Учитываем полное (частичное) разрушение недвижимости

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Ноябрь, 2014/№ 88

«Ломать — не строить»

Источники разрушений могут быть различными: глобальная перестройка, пожар, наводнение, другие стихийные бедствия, в конце концов ветхость самого имущества. Только по-прежнему не хочется верить, что в нашей гостеприимной, миролюбивой, неконфликтующей, приветливой стране причиной разрушений в последнее время может стать… взрыв, снаряд или какое-то другое, наносящее непоправимый ущерб, средство уничтожения. И все же, если, к сожалению, так произошло, о том, что делать с причиненными разрушениями, поговорим в статье.

Столкнувшись с разрушениями, придется провести целый ряд мероприятий: осмотреть объект, оценить ущерб и степень возникших повреждений, определить возможность дальнейшей (например, частичной) эксплуатации объекта, задокументировать случившееся. Если разрушения масштабны и значительны, то может быть принято решение о ликвидации (частичной ликвидации) недвижимого объекта. Такие операции находят соответствующее отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Если же объект подлежит восстановлению, сопутствующие расходы учитывают как расходы на ремонты/улучшения объекта основных средств.

Теперь давайте все эти моменты разберем подробнее.

Документальное оформление разрушений

Вопросами ликвидации основных средств (ОС) на предприятии занимается созданная по приказу руководителя постоянно действующая комиссия (п. 41 Методрекомендаций № 561). В ее состав обычно входят: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность основных средств.

При первой же возможности комиссия осматривает разрушенный объект, выявляет его пригодность/непригодность к дальнейшему восстановлению (невозможность или неэффективность восстановительного ремонта), устанавливает причины, обстоятельства и лиц, виновных в разрушении объекта, определяет возможность получения и использования ТМЦ от разборки объекта, осуществляет их оценку.

При значительных разрушениях и невозможности (нецелесообразности) дальнейшего восстановления объекта может быть принято решение о его списании (ликвидации)

В таком случае по результатам осмотра комиссия составляет Акт списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3, утвержденной приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352, либо типовой формы № ОЗ-3 (бюджет), утвержденной совместным приказом Госкомстата и Главного управления Госказначейства Украины от 02.12.97 г. № 125/70, — для учреждений и организаций, содержащихся за счет бюджетных средств). Учтите, акт оформляют как при полном, так и при частичном списании объекта.

Как правило, акт содержит заключение комиссии о том, что дальнейшая эксплуатация объекта (или его части) по первоначальному назначению невозможна, с пояснением оснований для этого признания (разрушение вследствие ветхости, пожара, взрыва, артобстрела, авиаудара и т. п.).

При списании основных средств из-за аварии, стихийного бедствия к акту прилагают копию акта аварии и указывают обстоятельства стихийного бедствия (п. 42 Методрекомендаций № 561). Также к акту могут прилагаться заключения соответствующих служб (пожарной инспекции, архитектурно-строительной инспекции и т. п.) и других государственных органов, подтверждающих случившееся.

Напомним также, что списание объектов госимущества возможно только после принятия субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание (п. 5 Порядка № 1314).

Оформленный акт подписывается членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Он составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию. Второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад ТМЦ и других отходов (материалов, металлолома и т. п.), оставшихся после ликвидации объекта.

К акту списания основных средств прилагают инвентарную карточку учета основных средств (типовой формы № ОЗ-6). В ней делают соответствующие записи о выбытии объекта. Также вносят изменения в опись инвентарных карточек по учету основных средств (типовой формы № ОЗ-7), карточку учета движения основных средств (типовой формы № ОЗ-8) и инвентарный список основных средств (типовой формы № ОЗ-9).

Как правило, за этим следует приказ руководителя предприятия о выводе (частичном выводе) объекта основных средств из эксплуатации (п. 146.18 НКУ).

Таким образом, всю процедуру принятия решения о ликвидации (списании) объекта можно представить так (см. рис. на с. 19).

 

 

Итак, в зависимости от степени возникших разрушений может быть принято решение о полной либо частичной ликвидации объекта. На каждом из этих случаев остановимся отдельно.

Полная ликвидация объекта ОС

В таком случае в учете операции отражают как обычную ликвидацию объекта основных средств.

Бухгалтерский учет. Если разрушенный объект перестал соответствовать критериям актива, то его списывают с баланса (п. 33 П(С)БУ 7).

При списании (ликвидации) объекта ОС его остаточная стоимость (т. е. разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации, п. 4 П(С)БУ 7) в бухгалтерском учете относится на прочие расходы (Дт 976, п. 29 П(С)БУ 16).

Амортизацию прекращают начислять с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств. А в случае начисления амортизации производственным методом — со дня, следующего за днем выбытия объекта (п. 29 П(С)БУ 7).

Налог на прибыль. В налоговом учете при списании основных средств руководствуются «ликвидационным» п. 146.16 НКУ. Нормы этого пункта распространяются на случаи ликвидации ОС по решению плательщика или когда ОС (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации по не зависящим от плательщика причинам, или если в результате угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации плательщик вынужден отказаться от использования таких ОС. В таких случаях

в периоде ликвидации плательщик имеет право отнести в расходы недоамортизированную стоимость объекта ОС

То есть в расходы попадает амортизируемая стоимость объекта за вычетом сумм накопленной по нему амортизации (включая сумму амортизации, начисленной за последний месяц эксплуатации объекта). Сумму таких расходов включают в прочие расходы (п.п. 138.12.1 НКУ) и отражают в строке 06.4.18 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль.

Правда, внимания заслуживает один момент. Напомним, что амортизируемая стоимость — это первоначальная или переоцененная стоимость ОС за вычетом их ликвидационной стоимости (п.п. 14.1.19 НКУ). Поэтому если объекту «посчастливилось» иметь ликвидационную стоимость (п. 4 П(С)БУ 7),
она в налоговом учете не попадет в расходы (т. е. в расходах при ликвидации не поучаствует).

При этом вывод из эксплуатации ликвидируемого объекта ОС осуществляется на основании приказа руководителя предприятия (п. 146.18 НКУ). С месяца, следующего за месяцем вывода из эксплуатации, в налоговом учете прекращают амортизировать ликвидированный объект (п. 146.15 НКУ).

НДС. НДС-последствия ликвидации основных средств урегулированы п. 189.9 НКУ. Согласно абзацу второму этого пункта при ликвидации основных средств можно не начислять НДС (по ставке 20 %), если: (1) объект ликвидируется, в частности, в связи с его уничтожением или разрушением, и (2) плательщик подает налоговому органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании объекта ОС другим способом, вследствие чего такой объект не может использоваться по первоначальному назначению.

Напомним, что таким документом налоговики традиционно считают (см. подкатегорию 101.06 БЗ):

— акты списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3 и типовой формы № ОЗ-4 (для автотранспорта), утвержденные приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352), или

— заключение экспертной комиссии о невозможности использования в будущем ОС по первоначальному назначению.

Состав такой экспертной комиссии, как правило, утверждает руководитель предприятия. Хотя ее функции вполне может выполнять и упоминаемая выше созданная на предприятии постоянно действующая комиссия. Правда, в некоторых случаях (например, при списании объектов, находящихся в госсобственности) к работе комиссии могут привлекаться специалисты центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (п. 11 Порядка № 1314).

Имейте в виду:

для неначисления НДС налоговики требуют прилагать такой подтверждающий документ к декларации по НДС за тот период, в котором происходит ликвидация объекта ОС

Об этом говорится в консультации из подкатегории 101.06 БЗ.

К тому же вынуждены обратить внимание на другую «интересную» консультацию изобретательных налоговиков (в подкатегории 101.02 БЗ). Они считают, что при ликвидации все равно придется начислить НДС-обязательства — исходя из остаточной стоимости ликвидируемого объекта (в противовес якобы ранее отраженному «входному» НДС). И объясняют это тем, что объект не будет использован в хоздеятельности (п.п. «г» п. 198.5 НКУ).

Не можем с этим согласиться. Ни о каких НДС-обязательствах речи быть не может. Ведь объект был приобретен предприятием для использования в хоздеятельности и именно во время такого использования стал непригодным. Так что не может быть сомнений: актив всецело принимал участие в решении производственных задач в рамках хоздеятельности. Поэтому право на налоговый кредит по нему должно сохраняться и НДС-обязательства начисляться не должны. Особенно если учесть, что ситуация с ликвидацией ОС прямо урегулирована «специальным» п. 189.9 НКУ. И в нем о начислении налоговых обязательств в противовес «входному» НДС ничего не говорится. Наоборот, абзац второй этого пункта освобождает от начисления НДС-обязательств при соблюдении определенных условий (составлении акта списания основных средств).

Расходы, связанные с ликвидацией (на разборку, демонтаж). Сопутствующие ликвидации расходы на разборку, демонтаж основных средств в бухгалтерском учете включаются в состав прочих расходов (Дт 976, п. 29 П(С)БУ 16).

Такие связанные с ликвидацией основных средств расходы предприятие имеет право отнести в состав прочих налоговых расходов и в налоговом учете (п. 144.2, п.п. 138.12.1 НКУ). Их сумму отражают в строке 06.4.43 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль. С этим согласны и налоговики (см. консультации в подкатегории 102.09.01 БЗ). Если разборку/демонтаж осуществляла сторонняя организация, «входной» НДС по таким расходам включается в налоговый кредит.

ТМЦ от ликвидации. Полученные от ликвидации ТМЦ (материалы, комплектующие, отходы, запасные части) приходуют по чистой стоимости реализации или цене возможного использования (пп. 2.12, 2.13 Методрекомендаций № 2). В бухгалтерском учете их стоимость относится на прочие доходы (Дт 20, 22 — Кт 746).

Похожим образом складывается ситуация и в налоговом учете. Стоимость ТМЦ от ликвидации включается в состав прочих налоговых доходов (п.п. 135.5.15 НКУ). Доходы отражают в «прочей» строке 03.30 приложения ІД к декларации по налогу на прибыль.

На НДС-учет такие операции никак не повлияют. Налоговые обязательства при получении материальных ценностей от ликвидации основных средств не начисляются (п. 189.10 НКУ).

А вот в случае дальнейшей реализации этих ТМЦ последствия в налоговом учете будут аналогичны обычной продаже. То есть при продаже ТМЦ предприятие отразит налоговый доход (п.п. 135.4.1, п. 137.1 НКУ), а стоимость, по которой эти ТМЦ ранее признавались активом, отнесет в расходы (как прямые материальные расходы, п. 138.8 НКУ). Вдобавок при продаже необходимо начислить 20 % НДС.

С таким учетом ТМЦ от ликвидации согласны и налоговики (см. письма ГНСУ от 07.06.2012 г. № 9553/6/23-50.0114 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 60, с. 17 и от 23.05.2012 г. № 8802/6/15-1415, а также консультацию в подкатегории 102.09.01 БЗ).

Ну а теперь рассмотрим следующий пример.

Пример 1. Помещение склада (первоначальная стоимость — 360000 грн.; остаточная стоимость — 90000 грн.; сумма начисленного износа — 270000 грн.) полностью разрушено из-за пожара. Восстановление помещения нецелесообразно, что подтверждает заключение комиссии. Составлен акт списания основных средств (форма № ОЗ-3). Ввиду этого НДС при ликвидации основных средств не начисляется (абзац второй п. 189.9 НКУ). Расходы на разборку, демонтаж разрушенных конструкций сторонней организацией составили 20400 грн. (в том числе НДС — 3400 грн.). При ликвидации по решению комиссии предприятия оприходованы материалы, стоимость которых определена в размере 5000 грн.

На основании приказа руководителя предприятия объект выведен из эксплуатации и списан с баланса.

В учете предприятия операции отразятся следующими записями:

Таблица 1. Ликвидация объекта ос (полное списание)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

По ликвидируемому объекту ОС списаны:

— остаточная стоимость

976

103

90000

90000*

— сумма начисленного износа

131

103

270000

* В налоговом учете недоамортизированная стоимость объекта ОС – 90000 грн., т. е. разница между амортизируемой стоимостью объекта ОС (360000 грн.) и суммой накопленной по нему амортизации (270000 грн.) относится на прочие расходы (п. 146.16 НКУ). Условимся, что ликвидационная стоимость по объекту была установлена в размере 0 грн.

2

Отражены расходы на разборку, демонтаж разрушенного объекта

976

63, 68

17000

17000*

641

63, 68

3400

63, 68

311

20400

* Расходы, связанные с ликвидацией (на разборку, демонтаж), включаются в состав прочих расходов (п. 29 П(С)БУ 16, пп. 144.2, 138.12.1 НКУ).

3

Оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта

209

746

5000

5000*

* В налоговом учете стоимость полученных материалов включается в прочие доходы (п.п. 135.5.15 НКУ).

 

Частичная ликвидация объекта ОС

Разрушение объекта может быть частичным. При этом остальная сохранившаяся часть еще может послужить для использования в хоздеятельности. В таком случае комиссия может принять решение о частичной ликвидации объекта основных средств.

Впрочем, какого-то универсального рецепта здесь нет. И о надобности проведения частичной ликвидации в каждом конкретном случае нужно судить отдельно. Так, если разрушения не слишком уж катастрофичны (скажем, в здании выбиты стекла, разрушен вход и т. п.), комиссия может прийти к выводу, что вполне получится обойтись и обычным ремонтом объекта основных средств. В таком случае в бухгалтерском и налоговом учете операции отражаются как ремонт. Подробнее о ремонте основных средств читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 59, с. 55.

Так что тут многое будет зависеть от степени возникших разрушений, пригодности/непригодности объекта к восстановлению, а также решения комиссии насчет дальнейшего использования объекта.

Ну а на случай, если решено идти по пути частичной ликвидации, учетные последствия такой операции рассмотрим далее.

Бухгалтерский учет. Частичную ликвидацию объекта ОС регулируют пп. 14, 35 П(С)БУ 7 и п. 46 Методрекомендаций № 561. В них установлено, что:

при частичной ликвидации остаточная стоимость объекта ОС уменьшается

С этой целью первоначальная (переоцененная) стоимость объекта ОС и его износ соответственно уменьшаются на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта основных средств.

Но как определить такую часть? Для этого первоначальная стоимость (остаточная стоимость и сумма износа) ликвидируемой части должны быть выделены пропорционально какому-то параметру (например, площади помещения, расходам на восстановление, справедливой стоимости ликвидированной части объекта основных средств и т. п.).

Налоговый учет. При частичной ликвидации объекта ОС также должны работать нормы п. 146.16 НКУ. Поэтому недоамортизированная стоимость ликвидируемой части ОС в налоговом учете должна включаться в прочие расходы (строка 06.4.18 приложения ІВ). Такая списываемая ликвидируемая часть, например, может быть определена по бухучетным данным — на основании остаточной стоимости списываемой части объекта ОС.

Расходы, связанные с ликвидацией (разборкой, демонтажем) части основных средств, относятся в состав прочих расходов (п. 144.2, п.п. 138.12.1 НКУ). Их отражают в строке 06.4.43 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, частичной ликвидации в полной мере должны касаться и НДС-нормы п. 189.9 НКУ. Ведь во втором его абзаце, в частности, упоминается разборка основных средств. А значит, если факт такой разборки (пусть частичной) подтвержден документально (т. е. составлен соответствующий документ — акт частичной ликвидации объекта основных средств по форме № ОЗ-3), то НДС начислять не нужно.

Как видим, в целом, учетные последствия частичной ликвидации аналогичны обычной (полной) ликвидации, с той разницей, что ликвидируется лишь часть объекта основных средств.

Восстановление разрушенного объекта

А как быть, если частично разрушенный объект планируется восстановить?

В таком случае в учете возможны варианты.

Допустим, что частичная ликвидация объекта ранее не проводилась. Тогда в бухгалтерском и налоговом учете восстановление учитывают как ремонт объекта основных средств. То есть в бухгалтерском учете затраты на ремонт относят на расходы (п. 15 П(С)БУ 7). В то время как в налоговом учете в расходы попадают расходы на ремонт в пределах 10 % «ремонтного» лимита (п. 146.12 НКУ). А в сумме превышения — увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 146.11 НКУ).

Ситуация могла сложиться по-другому. Предприятие могло ранее признать частичную ликвидацию объекта, а затем достроить, дооборудовать, восстановить разрушенную часть объекта ОС. В таком случае в бухгалтерском учете достройка, дооборудование и восстановление объекта будут считаться его улучшением. Поэтому

расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию увеличат первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 14 П(С)БУ 7)

В налоговом учете расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию учитывают как расходы на улучшения основных средств. А значит, в таком случае применяют правила «ремонтных» пп. 146.11 — 146.12 НКУ. Поэтому в расходы в налоговом учете можно отнести сумму в рамках 10 % «ремонтного» лимита. А вот расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию в сумме, превышающей 10 % лимит, увеличат первоначальную стоимость восстанавливаемого объекта основных средств.

Правда, не исключаем и другой вариант развития событий. Допустим, что после достройки/переоборудования восстановленная часть будет служить уже совсем для иных целей. То есть, по сути, станет самостоятельным новым объектом основных средств. Например, разрушенная часть здания будет переоборудована под склад либо под гараж и т. п. В таком случае у предприятия имеются все основания признать восстановленную часть новым объектом учета (самостоятельным объектом основных средств). Тогда в бухгалтерском учете возникнет новый объект ОС, а в налоговом учете — новый отдельный объект основных средств группы 3 «Здания».

Пример 2. Принято решение о ликвидации части здания, разрушенной из-за ветхости. Списываемая (ликвидируемая) часть оценена (пропорционально занимаемой площади) в размере 100000 грн. (остаточная стоимость); сумма приходящегося на нее износа — 240000 грн.

Частично разрушенный объект решено восстановить (достроить). Расходы на восстановление и реконструкцию объекта составили 410000 грн. (без НДС), кроме того, НДС — 70000 грн.

В учете операции отразятся следующим образом:

Таблица 2. Ликвидация объекта ос (частичное списание) с дальнейшим восстановлением

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Отражена ликвидация части здания, списаны приходящиеся на ликвидируемую часть:

— сумма остаточной стоимости

976

103

100000

100000*

— сумма начисленного износа

131

103

240000

* В налоговом учете недоамортизированная стоимость ликвидируемой части ОС относится на прочие расходы (п. 146.16 НКУ).

2

Отражены расходы на восстановление и реконструкцию части здания

15

20, 66, 65, 63, 68

410000

641

63, 68

70000

3

Расходы по восстановлению части здания отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта (достроенная часть введена в эксплуатацию)

103

15

410000

—*

*В бухгалтерском и налоговом учете (если 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан) расходы на достройку и восстановление объекта относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС и подлежат амортизации.

 

Отдельное внимание обратим на случай, когда извлечь (выделить) стоимость востанавливаемой поврежденной части из общей стоимости объекта ОС весьма непросто. В таком случае абзац второй п. 46 Методрекомендаций № 561 устанавливает следующее. Предприятие прекращает признавать часть объекта основных средств, если такая часть заменена, а расходы на ее замену включены в первоначальную (переоцененную) стоимость объекта ОС. При этом если предприятие не может определить первоначальную стоимость замененной части, она может быть оценена в сумме расходов на замену.

Хотя не исключаем, что налоговики к такой частичной ликвидации-замене могут придираться (относиться настороженно). И говорить, что аналогичного выделения из объекта ликвидируемой части в налоговом учете НКУ не предусмотрено. А оттого высказываться «против» применения норм п. 146.16 НКУ к частичной ликвидации, и «за» то, чтобы расходы по восстановлению объекта учитывались в налоговом учете как расходы на обычный ремонт объекта основных средств.

В таком случае должны заметить, что п. 146.16 НКУ, строго говоря, не уточняет, каким образом необходимо выделять ликвидируемую часть. По сути, этот момент отдан на откуп предприятию. Поэтому считаем, что и в этом случае у предприятия есть все основания признать частичную ликвидацию объекта основных средств и отразить такие операции в налоговом учете.

Рассмотрим следующий пример.

Пример 3. Из-за нанесенных разрушений предприятие меняет крышу здания. Первоначальная стоимость здания — 500000 грн., сумма начисленного износа — 200000 грн., остаточная стоимость — 300000 грн.

Расходы на обустройство новой крыши составили 100000 грн. (без НДС), кроме того, НДС — 13800 грн.

Крыша отдельным компонентом в учете не учитывалась, и ее стоимость отдельно в первичных документах не выделялась. В связи с этим (с оглядкой на нормы абзаца второго п. 46 Метод­рекомендаций № 561) предприятие оценивает первоначальную стоимость ликвидируемой крыши по стоимости обустройства новой крыши.

Тогда у списываемой крыши:

— первоначальная стоимость — 100000 грн.;

— сумма начисленного износа — (100000 грн. / 500000 грн.) х 200000 грн. = 40000 грн.;

— остаточная стоимость — (100000 грн. / 500000 грн.) х 300000 грн. = 60000 грн. (или 100000 грн. - 40000 грн.).

Списание разрушенной крыши с последующей заменой в учете отразится так:

Таблица 3. Ликвидация объекта ос (частичное списание на стоимость замены)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражено списание старой крыши (ликвидация части здания):

— сумма остаточной стоимости старой крыши

976

103

60000

60000*

— сумма износа старой крыши

131

103

40000

* Проверяющие в этом случае могут выступать против частичной ликвидации и возможности отражения расходов по п. 146.16 НКУ, но мы считаем такие возражения необоснованными.

2

Отражены расходы на обустройство новой крыши

15

20, 66, 65, 63, 68

100000

641

63, 68

13800

3

Расходы по восстановлению крыши отнесены на увеличение первоначальной стоимости здания

103

15

100000

—*

* В бухгалтерском и налоговом учете (если 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан) расходы на замену крыши (восстановление объекта) относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС и подлежат амортизации.

 

В завершение отметим, что КМУ должен разработать целевую государственную программу, направленную на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, а также жилого фонда регионов, пострадавших от военных действий. Ведь это предусмотрено ст. 7 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» от 16.09.2014 г. № 1680-VII. Ну что ж, как говорится, поживем — увидим.

выводы

  • Ликвидацию ОС нужно подтвердить документально: актом (полного/частичного) списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3), а также приказом о выводе ОС (части ОС) из эксплуатации.

  • При ликвидации ОС в прочие расходы можно отнести: в бухгалтерском учете — остаточную стоимость, а в налоговом учете — недоамортизированную стоимость ликвидируемого объекта.

  • НДС не начисляется, если ликвидацию подтверждает акт списания основных средств или заключение экспертной комиссии о невозможности использования объекта ОС по первоначальному назначению. Такой документ налоговики требуют прилагать к декларации по НДС.

  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию разрушенного объекта в учете отражают как расходы на улучшение объекта основных средств. Хотя если разрушения не слишком масштабны, может быть достаточно обычного ремонта объекта основных средств.

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

  3. П(С)БУ 7  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  4. П(С)БУ 16  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

  5. Методрекомендации № 2  Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 10.01.2007 г. № 2.

  6. Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд