(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 26
  • № 25
  • № 24
  • № 23
  • № 22
  • № 21
  • № 19
  • № 18
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
17/22
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Март , 2015/№ 20

Расходы ФЛП-общесистемщиков: учитываем по-новому

http://tinyurl.com/y6n88zg2
Налоговая реформа затронула и ФЛП-общесистемщиков, порядком перекроив им состав расходов. О том, каким затратам повезло оказаться в заветном списке, а каким нет, вы узнаете в этой статье.

Сами правила налогового учета для ФЛП на общей системе остались прежними. А вот состав расходов у них поменялся. В связи с кардинальными изменениями в уплате налога на прибыль разд. III НКУ* больше не содержит перечень расходов операционной деятельности, на которые ориентировались в том числе и ФЛП-общесистемщики. Поэтому с 01.01.2015 г. им уже не нужно отслеживать, какие расходы относятся к операционным, а какие нет. Взамен в п.п. 177.4.1 НКУ появился новый отдельный перечень расходов, на которые они обязаны ориентироваться.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Общие принципы учета расходов

Прежде чем повнимательнее изучить новый перечень расходов, давайте восстановим в памяти все базовые правила учета расходов для ФЛП-общесистемщиков. Итак, расходы должны быть:

1) связаны с хозяйственной деятельностью (п. 177.2 НКУ);

2) фактически понесены, т. е. оплачены;

3) документально подтверждены (п. 177.2 НКУ);

4) непосредственно связаны с доходом (п. 177.4 НКУ). Но, как и ранее, для прямых и косвенных расходов по-разному.

У плательщиков НДС суммы «входного» НДС не включаются в расходы (п. 177.3 НКУ). НДФЛ «за себя» (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года) в расходы тоже не попадает.

Обратите внимание: с 01.01.2015 г. в расходы предпринимателя можно включить авансовые платежи за товары (работы, услуги), не дожидаясь, пока товар фактически поступит или работы/услуги будут выполнены. В большинстве случаев это «разрешение» не повлияет на учет, ведь правило «расходы отражаем на момент получения дохода» никто не отменял.

Но есть случаи, когда аванс все-таки можно будет поставить в расходы. К примеру,

если предприниматель оплатил товары поставщику и сразу же договорился об их продаже (получил оплату за них от своего покупателя), то уплаченный аванс можно записать в расходы

При этом не важно, что физически товары пока что лежат на складе у первоначального поставщика.

Теперь подробнее поговорим о новом перечне расходов. Каждый его подпункт объединяет в себе определенный вид расходов: материальные, на оплату труда и ЕСВ, прочие, в частности административные, общепроизводственные, на сбыт. Далее расскажем о каждом из них.

Новый состав расходов ФЛП-общесистемщика

Материальные расходы. Итак, начнем с материальных расходов из п.п. 177.4.1 НКУ. Предпринимателям, занимающимся торговлей, он дает право отразить в расходах закупочную стоимость товаров, приобретенных для реализации. Производственникам — стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые войдут в себестоимость его продукции. То же самое касается подрядчиков или исполнителей.

Кроме того, в расходах можно отразить стоимость топлива и энергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и прочих материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (продукция, товар и т. п.).

Как и ранее, учесть их (записать в графе 6 Книги учета доходов и расходов, далее — Книга УДР) вы сможете только после того, как будет получен доход от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг. Прямая связь понесенных расходов с полученным доходом должна быть налицо.

Пример. 05.02.2015 г. предприниматель купил партию товара за 1000 грн. (оплатил поставщику). А 19.02.2015 г. этот товар был продан (получена оплата от покупателя) за 2000 грн. На какую дату отражать расходы на покупку товара?

На дату «19.02.2015 г.». Ведь расходы можно записать в Книгу УДР только после того, как получен связанный с ними доход. А раз доход поступил 19 февраля, значит, и запись о расходах в графе 6 Книги УДР (1000 грн.) должна появиться 19.02.2015 г.

Оплата труда и суммы уплаченного ЕСВ. Расходы на оплату труда, бесспорно, попадают в расходы предпринимателя. Это также касается поощрительных и других выплат наемным работникам, предусмотренных трудовым законодательством или трудовым договором. Шпаргалку по правильным выплатам (надбавкам, премиям и т. д.) вы найдете в разд. 2 Инструкции № 5*.

* Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Также можно отразить в расходах обязательные выплаты (в частности, больничные за счет работодателя), компенсацию стоимости услуг, пре­дусмотренную законодательством, и другое. Вместе с тем не попадут в расходы суммы материальной помощи, которые освобождаются от обложения НДФЛ согласно разд. IV НКУ.

Зарплатные расходы отражайте в графе 7 Книги УДР в день выплаты (в «грязной» (начисленной) сумме). Ее не надо уменьшать на суммы удержаний в виде НДФЛ, ЕСВ «снизу» (3,6 %) и ВС. Заметим также, что

суммы удержаний с зарплаты работников отдельно в расходы не попадут, так как они уже попали в расходы в составе «грязной» зарплаты

В составе расходов (в графе 7 Книги УДР) также отражаются и суммы ЕСВ, начисленного на зарплату работников.

Обратите внимание: ЕСВ, уплаченный предпринимателем «за себя», т. е. с чистого дохода (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года), также попадают в состав расходов (в графу 8 Книги УДР). Отражаются такие расходы в день уплаты ЕСВ.

Прочие расходы деятельности. И «на десерт» самый интригующий расходный п.п. 177.4.4 НКУ. Он включил в себя прочие административные, общепроизводственные, сбытовые расходы предпринимателя.

В этот список попали расходы на:

1) командировки работников (при документальном подтверждении). Причем с 01.01.2015 г. — без каких-либо ограничений по видам и сумме суточных*. В то же время отразить в расходах затраты на собственные деловые поездки/командировки предприниматель не сможет;

2) услуги связи. Заметим: ранее к таким услугам относили почту, телеграф, телефон, телефакс, мобильную связь и т. д. А Интернет проходил по другой статье — информационное обеспечение деятельности. Но, исходя из определения телекоммуникационных услуг и правил их предоставления, Интернет — тоже услуга связи. Полагаем, проблем с интернет-расходами у предпринимателей быть не должно;

3) рекламу;

4) оплату расчетно-кассового обслуживания;

5) оплату аренды;

6) ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности. По-видимому, теперь не будет проблем и с техобслуживанием автомобилей, содержанием в порядке зданий, в том числе отражением в расходах коммунальных платежей. Надеемся, что к эксплуатационным расходам разрешат относить приобретение ГСМ для служебного легкового автомобиля, страхование имущества, его охрану и т. д.;

7) транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и прочие услуги, связанные с ней;

8) а также стоимость приобретенных у ФЛП и юрлиц услуг, которые прямо связаны с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг.

* Остались лимиты на включение сумм суточных в необлагаемый доход работников для НДФЛ и военного сбора.

Добавим: благодаря тому, что запрет на авансы исчез, получается, что с 01.01.2015 г. можно относить на расходы и все авансы за услуги, аренду, которые попадают в графу 8 Книги УДР после того, как они будут понесены.

К сожалению, не оправдались надежды общесистемщиков на возможность амортизации основных средств

Таким образом, пока общесистемщики могут радоваться только возможности включить в расходы суммы ремонтов. В то же время прямо ничего не сказано о включении в состав расходов затрат на страхование имущества, оплату лицензий и других разрешений, расходов по кредиту и др. Не нашли отражения в перечне и расходы на мероприятия по охране труда, дезинфекции помещений, в виде потерь матценностей в рамках норм естественной убыли, информационные (консультационные) услуги и т. д.

На наш взгляд, если какие-либо расходы связаны с хоздеятельностью ФЛП, то они должны учитываться как «другие расходы», оговоренные в п.п. 177.4.4 НКУ (графа 8 Книги УДР). Хорошо, если такой же подход подтвердят и налоговики в своих разъяснениях. А пока такие расходы могут значиться в списке «спорных».

выводы

  • Расходы предпринимателей должны быть оплачены и подтверждены документально. Кроме того, обязательна их связь с полученным доходом.

  • Гарантированно в расходах ФЛП окажутся материальные расходы, зарплатные суммы, ЕСВ «сверху» за работников и за себя, расходы на ремонт и все остальные, которые прямо указаны в п. 177.4 НКУ. А вот те расходы, которые в этом пункте не упомянуты, — под сомнением.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
ФЛП, общесистемщик, расходы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье