Темы статей
Выбрать темы

Товар попал под артудар…Что в учете?

Белова Наталья, налоговый эксперт
За период проведения АТО наша экономика понесла колоссальные потери. По сообщениям политиков, экономический потенциал Украины уничтожен почти на 20 %, а объемы промышленной продукции за 2014 год сократились в целом по стране более чем на 10 %. Но самый значительный удар из-за военного противостояния, конечно же, пришелся на Донецкую и Луганскую области. Общая сумма разрушений (с учетом жилищно-коммунальной, социальной инфраструктуры) составляет здесь более 1,2 млрд грн. Причем многие из объектов разрушены или повреждены из-за попаданий в них снарядов или других средств уничтожения.
Ваш склад или магазин тоже пострадал от артобстрелов? Вы потеряли сразу и здание, и товар, а теперь не знаете, как отразить эти потери в учете? Сейчас мы расскажем, как это сделать. И хотя бы одной проблемой у вас станет меньше.

Факт разрушения здания склада и уничтожения товара обязательно зафиксируйте документально. Это облегчит учет и даже убережет от лишних трат. О том, как оформить нужные документы в отношении основных средств (далее — ОС), вы можете узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88, с. 17, а в отношении ТМЦ — из «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 74, с. 23; № 88, с. 18.

Сейчас в фокусе нашего с вами внимания, дорогие коллеги, — учет потерь имущества из-за боевых действий в зоне АТО.

Списываем разрушенное здание

Бухгалтерский учет. Объект ОС признают активом, если существует вероятность получения в будущем экономических выгод от его использования. Это правило записано в п. 6 П(С)БУ 7.

Если объект перестает соответствовать этому критерию, например, вследствие разрушения или уничтожения (что как раз и произошло в рассматриваемом случае), его списывают с баланса (п. 33 П(С)БУ 7).

Основанием для списания служит Акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3, утвержденной приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352.

С месяца, следующего за месяцем выбытия объекта, прекращайте начислять на него амортизацию

Остаточную стоимость здания (т. е. разницу между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации, п. 4 П(С)БУ 7) отнесите к прочим расходам (п. 29 П(С)БУ 16) и отразите по дебету субсчета 976 «Списание необоротных активов». При определении такой разницы учитывайте в полном объеме и сумму амортизации, которая начислена в месяце выбытия объекта, т. е. в последнем месяце его эксплуатации.

Важно! Поскольку в данном случае выбытие объекта ОС не связано с продажей, его незачем признавать удерживаемым для продажи. То есть здание не нужно переводить на субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи».

Возможно, вам пришлось потратиться на разборку пострадавшего от бомбежки здания? Тогда этим расходам прямая дорога в состав прочих расходов (Дт 976, п. 29 П(С)БУ 16).

В результате разборки удалось получить материалы или отходы? Оприходуйте их по чистой стоимости реализации или цене возможного использования (пп. 2.12, 2.13 Методрекомендаций № 2) и отнесите их стоимость к прочим доходам (Дт 20 — Кт 746).

Решили эти материалы/отходы продать? Тогда, как при обыкновенной продаже запасов, отразите доход (Кт 712, п. 7 П(С)БУ 15) и одновременно расходы в размере стоимости, по которой эти материалы/отходы оприходованы (Дт 943 — Кт 20, пп. 7 и 20 П(С)БУ 16).

Налог на прибыль. Вы, конечно, уже знаете, что с 1 января 2015 года основой для исчисления налогооблагаемой прибыли являются данные финотчетности. Так что расходы в учете формируем исключительно по бухгалтерским правилам.

Единственный нюанс — плательщику, у которого доход за 2015 год окажется больше 20 млн грн.,

придется по итогам года откорректировать бухгалтерский финрезультат согласно п. 138.2 НКУ на «ликвидационную» разницу

А именно: увеличить его на сумму бухгалтерской остаточной стоимости и одновременно уменьшить на сумму налоговой остаточной стоимости ликвидированного (разрушенного) здания.

Другими словами, вначале придется прибавить к финансовому результату бухгалтерскую остаточную стоимость выбывшего объекта, а затем вычесть из него налоговую остаточную стоимость (полученную после начисления амортизации с учетом ограничений из п. 138.3 НКУ).

Налог на добавленную стоимость. НДС-последствия ликвидации ОС регулирует п. 189.9 НКУ. Его абзац второй предоставляет право не начислять «ликвидационные» НДС-обязательства, если:

— объект ОС ликвидируется в связи с уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы;

— такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в том числе при хищении ОС, что подтверждается в соответствии с законодательством;

— плательщик предоставляет налоговому органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании объекта ОС другим способом, вследствие чего такой объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению.

О каких документах идет речь? Налоговики традиционно относят к ним (см. консультацию в подкатегории 101.06 БЗ):

— Акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3

и

— заключение экспертной комиссии о невозможности использования в будущем ОС по первоначальному назначению.

Отметим: состав экспертной комиссии, как правило, утверждает руководитель предприятия. Хотя ее функции вполне может выполнять и постоянно действующая комиссия, также созданная по приказу руководителя (п. 41 Методрекомендаций № 561).

Чуть больше хлопот при списании объектов, находящихся в госсобственности. Тут к работе комиссии придется привлечь специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (п. 11 Порядка № 1314).

Перечисленные документы у вас готовы? Тогда смело не начисляйте НДС-обязательства на разрушенное здание

Только не забудьте предоставить эти документы контролерам вместе с декларацией по НДС за тот период, в котором произошла ликвидация объекта ОС. Так хотят налоговики (см. консультацию в подкатегории 101.06 БЗ). Но поскольку НДС-декларацию подают теперь только в электронной форме, копии «ликвидационных» документов потребуется сдать «ногами».

Кстати, добрую службу вам сослужит и сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) на территории проведения АТО (см. письмо ГФСУ от 07.11.2014 г. № 6437/6/99-99-19-02-02-15).

Интересно, нужно ли корректировать ранее отраженный налоговый кредит по НДС, приходящийся на недоамортизированную часть списанных в связи с разрушением ОС? Не тревожьтесь — не нужно! Ведь на сегодняшний день право плательщика на налоговый кредит п. 198.3 НКУ связывает с использованием объекта ОС в хоздеятельности. А это условие, в случае разрушения даже не полностью самортизированного здания, выполняется, поскольку оно уже успело поучаствовать в деятельности предприятия. Так что тут никаких проблем.

А влияют ли на НДС-учет разборка здания и получение материальных ценностей от его ликвидации?

Если для разборки вы привлекли стороннюю организацию, «входной» НДС по уплаченным (начисленным) ей суммам можете включить в свой налоговый кредит. Получение же материалов или отходов в результате разборки на НДС-учете никак не скажется — налоговые обязательства тут не возникают (п. 189.10 НКУ).

Другое дело, если вы захотите хотя бы что-то заработать на этих материалах и продадите их. Тогда последствия в НДС-учете будут аналогичны обычной поставке — с начислением налоговых обязательств по ставке 20 % (п. 188.1 НКУ).

Теперь посмотрим, как отразить в учете списание уничтоженного товара.

Списываем уничтоженный товар

Бухгалтерский учет. В отношении запасов в бух­учете существует правило: они признаются активами, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена (п. 5 П(С)БУ 9).

Понятно, что уничтоженные (а может быть, и украденные) в зоне АТО товары предприятие уже не сможет использовать по назначению и не получит от них в будущем никаких экономических выгод (ведь их просто нет).

Поэтому они должны быть выведены из состава активов и списаны с баланса

На это ориентирует п. 3 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 07.02.2013 г. № 73.

К большому сожалению, расходы, которые возникли вследствие порчи* товаров, вы не можете включить в нормы естественной убыли. К такому выводу подводит, например, Инструкция о применении норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной сети государственной и кооперативной торговли, утвержденная приказом Министерства торговли СССР от 02.04.87 г. № 88.

* Уничтожение товара в результате артиллерийского удара иначе как его порчей не назовешь.

Потери от порчи ТМЦ не включают в первоначальную стоимость запасов, а относят к расходам того периода, в котором факт порчи установлен (п. 14 П(С)БУ 9, п. 5.7 Методрекомендаций № 2).

Стоимость списанных ТМЦ Инструкция № 291 предлагает отражать по дебету субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета запасов.

А что, если вы учитывали товары по ценам продажи? Тогда спишите и соответствующую сумму торговой наценки, которая относится к их стоимости (п. 5.7 Методрекомендаций № 2). В этом случае списание первоначальной стоимости отразите записью: Дт 947 — Кт 282 «Товары в торговле», а списание торговой наценки — записью: Дт 285 «Торговая наценка» — Кт 282.

Еще сумму порчи ТМЦ одновременно со списанием на расходы не забудьте отразить на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». Здесь такие суммы числятся до момента решения вопроса о виновнике порчи/кражи. Так требует Инструкция № 291.

Конечно, искать виновное лицо в условиях боевых действий, да еще и на неконтролируемой территории, — гиблое дело. Поэтому сумма потерь будет «висеть» у вас на субсчете 072 до истечения срока исковой давности (обычно 3 года) с момента установления факта порчи/кражи.

Налог на прибыль. Тут теперь все так же, как и в бухучете (п.п. 134.1.1 НКУ). Причем независимо от уровня доходов плательщика. Никаких разниц по операциям с ТМЦ не рассчитываем.

Налог на добавленную стоимость. А вот с НДС-учетом сложнее. В п. 198.3 НКУ пока еще фигурирует условие включения сумм «входного» НДС по приобретенным товарам в состав налогового кредита — использование в хоздеятельности*.

* С 01.07.2015 г. это условие из текста НКУ исключат.

Уничтоженные/украденные товары в дальнейшем предприятие уже не сможет использовать в рамках своей хоздеятельности. Выходит, указанное условие налоговокредитности не соблюдается.

Поэтому, если ранее «входной» НДС по этим товарам вы учли в составе налогового кредита,

теперь, при списании, начислите на них налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения

Этого требуют пп. 189.1 и 198.5 НКУ. Выполните требование в том отчетном налоговом периоде, в котором происходит списание уничтоженных/украденных товаров, — учат контролеры (см. консультацию в подкатегории 101.02 БЗ).

Не забудьте составить налоговую накладную с типом причины «13» и зарегистрировать ее в ЕРНН. Хотя, даже если вы этого не сделаете, штрафы, предусмотренные ст. 1201 НКУ за нерегистрацию, к вам применяться не будут.

В декларации по НДС стоимость уничтоженных/украденных товаров (без НДС) впишите в строку 1 колонки А раздела I, а сумму начисленных налоговых обязательств соответственно — в строку 1 колонки Б того же раздела. В приложении Д5 в разделе I «Податкові зобов’язання» эти же суммы запишите в строку «Інші».

Насчет самого «входного» НДС будьте спокойны: его корректировать не нужно.

Если от разрыва снаряда пострадал льготный товар или им поживились нечистые на руку «человечки», то тогда НДС-обязательства на него не начисляйте.

Если имущество застраховано

Хорошо тем, кто до того, как в дом пришла беда, успел застраховать свое имущество. В этом случае можно рассчитывать на страховое возмещение от страховой компании.

Полученную от страховщика сумму (компенсацию убытков) предприятие-страхователь включает в состав доходов (Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности», п. 19 П(С)БУ 15). Делает это в периоде составления страхового акта (аварийного сертификата).

Правда, тут есть одна загвоздка: чтобы оценить застрахованные убытки и составить страховой акт (аварийный сертификат), представители страховой компании должны попасть на место, где произошел страховой случай. А в зоне АТО сделать это, к большому сожалению, не всегда возможно. Потому со страховым возмещением можно «пролететь». ☹

Остается надеяться, что мир в нашей любимой Украине все-таки настанет и больше никакие арт­обстрелы не нарушат работу предприятий и покой граждан!

выводы

  • Поскольку здание склада вследствие разрушения перестало соответствовать критерию признания активом, предприятие списывает его с баланса.

  • НДС-обязательства при ликвидации разрушенного здания вы вправе не начислять. Для этого нужно лишь предоставить налоговикам документы, подтверждающие, что объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению.

  • Потери в связи с уничтожением товара отнесите к расходам того периода, в котором установлен факт уничтожения.

  • Если ранее «входной» НДС по уничтоженным товарам вы учли в составе налогового кредита, при списании начислите на них налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения.
Теги АТО товар
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше