Кодекс ответственности. 5. Ответственность за нарушение порядка использования средств соцфондов

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49
В 2015 году появился новый Фонд социального страхования Украины (по крайней мере, на уровне закона). Это не могло не породить вопросы, связанные с проведением им контрольных мероприятий в переходном периоде (т. е. до образования его территориальных органов и утверждения подзаконной нормативно-правовой базы). Об этом и поговорим. Также в этом разделе мы коснемся полномочий Фонда социального страхования на случай безработицы. Ну и, конечно же, вы узнаете, за какие нарушения могут привлекать к ответственности фонды социального страхования на сегодняшний день.

5.1. Полномочия Фонда социального страхования Украины

С 1 января 2015 года в сфере соцстраха произошли кардинальные перемены. Одно из главных состоит в слиянии Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — «несчастный» Фонд) и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — «нетрудоспособный» Фонд). На их основе образован Фонд социального страхования Украины (далее — ФССУ).

Таким образом, новый ФССУ объединил в себе полномочия в сфере соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также в связи с временной потерей трудоспособности. При этом его наделили следующими контрольно-проверочными полномочиями ( ч. 1 ст. 10 Закона № 1105):

1) получать бесплатно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и ФЛП сведения об использовании страховых средств;

2) проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств ФССУ, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств ФССУ и приостанавливать выплаты из ФССУ в случае:

— отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки;

— выявления фактов подачи в ФССУ недостоверных сведений;

— нарушения порядка использования работодателем средств ФССУ;

3) получать необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим во время проверки;

4) налагать и взыскивать финсанкции и админштрафы, предусмотренные за нарушение требований Закона № 1105;

5) требовать от руководителей и прочих должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также ФЛП устранения выявленных нарушений;

6) поднимать вопросы о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере социального страхования, требовать предоставления информации о принятых мерах.

Несложно заметить, что перечень прав у ФССУ почти такой же, каким раньше наделялись «несчастный» и «нетрудоспособный» Фонды. Правда, есть одно «но». Дело в том, что

часть полномочий включили в перечень задач ФССУ, в то время как в числе прав их не назвали

В частности, это относится к проверке:

— обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности;

— достоверности поданных страхователем сведений о видах экономической деятельности (в том числе основном) для его отнесения к классу профессионального риска производства.

С формально-буквоедской $улыбка$ точки зрения, это значит, что осуществлять подобные действия ФССУ не вправе (тем более, что раньше они назывались именно в числе прав). Но не спешите радоваться — это лишь теория $грусть$. На практике ФССУ от этих полномочий никогда не откажется*.

* Эту зацепку, в случае чего, можно использовать в судебном споре.

И раз уж мы заговорили о практике... Понятно, что зафиксировать в Законе факт образования ФССУ и создать его по факту — не одно и то же. Процедура создания ФССУ может затянуться во времени (тем более, что только для актуализации законодательной «нормативки» и формирования правления ФССУ отведено 6 месяцев).

Это порождает вопрос: кто и как будет реализовывать упомянутые полномочия (в том числе по привлечению к ответственности) в данной сфере до тех пор, пока ФССУ не сформируют и не утвердят под него соответствующую «нормативку»? Ответ находим в самом Законе № 1105:

1) до образования ФССУ и его рабочих органов функции и задачи, предусмотренные Законом № 1105, должны выполнять исполнительные дирекции и рабочие органы «несчастного» и «нетрудоспособного» фондов (в рамках своей компетенции);

2) до приведения законодательства в соответствие с Законом № 1105 законы и прочие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей ему;

3) нормативно-правовые и распорядительные акты «несчастного» и «нетрудоспособного» фондов продолжают действовать до утверждения соответствующих решений ФССУ.

Проще говоря, до тех пор, пока не создадут ФССУ и его органы и пока не утвердят соответствующую «нормативку»,

проверки в этой сфере проводят «старые» органы и по «старым» правилам, но в рамках положений Закона № 1105**

** В самом Законе № 1105 порядок проведения проверок не прописан. Поэтому в данном вопросе придется ориентироваться на «старую» подзаконную «нормативку» в части, не противоречащей этому Закону.

И еще одно... касательно моратория на проверки, установленного на 2015 — 2016 годы Законом № 71. Напомним: за некоторыми исключениями, он распространяется на предприятия и ФЛП с доходом до 20 млн грн. за предыдущий календарный год. В идеале он должен распространяться и на проверки упомянутых фондов. Но, увы, Минсоцполитики и «нетрудоспособный» Фонд выступают против* (см., соответственно, письма от 30.03.2015 г. № 4415/0/14-15/18 и от 09.04.2015 г. № 2.4-17-705). Причем без каких-либо весомых аргументов.

* Их вывод касался моратория, установленного Законом № 76 (его действие уже заканчивается), но, судя по всему, такого же подхода стоит ожидать и в отношении моратория по Закону № 71.

Теперь посмотрим подробнее на контрольно-проверочные полномочия в периодах до образования ФССУ/его рабочих органов и утверждения под него соответствующей подзаконной «нормативки».

Соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверки в этой сфере проводит «несчастный» Фонд (если точнее, рабочие органы его исполнительной дирекции). Правила их проведения прописаны в Порядке № 30.

Проверки могут быть плановыми (на основании квартального плана) и внеплановыми (при наличии оснований из п. 4.8 Порядка № 30, а также, если по данным ведомости распределения ваш класс профриска производства снизился). По итогам проверки составляется акт**. При этом он сам по себе выступает основанием для изменения проверяющими класса профессионального риска.

** Если во время проверки выяснится, что ЕСВ начислялся и уплачивался не по основному виду экономической деятельности, проверяющие сообщат о новом классе профриска с начала года, следующего за тем, в котором во время проверки выявили смену вида деятельности.

Учтите: должностные лица и физлица, использующие наемный труд, за нарушения в данной сфере могут «попасть» под штрафы по КУоАП ( ст. 1654 и 18823). При этом в ст. 24410 КУоАП указано, что рассматривают такие дела органы ФССУ, а если точнее — руководители/их заместители исполнительной дирекции или ее рабочих органов. Как видите, КУоАП в этом вопросе ссылается уже на ФССУ. Несмотря на это, до его образования указанные штрафы должен налагать «несчастный» Фонд (с основаниями для этого вывода вы могли ознакомиться выше).

Соцстрахование по временной потере трудоспособности. Проверки в этой сфере проводит «нетрудоспособный» Фонд и главным образом на основании Инструкции № 29. Это подтверждает и упомянутое письмо исполнительной дирекции «нетрудоспособного» Фонда от 09.04.2015 г. № 2.4-17-705.

Такие проверки могут быть:

— плановыми (проводятся на основании ежеквартальных планов-графиков) и внеплановыми (проводятся при наличии оснований из п. 3.6 Инструкции № 29);

— выездными и невыездными (последние проводят в помещении Фонда — правда, лишь по предложению самого страхователя и при условии предоставления им документов, необходимых для проверки).

Оформляют результаты проверки актом. Если обнаружены нарушения, акт выступает основанием для принятия руководителем органа Фонда решения о возврате средств Фонда и применении финсанкций. При этом такое решение вы вправе обжаловать.

Обжалование происходит следующим образом:

1) вы обращаетесь с письменной жалобой в орган Фонда, который принял обжалуемое решение (в течение 10 календарных дней с даты его получения);

2) руководитель (его заместитель) органа Фонда должен принять решение по жалобе в течение 20 календарных дней после ее получения (этот срок могут продлить, но не более 60 календарных дней);

3) если по жалобе примут негативное для вас решение (о полном или частичном ее неудовлетворении), вы вправе подать в течение 10 календарных дней со дня получения решения о ее рассмотрении повторную жалобу в Фонд высшего уровня.

Обжаловать решения «нетрудоспособного» Фонда можно и в судебном порядке.

Как и в предыдущем случае, за нарушения в этой сфере полагаются админштрафы по КУоАП, в частности по ст. 1655 и по уже упомянутой ст. 18823. Составление протоколов по таким нарушениям, рассмотрение дел, а также, собственно, наложение указанных админштрафов — компетенция ФССУ (а до его образования — «нетрудоспособного» Фонда).

5.2. Полномочия Фонда социального страхования на случай безработицы

Здесь, в отличие от предыдущего случая, изменений немного. Начнем с контрольно-проверочных полномочий.

Фонд социального страхования на случай безработицы (далее — ФБ) вправе, в частности ( ч. 1 ст. 34 Закона № 1533):

1) проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств ФБ, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств ФБ и приостанавливать выплаты из ФБ в случае:

— отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки;

— выявления фактов подачи в ФБ недостоверных сведений;

— нарушения порядка использования работодателем средств ФБ;

2) получать необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим во время проверки;

3) взыскивать финсанкции и админштрафы, предусмотренные за нарушение требований Закона № 1533;

4) взыскивать с работодателя сумму страховых средств и стоимость социальных услуг, предоставленных безработному в случае восстановления его на работе по решению суда*, а также незаконно выплаченные безработному суммы матобеспечения в случае, если работодатель не уведомит ФБ о его приеме на работу**. Эта норма корреспондирует с ч. 4 ст. 35 Закона № 1533;

* О таком восстановлении читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 39.

** В части уведомления речь, судя по всему, идет об Отчете по форме № 5-ПН. При этом напомним, что на сегодня эта форма отменена. И за ее непредоставление ни работодатель, ни его должностные лица ответственности не несут (также см. письмо Минсоцполитики от 20.09.2013 г. № 728/021/106-13).

5) требовать от руководителей и прочих должностных лиц предприятий (учреждений и организаций), а также от физлиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о страховании на случай безработицы.

При этом учтите, что

по факту эти функции осуществляет Государственная служба занятости Украины и ее территориальные органы ( ч. 6 ст. 10 и п. 3 Заключительных положений Закона № 1533)

Собственно же проверки проводят ее территориальные органы ( п. 7.1 Инструкции № 339).

Проверки в этой сфере являются, как правило, плановыми. По итогам проверки составляется акт.

Что касается админответственности по КУоАП, то за нарушения в данной сфере должностным лицам и физлицам, использующим наемный труд, грозят штрафы согласно ст. 1653 и 18823. Право на применение админштрафов есть у руководителя (его заместителя) Государственной службы занятости, руководителей (их заместителей) Государственных служб занятости в областях, районах, городах, районах в городах.

И запомните еще одно: сроки давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных Законом № 1533, административных штрафов, а также прочих видов задолженности перед ФБ не применяются ( ч. 4 ст. 38 Закона № 1533). Правда, в идеале на админштрафы по КУоАП это правило распространяться не должно. Ведь для них соответствующие сроки предусмотрены в самом КУоАП (см. с. 13).

5.3. Санкции, применяемые фондами социального страхования

Работодатель должен соблюдать правила получения и выплаты средств из фондов социального страхования, предоставлять информацию об использовании таких средств, допускать должностных лиц фондов на проверку и т. д. Если он нарушает эти обязанности, то ему и/или его должностным лицам грозят санкции, о которых пойдет речь далее (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Санкции, применяемые соцфондами

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно-правовой акт

Административно-хозяйственные санкции

1

Нарушение порядка использования страховых средств

Возмещение страхователем в полном объеме неправомерно израсходованной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг

Абзац первый ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

Штраф на страхователя в размере 50 % суммы средств, использованных с нарушением установленного порядка

2

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств (полученных и не использованных для предоставления материального обеспечения наемным работникам или использованных с нарушением установленного порядка)

Штраф на страхователя в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств

Абзац второй ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

Пеня в размере 0,1 % несвоевременно возвращенных страховых средств за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

3

Несвоевременное перечисление штрафных санкций, начисленных рабочими органами ФССУ

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 6 ст. 15 Закона № 1105

4

Нарушение работодателем порядка использования средств ФБ

Штраф на страхователя в размере предоставленной ФБ суммы, использованной с нарушением

Ч. 2 ст. 38 Закона № 1533

Административная ответственность за нарушение законодательства о социальном страховании на случай безработицы

5

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1653 КУоАП

6

Несвоевременное предоставление или непредоставление определенных Законом № 1533 сведений, предоставление недостоверных сведений об использовании средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

7

Действия, указанные в пп. 5 и 6 этой таблицы, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1653 КУоАП

Административная ответственность за нарушение законодательства о социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности

8

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1655 КУоАП

9

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности

10

Предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств

11

Совершение действий, указанных в пп. 8 — 10 этой таблицы, лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1655 КУоАП

Административная ответственность за нарушения законодательства о социальном страховании от несчастного случая на производстве

12

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на должностных лиц и физических лиц, использующих наемный труд, в размере

от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1654 КУоАП

13

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности, предоставление недостоверной отчетности о страховых средствах

14

Несвоевременное информирование ФССУ о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, произошедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

15

Совершение действий, указанных в пп. 12 — 14 этой таблицы, лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за те же нарушения

Штраф на должностных лиц и физических лиц, использующих наемный труд, в размере

от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1654 КУоАП

Административная ответственность за совершение действий, препятствующих в проведении проверок

16

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФССУ и ФБ в проведении проверок использования страховых средств

Штраф на должностных лиц в размере

от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 18823 КУоАП

17

Совершение действий, указанных в п. 16 этой таблицы, лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за то же нарушение

Штраф на должностных лиц в размере

от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 18823 КУоАП

выводы

  • До образования ФССУ (его территориальных органов) и утверждения под него подзаконной «нормативки» проверки в соответствующих сферах проводят «старые» органы и по «старым» правилам (но в рамках Закона № 1105).
  • Мораторий на проверки (согласно Закону № 71) не касается «нетрудоспособного» и «несчастного» фондов. По крайней мере, по мнению чиновников.
  • Проверки по вопросам социального страхования на случай безработицы по факту проводит Государственная служба занятости Украины и ее территориальные органы.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить