6.1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
Согласно ст. 259 КЗоТ надзор и контроль за юридическими лицами (независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования) и ФЛП в трудовой сфере осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Что это за орган?
Сегодня данные функции возложены на Государственную службу по вопросам труда (далее — Гоструда)
Образовали ее относительно недавно путем объединения Государственной инспекции по вопросам труда и Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности (см. п. 1 постановления № 442). Свои полномочия Гоструда может осуществлять непосредственно или через свои территориальные органы. Причем на данном этапе создание территориальных органов в идеале уже должно быть завершено*. Правда, в тех местах, где полномочия новым органам передать еще не успели, их должны осуществлять «по старинке» — территориальные органы Государственной инспекции по вопросам труда и Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности ( п. 2 постановления КМУ от 11.02.2015 г. № 100).
* По этому поводу также см. Положение о Главном управлении (Управлении) Государственной службы Украины по вопросам труда в области, утвержденное приказом Минсоцполитики от 27.03.2015 г. № 340.
Какими контрольно-проверочными полномочиями наделена Гоструда? Для ответа обратимся к Положению № 96. В нем указано, что Гоструда, в частности:
1) осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами, в том числе их структурными и обособленными подразделениями, которые не являются юридическими лицами, а также физлицами, использующими наемный труд;
2) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства о труде, занятости населения** в части:
** Об ответственности за нарушение законодательства о занятости читайте в разделе 7 этого спецвыпуска на с. 90.
— соблюдения прав граждан во время приема на работу и работников во время увольнения с работы;
— использования труда иностранцев и лиц без гражданства;
— найма работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя;
— соблюдения прав и гарантий относительно трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству;
— осуществления деятельности по предоставлению услуг посредничества и трудоустройства;
3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе в отношении рекламы о вакансиях (приеме на работу);
4) вправе беспрепятственно проводить согласно требованиям закона без предварительного уведомления в любое рабочее время суток проверки производственных, служебных, административных помещений и объектов производства юрлиц и физлиц, которые используют наемный труд и труд физлиц, эксплуатируют машины, механизмы, оборудование повышенной опасности, и в случае выявления фиксировать факты нарушений законодательства, надзор и контроль за соблюдением которого возложены на Гоструда;
5) составляет в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела о таких нарушениях и налагает админвзыскания;
6) налагает в случаях, предусмотренных законом, штрафы за нарушение законодательства, невыполнение распоряжений должностных лиц Гоструда;
7) осуществляет фиксацию процесса проверки с использованием средств аудио-, фото- и видеотехники;
8) вправе привлекать работников правоохранительных органов к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере, находящейся в компетенции Гоструда.
В целом, это основной набор контрольно-проверочных полномочий Гоструда. Но учтите: перечень этот не исчерпывающий. Тем более, что отдельные ее права могут предусматриваться непосредственно на уровне законов (п.п. 55 п. 4 Положения № 96).
Главным инструментом контроля за соблюдением трудового законодательства (по крайней мере, с которым непосредственно сталкиваются юрлица и ФЛП) являются проверки. Как их проводят? Новые правила под Гоструда еще не утвердили, причем сделать это должен КМУ ( ст. 259 КЗоТ).
Учитывая это, до появления такого документа не остается ничего другого, кроме как ориентироваться на «старый» Порядок № 390
Тем более, что его пока никто не отменял. Правда, заметьте: в прошлом проверки в этой сфере попадали под ограничения и правила «надзорного» Закона № 877 (на это ориентирован и упомянутый Порядок № 390). Сегодня же они выведены из-под действия данного Закона (об этом прямо сказано в его ст. 2).
И еще один важный нюанс. В 2015 — 2016 годах на проверки Гоструда в полной мере должен распространяться мораторий, предусмотренный п. 3 Заключительных положений Закона № 71.
Проверки по вопросам труда могут быть плановыми или внеплановыми (правда, с основаниями для последних не все гладко, так как они во многом привязывались к Закону № 877). По итогам проверки составляют акт. Если нарушений не выявили — отлично $улыбка$. А вот если выявили, возможны варианты…
Во-первых, Гоструда имеет право налагать финансовые санкции* на юрлицо или на ФЛП как работодателя в соответствии со ст. 265 КЗоТ. Другое дело, что порядок применения таких штрафов еще не утвердили (сделать это должен также КМУ). А раз его нет, то, на наш взгляд, и налагать такие штрафы чиновники пока что не вправе.
* Такие санкции не относятся к административно-хозяйственным, определенным гл. 27 ХКУ.
Во-вторых, должностных лиц и ФЛП могут привлечь к админответственности, в частности, по ст. 41, 411 — 413 КУоАП. Протоколы по таким нарушениям составляет Гоструда ( ст. 255 КУоАП), а вот рассмотрение подобных дел и, собственно, наложение штрафа — компетенция местных судов общей юрисдикции ( ст. 221 КУоАП).
В-третьих, проверяющие составят предписание об устранении нарушения. Если его не выполнить, должностных лиц могут оштрафовать по ст. 1886 КУоАП. При этом, в отличие от штрафов по ст. 41, 411 — 413 КУоАП, налагает админвзыскание по этой статье непосредственно Гоструда ( ст. 2301 КУоАП). Делает она это путем вынесения соответствующего постановления.
В-четвертых, в ряде случаев должностных лиц и ФЛП по итогам проверки могут привлечь к уголовной ответственности. Подробнее о том, какая ответственность грозит за нарушение законодательства о труде, читайте дальше.
6.2. Ответственность за нарушение трудового законодательства
По результатам проверок субъектов хозяйствования о соблюдении законодательства о труде к должностным лицам предприятий и физическим лицам, использующим наемный труд, может применяться финансовая, административная, а в некоторых случаях — уголовная ответственность. Приведем перечень наиболее распространенных санкций в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Санкции за нарушение трудового законодательства
№ п/п | Вид нарушения | Санкции за нарушение | Нормативно-правовой акт |
Финансовые санкции | |||
1 | Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) | Штраф в 30-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника, чьи права и интересы нарушены* | |
2 | Оформление работника на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время, установленное на предприятии | ||
3 | Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов | ||
4 | Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты более чем за один месяц, выплата зарплаты не в полном объеме | Штраф в 3-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения | |
5 | Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника, чьи права нарушены | |
6 | Другие нарушение трудового законодательства, кроме указанных в пп. 1 — 5 этой таблицы | Штраф в размере 1 МЗП | |
* Этот штраф может налагаться органом Гоструда и без проведения проверки на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время. | |||
Административная ответственность | |||
7 | Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме | Штраф на должностных лиц предприятий и ФЛП в размере от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) | |
8 | Нарушение определенного Законом об обращениях граждан срока предоставления работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности у данного работодателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, зарплате и т. п.), или предоставления указанных документов, содержащих недостоверные сведения | ||
9 | Нарушение сроков проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения | ||
10 | Другие нарушения требований законодательства о труде, не упомянутые в пп. 7 — 9 этой таблицы | ||
11 | Повторное в течение года нарушение, упомянутое в пп. 7 — 10 этой таблицы, за которое на лицо уже налагалось административное взыскание, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери либо лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида | Штраф на должностных лиц предприятий или ФЛП в размере от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.) | |
12 | Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) | Штраф на должностных лиц предприятий или ФЛП в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) | |
13 | Допуск к работе иностранца или лица без гражданства либо лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без оформления разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства | ||
14 | Повторное в течение года совершение нарушения, упомянутого в пп. 12 и 13 этой таблицы, за которое на лицо уже налагалось административное взыскание | Штраф на должностных лиц предприятий или ФЛП в размере от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн.) | |
15 | Уклонение лиц, представляющих собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок | Штраф в размере от 3 до 10 ннмдг (от 51 до 170 грн.) | |
16 | Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов | Штраф в размере от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) | |
17 | Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений | Штраф в размере от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.) | |
18 | Невыполнение законных требований должностных лиц органов Гоструда в отношении устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этих органов | Штраф на должностных лиц в размере от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) | |
Уголовная ответственность | |||
19 | Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов | Исправительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
20 | Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также в связи с его уведомлением о нарушении другим лицом требований Закона № 3206, другое грубое нарушение законодательства о труде | Штраф в размере от 2000 до 3000 ннмдг (до 34000 до 51000 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет | |
21 | Действия, указанные в п. 20 этой таблицы, совершенные повторно или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери либо лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида | Штраф в размере от 3000 до 5000 ннмдг (от 51000 до 85000 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев | |
22 | Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением | Штраф в размере до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 2 лет | |
23 | Действия, указанные в п. 22 этой таблицы, совершенные в отношении гражданина, с которым заключено соглашение о его работе за пределами Украины | Штраф в размере от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет | |
24 | Принуждение к участию в забастовке либо препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем других незаконных действий | Штраф в размере до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет | |
25 | Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности* | Штраф в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
26 | Деяние, указанное в п. 25 данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат* | Штраф в размере от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
* Согласно ч. 3 ст. 175 УКУ лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам. |
выводы
- Контролирует соблюдение трудового законодательства недавно созданная Государственная служба по вопросам труда.
- Считаем, что проверки Гоструда в полной мере подпадают под действие моратория согласно Закону № 71.
- По нашему мнению, Гоструда не вправе налагать финансовые санкции на основании ст. 265 КЗоТ до появления порядка КМУ об их применении.