Кодекс ответственности. 8. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49
В процессе трудовой деятельности работник сталкивается с массой факторов, которые могут нанести ущерб здоровью и окружающей среде. И, как правило, чем сложнее техника, на которой выполняется работа, тем больше риск нанесения подобного ущерба. Свести его к нулю невозможно, а вот по максимуму снизить и/или уменьшить потенциальный ущерб — задача вполне выполнимая. Именно для этого и служит законодательство об охране труда. Контролирует его целый ряд госорганов, познакомиться с которыми вы сможете здесь.

8.1. Надзор и контроль в сфере охраны труда

Профильный Закон об охране труда предусматривает, что государственный надзор за соблюдением законов и прочих нормативно-правовых актов об охране труда осуществляет целый ряд органов* (ст. 38):

* Чтобы определить конкретный орган, нужно учитывать нормы постановления № 442.

— центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны труда. Сегодня это Гоструда.

На эту же службу возлагаются функции по реализации государственной политики в сфере гигиены труда и по осуществлению дозиметрического контроля рабочих мест и доз облучения работников

— центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, — это Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (далее — ГСЧС);

— центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере ядерной и радиационной безопасности, — это Государственная инспекция ядерного регулирования Украины;

— центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения — сегодня это Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее — ГСБП).

Кроме того, контрольными функциями в этой сфере обладают местные государственные администрации и советы, а также отраслевые министерства.

Теперь посмотрим на полномочия каждого из этих органов. Правда, помните, что некоторые из них являются относительно новыми и по факту еще не успели закончить этап формирования/реорганизации (даже несмотря на утверждение под них соответствующей «нормативки»).

Гоструда. Полномочия этого органа зафиксированы в ст. 39 Закона об охране труда. Дальше приведем те из них, которые касаются собственно контроля. Так, должностные лица Гоструда вправе:

— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия, объекты, производства физлиц, использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, которые отнесены к их компетенции;

— выдавать в установленном порядке, в частности, работодателям, руководителям и прочим должностным лицам юрлиц и физлиц, использующим наемный труд, обязательные для исполнения предписания и распоряжения об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда, охраны недр*, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

* Функция по охране недр предусмотрена Законом об охране труда. Вместе с тем в упомянутом постановлении № 442 указано, что данная функция к полномочиям Гоструда не относится.

— получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, о причинах нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению;

запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и прочих средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или приостанавливать действие выданных Гоструда разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;

привлекать к админответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

— отправлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы соответствующим органам для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

Полномочия этой службы расписаны и в новом Положении № 96

В нем, в частности, указано, что Гоструда осуществляет:

— в определенном порядке государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства по охране труда в части безопасного осуществления работ, гигиены труда, промышленной безопасности, безопасности работ в сфере обращения со взрывными материалами промышленного назначения;

— в установленном порядке горный контроль;

— согласно законодательству государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности и потенциально опасными объектами, по вопросам проведения идентификации и декларирования безопасности объектов повышенной опасности;

— контроль на рынке за объектами технических регламентов и принимает участие в разработке правил и процедуры рыночного надзора за объектами технических регламентов и прочих нормативно-правовых актов в соответствующей сфере;

— прочие полномочия, определенные Положением № 96 и законом.

При этом, как мы говорили ранее, территориальные органы Гоструда чиновники уже должны были образовать. Но если в каких-то регионах этого еще не сделали, в них продолжают действовать территориальные органы Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности ( п. 2 постановления КМУ от 11.02.2015 г. № 100).

Выше вы увидели, что Гоструда вправе проводить проверки соблюдения законодательства по вопросам, которые отнесены к ее компетенции. Но чем они урегулированы? Новый порядок проведения подобных проверок еще не утвержден. До этого момента не остается ничего другого, как ориентироваться на «старое» Положение № 826. Правда, лишь в части, не противоречащей Закону об охране труда и Положению № 96.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми (основания для них перечислены в п. 2.5 Положения № 826). При этом проверки могут проводиться в отношении как самого субъекта хозяйствования, так и его отдельных производственных объектов:

производственных цехов и участков, машин и механизмов, промышленных площадок, прочих обособленных производственных структурных подразделений

Учтите: если вы будете противоправно препятствовать проведению проверки, должностное лицо Гоструда может обратиться в правоохранительные органы.

Результат проверки фиксируют в акте (независимо от того, были выявлены нарушения или нет). Вы с ним можете согласиться или не согласиться (в последнем случае акт подписывается с замечаниями).

Если при проверке должностные лица Гоструда все-таки выявят нарушения, то на основании акта они составят:

1) обязательное для выполнения предписание об устранении нарушений. Делают это, как правило, в последний день проверки;

2) распоряжение. Его проверяющие составляют только в том случае, если у них возникает право на запрет или ограничение выполнения работ (производства). Этого стоит ожидать, в частности, при выявлении ими:

— нарушения требований законодательства об охране труда и промышленной безопасности, которые создают угрозу жизни работников;

— отсутствия разрешения на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

— возникновения несчастного случая со смертельным или тяжким последствием, группового несчастного случая и т. п.

О выполнении предписания нужно уведомить письмом должностное лицо Гоструда, которое его утвердило. Срок для этого фиксируется непосредственно в предписании. После такого уведомления к вам снова придут с проверкой, но лишь по данному вопросу. При этом учтите: если чиновников не уведомить в установленный срок, они получат право на проведение внеплановой проверки.

Что касается запрета/ограничения на те или иные работы (производство), то для их возоб­новления вам потребуется подать письменное уведомление о полном устранении указанных в распоряжении нарушений, ставших причиной запрета/ограничения, а также результатов проверки устранения таких нарушений. Подобная проверка проводится не позднее 3 суток после получения уведомления об устранении нарушений.

Если выявленные нарушения несут непосредственную угрозу жизни работников, то по требованию и в присутствии должностного лица Гоструда эти работы (производство) придется прекратить/ограничить немедленно.

Обратите внимание:

и предписание, и распоряжение могут быть обжалованы в центральном аппарате Гоструда или же в суде

И заметьте еще одно. Гоструда вправе составлять протоколы и налагать админштрафы (о них см. в табл. 8.1 на с. 100).

ГСЧС. Эта служба, в частности, осуществляет государственный надзор за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами законодательства по вопросам пожарной безопасности, противопожарных требований стандартов, норм и правил. Указанная деятельность регулируется, в частности:

Кодексом гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI (далее — КГЗУ);

Положением о Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, утвержденным Указом Президента Украины от 16.01.2013 г. № 20/2013;

Положением о Государственной пожарной охране, утвержденным постановлением КМУ от 26.07.94 г. № 508*.

* Хотя с применением этого акта не все так просто. Дело в том, что он был принят во исполнение закона, который утратил силу после того, как «заработал» КГЗУ. Вместе с тем его пока не отменили.

Государственная инспекция ядерного регулирования Украины. Этот орган, в частности:

— осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, условий, предусмотренных документами разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, прочих источников ионизирующего излучения;

— в случае выявления нарушений применяет в рамках своих полномочий принудительные меры к юрлицам и физлицам согласно законодательству.

Правовой основой для этого являются, главным образом, Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.95 г. № 39/95-ВР, Положение о Государственной инспекции ядерного регулирования Украины, утвержденное постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 363.

ГСБП. Эта служба осуществляет, в частности, санитарно-эпидемиологический надзор. К числу его задач относится контроль за соблюдением санитарного законодательства. При этом такой надзор проводят, главным образом, на основании Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в редакции постановления КМУ от 19.08.2002 г. № 1217.

Местные государственные администрации и советы. Согласно ст. 34 Закона об охране труда местные государственные администрации, в частности:

— формируют при участии представителей профсоюзов, ФССУ и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

— осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда.

Для выполнения этих функций местные государственные администрации или создают структурные подразделения по охране труда, которые действуют согласно типовому положению, утвержденному КМУ**, или возлагают реализацию этих полномочий на уже существующие структурные подразделения либо на отдельных должностных лиц.

** Судя по всему, речь идет о постановлении КМУ от 26.09.2012 г. № 887.

Что касается органов местного самоуправления, то они, в частности, утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов. Кроме того, исполнительные органы местных советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов ЖКХ, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, соблюдение требований к охране труда работников, занятых на этих объектах.

Профильные министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Согласно ст. 33 Закона об охране труда данные органы, как и раньше, уполномочены осуществлять ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли.

Общественный контроль. Такой контроль осуществляют профсоюзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль осуществляет уполномоченное работниками лицо.

Так, профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, прочими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Кроме того, они вправе:

— проводить независимую экспертизу условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда;

— принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и представлять свои заключения по ним;

— вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

Далее рассмотрим, какие санкции предусмотрены за нарушение требований законодательства об охране труда.

8.2. Санкции, применяемые за нарушение законодательства об охране труда

За нарушение установленных законодательными актами требований об охране труда к субъектам хозяйствования могут быть применены административно-хозяйственные санкции. Кроме того, физические лица, виновные в таких нарушениях, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности (см. табл. 8.1 и табл. 8.2 на с. 103).

Таблица 8.1. Административно-хозяйственные и административные санкции

№ п/п

Вид нарушения

Лица, привлекаемые к ответственности

Санкция за нарушение

Нормативно-правовой акт

Административно-хозяйственные санкции

1

Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Штраф, максимальный размер которого не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год

Ч. 1 и 2 ст. 43 Закона об охране труда

Уплата указанного штрафа не освобождает юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, от устранения выявленных нарушений в установленные сроки.

2

Нарушение требований ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда в отношении размера расходов на охрану труда

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Штраф в размере 25 % разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период

Ч. 3 ст. 43 Закона об охране труда

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона об охране труда для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год.

На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, размер расходов на охрану труда устанавливается в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей предприятий ( ч. 4 ст. 19 Закона об охране труда).

3

Неуплата или неполная уплата штрафа

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Пеня на неуплаченную сумму штрафа (его части) в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в периоде такой неуплаты, за каждый день просрочки

Ч. 4 ст. 43 Закона об охране труда

4

Нарушения законодательства об охране труда, в том числе создающие угрозу жизни работающих

Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд

Запрет, приостановление, прекращение, ограничение эксплуатации предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнения определенных работ, применения новых опасных веществ, реализации продукции, отмена или прекращение действия выданных разрешений и лицензий до устранения нарушений

Ст. 39 Закона об охране труда

Административные санкции

5

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, кроме нарушения, упомянутого в п. 6 этой таблицы

Работники

Штраф в размере от 4 до 10 ннмдг (от 68 до 170 грн.)

Ч. 5 ст. 41 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и ФЛП

Штраф в размере

от 20 до 40 ннмдг

(от 340 до 680 грн.)

6

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) Гоструда о несчастном случае на производстве

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, физлица, использующие наемный труд

Штраф в размере

от 20 до 50 ннмдг (от 340 до 850 грн.)

Ч. 6 ст. 41 КУоАП

7

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда

Работники

Штраф в размере

от 4 до 10 ннмдг

(от 68 до 170 грн.)

Ст. 93 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере

от 20 до 40 ннмдг

(от 340 до 680 грн.)

8

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда

Работники

Штраф в размере

от 4 до 10 ннмдг

(от 68 до 170 грн.)

Ст. 94 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере

от 30 до 100 ннмдг

(от 510 до 1700 грн.)

9

Невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда об устранении нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этого органа

Работники

Штраф в размере

от 6 до 10 ннмдг

(от 102 до 170 грн.)

Ст. 1884 КУоАП

Должностные лица

Штраф в размере

от 30 до 100 ннмдг

(от 510 до 1700 грн.)

Согласно ст. 231 КУоАП дела о нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда в отношении безопасного ведения работ, хранения, использования и учета взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда, а также о невыполнении законных требований этого органа ( ч. 5 ст. 41 КУоАП, за исключением нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм, ч. 6 ст. 41, ст. 93, 94 и 1884 КУоАП) рассматривает Гоструда.

Как уже было указано выше, за отдельные нарушения законодательства в сфере охраны труда физические лица, допустившие их, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Ознакомиться с санкциями за такие нарушения вы можете в табл. 8.2 (см. с. 103).

Таблица 8.2. Уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно-правовой акт

1

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 271 УКУ

2

Совершение действий, указанных в п. 1 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия

Исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового

Ч. 2 ст. 271 УКУ

3

Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового

Ч. 1 ст. 272 УКУ

4

Совершение действий, указанных в п. 3 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 8 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 272 УКУ

5

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Исправительные работы на срок до 2 лет или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового

Ч. 1 ст. 273 УКУ

6

Совершение действий, указанных в п. 5 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 273 УКУ

7

Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Ограничение свободы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 274 УКУ

8

Действия, указанные в п. 7 этой таблицы, если они повлекли гибель людей либо другие тяжкие последствия

Лишение свободы на срок от 3 до 12 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 274 УКУ

9

Нарушение во время разработки, конструирования, изготовления или хранения промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение во время проектирования или строительства правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать эти правила, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет либо без такового

Ч. 1 ст. 275 УКУ

10

Совершение действий, указанных в п. 9 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжкие последствия

Исправительные работы на срок до 2 лет или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 275 УКУ

выводы

  • Главные функции по контролю за соблюдением законодательства об охране труда возложены на новую Гоструда.
  • В ряде случаев Гоструда вправе запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию оборудования и даже предприятий в целом.
  • Кроме Гоструда, эту сферу контролируют, в частности, ГСЧС, Государственная инспекция ядерного регулирования, ГСБП, местные государственные администрации и советы, профильные министерства и другие центральные органы исполнительной власти.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить