящее за рамки его полномочий? Тогда можете обратиться в вышестоящий орган ГФСУ с жалобой о пересмотре этого решения ( п. 56.2 НКУ).

** Заметьте: подать жалобу можно только на решения, которые порождают правовые последствия, т. е. влияют на права и обязанности плательщика налогов (подробнее см. в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 18, с. 37).

Вовремя поданная жалоба приостанавливает исполнение денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, на срок со дня подачи жалобы и вплоть до окончания процедуры административного обжалования ( п. 56.15 НКУ).

В течение этого периода обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной

Из приведенной нормы НКУ следует, что исполнение приостанавливается только по денежным обязательствам, определенным в налоговом уведомлении-решении. Причем, на наш взгляд, это распространяется на налоговые уведомления-решения не только по налогам и сборам, но и по штрафным санкциям в сфере РРО, обращения наличности и ВЭД.

Если же налогоплательщик получил решение по другому вопросу, то начало процедуры административного обжалования не прекращает исполнения решения. То же правило действует и в отношении налоговых требований. Как вы уже знаете, налоговое требование свидетельствует о наличии согласованного налогового обязательства. Поэтому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не является препятствием для принятия мер по взысканию налогового долга органом ГФСУ, который направил такое налоговое требование.

Сама процедура обжалования может происходить в 2 этапа:

І этап — подача первичной жалобы;

ІІ этап — подача повторной жалобы (подается, если с решением по первичной жалобе налогоплательщик не согласен).

Разобраться с тем, куда на том или ином этапе обжалования следует подавать соответствующую жалобу, вам поможет табл. 3.2.

Таблица 3.2. Органы обжалования

№ п/п

Орган обжалования

Чье решение обжалуется

Первичная жалоба (I этап)

1

Органы ГФСУ в областях, г. Киеве, межрегиональные территориальные органы

1. Решения ГНИ, которые им подчинены. 2. Решения специализированных органов ГФСУ, если они не подчинены ГФСУ*

2

ГФСУ

Решения специализированных органов ГФСУ, при условии их подчиненности ГФСУ

Повторная жалоба (II этап)

1

ГФСУ

Решения органов ГФСУ в областях, г. Киеве, межрегиональных территориальных органов

* Например, жалоба на решение специализированной ГНИ по обслуживанию крупных плательщиков подается в Межрегиональное главное управление ГФСУ — Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков (см. разъяснение из категории 133.01 БЗ).

Важно! Перепрыгнуть «через ступеньку» нельзя. То есть подать жалобу на решение районной ГНИ непосредственно в ГФСУ не получится.

Обратите внимание: налогоплательщик одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган ГФСУ обязан письменно уведомить орган ГФСУ, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое обжалуемое решение, о начале процедуры обжалования ( п. 56.5 НКУ, п. 5.1 Порядка № 848). Сделать это можно в произвольной форме (см. разъяснение налоговиков из категории 133.01 БЗ).

Саму жалобу также составляют и подают в письменной форме. Требования к оформлению жалобы содержит разд. IV Порядка № 848. Исходя из предписаний этого нормативно-правового акта, в жалобе нужно указывать такую информацию:

— наименование налогоплательщика, его местонахождение и налоговый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество и место проживания (для физического лица — ­налогоплательщика);

— наименование органа ГФСУ, которым принято обжалуемое решение, дату и номер такого решения, название и сумму налога, сбора ­и/­или­ штрафной (финансовой) санкции;

— основания, по которым обжалуется решение, обстоятельства дела, которые, по мнению заявителя, установлены органом ГФСУ неправильно или не установлены вообще;

— обоснование несогласия налогоплательщика с решением органа ГФСУ со ссылкой на нормы законодательства;

— суть требований и ходатайств налогоплательщика;

— сведения об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа ГФСУ о подаче жалобы вышестоящему фискальному органу;

— сведения о подаче или неподаче искового заявления об обжаловании решения органа ГФСУ в суд;

— адрес, на который следует направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы;

— перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Жалобу обязательно должно подписать лицо, которое ее подает, или его представитель, уполномоченный на подписание жалобы

При этом если жалобу подписывает представитель налогоплательщика, к ней нужно приложить оригинал или надлежащим образом заверенную копию документа, удостоверяющего полномочия такого представителя в соответствии с законодательством. Самым распространенным примером такого документа является доверенность.

В качестве ориентира при составлении жалобы можно использовать письмо ГНАУ от 14.12.2004 г. № 24348/7/25-0017 (ср. ). Однако не забудьте добавить в приведенный в нем образец отсутствующую информацию, которая является обязательной согласно требованиям Порядка № 848 (см. выше).

К жалобе налогоплательщик может приложить расчеты и доказательства, которые он считает необходимым предоставить. Причем подают не оригиналы, а копии доказательных документов, удостоверенные надлежащим образом ( п. 56.3 НКУ). Полагаем, что для удостоверения таких документов достаточно проставить на них подпись должностного лица налогоплательщика и печать (при наличии). В пользу этого подхода свидетельствует п. 85.4 НКУ.

Заметьте: предоставление налогоплательщиком каких-либо доказательств обоснованности жалобы является его правом, а не обязанностью. Ведь в соответствии с п. 56.4 НКУ при административном обжаловании доказывать, что какое-либо начисление, осуществленное органом ГФСУ, или какое-либо другое его решение является правомерным, обязаны фискальные органы. Но сделать это все-таки стоит. Во-первых, степень обоснованности требований налогоплательщика напрямую влияет на исход обжалования. Во-вторых, если доказательств со стороны плательщика недостаточно, то налоговики могут провести документальную внеплановую проверку (п. 2.4 Порядка № 41). В качестве ее основания будет выступать п.п. 78.1.5 НКУ.

И еще один важный момент — язык, на котором следует составлять жалобу. На этот счет НКУ молчит. Как и другие нормативные документы. Но, по нашему мнению, жалобу лучше составлять на государственном — украинском языке, чтобы у налоговиков не было лишнего повода придраться к правильности ее оформления.

В одной жалобе налогоплательщик может обжаловать не только одно, а сразу все решения налоговиков

Об этом налоговики высказались в своей консультации, размещенной в категории 133.01 БЗ.

Пункт 7.1 Порядка № 848 запрещает фискалам отказывать в приеме жалобы налогоплательщика. Однако ее не будут рассматривать, если:

1) пропущены сроки для подачи жалобы ( п. 56.7 НКУ);

2) жалоба подана на решение, которое уже рассматривалось налоговиками и/или в суде ( пп. 1.4 и 8.5 Порядка № 848);

3) жалоба подана не в тот орган ГФСУ ( пп. 56.7, 56.3 и 56.6 НКУ);

4) нарушены требования, установленные ст. 8 Закона об обращениях граждан (например, в жалобе отсутствуют сведения о месте проживания или подпись, невозможно установить авторство и т. п).

Поскольку соблюдение сроков подачи жалобы очень важно, остановимся на них подробно.

Сроки подачи жалобы

Срок подачи жалобы — 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого обжалуемого решения ГФСУ.

Например, если налоговое уведомление-­решение о доначислении денежных обязательств получено 16.06.2015 г., то жалобу необходимо подать не позднее 26.06.2015 г. Но!

Если последний день срока подачи жалобы приходится на выходной или праздничный день, то он переносится на первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным ( п. 56.13 НКУ)

Например, если налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение 18.06.2015 г., то последним днем подачи жалобы будет 30.06.2015 г.*

* Срок для подачи жалобы заканчивается 28.06.2015 г. Однако этот день является праздничным (День Конституции Украины) и к тому же приходится на выходной день. Поэтому выходной день переносится на 29.06.2015 г., а первым рабочим днем будет 30.06.2015 г.

Десятидневный срок подачи жалобы применяют в общем случае, в том числе при повторном обжаловании (см. с. 26). Однако так бывает не всегда. Если контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, то подать жалобу можно в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения ( п. 56.12 НКУ). 30-дневный срок распространяется также на обжалование решений о ( п. 3.3 Порядка № 848):

— суммах денежных обязательств по плате на землю или по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начисленных органами ГФСУ физическим лицам;

— распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, которые возникают в результате реорганизации;

— погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до осуществления реорганизации;

— установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств налогоплательщика, который реорганизуется, касательно всех лиц, созданных в процессе реорганизации, что влечет за собой применение режима налогового залога ко всему имуществу таких лиц;

— распространении права налогового залога на имущество налогоплательщика, который образуется путем объединения других налогоплательщиков, если один из них или более имели денежные обязательства либо налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.

Обратите внимание: формально из НКУ не следует, что на решения, связанные с нарушением неналогового законодательства (о наложении штрафных санкций в сфере РРО, обращения наличности, ВЭД и алкогольно-табачной сфере), распространяется 10-дневный срок обжалования. Однако фискалы в своем разъяснении, приведенном в категории 133.01 БЗ, настаивают на соблюдении 10-дневного срока. Поэтому с подачей жалобы в этих случаях рекомендуем не затягивать.

Днем подачи жалобы является ( п. 56.16 НКУ, п. 5.2 Порядка № 848):

— при непосредственной подаче — день фактического получения жалобы соответствующим органом ГФСУ;

— при направлении жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении либо на конверте. При отсутствии уведомления о вручении или оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли) невозможно выяснить дату получения жалобы отделением связи. В таком случае датой подачи жалобы считается дата ее получения органом ГФСУ ( п. 5.3 Порядка № 848).

Имейте в виду: если жалоба подана с нарушением порядка и сроков, установленных п. 56.3 НКУ, орган ГФСУ рассматривать ее не будет и вернет налогоплательщику с указанием причин такого возврата ( п. 56.7 НКУ). И только в отдельных случаях, установленных п. 102.6 НКУ (см. с. 46), предельные сроки для подачи жалоб могут быть продлены ( п. 3.5 Порядка № 848).

Если налогоплательщик все же пропустит установленные в НКУ сроки, то со следующего дня после предельного срока процедура административного обжалования будет считаться оконченной ( п.п. 56.17.1 НКУ). Это значит, что в тот же день денежные обязательства, указанные в налоговом уведомлении-решении, приобретут статус согласованных.

Права лица, подавшего жалобу

Лицо, подавшее жалобу на решение контролирующего органа, может принимать определенное участие и в самом процессе обжалования. Так, согласно п. 6.1 Порядка № 848 оно имеет право:

— лично изложить аргументы лицу, проверяющему жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы;

— знакомиться с материалами проверки;

— подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом ГФСУ, рассматривающим жалобу;

— пользоваться услугами адвоката или представителя, оформив эти полномочия в установленном законодательством порядке;

— получать решения по результатам рассмотрения жалобы;

— высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы.

Кроме того, лицо, подавшее жалобу на налоговое уведомление-решение, может непосредственно присутствовать при рассмотрении такой жалобы. Если у вас есть такое желание, не забудьте письменно указать об этом в самой жалобе. В свою очередь, орган ГФСУ обязан письменно уведомить вас о месте, дате и времени рассмотрения жалобы (см. разъяснение из категории 133.03 БЗ).

Получение решения

Орган ГФСУ, который рассматривает жалобу, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, по адресу плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку* ( п. 56.8 НКУ, п. 7.2 Порядка № 848). Решение направляют по адресу, указанному налогоплательщиком в жалобе. Если такой адрес не указан, решение направляют на его налоговый адрес.

* Имеется в виду вручение под расписку должностному или уполномоченному лицу налогоплательщика-юрлица либо лично налогоплательщику-физлицу (его представителю).

В случае когда последний день срока для ответа на жалобу приходится на праздничный или выходной день, предельный срок переносится на первый рабочий день, следующий за праздничным или выходным днем ( п. 56.13 НКУ, п. 7.5 Порядка № 848).

Если почта не может вручить налогоплательщику решение о результатах рассмотрения жалобы (ввиду отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказа принять решение, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика и т. п.), решение считается врученным в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения ( п. 9.6 Порядка № 848).

Руководитель (его заместитель или другое уполномоченное должностное лицо) соответствующего органа ГФСУ может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней. О продлении сроков рассмотрения жалобы фискалы обязаны уведомить налогоплательщика письменно до окончания 20-дневного срока ( п. 56.9 НКУ, п. 7.3 Порядка № 848).

Если мотивированное решение по жалобе (уведомление о продлении сроков) своевременно направлено не было, со следующего дня после окончания соответствующего срока жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика ( п. 56.9 НКУ)

При рассмотрении жалобы вышестоящий орган ГФСУ может принять одно из таких решений ( п. 9.2 Порядка № 848):

— полностью удовлетворить жалобу налогоплательщика и отменить обжалуемое решение органа ГФСУ. При этом налоговое уведомление-решение или налоговое требование будут считаться отозванными в день принятия решения об их отмене ( п. 60.3 НКУ);

— частично удовлетворить жалобу налогоплательщика и в отдельной части отменить обжалуемое решение органа ГФСУ. При этом налоговое уведомление-решение или налоговое требование будут считаться отозванными в день поступления плательщику нового уведомления-решения или налогового требования с уменьшенной суммой денежного обязательства или налогового долга ( п. 60.4 НКУ);

— оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение органа ГФСУ — без изменений.

Учтите: вышестоящий орган ГФСУ может не только уменьшить, но и увеличить сумму денежного обязательства или налогового долга. Если сумма денежного обязательства (налогового долга) увеличивается, то ранее направленное (врученное) налоговое уведомление-решение или налоговое требование в таком случае не отзывается ( п. 60.6 НКУ). Вместе с тем на сумму увеличения денежного обязательства орган ГФСУ направляет отдельное налоговое уведомление-решение. А вот на сумму увеличения налогового долга отдельное налоговое требование не направляется (не вручается).

Особенности повторного обжалования решений налоговиков

Если налогоплательщик не согласен с решением, принятым органом ГФСУ на первом этапе процедуры административного обжалования, у него есть возможность предоставить повторную жалобу вышестоящему органу ( п. 56.6 НКУ, п. 3.2 Порядка № 848). Этим он инициирует второй этап процедуры административного обжалования.

В целом, второй этап не отличается от первого, но некоторые особенности все-таки есть.

Во-первых, срок для подачи повторной жалобы всегда составляет 10 календарных дней, следующих за днем получения решения по жалобе ( п. 56.6 НКУ, п. 3.2 Порядка № 848). Таким образом, даже если обжалуется решение, не связанное с нарушением налогового законодательства (срок подачи первичной жалобы составлял 30 календарных дней), повторная жалоба все равно должна быть подана в течение 10 календарных дней.

Во-вторых, повторные жалобы всегда подают в ГФСУ (см. табл. 3.2 на с. 22).

Имейте в виду: если вы повторно подаете жалобу на решение о результатах рассмотрения первичной жалобы в контролирующий орган высшего уровня,

письменно уведомить об этом нужно орган ГФСУ, который изначально определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо другое решение

На это указывают налоговики в своей консультации, размещенной в категории 133.01 БЗ.

Завершение процедуры административного обжалования

Процедура административного обжалования заканчивается ( п. 56.17 НКУ):

— днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего органа ГФСУ в случае, если такая жалоба не была подана в указанный срок;

— днем получения плательщиком налогов решения соответствующего органа ГФСУ о полном удовлетворении жалобы;

— днем получения плательщиком налогов решения ГФСУ;

— днем обращения плательщика налогов в орган ГФСУ с заявлением о рассрочке, отсрочке обжалуемых денежных обязательств.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов.

Решение ГФСУ, принятое по рассмотрению жалобы плательщика налогов, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию ( п. 56.10 НКУ)

Однако такое решение можно обжаловать в судебном порядке. Более того, обратиться в суд с иском о признании недействительным решения органа ГФСУ налогоплательщик может и до окончания процедуры административного обжалования. Однако помните: решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию ( п. 56.18 НКУ).

Теги санкции
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше